Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Туфатулин Г.Ш.

1. СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»;
2. ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Королева И.В.

1. СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»;
2. ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Минздрава России

Эпидемиологическая характеристика детской популяции пользователей кохлеарных имплантатов Санкт-Петербурга

Авторы:

Туфатулин Г.Ш., Королева И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 696

Загрузок: 3


Как цитировать:

Туфатулин Г.Ш., Королева И.В. Эпидемиологическая характеристика детской популяции пользователей кохлеарных имплантатов Санкт-Петербурга. Вестник оториноларингологии. 2023;88(3):21‑26.
Tufatulin GSh, Koroleva IV. Epidemiological characteristics of the pediatric population of cochlear implant users in St. Petersburg. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2023;88(3):21‑26. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20228803121

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­зуль­та­ты ауди­та пер­во­го эта­па ауди­оло­ги­чес­ко­го скри­нин­га но­во­рож­ден­ных в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):26-30

Введение

В настоящее время кохлеарная имплантация как самый эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с глубокой тугоухостью и глухотой широко используется в Российской Федерации [1, 2]. В начале внедрения этой технологии в 90-х годах XX века в Российской Федерации единичные операции кохлеарной имплантации проводились за счет средств спонсоров или самих пациентов. С 2000 г. Правительство Российской Федерации стало регулярно выделять средства на оказание этого высокотехнологичного вида медицинской помощи. Постепенно в центрах кохлеарной имплантации ФГБУ «СПБ НИИ Лор» Минздрава России и РНКЦ АиС ФМБА России (теперь ФГБУ «НМИЦО ФМБА России») накапливался опыт хирургических операций у разных категорий пациентов, в том числе пациентов с аномалиями и частичной оссификацией улиток, разрабатывались методики послеоперационной слухоречевой реабилитации и оценки эффективности кохлеарной имплантации, расширялись показания к использованию этого метода лечения [3]. Благодаря увеличению финансирования с 2010 г. ежегодно операции проводятся 1000—1200 пациентам, большая часть из которых — ранооглохшие дети. Этот объем в целом покрывает ежегодные потребности Российской Федерации в односторонней имплантации нуждающимся в ней детям и взрослым, а также позволяет ряду пациентов выполнить билатеральную имплантацию. Благодаря усилиям специалистов в Российской Федерации последовательно разрабатывались нормативные документы о порядке оказания высокотехнологичной помощи на базе федеральных центров, стандарты специализированной медицинской помощи пациентам после кохлеарной имплантации, включая замену речевых процессоров и послеоперационную слухоречевую реабилитацию [4].

Кохлеарные импланты (КИ) обеспечивают глухим детям возможность воспринимать акустические сигналы на уровне, приближенном к нормальному, и благодаря этому овладевать устной речью естественным способом — посредством слуха и спонтанно, однако результаты кохлеарной имплантации варьируют и зависят от многих факторов [5]. Один из ведущих факторов — доступность в регионе проживания ребенка современной сурдопедагогической и сурдологической помощи детям с КИ, а также детям — кандидатам на кохлеарную имплантацию. В связи с этим большое значение имеют региональные эпидемиологические исследования, связанные с кохлеарной имплантацией. Эпидемиологические исследования в сурдологии позволяют не только получить релевантные статистические данные, но и оценить уровень сурдологической помощи детям изучаемой категории, эффективность технологии кохлеарной имплантации, выявить проблемные моменты организации помощи детям с КИ, разработать направления и мероприятия по повышению ее качества [6].

Цель исследования — разработать рекомендации по совершенствованию помощи детям с КИ и детям — кандидатам на кохлеарную имплантацию в региональном сурдоцентре на примере Санкт-Петербурга.

Материал и методы

Проведен ретроспективный анализ 3098 амбулаторных карт детей с нарушениями слуха, состоящих на диспансерном учете в СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр» (ДГСЦ). На основании анализа заполняли электронную базу данных, содержащую сведения об используемом техническом средстве реабилитации, а для детей с КИ — сведения о возрасте, в котором выполнена кохлеарная имплантация, стороне и типе стимуляции (монолатеральная, билатеральная, бимодальная), интервале между операциями (в случаях билатеральной имплантации), производителе системы КИ, сопутствующих нарушениях, типе посещаемой образовательной организации. База данных формировалась в программе Microsoft Office Excel 2016. Для статистической обработки данных использовали программу Statistica 10.

Результаты и обсуждение

Анализ популяции детей с нарушениями слуха в Санкт-Петербурге, втором по численности мегаполисе Российской Федерации, выявил, что из 3098 детей, состоящих на учете в ДГСЦ, у 54% детей (n=1663) выполнено протезирование слуховыми аппаратами (СА) или/и КИ (табл. 1).

Таблица 1. Использование различных технических средств реабилитации у детей (n=3098), состоящих на учете в СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»

Тип устройства

Без СА/КИ

СА

КИ

КИ+СА

Число детей, n (%)

1435 (46)

1232 (40)

287 (9)

144 (5)

Примечание. СА — слуховой аппарат; КИ — кохлеарный имплантат.

КИ использует 431 ребенок, что составляет 14% от общего числа детей, наблюдаемых в ДГСЦ, и 26% от общего числа слухопротезированных детей. Продолжают носить СА на противоположном ухе (бимодальная стимуляция) 27% детей (n=144) с КИ. Доля детей, использующих 2 КИ или КИ+СА, увеличивается в последние годы.

Дети с КИ составляют 43% из всех детей (n=1001), которые по аудиологическим показателям (двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-й степени, глухота) являются кандидатами на кохлеарную имплантацию. Остальные дети либо эффективно используют СА (4-я степень), либо их родители (преимущественно глухие) отказываются от проведения имплантации ребенку, несмотря на низкую эффективность СА. Дети, не пользующиеся техническими средствами слухопротезирования (n=1435), в основном имеют тугоухость 1-й степени, одностороннюю тугоухость или экссудативный отит.

Следует отметить, что с начала проведения операций кохлеарной имплантации детям в 1998 г. в Санкт-Петербурге некоторые дети (около 100 человек) после достижения 18 лет сняты с учета в ДГСЦ и перешли на учет в сурдологический центр для взрослых.

Операции кохлеарной имплантации детям Санкт-Петербурга в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи начали проводиться с 2004 г. (рис. 1). До 2012 г. из-за ограниченного финансирования количество детей, которым выполнялась кохлеарная имплантация, росло медленными темпами. В 2007 г. благодаря объединенным усилиям ФГБУ «СПБ НИИ Лор» Минздрава России, ДГСЦ и Санкт-Петербургской Ассоциации родителей детей — инвалидов по слуху (АРДИС) Правительство Санкт-Петербурга выделило средства на закупку 30 КИ. С 2012 г. односторонняя кохлеарная имплантация проводится всем нуждающимся в ней детям, их ежегодное число колеблется от 25 до 45. Детям, родители которых дали согласие на ее проведение, операция выполняется в течение 1—10 мес с момента оформления квоты на высокотехнологичный метод лечения.

Рис. 1. Ежегодное общее количество кохлеарных имплантаций и операций на втором ухе (билатеральная имплантация) у детей Санкт-Петербурга за период 2004—2021 гг.

Средний возраст, в котором выполнена кохлеарная имплантация, составил 3 года (36,3±28,3 мес); 52% детей (n=222) проимплантированы в возрасте от 1 года до 3 лет (рис. 2, а). В амбулаторных картах 5 детей не было информации о возрасте, в котором выполнена кохлеарная имплантация.

Рис. 2. Распределение детей в зависимости от возраста кохлеарной имплантации (а) и интервала между операциями при билатеральной операции кохлеарной имплантации (б).

Ось ординат — количество детей (% детей данной подгруппы относительно общего числа детей, которым выполнена кохлеарная имплантация). КИ — кохлеарная имплантация.

В последние годы благодаря совершенствованию аудиологического скрининга новорожденных, раннему установлению диагноза, снижению возраста слухопротезирования растет число детей, которым кохлеарная имплантация выполняется в возрасте до 2 лет. Увеличивается также число таких детей старшего дошкольного и школьного возраста, что связано с расширением показаний к кохлеарной имплантации по возрастным и аудиологическим критериям.

Большинство детей используют КИ на одном ухе, 21% детей (n=90) проведена билатеральная кохлеарная имплантация (рис. 3). В последние годы наблюдается стабильный рост числа кохлеарных имплантаций на втором ухе (см. рис. 1). У 23,4% детей (n=21) операция проведена одномоментно, у большинства интервал между операциями составил от 1 до 3 лет (рис. 2, б).

Рис. 3. Распределение детей, использующих слуховые имплантаты, в зависимости от моно- или бинаурального слухопротезирования.

КИ — кохлеарная имплантация; СА — слуховой аппарат.

В 98% случаев КИ используют дети (n=421) с диагнозом двусторонней сенсоневральной тугоухости 4-й степени (глухоты), врожденной или приобретенной в раннем возрасте. У 12 (10%) детей — пользователей КИ, в том числе использующих СА на втором ухе, выявлены заболевания спектра аудиторных нейропатий.

Установлено, что 98 (23%) детей с КИ имеют дополнительные нарушения: органическое поражение ЦНС — 44,9%; заболевания сердечно-сосудистой системы — 16,3%; неорганические когнитивные нарушения — 10,2%; первичные нарушения речи и письма — 9,2%; наследственную синдромальную патологию — 6,1%; патологию желудочно-кишечного тракта — 4,1%; моторные нарушения — 3,1%; нарушения зрения — 2%; патологию дыхательной, выделительной систем, новообразования и челюстно-лицевые аномалии — по 1%. В целом распределение различных сопутствующих нарушений среди детей с КИ такое же, как в общей популяции детей с нарушениями слуха, наблюдаемых в ДГСЦ, и соответствует данным литературы [6, 7].

На учете в ДГСЦ состоит один ребенок со стволомозговым слуховым имплантатом (MedEl), потерявший слух после перенесенного менингоэнцефалита с последующей полной оссификацией улиток, а также с потерей зрения и детским церебральным параличом. Операция стволомозговой имплантации проведена ребенку в 2017 г., в возрасте 1 год 7 мес, в Санкт-Петербурге.

Большинство детей с КИ имеют слышащих родителей. Дети с КИ из семей неслышащих родителей имели слышащих бабушек и дедушек, которые, как правило, были инициаторами проведения кохлеарной имплантации ребенку и активно участвовали в его реабилитации.

Из числа состоящих на учете в ДГСЦ 414 (96%) детей используют системы КИ производства MedEl (Австрия); 15 (3,5%) детей — КИ Cochlear Limited (Австралия); 2 (0,5%) ребенка — КИ Advanced Bionics (США).

Реоперация по разным причинам (отказ внутренней части, миграция и экструзия имплантата, инфекции и раневые осложнения) проведена 29 (6,7%) пациентам, что согласуется с данными литературы [8, 9].

Одним из важнейших социально-экономических показателей эффективности слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха является количество детей, посещающих массовые школы. Этот показатель в определенной степени позволяет судить о том, насколько кохлеарная имплантация как медико-технико-педагогическая технология восстановления слуха способна минимизировать негативное влияние глухоты на социальные аспекты жизни ребенка [4, 5].

При анализе фактора «тип образовательного учреждения, посещаемого ребенком» выявлено, что среди пациентов с КИ было больше детей, посещающих массовые учреждения, чем среди детей со СА (табл. 2).

Таблица 2. Распределение детей дошкольного и школьного возраста с кохлеарными имплантатами и слуховыми аппаратами в зависимости от типа посещаемой образовательной организации

Группы

Дошкольники

Школьники

массовый д/сад

коррекционный д/сад

не посещают

массовая школа

коррекционная школа

Дети с КИ, %

25

40

35

45

55

Дети со СА, %

15

54

31

29

71

Примечание. СА — слуховой аппарат; КИ — кохлеарный имплантат.

Различия в числе детей, посещающих массовые и коррекционные детские сады или школы, в зависимости от того, использует ребенок КИ или СА, были статистически значимыми (для дошкольников — критерий χ2=13,015; p<0,01; для школьников — критерий χ2=14,981; p<0,01).

Это означает, что коррекционная помощь многим детям, посещавшим специализированный детский сад, в котором проводились занятия с сурдопедагогом и логопедом, позволила сформировать у детей необходимые слуховые, речевые, коммуникативные, учебные навыки и подготовить к обучению в массовой школе. Большинство неорганизованных дошкольников регулярно проходили длительные курсы слухоречевой реабилитации в ДГСЦ, направленные на подготовку ребенка к обучению в условиях инклюзии.

Поскольку группа детей со СА включает слабослышащих детей, а не только детей с тугоухостью 4-й степени и глухотой, подтверждается высокая эффективность слухоречевой реабилитации детей с КИ. По-видимому, это связано с более ранней диагностикой тяжелых степеней тугоухости, являющихся показанием к кохлеарной имплантации. Кроме того, возможно, что многие дети, использующие СА при тугоухости 4-й степени и/или при слуховой нейропатии, имели бы более высокий результат реабилитации после своевременно проведенной кохлеарной имплантации.

Средний возраст выполнения кохлеарной имплантации у детей, посещающих массовые и коррекционные детские сады, статистически значимо не различался (28,1 мес и 27 мес соответственно; p>0,05). Средний возраст выполнения кохлеарной имплантации у детей, посещающих массовые школы (40,4 мес), ниже, чем у детей, посещающих коррекционные школы (47,7 мес) (p<0,05).

Заключение

Результаты эпидемиологического исследования популяции детей — пользователей кохлеарных имплантатов в Санкт-Петербурге свидетельствуют о высоком распространении и доступности данного вида высокотехнологичной медицинской помощи, реализуемой преимущественно в федеральных учреждениях. При этом не менее важными и подлежащими развитию являются этапы кохлеарной имплантации, реализуемые на региональном уровне: ранняя дифференциальная диагностика нарушений слуха, слухопротезирование слуховым аппаратом и оценка его эффективности, определение показаний к кохлеарной имплантации и послеоперационная слухоречевая реабилитация.

Анализ результатов позволил разработать направления совершенствования помощи детям с кохлеарными имплантатами в региональном сурдоцентре: 1) снижение возраста установления диагноза, первичного слухопротезирования слуховым аппаратом и оценки эффективности слухопротезирования у детей с врожденной глухотой; 2) максимально раннее информирование родителей о необходимости кохлеарной имплантации для ребенка, помощь в принятии решения о проведении операции и подготовке необходимых для этого документов; 3) организация сурдопедагогических занятий с ребенком с участием родителей в условиях Детского городского сурдологического центра с момента установления диагноза; 4) организация специального курса занятий по адаптации к слуховому аппарату и кохлеарному имплантату, по развитию слухового восприятия и речи в начальном периоде слухопротезирования; 5) регулярный (не реже 1 раза в год) осмотр ребенка с кохлеарным имплантатом с целью проверки системы, параметров настройки, выявления проблем, связанных с использованием кохлеарного имплантата, развитием слуха, речи и обучением [10].

Одним из важных вопросов, нуждающихся в решении, является слухопротезирование ребенка сразу после установления диагноза «тугоухость». По нашим данным, средний интервал между установлением диагноза и слухопротезированием составляет 15,7 мес, только 34% детей протезированы в течение 3 мес после установления диагноза [6]. Задержка чаще связана с оформлением инвалидности по слуху и ожиданием получения слухового аппарата от Фонда социального страхования. Оформление квоты на кохлеарную имплантацию происходит, как правило, быстрее. При этом в соответствии с клиническими рекомендациями вопрос о показаниях к кохлеарной имплантации решается после использования слухового аппарата в течение 3—6 мес и при отсутствии эффекта от слухопротезирования. Недопустимо пропускать этап пробного слухопротезирования по причине отсутствия слухового аппарата. Для этого региональный сурдоцентр (кабинет) должен быть обеспечен комплектом сверхмощных слуховых аппаратов.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости определенных кадровых, экономических и управленческих преобразований детской сурдологической службы Российской Федерации для развития региональных этапов кохлеарной имплантации как медицинской технологии восстановления слуха.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.