Введение
Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) используются уже много десятилетий. На их основе созданы технические устройства или изделия медицинского назначения (ИМН) для измерения, оценки и контроля анатомо-физиологических показателей здоровья человека, представляемых в электронных записях здоровья (ЭЗЗ, electronic health records — EHR), в электронных медицинских картах (ЭМК), кодирование (маркировка) ИМН и лекарственных препаратов (ЛП) [1—5]. Как базовый элемент телемедицины ЦТЗ представляют открытый и доступный формат дистанционного и в режиме онлайн проведения профессиональных профилактических, образовательных, информационных мероприятий в системе здравоохранения, а также обмена медицинскими данными между специалистами здравоохранения и населением [1—14]. Особое место в ЦТЗ занимают искусственный интеллект (ИИ) и робототехника. Техническое, программное и нейронное сетевое обеспечение ИИ и робототехники позволяет осуществлять определенные виды организации и оказания медицинской помощи, в числе которых маршрутизация населения/пациентов, диагностика и профилактика заболеваний, неинвазивные и инвазивные хирургические вмешательства, повышение уровня профессионального образования специалистов здравоохранения и грамотности населения в вопросах здоровья [15—19]. Отмечается, что сбор и обмен медицинскими данными с применением ЦТЗ могут быть хорошим ресурсом для оценки и контроля показателей здоровья населения/больных, а также их, специалистов здравоохранения приверженности современным образовательным стандартам и клиническим рекомендациям [6—8, 20—26].
В связи с расширением сфер применения ЦТЗ важными являются знание и понимание их возможностей и проблем при любом виде и на каждом этапе оказания медицинской помощи. При этом знание и своевременное предупреждение или устранение причин таких проблем могут способствовать не только эффективному применению ЦТЗ, но их совершенствованию и дальнейшему продвижению.
Цель обзора — представить данные о возможностях, проблемах, подходах к совершенствованию и повышению эффективности цифровых технологий в здравоохранении.
Материалы и методы
Проведен обзор статей, руководств и стратегических документов, представляющих возможности, проблемы и пути их решения при использовании ЦТЗ, опубликованных за последние 10 лет и представленных в доступных базах цитирования, в полном текстовом объеме и без финансовых выплат. Поиск соответствующих материалов по данному направлению осуществлялся по отдельным ключевым словам и/или их сочетаниям: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «грамотность населения в вопросах здоровья», «медицинское профессиональное образование», «изделия медицинского назначения», «лекарственные препараты», «искусственный интеллект».
Результаты
Возможности применения цифровых технологий в здравоохранении
По мнению лидеров и организаторов здравоохранения, основная цель ЦТЗ — это улучшение здоровья населения и его благополучия, в первую очередь, за счет профилактики заболеваний, в то время как среди других целей — сокращение кадровых ресурсов и финансовых затрат на здравоохранение [1, 3, 17, 24—32].
В настоящее время известно, что использование ЦТЗ может вносить значительный вклад в улучшение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих как плановую, так и неотложную, экстренную, паллиативную, реабилитационную медицинскую помощь, способствуя, тем самым, своевременной профилактике развития и прогрессирования заболеваний, преждевременной смерти, снижению кадровых ресурсов и затрат на здравоохранение. Соответствующие заключения основаны на фактических данных о положительных изменениях в системе здравоохранения, которые опубликованы в обзорных, аналитических и наблюдательных исследованиях [1, 5—10, 12, 14, 19, 25, 26, 30, 31, 33]. К таким изменениям относятся:
— достижение координации и систематизации, обратной связи и легкости управления процессом оказания медицинской помощи, уменьшение вариаций такой помощи, повышение точности принятия решений и эффективности сотрудничества между специалистами здравоохранения разных направлений;
— своевременное оказание плановой, неотложной и экстренной, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи больным, особенно тем, кто проживает в сельской, отдаленной и труднодоступной местности, а также в периоды эпидемий/пандемий;
— создание условий для дистанционного проведения непрерывных циклов профессиональной подготовки, совершенствования знаний для специалистов здравоохранения и населения;
— снижение организационной нагрузки на медицинский персонал и, следовательно, повышение качества медицинской помощи, эффективности всей системы здравоохранения;
— сокращение числа обращений и повторных госпитализаций, а также административных ресурсов и затрат на здравоохранение;
— содействие повышению грамотности населения и пациентов в вопросах здоровья, их привлечению к своевременному получению медицинской помощи и обмену показателями здоровья, повышению уровня доверия специалистам здравоохранения при использовании эффективных инструментов осуществления профилактических мероприятий и самоконтроля заболеваний;
— обеспечение доступности организаторов здравоохранения к медицинским данным и методам оказания медицинской помощи для проведения всестороннего анализа, оценки приверженности медицинских специалистов и населения/больных современным клиническим рекомендациям, достижениям медицинской науки и практики;
— достижение соответствия спроса, планирования и обеспечения населения качественной медицинской помощью, ИМН и ЛП.
Причины проблем и ограничений, условия их решений для совершенствования и повышения эффективности цифровых технологий в здравоохранении
Причины проблем и ограничений применения цифровых технологий в здравоохранении
Ранее перечисленные факты положительного влияния ЦТЗ на все сферы организации и оказания медицинской помощи, прямой и обратной связи между специалистами здравоохранения и населением, уровни доверия и приверженности современным клиническим рекомендациям, образовательным и информационным стандартам не всегда находят отражение в реальной клинической практике. Это связано с появлением в процессе цифровой трансформации здравоохранения определенных проблем и ограничений, их влиянием на разные стороны применения ЦТЗ, которые ведут к их малой/низкой эффективности. При этом следует понимать, что малоэффективные или неэффективные ЦТЗ могут не только не влиять, но и оказывать негативное действие на качество оказания медицинской помощи населению, всю систему здравоохранения, снижая тем самым, вероятность достижения ожидаемых целей внедрения таких технологий.
По мнению исследователей [1—3, 5—12, 14, 17—19, 24, 26, 29, 31, 32], причинами недостаточности значимых или ожидаемых положительных результатов при использовании ЦТЗ могут быть:
— отсутствие или слабость инвестиционной аналитики, включающей анализ, мониторинг, сравнение и совершенствование процесса ЦТЗ, недостаточность внимания и нерациональные решения при проектировании процесса работы системы ЦТЗ, даже при достаточных финансовых инвестициях;
— несовершенная законодательная и нормативно-правовая база по использованию ЦТЗ, участию частных клиник, статусу электронных документов, формату работы телемедицинских консультаций;
— высокий риск киберпреступности и снижения безопасности управления используемой в ЦТЗ информацией, связанных с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и хранилище медицинских данных пациентов, кража таких данных;
— недостаточные инвестиции в ЦТЗ, когда основным источником инвестиционных вложений в сферу охраны здоровья является государство;
— дефицит профессиональных кадров (медицинских и технических), владеющих соответствующими знаниями и навыками применения ЦТЗ;
— отсутствие понимания/учета независимой работы технических устройств и системы здравоохранения при цифровой трансформации, что приводит к параллельному и фрагментированному включению ЦТЗ в уже существующие методы оказания медицинской помощи с дублированием последних и повышением нагрузки на специалистов здравоохранения;
— несогласованность единых стандартных подходов к оказанию медицинской помощи у специалистов здравоохранения, а также разный уровень муниципальной и региональной цифровой зрелости/готовности к ЦТЗ в пределах страны, что ограничивает своевременность и качество оказания медицинской помощи населению с использованием таких технологий;
— отсутствие возможности или временные ограничения совместного использования полного цикла медицинской помощи населению специалистами разного профиля — участниками всего процесса использования ЦТЗ;
— недостаточность знаний, навыков и опыта пользования ЦТЗ населением/пациентами, включая их готовность к электронной передаче собственных показателей здоровья специалистам здравоохранения;
— низкое качество ИМН, используемых для мониторирования и самоконтроля показателей здоровья населения, передачи таких данных в онлайновом формате;
— отсутствие равного доступа к качественному техническому оборудованию и цифровым программам его обеспечения, высокоскоростному интернету и онлайновым сетям специалистам здравоохранения и населения, особенно тем, кто проживает в сельских, удаленных и труднодоступных районах, проблемы с трансформацией поддерживающей обратную связь;
— потребность в многократных инвестициях в непрерывное профессиональное образование, повышение грамотности населения в вопросах здоровья и навыков самоконтроля его показателей, соответствующие стандартам современных достижений медицинской науки и практики;
— длительное время ожидания достижения переломного момента в подготовке необходимого количества специалистов и населения, владеющих соответствующими знаниями/навыками и доверия к ЦТЗ;
— различия между муниципальными/региональными процессами цифровой трансформации здравоохранения, отсутствие комплексного единого странового кадрового, технического/программного и финансового обеспечения.
Условия для решения проблем и ограничений цифровых технологий в здравоохранении
Для решения проблем и устранения ограничений, которые снижают эффективность использования ЦТЗ, предложены следующие условия [1, 3, 5—12, 14, 17—19, 23—32]:
— обеспечение надежной нормативно-правовой базы, сильной политической поддержки, лидерства для конструктивного взаимодействия и участия всех заинтересованных сторон ЦТЗ;
— принятие и исполнение стратегических решений по стандартизации, систематизации современных, основанных на доказательствах, методов оказания медицинской помощи и продвижения грамотности населения в вопросах здоровья, нормативно-правовая поддержка скоординированного подхода к стандартам функциональной совместимости полного цикла оказания медицинской помощи и доступа к ней;
— наличие необходимого количества качественного технического оборудования и программ к нему, высокой пропускной способности и скорости онлайновых сетей, обеспечение доступа к ним всех участников ЦТЗ;
— обеспеченность кадровыми ресурсами и программами, гарантирующими обратную связь при медицинских вмешательствах, как фундаментальной основы всего периода трансформации, мониторирования и оценки эффективности ЦТЗ;
— планирование изменений подходов пациентов и врачей к совместному прогрессу, успеху при осуществлении медицинской помощи для обеспечения эффективной трансляции знаний в соответствии с целями заинтересованных сторон;
— поддержка на постоянной основе связи между аналитическими данными, последними достижениями медицинской науки и клинической практики, а также организационными процессами в здравоохранении, обеспечение доступа к ним специалистов и организаторов здравоохранения, лиц, принимающих решения;
— содействие получению достаточных многократных инвестиций в непрерывную профессиональную медицинскую подготовку и повышение грамотности населения в вопросах здоровья, владение навыками применения и управления процессами ЦТЗ для осуществления медицинской помощи, контроля и самоконтроля ее качества;
— предоставление населению качественных инструментов для эффективной профилактики и самоконтроля заболеваний, способствующих укреплению отношений и доверия между специалистами здравоохранения и населением/пациентами;
— эффективное использование ресурсов — управление технологиями обоснованного планирования и адекватной инвестиционной финансовой, технической, кадровой политики, основанной на данных анализа, мониторинга, условиях применения и возможностях совершенствования ЦТЗ, с учетом количества пациентов и объема их потребностей в определенных видах медицинской помощи;
— предоставление гарантий допуска пациентов к информации, которой обмениваются в секторе здравоохранения;
— регулярный контроль прозрачности инвестиций в ЦТЗ, как со стороны государственных/региональных органов управления здравоохранением, так и государственных/региональных внебюджетных фондов и соответствующих контролирующих инстанций;
— наличие финансовых стратегий развития ЦТЗ, включая инвестиционную дорожную карту с механизмом прозрачности распределения ресурсов между участниками всего процесса цифровой трансформации в здравоохранении;
— возможность использования на национальном и местном уровнях устойчивых систем и процедур безопасности управления медицинской информацией, включающих ее хранение, доставку и обмен, которые должны быть обеспечены надежной защитой, особенно при растущих угрозах кибератак.
Перспективные направления развития здравоохранения, медицинской науки и практики, способствующие совершенствованию и эффективности ЦТЗ
Как представлено ранее, для перспективного развития ЦТЗ и успешного стратегического партнерства необходима, в первую очередь, сильная законодательная и надежная нормативно-правовая база, которая будет способствовать расширению прав доступа соответствующих групп населения к медицинской информации, обмену такой информацией и ее защите, а также адекватная, соответствующая потребностям, инвестиционная (кадровая, техническая, лекарственная, сетевая и т.д.) политика и финансовая поддержка. В опубликованных работах [1, 3, 5, 6, 8—12, 14, 19, 25—29, 31—38] представлены необходимые действия в системе здравоохранения, медицинской науки и практики, среди которых:
— систематический анализ, оценка результативности и эффективности деятельности системы здравоохранения;
— проведение качественных, основанных на научных подходах, биомедицинских и клинических целевых исследований;
— организация и осуществление профессиональных медицинских образовательных и информационных программ, профилактических вмешательств с учетом современных достижений медицинской науки и практики;
— создание единого стандарта оказания всех уровней и этапов медицинской помощи;
— устранение неравенства населения в доступе к качественной медицинской помощи.
Предполагается, что ЦТЗ в будущем могут представлять собой инновационную дорожную карту, которая сможет отражать как сильные стороны здравоохранения, так и надежное стратегическое партнерство с другими участниками создания, поддержки и использования таких технологий [1, 3—6, 8, 9, 11—14, 16, 17, 20, 22, 27].
Заключение
Многокомпонентность кластера цифровых технологий в здравоохранении предполагает разнонаправленную деятельность и значимость всех его участников при цифровом здравоохранении. Среди участников использования цифровых технологий в здравоохранении особое место занимают учреждения профильного профессионального медицинского и технического образования (этапы до- и последипломной подготовки), биомедицинские научно-исследовательские центры, производители изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, технического оборудования и их программного обеспечения, создатели нейронных и коммуникационных сетей, искусственного интеллекта и робототехники. При этом основой для последующих скоординированных действий участников применения цифровых технологий в здравоохранении может стать выбор стратегических приоритетов, которые представлены в документе «План действий в области цифрового здравоохранения Европейского региона ВОЗ на 2023—2030 гг.» [39]. С целью ускорения процесса трансформации и эффективного внедрения цифрового здравоохранения в странах европейского региона и обеспечения принципа «Здоровье для всех» в документе представлены следующие стратегические приоритеты:
— установление норм, разработка обоснованных технических указаний и определение стратегического направления для поддержки процесса принятия решений в сфере цифрового здравоохранения;
— укрепление потенциала стран в области более эффективного стратегического руководства процессом цифровой трансформации в секторе здравоохранения;
— формирование сетевых объединений и содействие диалогу, обмену знаниями с целью поддержки взаимодействия между партнерами, заинтересованными сторонами и широкой общественностью при решении задач, связанных с внедрением инноваций в сфере цифрового здравоохранения;
— проведение «сканирования горизонтов» и обзорного анализа с целью выявления ориентированных на пациента решений для последующего распространения на страновом и региональном уровнях.
В настоящее время сформировано мнение, что эффективная цифровая трансформация здравоохранения в Российской Федерации и других странах станет важным инструментом оказания населению качественной медицинской помощи разных уровней и достижения не только целей ЦТЗ, но Целей Устойчивого Развития на страновом, региональном и глобальном уровне [1—4, 6—10, 12, 14, 23—32, 34—36, 38—40].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.