Введение
В настоящее время происходит смена парадигмы здравоохранения от патерналистской модели к партнерской, в связи с чем все большее значение приобретает проактивная позиция пациента в отношении процесса лечения и реабилитации. Согласно исследованиям, вовлеченность больного в оценку качества медицинской помощи (МП) способна улучшить не только непосредственно качество, но и эффективность лечения [1, 2]. Все большее значение приобретает включение в практику МП организация обратной связи с пациентами и реализация этого процесса в дистанционном формате через системы интерактивного мониторинга и обратной связи [3]. Это особенно актуально при оказании высокотехнологичной МП после оперативных вмешательств, когда за короткий промежуток времени (12 мес) расходуется значительный объем ресурсов здравоохранения на одного пациента. При этом сниженная физическая мобильность лиц, перенесших высокотехнологичные операции, актуализирует необходимость применения дистанционного мониторинга для сбора данных о клинических исходах, качестве МП с оценкой преемственности на амбулаторном этапе, что позволяет осуществлять прогнозирование исходов [4].
В работе проведен анализ существующей практики оценки качества МП после реваскуляризации миокарда с позиции пациента, врача и организатора здравоохранения, а также перспектив развития технологий пациентоцентричной оценки.
Цель исследования — провести анализ современных возможностей и перспектив применения многомерной оценки качества медицинской помощи и реабилитации с учетом пациентоцентричной модели и использования цифровых ресурсов.
Материал и методы
Проведен анализ опубликованных в электронной реферативной базе данных РИНЦ, PubMed руководств о применении оценок качества МП больным, перенесшим реваскуляризацию миокарда, в России. Глубина поиска: январь 2014 г. — август 2024 г. Проанализированы нормативные документы1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, научные публикации о российской практике [5—32], соответствующие критериям включения (глубина поиска — 10 лет, предмет исследования — качество МП пациентам с ишемической болезнью сердца (ИБС)). Поиск проводили по ключевым словам: «качество медицинской помощи», «организация медицинской помощи», «медицинская помощь», «организация реабилитации после реваскуляризации», «PREM», «обратная связь», «оценка пациента». Поскольку изолированное использование ключевых слов дает в результатах поиска десятки тысяч статей, то в анализе использованы только статьи, найденные по сочетаниям поисковых слов, указанным в таблице (данные приведены с учетом дублирующихся статей). В итоге для анализа отобрано 39 статей, в полнотекстовой версии которых найдены данные о предмете исследования. Проведено сравнение с зарубежной практикой по данным обзорных публикаций [4].
Результаты поисковых запросов научных статей об оценке качества медицинской помощи пациентам, перенесшим реваскуляризацию миокарда
Сочетание ключевых слов | Число результатов поиска | Число отобранных статей |
«качество медицинской помощи»+«ИБС» | 153 | 33 |
«организация медицинской помощи»+«ИБС» | 69 | 16 |
«организация реабилитации после реваскуляризации» | 8 | 0 |
«PREM»+«ИБС» | — | — |
«обратная связь»+«ИБС» | 153 | 16 |
«медицинская помощь»+«оценка пациента» | — | — |
Примечание. ИБС — ишемическая болезнь сердца.
Результаты
При анализе подходов к оценке качества МП пациентам, перенесшим реваскуляризацию миокарда, выявлено, что в России качество МП оценивается работниками здравоохранения и пациентами по разным критериям. Существующие подходы к оценке можно разделить на 3 типа. Первый тип оценки можно назвать «Взгляд организатора здравоохранения» [5—15]. Он отражает традиционную модель оценки качества МП организаторами здравоохранения, в которой применяется оценка реализации практическими врачами процессов МП, описанных в клинических рекомендациях. При этом оценка проводится с применением утвержденных форм либо специально разработанных экспертами чек-листов. Второй тип мы определяем как «Оценка врачом-специалистом» [16—24]. Эта оценка выходит за рамки выполнения процедур требований контроля качества МП. Такой подход применяется пока только в научных исследованиях либо внедрен в отдельные медицинские учреждения на основании локальных приказов и не включен в рекомендации Минздрава России. Третий тип — «Оценка МП пациентами». В широком смысле это анкеты, содержащие вопросы о состоянии пациента, связанном с качеством МП, к которым большинство исследователей относят опросники о качестве жизни [25—32]. В узком смысле такими инструментами являются опросники типа PREM (в англоязычной литературе — patient reported experience measures, PREM), по которым оценивают впечатления больного от взаимодействия с медицинским учреждением: удовлетворенность общением с врачами, медсестрами, скоростью оказания помощи, полнотой информации, которую предоставляют пациенту о его заболевании. Такие инструменты внедрены в систему здравоохранения за рубежом, однако они недостаточно представлены в настоящий момент в России и не включены в рекомендации Минздрава России по оценке качества МП.
Оценка медицинской помощи пациентам, перенесшим реваскуляризацию миокарда: что содержат отраслевые руководства и нормативно-правовые документы?
Для пациентов, перенесших реваскуляризацию миокарда, применимы опросники PREM по оценке высокотехнологичной помощи в кардиохирургическом стационаре, санаторно-курортной помощи на этапе реабилитации и амбулаторной помощи на этапе диспансерного наблюдения. Параметры МП в течение 12 месяцев после операции в значительной мере определяют клинический исход, поэтому важно разрабатывать и внедрять инструменты оценки качества МП пациентам такого профиля. Информация о том, по каким показателям можно проводить такой анализ, содержится в соответствующем приказе Минздрава России1. Чек-лист включает в себя оценку факта выполнения процедур (10 вопросов), 4 из которых содержат временные критерии их реализации, однако нет параметров оценки эффективности процедур. В приказе, которым установлен национальный стандарт МП при инфаркте миокарда (ИМ)1, перечисляются только методы диагностики и лечения, и указывается их усредненная частота. Более подробные критерии оценки качества МП пациентам, перенесшим реваскуляризацию, описаны в клинических рекомендациях (КР)3: например, «проведение…ЧКВ в течение 120 мин от постановки диагноза»). Однако не учитывается результат процедур (достижение цели вмешательства). Кроме того, эти критерии затрагивают правильность и своевременность использования медикаментозных и кардиохирургических методов, но не касаются процедур реабилитации. В КР по реабилитации сердечно-сосудистых больных, в том числе после реваскуляризации, критерии оценки качества реабилитации не даны [15]. В КР «Острый коронарный синдром без подъема сегмента ST электрокардиограммы»3регламентированы такие критерии, как взятие пациента на диспансерный учет и включение в программы изменения образа жизни, коррекции факторов риска, повышения приверженности терапии. Однако в оценку качества диспансеризации не включены критерии оценки эффективности реабилитационных мероприятий (например, динамика реальной приверженности терапии). Таким образом, можно говорить о том, что в рассмотренных нормативно-правовых документах недостаточно проработаны критерии оценки качества МП пациентам, перенесшим реваскуляризацию миокарда.
Оценка медицинской помощи врачами, проводящими реваскуляризацию миокарда и наблюдающими таких пациентов
Оценка качества МП пациентам, перенесшим реваскуляризацию, профильными врачами, происходит в настоящее время с применением невалидированных авторских опросников [16—25]. Они нацелены на анализ материально-технического обеспечения медицинского учреждения как ведущего фактора, влияющего на качество МП, а также на оценку профессионализма сотрудников, укомплектованности штата, и т.п. [31]. В отечественной практике информативным источником показателей оценки качества МП профильным пациентам является статистика ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России1, в которой представлены проанализированные отечественными авторами показатели2: общий объем процедур реваскуляризаций, время от начала заболевания до эндоваскулярного лечения, доступность МП, уровень общей летальности и анализ по подгруппам [31]. Авторы приходят к выводу, что в России за период 2016—2020 гг. выявлено улучшение показателей доступности МП, но отмечена отрицательная динамика показателей летальности.
Оценка медицинской помощи пациентами, перенесшими реваскуляризацию миокарда
В России анкеты, в которых пациент может выразить мнение о качестве медицинской помощи, размещены на сайтах ряда учреждений8, 9, 10, 11, 12. Собранной информацией располагает администрация медицинских организаций, некоторые данные опубликованы [32, 33]. Г.Р. Сагитова и соавт. выяснили, что свыше 60% пациентов довольны качеством оказания МП [33]. Респонденты указали, что можно улучшить объем и содержание информации, представленной на сайте больницы, сроки оказания помощи, вежливость персонала.
Основные проблемы в области применения опросников PREM связаны с их разработкой и валидацией. В доступных базах данных не удалось обнаружить информацию о применении в России анкет типа PREM после реваскуляризации миокарда. Представлены результаты исследования, в котором изучались возможности использования такого опросника после различных хирургических вмешательств: пациенты отметили, что необходима непрерывность медицинского обслуживания (92,0%), предоставления информации, общения и просвещения больного (69,0%) [27]. Из зарубежных публикаций заслуживает внимания работа C.R. Masterson и соавт. Эта группа ученых предложила усовершенствовать методику оценки обратной связи с больными после кардиохирургических вмешательств, применяя метод COSMIN (инструмент оценки риска предвзятости в исследованиях надежности показателей результатов, сообщаемых пациентами) [34]. По данным канадских ученых, способность врача объяснять, слушать и сопереживать может оказывать глубокое влияние на показатели здоровья, а также на удовлетворенность пациентов оказанием МП. Установлена связь между улучшением качества связи со стороны поставщика медицинских услуг и способностью пациента следовать медицинским рекомендациям, самостоятельно справляться с хроническими заболеваниями и придерживаться профилактического поведения в отношении здоровья [35]. На результаты опросов типа PREM влияют психологический профиль пациента и его отношение к болезни. Коррекция уровня потенциала к адаптации в ситуации реваскуляризации миокарда во многом определяется работой медицинских психологов с пациентом. Таким образом, ключевые факторы оценки успешности МП вне эффективности медицинских лекарственных и процедурных назначений лежат в коммуникативной сфере, что подчеркивает важность использования медико-социологического инструментария для анализа качества МП. В данном направлении Минздрав России сделал необходимый шаг, введя медицинских психологов в штат центров медицинской профилактики и кабинетов медицинской профилактики в поликлиниках13. На сайте Минздрава России можно найти валидированные русскоязычные опросники типа PROM, однако нет опросников типа PREM.
Цифровизация обратной связи
В мире стремительно идет цифровизация здравоохранения. Сбор данных с помощью анкет типа PREM также можно проводить в электронном виде, что повысит эффективность процедуры оценки и комфорт опрашиваемых. В исследовании с участием 196 пациентов J.Y. Yu и соавт. установили следующее: 83% испытуемых предпочли цифровую анкету, или им в равной степени было удобно заполнять бумажный и электронный варианты. Сбор и обработка данных происходят быстрее при использовании электронной версии [36]. Электронную анкету можно интегрировать с медицинской картой [37]. За рубежом внедряется программное обеспечение для компьютерного адаптивного тестирования, которое настраивает PREM под пациента, выбирая наиболее информативный набор вопросов на основе ответов на предыдущие вопросы. Показано, что PREM — важный инструмент не только для сбора данных о качестве медицинской помощи и состоянии пациента, но и для оценки уровня коммуникации в диаде «пациент — медицинский специалист», позволяющий положительно влиять на клинические исходы.
Заключение
Для улучшения управления качеством медицинской помощи у пациентов, перенесших реваскуляризацию миокарда, и повышения ее эффективности требуется трехсторонняя оценка врачом, пациентом и организатором здравоохранения. Реализация комплекса мероприятий по обеспечению обратной связи с помощью инструментов PREM согласуется с общими принципами управления, что позволит обеспечить повышение эффективности оказания такой ресурсоемкой высокотехнологичной медицинской помощи населению, как реваскуляризация миокарда и реабилитация после нее. Необходимы междисциплинарные исследования в области управления медицинской помощью: отношение к ее эффективности со стороны лечащих врачей, менеджеров здравоохранения, психологов, пациентов. К исследованиям проблем управления медицинской помощью важно привлекать не только менеджеров и практиков в области организации здравоохранения, но и специалистов в сфере экономических, социальных, психологических наук. Опросники типа PREM можно рассматривать как элемент цифрового здравоохранения будущего на этапе реализации IV стадии развития цифрового здравоохранения (цифровая трансформация), когда особую роль будет играть реальная практика пациентоцентричности. Цифровизация процесса PREM позволяет достигать большего охвата пациентов, экономить ресурсы, реализовывать социальную функцию здравоохранения. Такая тенденция делает целесообразным расширение функциональности медицинских информационных систем партнерскими решениями в области разработки PREM. Есть необходимость в создании собственной российской широкой доказательной базы для разработки стратегии развития и совершенствования управления медицинской помощью в современных условиях с учетом современных геополитических вызовов.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Калюта Т.Ю.; сбор и обработка материала — Калюта Т.Ю.; написание текста — Калюта Т.Ю.; научное редактирование — Федонников А.С.
Финансирование: исследование проведено в рамках выполнения государственного задания ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России на тему: «Разработка экспертной системы искусственного интеллекта для персонализированной диагностики, коррекции когнитивных нарушений и прогнозирования исходов при хронической ишемической болезни сердца в зависимости от наличия анемического синдрома».
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями». С изменениями и дополнениями от 14.04.2014, от 22.02.2019, от 21.02.2020. Ссылка активна на 06.11.24. https://base.garant.ru/70299174
2 Клинические рекомендации. Острый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы. 2020. Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 06.11.24. https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/157_4
3 Клинические рекомендации. Острый коронарный синдром без подъема сегмента ST электрокардиограммы. 2020. Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава России. Ссылка активна на 06.11.24. https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/154_2/
4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 №785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Ссылка активна на 06.11.24. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74610282/
5 Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.03.2015 №17—6 / 10 / 1—177. Ссылка активна на 06.11.24. https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/154_2
6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Ссылка активна на 06.11.24. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71575880/
7 Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2015 г. №17-6/10/1-177 «О запуске пилотного мониторинга мероприятий по снижению смертности в 2015 году» Ссылка активна на 06.11.24. https://base.garant.ru/71457008/
8 https://www.gkb-24.ru/otsenka-kachestva-okazaniya-uslug/
9 https://www.klinika29.ru/quality-assessment
10 https://gkb15.moscow/rating/
11 https://www.gkb-31.ru/ocenka-kachestva-okazaniya-uslug/
12 https://gb3zelao.ru/otsenka-kachestva-uslug.html
13 Письмо Министерства здравоохранение Российской Федерации от 01.06.2023 №15-5/3045153-13170 «Об открытии в поликлиниках кабинетов медико-психологического консультирования». Ссылка активна на 06.11.24. https://base.garant.ru/406988624/