Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении

Авторы:

Масленникова Г.Я.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2024;27(12): 31‑36

Просмотров: 86

Загрузок: 1


Как цитировать:

Масленникова Г.Я. Возможности, проблемы и подходы к совершенствованию цифровых технологий в здравоохранении. Профилактическая медицина. 2024;27(12):31‑36.
Maslennikova GYa. Challenges, problems and approaches to healthcare digital technologies enhancement. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(12):31‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242712131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Циф­ро­вое здра­во­ох­ра­не­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: ос­нов­ные по­ня­тия для прак­ти­ку­ющих вра­чей. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):97-105
Срав­не­ние прог­нос­ти­чес­ких воз­мож­нос­тей тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов оцен­ки сер­деч­но-со­су­дис­то­го рис­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем шкал SCORE и FRAMINGHAM, тех­но­ло­гий ма­шин­но­го обу­че­ния «ИНТЕРЭПИД». Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):96-102
Раз­ра­бот­ка и тес­ти­ро­ва­ние но­вых ме­то­ди­чес­ких под­хо­дов прог­но­зи­ро­ва­ния сер­деч­но-со­су­дис­тых со­бы­тий у здо­ро­вых лю­дей с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гии ма­шин­но­го обу­че­ния на ба­зе меж­ду­на­род­но­го ис­сле­до­ва­ния «Ин­те­рэ­пид». Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):72-79
Осо­бен­нос­ти ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «че­люс­тно-ли­це­вая хи­рур­гия» в Юж­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):23-30
Мо­ни­то­ринг бе­зо­пас­нос­ти ме­ди­цин­ских из­де­лий в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии и кос­ме­то­ло­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):96-102
Пер­вый опыт ис­поль­зо­ва­ния тех­но­ло­гии ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та в сис­те­ме CAD EYE при ко­ло­нос­ко­пии у де­тей. (Се­рия кли­ни­чес­ких слу­ча­ев). До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):94-100
Срав­не­ние ди­аг­нос­ти­чес­ких ха­рак­те­рис­тик им­му­нох­ро­ма­тог­ра­фи­чес­ких тес­тов для вы­яв­ле­ния ан­ти­ге­нов SARS-CoV-2 с дан­ны­ми не­за­ви­си­мых ис­сле­до­ва­ний. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2024;(1):13-19
Ис­кусствен­ные ин­тел­лек­ту­аль­ные сис­те­мы в раз­ви­тии вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(2):19-29
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в па­то­ло­ги­чес­кой ана­то­мии. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(2):65-71
Роль те­ле­ме­ди­ци­ны в дер­ма­то­ло­гии с при­ме­ра­ми по ор­га­ни­за­ции ус­луг па­ци­ен­там с псо­ри­азом и ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(2):111-117

Введение

Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) используются уже много десятилетий. На их основе созданы технические устройства или изделия медицинского назначения (ИМН) для измерения, оценки и контроля анатомо-физиологических показателей здоровья человека, представляемых в электронных записях здоровья (ЭЗЗ, electronic health records — EHR), в электронных медицинских картах (ЭМК), кодирование (маркировка) ИМН и лекарственных препаратов (ЛП) [1—5]. Как базовый элемент телемедицины ЦТЗ представляют открытый и доступный формат дистанционного и в режиме онлайн проведения профессиональных профилактических, образовательных, информационных мероприятий в системе здравоохранения, а также обмена медицинскими данными между специалистами здравоохранения и населением [1—14]. Особое место в ЦТЗ занимают искусственный интеллект (ИИ) и робототехника. Техническое, программное и нейронное сетевое обеспечение ИИ и робототехники позволяет осуществлять определенные виды организации и оказания медицинской помощи, в числе которых маршрутизация населения/пациентов, диагностика и профилактика заболеваний, неинвазивные и инвазивные хирургические вмешательства, повышение уровня профессионального образования специалистов здравоохранения и грамотности населения в вопросах здоровья [15—19]. Отмечается, что сбор и обмен медицинскими данными с применением ЦТЗ могут быть хорошим ресурсом для оценки и контроля показателей здоровья населения/больных, а также их, специалистов здравоохранения приверженности современным образовательным стандартам и клиническим рекомендациям [6—8, 20—26].

В связи с расширением сфер применения ЦТЗ важными являются знание и понимание их возможностей и проблем при любом виде и на каждом этапе оказания медицинской помощи. При этом знание и своевременное предупреждение или устранение причин таких проблем могут способствовать не только эффективному применению ЦТЗ, но их совершенствованию и дальнейшему продвижению.

Цель обзора — представить данные о возможностях, проблемах, подходах к совершенствованию и повышению эффективности цифровых технологий в здравоохранении.

Материалы и методы

Проведен обзор статей, руководств и стратегических документов, представляющих возможности, проблемы и пути их решения при использовании ЦТЗ, опубликованных за последние 10 лет и представленных в доступных базах цитирования, в полном текстовом объеме и без финансовых выплат. Поиск соответствующих материалов по данному направлению осуществлялся по отдельным ключевым словам и/или их сочетаниям: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «грамотность населения в вопросах здоровья», «медицинское профессиональное образование», «изделия медицинского назначения», «лекарственные препараты», «искусственный интеллект».

Результаты

Возможности применения цифровых технологий в здравоохранении

По мнению лидеров и организаторов здравоохранения, основная цель ЦТЗ — это улучшение здоровья населения и его благополучия, в первую очередь, за счет профилактики заболеваний, в то время как среди других целей — сокращение кадровых ресурсов и финансовых затрат на здравоохранение [1, 3, 17, 24—32].

В настоящее время известно, что использование ЦТЗ может вносить значительный вклад в улучшение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих как плановую, так и неотложную, экстренную, паллиативную, реабилитационную медицинскую помощь, способствуя, тем самым, своевременной профилактике развития и прогрессирования заболеваний, преждевременной смерти, снижению кадровых ресурсов и затрат на здравоохранение. Соответствующие заключения основаны на фактических данных о положительных изменениях в системе здравоохранения, которые опубликованы в обзорных, аналитических и наблюдательных исследованиях [1, 5—10, 12, 14, 19, 25, 26, 30, 31, 33]. К таким изменениям относятся:

— достижение координации и систематизации, обратной связи и легкости управления процессом оказания медицинской помощи, уменьшение вариаций такой помощи, повышение точности принятия решений и эффективности сотрудничества между специалистами здравоохранения разных направлений;

— своевременное оказание плановой, неотложной и экстренной, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи больным, особенно тем, кто проживает в сельской, отдаленной и труднодоступной местности, а также в периоды эпидемий/пандемий;

— создание условий для дистанционного проведения непрерывных циклов профессиональной подготовки, совершенствования знаний для специалистов здравоохранения и населения;

— снижение организационной нагрузки на медицинский персонал и, следовательно, повышение качества медицинской помощи, эффективности всей системы здравоохранения;

— сокращение числа обращений и повторных госпитализаций, а также административных ресурсов и затрат на здравоохранение;

— содействие повышению грамотности населения и пациентов в вопросах здоровья, их привлечению к своевременному получению медицинской помощи и обмену показателями здоровья, повышению уровня доверия специалистам здравоохранения при использовании эффективных инструментов осуществления профилактических мероприятий и самоконтроля заболеваний;

— обеспечение доступности организаторов здравоохранения к медицинским данным и методам оказания медицинской помощи для проведения всестороннего анализа, оценки приверженности медицинских специалистов и населения/больных современным клиническим рекомендациям, достижениям медицинской науки и практики;

— достижение соответствия спроса, планирования и обеспечения населения качественной медицинской помощью, ИМН и ЛП.

Причины проблем и ограничений, условия их решений для совершенствования и повышения эффективности цифровых технологий в здравоохранении

Причины проблем и ограничений применения цифровых технологий в здравоохранении

Ранее перечисленные факты положительного влияния ЦТЗ на все сферы организации и оказания медицинской помощи, прямой и обратной связи между специалистами здравоохранения и населением, уровни доверия и приверженности современным клиническим рекомендациям, образовательным и информационным стандартам не всегда находят отражение в реальной клинической практике. Это связано с появлением в процессе цифровой трансформации здравоохранения определенных проблем и ограничений, их влиянием на разные стороны применения ЦТЗ, которые ведут к их малой/низкой эффективности. При этом следует понимать, что малоэффективные или неэффективные ЦТЗ могут не только не влиять, но и оказывать негативное действие на качество оказания медицинской помощи населению, всю систему здравоохранения, снижая тем самым, вероятность достижения ожидаемых целей внедрения таких технологий.

По мнению исследователей [1—3, 5—12, 14, 17—19, 24, 26, 29, 31, 32], причинами недостаточности значимых или ожидаемых положительных результатов при использовании ЦТЗ могут быть:

— отсутствие или слабость инвестиционной аналитики, включающей анализ, мониторинг, сравнение и совершенствование процесса ЦТЗ, недостаточность внимания и нерациональные решения при проектировании процесса работы системы ЦТЗ, даже при достаточных финансовых инвестициях;

— несовершенная законодательная и нормативно-правовая база по использованию ЦТЗ, участию частных клиник, статусу электронных документов, формату работы телемедицинских консультаций;

— высокий риск киберпреступности и снижения безопасности управления используемой в ЦТЗ информацией, связанных с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и хранилище медицинских данных пациентов, кража таких данных;

— недостаточные инвестиции в ЦТЗ, когда основным источником инвестиционных вложений в сферу охраны здоровья является государство;

— дефицит профессиональных кадров (медицинских и технических), владеющих соответствующими знаниями и навыками применения ЦТЗ;

— отсутствие понимания/учета независимой работы технических устройств и системы здравоохранения при цифровой трансформации, что приводит к параллельному и фрагментированному включению ЦТЗ в уже существующие методы оказания медицинской помощи с дублированием последних и повышением нагрузки на специалистов здравоохранения;

— несогласованность единых стандартных подходов к оказанию медицинской помощи у специалистов здравоохранения, а также разный уровень муниципальной и региональной цифровой зрелости/готовности к ЦТЗ в пределах страны, что ограничивает своевременность и качество оказания медицинской помощи населению с использованием таких технологий;

— отсутствие возможности или временные ограничения совместного использования полного цикла медицинской помощи населению специалистами разного профиля — участниками всего процесса использования ЦТЗ;

— недостаточность знаний, навыков и опыта пользования ЦТЗ населением/пациентами, включая их готовность к электронной передаче собственных показателей здоровья специалистам здравоохранения;

— низкое качество ИМН, используемых для мониторирования и самоконтроля показателей здоровья населения, передачи таких данных в онлайновом формате;

— отсутствие равного доступа к качественному техническому оборудованию и цифровым программам его обеспечения, высокоскоростному интернету и онлайновым сетям специалистам здравоохранения и населения, особенно тем, кто проживает в сельских, удаленных и труднодоступных районах, проблемы с трансформацией поддерживающей обратную связь;

— потребность в многократных инвестициях в непрерывное профессиональное образование, повышение грамотности населения в вопросах здоровья и навыков самоконтроля его показателей, соответствующие стандартам современных достижений медицинской науки и практики;

— длительное время ожидания достижения переломного момента в подготовке необходимого количества специалистов и населения, владеющих соответствующими знаниями/навыками и доверия к ЦТЗ;

— различия между муниципальными/региональными процессами цифровой трансформации здравоохранения, отсутствие комплексного единого странового кадрового, технического/программного и финансового обеспечения.

Условия для решения проблем и ограничений цифровых технологий в здравоохранении

Для решения проблем и устранения ограничений, которые снижают эффективность использования ЦТЗ, предложены следующие условия [1, 3, 5—12, 14, 17—19, 23—32]:

— обеспечение надежной нормативно-правовой базы, сильной политической поддержки, лидерства для конструктивного взаимодействия и участия всех заинтересованных сторон ЦТЗ;

— принятие и исполнение стратегических решений по стандартизации, систематизации современных, основанных на доказательствах, методов оказания медицинской помощи и продвижения грамотности населения в вопросах здоровья, нормативно-правовая поддержка скоординированного подхода к стандартам функциональной совместимости полного цикла оказания медицинской помощи и доступа к ней;

— наличие необходимого количества качественного технического оборудования и программ к нему, высокой пропускной способности и скорости онлайновых сетей, обеспечение доступа к ним всех участников ЦТЗ;

— обеспеченность кадровыми ресурсами и программами, гарантирующими обратную связь при медицинских вмешательствах, как фундаментальной основы всего периода трансформации, мониторирования и оценки эффективности ЦТЗ;

— планирование изменений подходов пациентов и врачей к совместному прогрессу, успеху при осуществлении медицинской помощи для обеспечения эффективной трансляции знаний в соответствии с целями заинтересованных сторон;

— поддержка на постоянной основе связи между аналитическими данными, последними достижениями медицинской науки и клинической практики, а также организационными процессами в здравоохранении, обеспечение доступа к ним специалистов и организаторов здравоохранения, лиц, принимающих решения;

— содействие получению достаточных многократных инвестиций в непрерывную профессиональную медицинскую подготовку и повышение грамотности населения в вопросах здоровья, владение навыками применения и управления процессами ЦТЗ для осуществления медицинской помощи, контроля и самоконтроля ее качества;

— предоставление населению качественных инструментов для эффективной профилактики и самоконтроля заболеваний, способствующих укреплению отношений и доверия между специалистами здравоохранения и населением/пациентами;

— эффективное использование ресурсов — управление технологиями обоснованного планирования и адекватной инвестиционной финансовой, технической, кадровой политики, основанной на данных анализа, мониторинга, условиях применения и возможностях совершенствования ЦТЗ, с учетом количества пациентов и объема их потребностей в определенных видах медицинской помощи;

— предоставление гарантий допуска пациентов к информации, которой обмениваются в секторе здравоохранения;

— регулярный контроль прозрачности инвестиций в ЦТЗ, как со стороны государственных/региональных органов управления здравоохранением, так и государственных/региональных внебюджетных фондов и соответствующих контролирующих инстанций;

— наличие финансовых стратегий развития ЦТЗ, включая инвестиционную дорожную карту с механизмом прозрачности распределения ресурсов между участниками всего процесса цифровой трансформации в здравоохранении;

— возможность использования на национальном и местном уровнях устойчивых систем и процедур безопасности управления медицинской информацией, включающих ее хранение, доставку и обмен, которые должны быть обеспечены надежной защитой, особенно при растущих угрозах кибератак.

Перспективные направления развития здравоохранения, медицинской науки и практики, способствующие совершенствованию и эффективности ЦТЗ

Как представлено ранее, для перспективного развития ЦТЗ и успешного стратегического партнерства необходима, в первую очередь, сильная законодательная и надежная нормативно-правовая база, которая будет способствовать расширению прав доступа соответствующих групп населения к медицинской информации, обмену такой информацией и ее защите, а также адекватная, соответствующая потребностям, инвестиционная (кадровая, техническая, лекарственная, сетевая и т.д.) политика и финансовая поддержка. В опубликованных работах [1, 3, 5, 6, 8—12, 14, 19, 25—29, 31—38] представлены необходимые действия в системе здравоохранения, медицинской науки и практики, среди которых:

— систематический анализ, оценка результативности и эффективности деятельности системы здравоохранения;

— проведение качественных, основанных на научных подходах, биомедицинских и клинических целевых исследований;

— организация и осуществление профессиональных медицинских образовательных и информационных программ, профилактических вмешательств с учетом современных достижений медицинской науки и практики;

— создание единого стандарта оказания всех уровней и этапов медицинской помощи;

— устранение неравенства населения в доступе к качественной медицинской помощи.

Предполагается, что ЦТЗ в будущем могут представлять собой инновационную дорожную карту, которая сможет отражать как сильные стороны здравоохранения, так и надежное стратегическое партнерство с другими участниками создания, поддержки и использования таких технологий [1, 3—6, 8, 9, 11—14, 16, 17, 20, 22, 27].

Заключение

Многокомпонентность кластера цифровых технологий в здравоохранении предполагает разнонаправленную деятельность и значимость всех его участников при цифровом здравоохранении. Среди участников использования цифровых технологий в здравоохранении особое место занимают учреждения профильного профессионального медицинского и технического образования (этапы до- и последипломной подготовки), биомедицинские научно-исследовательские центры, производители изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, технического оборудования и их программного обеспечения, создатели нейронных и коммуникационных сетей, искусственного интеллекта и робототехники. При этом основой для последующих скоординированных действий участников применения цифровых технологий в здравоохранении может стать выбор стратегических приоритетов, которые представлены в документе «План действий в области цифрового здравоохранения Европейского региона ВОЗ на 2023—2030 гг.» [39]. С целью ускорения процесса трансформации и эффективного внедрения цифрового здравоохранения в странах европейского региона и обеспечения принципа «Здоровье для всех» в документе представлены следующие стратегические приоритеты:

— установление норм, разработка обоснованных технических указаний и определение стратегического направления для поддержки процесса принятия решений в сфере цифрового здравоохранения;

— укрепление потенциала стран в области более эффективного стратегического руководства процессом цифровой трансформации в секторе здравоохранения;

— формирование сетевых объединений и содействие диалогу, обмену знаниями с целью поддержки взаимодействия между партнерами, заинтересованными сторонами и широкой общественностью при решении задач, связанных с внедрением инноваций в сфере цифрового здравоохранения;

— проведение «сканирования горизонтов» и обзорного анализа с целью выявления ориентированных на пациента решений для последующего распространения на страновом и региональном уровнях.

В настоящее время сформировано мнение, что эффективная цифровая трансформация здравоохранения в Российской Федерации и других странах станет важным инструментом оказания населению качественной медицинской помощи разных уровней и достижения не только целей ЦТЗ, но Целей Устойчивого Развития на страновом, региональном и глобальном уровне [1—4, 6—10, 12, 14, 23—32, 34—36, 38—40].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.