Острые респираторные инфекции (ОРИ) / простуда — чрезвычайно распространенные заболевания, характеризующиеся воспалением слизистой оболочки верхних дыхательных путей, отличительными признаками которых чаще всего являются заложенность носа, ринорея, боль в горле и кашель. В России ОРИ и гриппом ежегодно заболевают от 27,3 до 41,2 млн человек, у детей ОРИ составляют 65% от всех регистрируемых заболеваний и являются одной из основных причин госпитализации [1—3]. Перечисленные обстоятельства определяют актуальность исследований, связанных с повышением эффективности лечения острых инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, в частности острого ринита.
Цель исследования — обобщение данных о значении альтернативного и дополнительного лечения острого инфекционного ринита препаратом коризалия.
Материал и методы
В качестве источника данных использован материал научных публикаций, вошедших в Кокрейновскую библиотеку, информационные базы РИНЦ, MEDLINE, PubMed. Выбор материала осуществляли с использованием ключевых слов: простуда, острый ринит, фитотерапия, гомеопатические препараты.
Результаты
Удельный вес различных этиологически значимых вирусов в структуре причин ОРИ зависит от многих факторов, в первую очередь от возраста больного, сезона года, используемых методов взятия материала для исследования и идентификации вирусов и проч. При этом наиболее частой независимой причиной заболевания являются риновирусы, имеющие до 100 серотипов [4—6]. В целом на долю риновирусов приходится до 50—80% всех ОРИ [7, 8].
Наряду с риновирусами в этих случаях часто обнаруживаются одновременно циркулирующие в популяции респираторно-синцитиальные вирусы, вирусы гриппа, аденовирусы, вирусы парагриппа, которые клинически обычно трудно дифференцируются. Отмечается чрезвычайно низкая частота обнаружения бактериальных инфекций у лиц молодого возраста (средний возраст 24 года) с типичными проявлениями ОРИ (простуды) — острой ринореей, заложенностью носа и/или болью в горле (пациенты с тонзиллитом и аллергическим ринитом в анамнезе, любыми хроническими заболеваниями или принимающие лекарственные средства в исследование не включались) [8]. При этом наличие бактериальной инфекции констатировано только у 7 из 200 пациентов, у 4 из которых наблюдалось повышение уровня антител IgG к Streptococcus pneumoniae (у 3 из них отмечались также положительные тесты на риновирус, а у одного пациента — как на риновирус, так и на коронавирус). Еще у одного пациента наблюдалось повышение уровня антител к Streptococcus pneumoniae, у одного пациента — к Haemophilus influenzae и к коронавирусу и у одного — положительные серологические тесты в отношении микоплазменных и коронавирусных инфекций. Подчеркивается отсутствие в носоглотке всех обследованных бета-гемолитического стрептококка группы А.
Вместе с тем в полости носа взрослых с ОРИ бактерии обнаруживаются чаще, чем у здоровых (37% и 5% соответственно, p<0,001) [9]. При этом, по данным некоторых авторов, частота обнаружения бактерий варьировала в зависимости от наличия вируса: в вирус-отрицательных образцах смывов из полости носа больных ОРИ бактериальные патогены обнаруживались в 46% случаев (H. influenzae — 29%, Moraxella catarrhalis — 22%, S. pneumoniae 9%) — чаще по сравнению с вирус-положительными образцами (27% случаев, включая H. influenzae — 19%, M. catarrhalis — 6%, S. pneumoniae — 4%). Этиологическое значение бактерий при ОРИ подтверждается эффективностью антибиотикотерапии больных, у которых обнаружены бактериальные патогены [10, 11].
Симптомы ОРИ отличаются определенной однородностью и, за небольшим исключением, в большей степени зависят от уровня иммунного ответа макроорганизма, чем от конкретного вирусного возбудителя. Учитывая высокую стоимость вирусологических исследований, результаты которых мало влияют на характер лечения, в повседневной клинической практике нет необходимости в определении этиологического фактора ОРИ [8].
Одним из наиболее частых симптомов ОРИ является острый инфекционный ринит, который клинически проявляется хорошо известной стадийностью патологических изменений в полости носа: развитием «сухой», или продромальной, стадии; стадии катаральных выделений; стадии гнойных выделений. Другие симптомы — недомогание, головная боль, заложенность ушей — возникают реже и зависят от тяжести течения ОРИ, наличия коморбидной патологии.
Следует отметить, что доказательства, подтверждающие наличие клинически значимой эффективности фармакологических или нефармакологических методов лечения в отношении сокращения продолжительности и уменьшения тяжести заболевания, в частности острого инфекционного ринита, в целом имеют невысокое качество. Как правило, лечение в этих случаях направлено на облегчение симптомов ринита (заложенности носа, ринореи), однако рекомендации в отношении использования при ОРИ безрецептурных, рецептурных лекарственных препаратов и альтернативных средств зачастую носят противоречивый характер. В частности, применяющийся при ОРИ парацетамол (Acetaminophen) способствует кратковременному уменьшению назальной обструкции и ринореи [12].
Нестероидные противовоспалительные препараты (в частности, ибупрофен) уменьшают головную боль, боль в ушах, мышечную боль, боль в суставах и чиханье, но не смягчают и не уменьшают кашель, продолжительность заболевания или общую оценку симптомов [13].
Топические антиконгестанты эффективно снижают продолжительность и выраженность назальной обструкции при остром инфекционном рините [14]. Перечисленные эффекты могут быть обусловлены собственным противовоспалительным действием оксиметазолина и ксилометазолина, оказывающих ингибирующее влияние на активность ферментов, катализирующих синтез оксида азота (NO) в слизистой оболочке носа и продукцию его метаболитов — свободных радикалов, которые вызывают токсическое повреждение эпителия дыхательных путей, способствуют усилению воспаления в полости носа, стимулируют носовую секрецию. Кроме этого, увеличение продукции NO может стимулировать носовую секрецию, отечные изменения слизистой оболочки носа и околоносовых пазух [15, 16]. Однако, несмотря на то что речь идет о безрецептурных препаратах, существует потенциальный риск развития различных осложнений и нежелательных явлений на фоне длительного применения антиконгестантов [17]. Особую осторожность следует проявлять при назначении пероральных комбинированных препаратов, содержащих симпатомиметики, из-за высокой вероятности развития тяжелых осложнений у лиц старшего возраста, беременных, при наличии у таких пациентов заболеваний сердечно-сосудистой системы, глаукомы.
Сравнительно часто при насморке назначают антигистаминные препараты. Однако, несмотря на отчетливое положительное влияние этой группы лекарственных средств на выраженность назальных симптомов (таких как зуд в полости носа, пароксизмы чихания, ринорея, заложенность носа) при аллергическом рините [18], антигистаминные препараты не оказывают клинически значимого воздействия на назальные проявления ОРИ [19].
Влияние монотерапии антигистаминными препаратами на симптомы ОРИ не отличается от плацебо [20, 21], а снижение выраженности симптомов ОРИ наблюдается при сочетанном применении антигистаминных препаратов и пероральных антиконгестантов и/или анальгетиков [22].
Определенный интерес вызывают сведения об эффективности дополнительных и альтернативных методов лечения ОРИ, в частности ринита [23]. В нескольких клинических исследованиях с участием большого числа пациентов продемонстрирована эффективность фитотерапии при ОРИ. Показано, что применение комбинации экстракта лекарственных растений (корень горечавки, цветок примулы, трава щавеля, цветок бузины и трава вербены) при остром вирусном риносинусите сопровождается значительным облегчением таких симптомов ОРИ, как ринорея, постназальное затекание, головная боль [24, 25].
Обнаружено отчетливое снижение выраженности субъективных проявлений и риноскопических изменений при остром вирусном риносинусите на фоне применения цинеола по сравнению с плацебо [26] и альтернативным растительным препаратом [27].
Результаты двойного слепого клинического исследования свидетельствуют об уменьшении тяжести симптомов ОРИ и продолжительности болезни при лечении экстрактом Andrographis paniculata [28].
Обзор результатов клинических исследований свидетельствует о положительном влиянии монопрепаратов из ягод бузины черной (Sambucus nigra) на такие симптомы гриппа у взрослых, как заложенность носа и слизистые выделения из носа, лихорадка, головная боль, при приеме в течение первых 48 ч после начала заболевания [29]. При этом у обследованных наблюдалось значительное уменьшение интенсивности перечисленных симптомов, в среднем на 50%.
Одним из распространенных дополнительных методов лечения ОРИ (острого ринита, острого риносинусита) является применение гомеопатических препаратов. В рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом клиническом исследовании 144 пациентов с острым риносинуситом показано, что у пациентов группы гомеопатического лечения средняя суммарная оценка выраженности симптомов синусита в баллах через 7 дней лечения снизилась с 12,1±1,6 балла до 5,9±2,0 балла, а в группе плацебо — с 11,7±1,6 балла до 11,0±2,9 балла (p<0,0001) [30]. Подчеркивается, что гомеопатическое лечение привело к отсутствию жалоб у 90,3% пациентов и улучшению еще у 8,3% пациентов, а в группе плацебо жалобы остались неизменными или усугубились у 88,9% пациентов.
В другом исследовании с аналогичным дизайном продемонстрирована эффективность комплексного гомеопатического препарата (Sinfrontal) по сравнению с плацебо у пациентов с острым риносинуситом, подтвержденная рентгенографией околоносовых пазух: полная ремиссия симптомов синусита на 21-й день лечения констатирована у 68,4% пациентов основной группы и у 8,9% пациентов группы плацебо [31]. Показано, что применение препарата Sinfrontal при остром риносинусите может привести к существенной экономии средств и значительному сокращению периода нетрудоспособности [32].
В открытом наблюдательном исследовании показаны эффективность, безопасность и переносимость препарата коризалия в форме таблеток для рассасывания у детей с острым инфекционным ринитом и персистирующим аллергическим ринитом легкой и средней степени тяжести. При этом уже через 3 дня у пациентов с острым ринитом наблюдалось статистически значимое снижение выраженности объективных и субъективных симптомов заболевания, а у 50% пациентов к 3-му дню терапии все симптомы исчезли. Среди пациентов, получавших наряду с коризалией сосудосуживающие препараты, их применение прекращено у 65,0% детей в связи с улучшением всех клинических симптомов и продолжено лечение коризалией [33].
Схожие результаты получены в другом сравнительном исследовании, по итогам которого уже к 3—5-му дню приема препарата коризалия отмечалось существенное улучшение клинических проявлений острого ринита у детей — в отличие от пациентов контрольной группы, получавших антиконгестанты и физиотерапевтические процедуры [34].
В многоцентровом исследовании у 53% взрослых пациентов с острым ринитом все основные симптомы были купированы на 3-й день приема препарата коризалия, а у остальных обследованных произошло статистически значимое более быстрое и эффективное снижение оценки в баллах основных симптомов: ринореи — в 2 раза, отека слизистой оболочки полости носа — в 1,5 раза, слабости и головной боли — в 2 раза. К 3-му дню терапии наблюдалась нормализация температуры тела у 82% пациентов [35]. Авторы подчеркивают значение сбалансированного состава комплексного препарата коризалия, компоненты которого характеризуются широким спектром фармакологической активности — антисекреторным, противовоспалительным, общеукрепляющим, восстанавливающим действием, обеспечивающим отчетливое положительное влияние на ключевые симптомы острого инфекционного ринита.
Вирусные инфекции верхних дыхательных путей занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, а для их лечения часто используются различные лекарственные средства, направленные на устранение симптомов заболевания. В абсолютном большинстве случаев клинические проявления ОРИ имеют вирусную этиологию, в связи с чем рекомендуется симптоматическое лечение таких пациентов. Отсутствие оптимальных лекарств предполагает необходимость использования альтернативных методов лечения.
Результаты клинических исследований свидетельствуют о значении комбинированного применения антигистаминных и противоотечных средств в снижении интенсивности симптомов ОРИ у взрослых, однако результаты таких наблюдений неоднородны [36]. Известной противоречивостью отличаются сведения о клинических преимуществах высоких доз витамина С, некоторых фитопрепаратов при ОРИ [37, 38].
Заключение
Отсутствие оптимальных лекарственных средств для этиотропного лечения вирусных острых респираторных инфекций определяет актуальность альтернативных и дополнительных методов лечения с использованием препаратов природного происхождения. В этом плане применение коризалии при остром инфекционном рините оказалось более эффективным в отношении основных симптомов ОРИ по сравнению с плацебо.
Несмотря на некоторые ограничения проведенных исследований, в частности вероятность самостоятельного купирования и разрешения симптомов ринита, следует отметить отчетливые различия в скорости регресса симптомов острых респираторных инфекций на фоне приема коризалии и в группе плацебо и/или традиционной симптоматической медикаментозной терапии, которые могут быть интерпретированы как потенциально клинически значимые.
Следует отметить отсутствие каких-либо осложнений (побочных эффектов) в процессе наблюдения, которые явились бы основанием для прекращения лечения. В целом применение препарата коризалия в соответствии с инструкцией производителя сопровождается уменьшением выраженности или исчезновением основных проявлений острых респираторных инфекций / острого ринита начиная с 3-го дня лечения, снижением потребности в использовании других лекарственных средств. Все это свидетельствует об эффективности лекарственного средства коризалия, которое может применяться при острых респираторных инфекциях (остром инфекционном рините) как в качестве альтернативного препарата, так и в комплексе с другими лекарственными средствами.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Носуля Е.В., Кунельская В.Я.
Сбор и обработка материала — Юшкина М.А.
Написание текста — Ким И.А.
Редактирование — Носуля Е.В.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.