Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дайхес Н.А.

ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России

Владимирова Т.Ю.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Сапожников Я.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства»

Мачалов А.С.

1. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства»;
2. ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Мартынова А.Б.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Эффективность слуховых тренировок с использованием технологий виртуальной реальности у лиц с хронической сенсоневральной тугоухостью

Авторы:

Дайхес Н.А., Владимирова Т.Ю., Сапожников Я.М., Мачалов А.С., Мартынова А.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1084

Загрузок: 91


Как цитировать:

Дайхес Н.А., Владимирова Т.Ю., Сапожников Я.М., Мачалов А.С., Мартынова А.Б. Эффективность слуховых тренировок с использованием технологий виртуальной реальности у лиц с хронической сенсоневральной тугоухостью. Вестник оториноларингологии. 2021;86(6):17‑21.
Daikhes NA, Vladimirova TYu, Sapozhnikov YaM, Machalov AS, Martynova AB. The effectiveness of auditory training using virtual reality technologies in persons with chronic sensorineural hearing loss. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2021;86(6):17‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20218606117

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ции с вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью и би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной связью в вос­ста­нов­ле­нии фун­кции кис­ти пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):68-75
Воз­мож­но ли сни­зить уро­вень пос­ле­опе­ра­ци­он­ной бо­ли при­ме­не­ни­ем те­ра­пии вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­ти?. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(4):66-71
Вли­яние ре­аби­ли­та­ции с сен­сор­ной пер­чат­кой и вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью на ди­на­ми­ку ней­рот­ро­фи­чес­ко­го фак­то­ра го­лов­но­го моз­га и ког­ни­тив­ных выз­ван­ных по­тен­ци­алов P300 в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(12-2):75-81

Введение

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), хроническая сенсоневральная тугоухость (ХСНТ) занимает 4-е место среди основных причин, приводящих к инвалидности [1]. Почти 60% взрослых в возрасте старше 70 лет имеют клинически значимую потерю слуха. На распространенность ХСНТ влияет увеличение доли пожилых людей, у которых наблюдается необратимое повреждение слуховой системы на клеточном уровне [2, 3]. К сожалению, приобретенная потеря слуха в большинстве случаев не поддается ни хирургическому лечению, ни медикаментозной терапии.

Наиболее явным негативным последствием снижения слуха является затруднение восприятия речи, которое может привести к социальной изоляции, проблемам с психическим здоровьем, трудностям во взаимоотношениях с близкими и снижению качества жизни в целом.

Основным методом коррекции нарушения слуховой функции в настоящее время является применение слуховых аппаратов (СА) [4]. Несмотря на преимущества и значительные достижения в области цифровых СА, их использование относительно невелико: доля лиц, не использующих СА, варьирует от 5 до 40%. Возможные причины связаны с затруднением в обращении со СА, недооценкой преимуществ СА, отсутствием доступа к сурдологической помощи и стигматизацией. Кроме того, часто СА могут быть неэффективными в неблагоприятных акустических условиях, поэтому процесс слуховой реабилитации гораздо шире, чем только предоставление СА. Ввиду этого начинающим пользователям СА для улучшения эффективности коррекции слуха требуются соответствующее сурдологическое консультирование и слуховые тренировки. Вследствие слуховых тренировок совершенствуются сенсорная обработка звуков (снизу вверх) и процессы когнитивного (нисходящего) контроля, особенно в сложных акустических ситуациях. Активное проведение слуховых тренировок может вызывать пластические изменения в головном мозге за счет воздействия новых слуховых стимулов, приводя к улучшению слуховой функции у пожилых людей [5]. Исследования показывают, что за счет оптимизации адаптации к новым слуховым сигналам, поступающим от СА, слуховые тренировки улучшают результаты общения для тех, кто впервые пользуется средствами электроакустической коррекции [6].

Взаимодействие с внешним миром обычно является мультисенсорным, и человеческий мозг эволюционировал, чтобы оптимально обрабатывать информацию, работать и обучаться в мультисенсорных, а не в моносенсорных условиях. Следовательно, для достижения наиболее положительных результатов требуется проведение определенного числа слуховых тренировок с использованием мультисенсорной стимуляции, учет длительности и степени слуховых нарушений. Слуховая тренировка может быть полезна для людей, использующих СА, и для тех, кто решил от них отказаться, а также для лиц с легкой потерей слуха, не являющейся показанием к электроакустической коррекции.

Цель исследования — изучить в динамике эффективность слуховых тренировок с использованием технологий виртуальной реальности у лиц с хронической сенсоневральной тугоухостью.

Материал и методы

В группу исследования включены 68 пациентов в возрасте от 24 до 97 лет (средний возраст 57,63±15,87 года), среди них 38 женщин (55,56%) и 30 мужчин (44,44%) со скрытой потерей слуха (снижением слуха на высоких частотах), I степенью тугоухости и ее вариациями.

Дизайн исследования включает оценку жалоб и анамнеза, осмотр уха, горла и носа, тональную пороговую аудиометрию в расширенном диапазоне частот — до 20 кГц (AC40, Interacoustics A/S, Дания), тимпанометрию (AC226, Interacoustics A/S, Дания), речевую аудиометрию в свободном звуковом поле с использованием многосложного и цифрового речевого материала в тишине (сбалансированные таблицы слов Гринберга—Зиндера, записанные на CD-дисках фирмой Siemens Audiologishe-technik), анкетирование с использованием опросника SSQrus.

Слуховые тренировки проводили на базе системы диагностики и реабилитации пространственного и речевого слуха на основе виртуальной реальности с использованием различных аудиовизуальных сценариев ReviAudio, разработанной совместно с Институтом инновационного развития ФГБОУ ВО «СамГМУ» Минздрава России [7]. Результаты исследования и разработки получены в рамках выполнения программы деятельности Лидирующего исследовательского центра, реализующего дорожную карту по «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности» при финансовой поддержке Минкомсвязи России и АО «РВК» (Россия). Слуховые тренировки выполняли на персональном компьютере на базе Intel Core i5, в шлеме виртуальной реальности, использовали акустическую систему с восемью колонками Hyundai (Республика Корея), установленными на расстоянии 1,5 м под углами 0°, 45°, 90°, 135°, 180°, 225°, 270°, 315° относительно головы пациента. Расположение колонок дублировалось в аудиовизуальном изображении в шлеме виртуальной реальности. Пациента помещали в центре окружности, лицом в сторону колонки, находящейся на оси 0°, на вращающемся стуле, так чтобы он мог свободно вращаться на 180° против часовой стрелки и по часовой стрелке. В руке пациента помещался контроллер — правый или левый в зависимости от удобства или от сопутствующих заболеваний пациента. Выбирали режим «без визуальной подсказки», без фонового сигнала в виде «белого шума», целевые и нецелевые односложные сигналы, представленные мужским и женским голосом. Громкость целевых сигналов в зависимости от показаний речевой аудиометрии и пороговой тональной аудиометрии составляла более 35 дБ над индивидуальным порогом слуха. После подачи целевого сигнала пациент поворачивал голову в сторону предполагаемого им источника целевого сигнала, нажимал кнопку на контроллере и возвращался в исходное положение. Программа ReviAudio автоматически фиксировала и сохраняла в аналитической информационной системе угол поворота головы пациента в градусах относительно локализации целевого сигнала и время ответных реакций в секундах. Последовательность и направленность звуковых сигналов выбиралась программой ReviAudio в различных вариациях, во избежание запоминания пациентом. Занятия проводились ежедневно по одной процедуре в день в течение 7 дней, длительность каждого занятия составляла 15 мин с одной паузой длительностью 2 мин. Оценивали время ответных реакций пациента в секундах и точность определения пациентом направления подачи целевого сигнала в градусах по каждой из колонок на 3-й и 7-й дни слуховых тренировок. На 3-й и 7-й дни дополнительно оценивали результаты по шкалам «Восприятие речи», «Пространственный слух» и «Качество слуха» с помощью опросника SSQRus в баллах.

Условия проведения исследования соответствовали этическим стандартам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» (2000) и Правилам клинической практики в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минздрава России от 1 апреля 2016 г. №200н «Об утверждении правил надлежащей клинической практики».

Получено письменное информированное добровольное согласие каждого пациента на обследование.

В работе применяли методы математической статистики. Обработка результатов исследования проведена с помощью статистического пакета BioStat Statistica 10.0 и прикладного пакета программ Microsoft Excel. Оценка статистической значимости выполнена с применением критерия Манна—Уитни и расчетом статистической значимости различий по критерию Стьюдента при известном числе наблюдений (n). Различия считались статистически значимыми при p<0,05, p<0,01.

Результаты

Все участники (100%) завершили слуховую тренировку рекомендованной продолжительности в течение 7 дней. Этот показатель использован для оценки приверженности.

Нами выделены три группы пациентов с возрастными подгруппами младше 59 лет и старше 60 лет. В 1-ю группу включены пациенты со снижением слуха на частотах выше 8 кГц: 19 человек составили подгруппу младше 59 лет (средний возраст 48,6±1,3 года), из них 10 мужчин (средний возраст 50,7±2,4 года) и 9 женщин (средний возраст 47,0±3,2 года); 9 человек составили подгруппу старше 60 лет (средний возраст 69,2±2,8 года), из них 4 мужчин (средний возраст 67,5±4,1 года) и 5 женщин (средний возраст 70,6±5,6 года). Во 2-ю группу включены пациенты с симметричной тугоухостью I степени: 11 человек составили подгруппу младше 59 лет (средний возраст 55,3±2,3 года), из них 6 мужчин (средний возраст 55,1±2,7 года) и 5 женщин (средний возраст 49,2±4,2 года); 9 человек составили подгруппу старше 60 лет (средний возраст 69,1±2,1 года), из них 5 мужчин (средний возраст 68,5±3,4 года) и 4 женщины (средний возраст 71,3±5,1 года). В 3-ю группу вошли пациенты с асимметричной тугоухостью I степени: 11 человек составили подгруппу младше 59 лет (средний возраст 58,2±1,6 года), из них 4 мужчин (средний возраст 56,7±2,4 года) и 5 женщин (средний возраст 58,1±3,1 года); 11 человек составили подгруппу старше 60 лет (средний возраст 72,1±3,7 года), из них 5 мужчин (средний возраст 69,4±5,1 года) и 6 женщин (средний возраст 74,2±5,3 года).

По данным тональной пороговой аудиометрии среднее значение речевых частот по воздушной проводимости для правого уха у лиц младше 59 лет 1-й группы составило 16,15±2,2 дБ, 2-й группы — 32,32±2,4 дБ, 3-й группы — 32,19±2,5 дБ; у лиц старше 60 лет 1-й группы — 18,75±1,9 дБ, 2-й группы — 32,5±2,6 дБ, 3-й группы — 36,62±2,9 дБ. Среднее значение речевых частот по воздушной проводимости для левого уха у лиц младше 59 лет 1-й группы составило 15,16±3,1 дБ, 2-й группы — 32,5±3,1 дБ, 3-й группы — 33,75±2,2 дБ; у лиц старше 60 лет 1-й группы — 19,31±2,6 дБ, 2-й группы — 32,6±2,9 дБ, 3-й группы — 41,25±2,8 дБ.

Показатели речевой аудиометрии у пациентов 1-й группы были статистически значимо лучше, чем у пациентов 2-й и 3-й групп (p<0,01). Разборчивость речи у лиц младше 60 лет была лучше как в тишине, так и на фоне «белого шума». У пациентов группы асимметричной тугоухости разборчивость речи оказалась самой низкой. У лиц младше 59 лет 1-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 25,63 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 45,63 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 26,67 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 46,46 дБ. У лиц старше 60 лет 1-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 30,0 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 50,2 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 31,11 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 51,67 дБ. У лиц младше 59 лет 2-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 27,71 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 50,0 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 40,29 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 68,57 дБ. У лиц старше 60 лет 2-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 42,14 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 62,14 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 47,14дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 71,43 дБ. У лиц младше 59 лет 3-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 38,75дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 53,75 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 44,25 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 60,0 дБ. У лиц старше 60 лет 3-й группы в тишине 50% разборчивость определялась при интенсивности 50,0 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 65,29 дБ; на фоне «белого шума» 50% разборчивость определялась при интенсивности 57,06 дБ, 100% разборчивость — при интенсивности 69,71 дБ.

При проведении слуховых тренировок оценивали в динамике время реакции и точность определения пациентом направления подачи целевого сигнала в градусах по переднему направлению (расположение колонок на оси 0°, 45° и 315°), по переднебоковому направлению (расположение колонок на оси 270°, 315°, 0°, 45° и 90°) и заднему направлению (расположение колонок на оси 225°, 180° и 135°). При проведении слуховых тренировок отмечено, что результаты времени реакции и точности определения пациентом направления подачи целевого сигнала в градусах по каждой из колонок у лиц старше 60 лет ниже по сравнению с лицами младше 59 лет всех групп исследования (табл. 1, 2). У лиц 3-й группы время реакции и угол ошибки на целевой сигнал оказались выше, ввиду того что у пациентов с асимметричной тугоухостью снижена способность локализовывать звук в горизонтальной плоскости. По результатам слуховых тренировок наблюдается улучшение ответных реакций и точности определения целевого сигнала на 3-й и 7-й день исследования у пациентов всех групп.

Таблица 1. Время реакции у пациентов исследуемых групп в динамике

Направление целевого сигнала

Дни исследования

Время реакции, с

1-я группа

2-я группа

3-я группа

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

Переднее

1-й

2,41

2,63

3,24

3,80

3,68

3,94

3-й

2,21

2,26

2,86

3,28

3,02

3,92

7-й

2,03

2,08

2,82

3,14

3,0

3,24

Переднебоковое

1-й

2,53

2,64

3,26

3,83

3,70

4,03

3-й

2,27

2,30

2,90

3,33

3,26

3,93

7-й

2,04

2,10

2,86

3,16

3,20

3,34

Заднее

1-й

2,67

2,69

3,30

3,93

3,76

4,1

3-й

2,33

2,36

2,91

3,36

3,36

3,96

7-й

2,16

2,23

2,90

3,26

3,33

3,46

Таблица 2. Точность определения направления подачи целевого сигнала пациентами исследуемых групп в динамике

Направление целевого сигнала

Дни исследования

Точность определения направления подачи целевого сигнала, градусы

1-я группа

2-я группа

3-я группа

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

Переднее

1-й

36,6

35,82

47,6

52,8

47,88

52,43

3-й

27,62

31,06

34,74

36,06

39,48

47,14

7-й

24,48

28,53

27,58

31,46

30,18

37,76

Переднебоковое

1-й

35,62

37,46

50,16

53,9

48,3

53,16

3-й

27,93

31,06

33,86

36,6

40,43

47,7

7-й

24,6

28,96

28,3

31,9

32,7

37,96

Заднее

1-й

36,86

37,73

51,46

56,93

45,43

63,6

3-й

31,36

31,43

34,86

38,1

43,53

52,6

7-й

24,93

29,2

29,6

33,13

34,5

38,56

При оценке результатов по шкалам «Восприятие речи», «Пространственный слух» и «Качество слуха» с помощью опросника SSQRus в баллах на 3-й и 7-й дни исследования (табл. 3) выявлено улучшение на 2 балла и более по шкалам «Восприятие речи» и «Качество слуха» у пациентов группы симметричной тугоухости. Участники со скрытой потерей слуха отметили улучшение слуха по шкале «Качество слуха» на 3 балла и более. У исследуемых группы с асимметричным нарушением слуха наблюдалось улучшение показателей пространственного слуха на 3 балла и более.

Таблица 3. Сравнительная оценка результатов анкеты SSQRus у пациентов исследуемых групп в динамике

Шкалы SSQ-12

Дни исследования

Результаты оценки по анкете SSQRus, баллы

1-я группа

2-я группа

3-я группа

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

<59 лет

>60 лет

Восприятие речи

1-й

42,66

35,11

39,77

32,86

35,57

29,88

3-й

42,68

35,21

40,79

33,57

36,57

30,65

7-й

42,71

36,13

41,75

34,86

36,29

30,88

Пространственный слух

1-й

36,37

35,89

32,29

28,43

30,00

26,76

3-й

36,38

35,99

32,31

28,57

31,5

27,53

7-й

36,41

35,80

33,25

28,58

33,5

29,71

Качество слуха

1-й

26,41

24,67

24,43

23,43

23,75

22,47

3-й

27,79

26,78

24,86

23,71

23,85

22,53

7-й

29,12

27,89

26,14

25,29

24,75

22,76

Выводы

Сравнительный анализ результатов тренировки с использованием программы ReviAudio выявил положительные тенденции по времени ответных реакций пациента и точности определения пациентом направления подачи целевого сигнала вне зависимости от симметричности и асимметричности потери слуха. Однако у пациентов с симметричной тугоухостью показатели улучшения в результате тренировки слуха оказались выше, чем у пациентов с асимметрией слуха. Следует отметить, что пациенты с асимметричным нарушением слуха отмечают улучшение показателей пространственного слуха, пациенты с симметричной тугоухостью — улучшение восприятия речи и качества слуха, пациенты со скрытой потерей слуха — улучшение качества слуха. Таким образом, слуховые тренировки как дополнительный метод лечения эффективны у лиц с хронической сенсоневральной тугоухостью легкой степени и у лиц со скрытой потерей слуха.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.