Савенко И.В.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Гарбарук Е.С.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Бобошко М.Ю.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Реабилитация недоношенных детей школьного возраста со слухоречевыми проблемами: решение, требующее обоснованного подхода
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2025;90(2): 41‑50
Просмотров: 66
Загрузок: 0
Как цитировать:
Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Бобошко М.Ю. Реабилитация недоношенных детей школьного возраста со слухоречевыми проблемами: решение, требующее обоснованного подхода. Вестник оториноларингологии.
2025;90(2):41‑50.
Savenko IV, Garbaruk ES, Boboshko MYu. Rehabilitation of preterm school-aged children with speech and hearing problems: a solution requiring a reasoned approach. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2025;90(2):41‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20259002141
Частыми проблемами, сопровождающими развитие недоношенного ребенка, являются сложности в восприятии речи и использовании языка, что в школьном возрасте может приводить к нарушению познавательных процессов, коммуникативным, социальным, академическим трудностям. Вместе с тем недоношенные дети являются группой высокого риска возникновения слуховой дисфункции, которая может затрагивать не только периферический, но и центральный отдел слуховой системы. Слуховой дефицит любого уровня как изолированно, так и в сочетании будет вызывать формирование центральных слуховых расстройств (ЦСР). В статье рассмотрена этиопатогенетическая связь слухоречевых проблем и обусловленной ими дислексии с ЦСР. С учетом современной концепции проблемы представлен междисциплинарный подход к диагностическому процессу, который позволяет прежде всего выявить характер и степень слухоречевых нарушений, а в дальнейшем верифицировать специфический слуховой дефицит. Результаты диагностического поиска дают возможность осуществить оптимальный выбор методики (ре)абилитационного вмешательства, в котором основное место отводится слуховым тренировкам. При этом в зависимости от выявленных нарушений используется либо периферический подход «снизу вверх» с коррекцией акустического входа и/или нарушенных центральных слуховых функций, либо когнитивный подход «сверху вниз», направленный на совершенствование высших психических процессов либо их сочетание. При выборе объема (ре)абилитационных мероприятий учитываются возраст и возможности недоношенного ребенка.
Ключевые слова:
Авторы:
Савенко И.В.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Гарбарук Е.С.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Бобошко М.Ю.
ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России
Дата поступления:
28.07.2024
Дата принятия в печать:
30.11.2024
Список литературы:
Закрыть метаданные
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Войдите на сайт, используя вашу учетную запись в одном из сервисов
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.