Так мало уже осталось людей-легенд. Уходит великое поколение, претерпевшее вместе со страной невзгоды и лишения, видевшее ее подлинную славу и величие. Поколение людей, преданных идее, стремившихся к лучшему не только для себя, но и для окружающих. Не жалеющих себя в работе, требующих того же от других. Поколение людей, умеющих мечтать и не бояться претворять эти мечты в реальность. Счастье Александра Федоровича Краснова — быть ярчайшим представителем этого поколения. Счастье коллектива Куйбышевского медицинского института — иметь в то время его своим руководителем.
Вот уже четыре года как ушел из жизни талантливый хирург, организатор, ученый, педагог, академик РАН А.Ф. Краснов. В июне 2019 г. ему исполнилось бы 90 лет. Хочется вспомнить об этом человеке, о некоторых штрихах его личности.
Итак, 2000-е годы… Утренние «пятиминутки», отчеты дежурной бригады о поступивших пациентах. Помимо знания наизусть фамилий, имен и отчеств, возраста больных (которых могло быть больше десяти), докладчик должен был глубоко ориентироваться в анамнезе жизни и болезни пациентов. Академик учил молодых врачей обращать внимание на мелкие детали, которые затем нередко служили основой для правильной диагностики и выбора тактики лечения.
А обходы поступивших пациентов! Контингент пациентов экстренной травматологии всегда был довольно специфичен. Однако даже самые завзятые маргиналы вытягивались в струнку, когда в палату заходил величественный Александр Федорович в сопровождении кафедральных сотрудников. Безупречный внешний вид — накрахмаленные халат и чепчик — того же требовал от всех врачей. Классический полный осмотр пациента. Параллельно — вопросы нам, обучающимся клиническим ординаторам и аспирантам. Лучшая школа — у постели больного. Действительно, это так.
Каждый месяц Краснов собирал молодых клинических ординаторов и интернов в своем кабинете на тематический зачет. Помимо обсуждения теоретических и практических вопросов травматологии и ортопедии, такие встречи всегда становились уроками культуры. Александр Федорович любил рассказывать о памятных сувенирах, подарках, украшавших его кабинет. О людях, странах, историях, связанных с ними. «Врач должен быть всесторонне развитым человеком», — этому тезису Краснов учил следовать всю жизнь.
Александр Федорович вел обширную переписку не только с представителями своей профессии. До последних дней на кафедру приходили письма академику из разных уголков нашей страны и мира. Последние книги Краснова удивительно передают его живую речь. Часто бывает так, что за облечением мысли в литературную форму теряется живой язык автора. С философскими книгами Александра Федоровича этого не произошло. Лучший способ для нас воскресить образ академика — это перечитать его последние книги. Они о кафедре, профессии, семье, жизни в целом. Читаются эти произведения очень легко.
Много добрых слов можно сказать об этом человеке, и много их говорилось разными людьми — молодыми и пожилыми сотрудниками, студентами и маститыми профессорами и, конечно, учеником — академиком РАН Г.П. Котельниковым. История Учителя и Ученика в очередной раз показывает удивительные качества характера Александра Федоровича. Умение без ревности подготовить, воспитать преемника, передать ему не только кафедру, но и руководство вузом. В сложные годы найти силы и с мудростью принять переезд кафедры на новое место и свое новое положение почетного ректора — все это наглядно демонстрирует незаурядные душевные силы Александра Федоровича.
Александр Федорович рассказывал о желании написать новую философскую книгу о мировоззрении врача, в котором нашлось бы место и религии. Он был светлым человеком. В день его похорон на золотую листву молодых березок, посаженных у учебного корпуса на Гагарина 18, начал падать первый снег. Говорят, что так природа прощается с хорошими людьми. Дорогой Александр Федорович! Мы всегда будем Вас любить и помнить.
Коллектив кафедры травматологии, ортопедии и экстремальной хирургии им. академика РАН А.Ф. Краснова Самарского государственного медицинского университет