Современный уровень высших спортивных достижений в художественной гимнастике предполагает возрастание тренировочных нагрузок, психоэмоциональной напряженности. Для юного спортсмена обычными становятся состояния, отличающиеся повышенной активацией психофизиологических ресурсов, тревожностью и стрессом [1]. Подобные состояния негативно отражаются на спортивно значимых качествах, приводят к снижению толерантности к стрессовым нагрузкам и ухудшению внимания, что препятствует успешному выполнению сложнокоординационных действий [2-6].
Важную роль в адаптации к стрессам играют гормоны коры надпочечников. Глюкокортикоиды активируют деятельность сердечно-сосудистой системы, обмен веществ, осуществляют быструю мобилизацию энергетических возможностей организма, что очень важно при физических нагрузках. Кроме того, глюкокортикоиды тормозят потребление глюкозы во внепеченочных тканях, что приводит к повышению ее уровня в плазме. У здоровых людей это влияние уравновешивается инсулином, оказывающим противоположный эффект. Тиреоидные гормоны участвуют в регуляции разнообразных физиологических функций, стимуляции клеточного и тканевого дыхания, что важно при адаптации к интенсивным нагрузкам [7].
К числу средств повышения адаптационных возможностей организма относятся рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, массаж, психокорригирующие мероприятия. Одним из методов, реализующих тренировочно-адаптационный эффект, стимуляцию работоспособности, являются углекислые ванны [8].
Цель настоящей работы - оценить динамику стресслимитирующих гормонов, психологического статуса и спортивно значимых качеств у детей-спортсменов на фоне комплекса восстановительных мероприятий в тренировочный и посттренировочный периоды.
Материал и методы
Проведено комплексное обследование 42 девочек-гимнасток 8-15 лет, занимающихся в школе олимпийского резерва г. Северска в течение 2-6 лет. Перед началом обследования все пациентки проинформированы о цели исследования и родители детей дали добровольное согласие на участие. 1-я группа спортсменок (n=17) одновременно с проведением восстановительных мероприятий регулярно тренировалиаь 5-6 раз в неделю, 1-2 раза в день по 2-4 ч, 2-я группа (n=25) получала лечебный комплекс без дополнительных нагрузок, находясь в посттренировочном периоде.
Всем спортсменкам до и после лечения проводили исследование уровней тиреотропного гормона (ТТГ), тироксина (Т
Для психологической диагностики использовались: интерпретационные коэффициенты Модифицированного восьмицветового теста Люшера (МВТ Люшера) для определения уровня стресса и психоэмоционального напряжения; тест Спилбергера-Ханина для оценки ситуативной тревожности, тесты программно-аппаратного комплекса «Vienna test system» (SCHUHFRIED, Австрия) «Когнитрон», направленные на исследование точности и концентрации внимания, Детерминационный тест для определения толерантности к нагрузкам [9].
Лечебный комплекс включал: режим - тренирующий; диету - стол №1 (согласно новой номенклатуре диет); «сухие» углекислые ванны с концентрацией углекислого газа от 20 до 60 объемных процентов, температурой паровоздушной смеси 28-32 °С, 10-15 мин, через день, на курс 8-10 процедур; ручной массаж общий, через день, на курс 10 процедур; групповые или индивидуальные занятия с психологом, направленные на снижение стрессовых и тревожных состояний, повышение устойчивости к нагрузкам, развитие внимания, по 30-40 мин, 3 раза в неделю, на курс 9-10 занятий.
Для проведения статистической обработки материала использовали пакет SPSS 18 (лицензия №20100810-1). Критерий Колмогорова-Смирнова использовался для проверки нормальности распределения. Поскольку нормальное распределение подтвердилось, данные были представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (М±m). Для определения достоверности различий зависимых и независимых выборок (до и после лечения) при нормальном распределении использовали t-критерий Стьюдента для парных наблюдений и для независимых наблюдений. Для определения корреляционных связей использовался коэффициент корреляции Пирсона. Критический уровень значимости принимался равным 0,05.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного курса было установлено, что до начала терапии у 43% (6 человек) спортсменок 1-й группы и 32% (8 человек) 2-й наблюдались значения Т
При особенно длительных нагрузках хорошим прогностическим признаком является активация гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы по показателю кортизола (повышение его концентрации в крови в пределах референтных значений). Вклад глюкокортикоидов необходим для индивидуальной устойчивости к стрессу. Однако при повышении продукции кортизола выше референтных значений наблюдается истощение функциональных резервов организма, что, как правило, негативно отражается на психоэмоциональном состоянии и спортивных результатах [7].
До начала проводимой терапии было установлено, что в обеих группах, 29% (4 человека) и 12% (3 человека) соответственно, уровень кортизола превышал пределы верхней границы нормы (референтные значения 150-660 нмоль/л). Однако в этих подгруппах к окончанию лечения наблюдалось снижение данного показателя с 1009,7±86,45 до 648,1±117,8 нмоль/л (р=0,002) в 1-й группе и с 806,8±33,28 до 568,8±115,02 нмоль/л (р=0,002) во 2-й. Напротив, у спортсменок с уровнем кортизола, изначально соответствующим референтным величинам, значимых изменений не обнаруживалось. Полученные нами результаты согласуются с данными литературы, в которых показано, что в условиях максимальной физической деятельности у спортсменок не происходит слишком большого выброса кортизола из-за адаптации к частым нагрузкам [7].
У тренирующихся спортсменок в 16% случаев (3 человека) уровень инсулина до лечения был выше нормальных показателей (контрольные значения 13,1±2,53 мкМЕ/мл), во 2-й группе повышенный уровень инсулина был в 17% случаев (4 человека). В обеих группах у детей с изначально повышенным уровнем инсулина к концу лечения наблюдалось его снижение с 20,1±4,2 до 13,8±3,3 мкМЕ/мл (р=0,049) и с 25,55±6,23 до 16,82±6,23 мкМЕ/мл (р=0,016) соответственно. У спортсменок обеих групп с нормальным уровнем инсулина значимой динамики в процессе лечения не наблюдалось.
Полученные данные объясняются тем, что при физической нагрузке происходит мобилизация гликогена печени, что отражается на содержании глюкозы в крови спортсменок. Возрастающий уровень инсулина у спортсменок способствует поглощению глюкозы работающими тканями и нормализации адаптационных реакций на стрессовые ситуации [11].
По психологическим показателям до начала лечебных мероприятий значимых различий выявлено не было: выборки характеризовались тенденцией к формированию стресса, повышенным психоэмоциональным напряжением, средним уровнем ситуативной тревоги.
В ходе лечения в обеих группах отмечалось достоверное снижение уровня стресса, психоэмоционального напряжения и ситуативной тревожности. Положительная динамика наблюдалась в состоянии спортивно значимых психологических качеств: повышении концентрации и точности внимания, увеличении толерантности к нагрузкам (р<0,05) (см. таблицу).
В начале исследования в группе детей в тренировочный период уровень кортизола, толерантность к нагрузкам и концентрация внимания были выше (на 27, 30 и 21% соответственно), точность же была в 2 раза ниже, чем у детей в посттренировочный период. Имеющиеся различия объясняются дополнительными физическими нагрузками, которые сопровождаются усиленной выработкой кортизола. Повышение кортизола в рамках референтных значений свидетельствует о запуске адаптационного механизма, соответственно происходит повышение выносливости, улучшение концентрации и собранности [12, 13]. Корреляционный анализ, проведенный между показателями уровня кортизола и точностью внимания, выявил отрицательную связь средней силы (р=–326; r=0,037), что соотносится с данными о негативном влиянии повышения кортизола в сыворотке крови на отдельные свойства внимания [14, 15]. Данный факт важен при выполнении сложнокоординационных движений в художественной гимнастике [4, 16]. Для повышения точности внимания у спортсменок следует назначать дополнительные коррекционные занятия в тренировочный период, направленные на развитие когнитивных функций.
Некоторые тенденции в различиях между группами, наблюдаемые до лечения, сохранились и после него (р<0,05). Уровень кортизола в группе тренирующихся спортсменок также был выше на 26%, а точность внимания - ниже на 26%. Выявленные ранее различия в уровне концентрации внимания и толерантности к нагрузкам после лечения не наблюдались.
Таким образом, у спортсменок может наблюдаться снижение концентрации Т
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн: Н.C., А.К., А.З., Т.Л.
Сбор и обработка материала: Н.C., Е.М., Н.М., Н.Т.
Статистическая обработка данных: С.К., О.Д., Е.М.
Написание текста: Н.C., Е.М., С.К.
Редактирование: Н.C., Т.Л., Е.М.
Перевод текста: К.А.