Недостаточная эффективность деятельности санаториев Крыма, выраженный сезонный характер их функционирования во многом обусловлены нехваткой необходимой инфраструктуры и узким спектром предоставляемых медицинских услуг. Несмотря на наличие большого ресурсного потенциала, лишь 15% здравниц работают круглый год, причем с минимальной нагрузкой в низкий сезон.
В большинстве их не определены профиль и медико-социальная потребность оказываемой помощи, а документооборот не использует современные информационные технологии. Вхождение крымских санаториев в систему курортов России поможет им объединить все бизнес-процессы и полноценно взаимодействовать в достижении качественной санаторно-курортной помощи. В отличие от крымской, российская курортная медицина с 1990-х годов перешла на бюджетно-страховую основу, включающую и экономико-правовые отношения, ориентированные на повышение качества оказываемых услуг [1]. Эффективное управление качеством индивидуализированной медицинской помощи и ресурсами зависит от сложных информационных потоков, что требует систематизации всей предметной области и унификации обрабатываемых сведений [2-5]. Многие нынешние информсистемы ориентированы больше на бронирование и функционирование отдельных служб и подразделений, чем на оценку лечебно-реабилитационного или оздоровительного эффекта работы учреждений. Это можно отнести, например, к информационной системе IRTIKUD. В медицинско-информационных системах (МИС) Здравница и Санаториум достаточно хорошо налажен механизм заполнения электронных версий историй болезней и отпуска процедур, но есть и некоторые недостатки. Так, в Здравнице довольно сложен учет услуг. Санаториум недостаточно гибок, и доработка системы с учетом потребностей конкретного учреждения затруднена и требует значительных затрат времени и финансов. Функциональных возможностей МИС 1С-Рарус не хватает для всего спектра задач медучреждения. МИС RehaBase - уже устаревший продукт, в частности по функционалу расписаний.
Цель - разработка системы управления и мониторинга деятельности санаториев Крыма, ориентированной на повышение медико-экономической эффективности санаторно-курортного лечения в новых социально-экономических условиях.
Материалы и методы
Исследование выполняли в рамках Проекта 14-47-01605 "Информатизация и научно-инновационное обеспечение управления и мониторинга санаторно-курортной деятельности в Республике Крым", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Применяли статистические исследования, методы математического моделирования и информационные технологии. Анализировали различные литературные источники, нормативно-правовую базу, стандарты, нормативы, рекомендации [3, 6, 7], а также результаты собственного анкетирования 50 санаториев Крыма.
Результаты и обсуждение
На основе проведенного анализа обнаружена взаимосвязь ключевых видов деятельности конкретной санаторно-курортной организации и качества оказываемой ею медицинской помощи. Собранные данные показали целесообразность системного подхода в вопросе автоматизации работы санаториев, применения комплекса отдельных методик. В ходе работы выявлены основные направления деятельности санаториев, влияющие на качество и экономическую эффективность медицинской помощи: уровень организации управления, хозяйственная и финансовая деятельность, доступность видов санаторно-курортной помощи, квалификация медицинского персонала, санитарно-противоэпидемический режим, материально-техническое обеспечение и инновации, организация лечебного питания, комфортность и уровень сервиса. Согласно данным направлениям, определены главные критерии при оценке качества и эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений:
1. Соблюдение стандартов санаторно-курортной помощи больным, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [7].
2. Выполнение действующих штатных нормативов работников детских санаториев и санаториев для взрослых.
3. Рациональное использование коечного фонда, основными показателями которого являются:
a) число дней работы койки (N
б) среднее число штатных коек за год:
в) плановое число койко-дней за год:
г) выполнение плана по койко-дням:
д) среднее число койко-дней, проведенных в санаторно-курортном учреждении одним больным:
е) плановое число дней путевок в год:
ж) выполнение плана по путевкам:
4. Анализ показателей лечебно-профилактической работы санаторно-курортного учреждения в целом и по отделениям. Так, для физиотерапевтического отделения основными показателями являются:
а) N
б) охват больных методами физиотерапии:
в) M - число процедур, подсчитываемых как их общая сумма по всем кабинетам отделения;
г) число видов процедур, которыми пользовался один больной:
5. Соблюдение норм расходов продуктов питания на одного больного.
6. Наличие оборудованных отделений (кабинетов) физиотерапии, ЛФК, рефлексо- и психотерапии и др., опись аптечки первой помощи [6, 7].
7. Соответствие требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПиН 2.4.2.2843-2011 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев", общим требованиям к санаторно-курортным учреждениям, указанным в ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха".
8. Анкетирование пациентов санаторно-курортного учреждения с целью выявления потребительской удовлетворенности.
Особенность предлагаемого информационного решения - учет принципов системности в процессе разработки, благодаря чему МИС получит следующие преимущества:
1. Комплексность и гибкость решения. Охват всех бизнес-процессов учреждения: размещение, питание, лечение, кадры и т.п.
2. Отсутствие необходимости в установке дорогостоящего программного обеспечения на рабочих местах, что достигается за счет клиент-серверной архитектуры системы. Все вычисления производят на сервере, что позволяет снизить требования к персональным компьютерам на рабочих местах, причем устройствам любого типа (персональный компьютер, планшет, смартфон) и с любой операционной системой (кроссплатформенность), при условии наличия в ней браузера типа Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari и др. [3].
3. Интуитивно понятный интерфейс, благодаря чему при наличии базовых навыков работы с компьютером персоналу требуется лишь минимальное обучение работе с системой.
4. Разделение функциональных обязанностей, благодаря чему каждый сотрудник имеет определенные права доступа в систему, создаются автоматизированные рабочие места с настраиваемым функционалом. Таким образом обеспечивается гибкость, быстрота создания и редактирования рабочих мест с учетом потребностей конкретного санаторно-курортного учреждения.
5. Ввод информации в систему онлайн и без запаздываний. Возможность работы из любой точки, в том числе контроль и мониторинг руководителем всех аспектов работы.
6. Хранение информации о пациентах на интернет-сервере с высоким уровнем безопасности благодаря защищенности основной базы данных от локальных сбоев, а также периодически создаваемым резервным копиям. Для функционирования защищенного канала передачи данных предполагается использование технологии VPN-туннелей.
7. Бесперебойная работа. Применение облачных технологий позволит создать среду для временного хранения передаваемой информации при сбоях работы Сети или сервера.
8. Ведение журнала изменений базы данных, что необходимо для защиты данных и политики информбезопасности.
9. Создание на базе разработанного информационного решения экспертных, научно ориентированных систем и систем поддержки принятия решений. Данные продукты значительно улучшат работу с пациентами и научно-практическую деятельность.
10. Совместимость предложенной МИС с ЕГИСЗ, что позволит гибко маршрутизировать пациентов в пределах не только города (поселка), но и района, области, субъекта и даже страны. На данном этапе в архитектуре системы имеется возможность интеграции, что поможет быстрому подключению к существующим компонентам единого информпространства с окончательным введением в эксплуатацию регионального сегмента ЕГИСЗ в Республике Крым. В первую очередь предполагается взаимодействие с сервисом интеграции прикладных систем (ИПС), который является общей интеграционной шиной ЕГИСЗ, а также с такими общесистемными компонентами, как ЕСИАиА (Единая система идентификации, аутентификации и авторизации), паспорт МО/ЛПУ (медицинской организации/лечебно-профилактического учреждения), реестр НСИ (нормативно-справочной информации), ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта). На последующих этапах планируется интеграция и с другими подсистемами ЕГИСЗ, что обеспечит максимальное взаимодействие медицинских учреждений в пределах страны.
Заключение
В результате проведенной работы предложена пилотная модель системы управления и мониторинга деятельности санатория, обеспечивающая повышение качества медицинской помощи и медико-экономической эффективности санаторно-курортного лечения в новых социально-экономических условиях. Отличительными признаками новой информационной системы являются единоразовый ввод данных в систему и многократное их использование, в том числе при генерации форм, справок, отчетов; упрощенное и автоматизированное заполнение учетной документации согласно медицинским стандартам; автоматическое формирование отчетной документации с учетом возможных изменений форм документов или их добавления.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: В.Е., П.Г.
Сбор и обработка материала: Д.Г., А.О., В.М., Ю.А.
Математико-статистическая обработка, программирование: Д.Г., А.О.
Написание текста: В.Е., Д.Г., А.О., П.Г.
Редактирование: В.Е., П.Г.