Введение
Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) широко используются при оказании медицинской помощи в рамках всех профилактических стратегий (ПС): популяционной, высокого риска и вторичной, и включают обмен данными о здоровье, диагностических исследованиях и профилактических вмешательствах, проводимых среди различных целевых групп населения [1—24]. В отчете представителей компании «Трансформация здравоохранения» («Transform Health»)1 дано определение: «Цифровые технологии в здравоохранении — это применение систематизированных знаний и практических навыков в формате электронных, мобильных и других передовых технологий, представляющих данные о здоровье человека, для решения проблем здравоохранения, улучшения здоровья и качества жизни населения» [25]. Цифровые технологии в здравоохранении также расширяют концепцию электронного здравоохранения, включая в нее цифровых поставщиков и потребителей с более широким спектром интеллектуальных устройств, таких как искусственный интеллект и робототехника [9]. Среди участников процесса реализации ЦТЗ лидирующую позицию занимает сектор здравоохранения, в составе которого организаторы здравоохранения, врачи, ученые, средний и технический персонал, население. Кроме сектора здравоохранения, другими важными секторами — участниками продвижения ЦТЗ являются технологический, включающий производителей медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, интеллектуальных устройств с их программным обеспечением, аналитический, использующий интегрированные данные о здоровье населения и оказании медицинской помощи, а также секторы образования, фармацевтики, финансов и страховой [1, 3—6, 8, 9, 11—13, 15, 16, 18, 20, 25].
В опубликованных работах показано, что эффективная цифровая трансформация в здравоохранении может способствовать сохранению здоровья, профилактике заболеваний, снижать потребность в кадровых и других трудовых ресурсах, а также уменьшать финансовые расходы на здравоохранение, создавая условия для достижения национальных, региональных и глобальных целей, касающихся здоровья населения и его благополучия [1, 3—6, 9, 11—13, 15, 17—19, 21—28].
Считается, что электронное здравоохранение и цифровая трансформация данных о здоровье человека, информации о медицинской помощи населению и контроле ее эффективности потенциально открывают возможности для междисциплинарного сотрудничества как между специалистами одного или нескольких медицинских учреждений, так и между медицинскими специалистами и пациентами, сокращая неравенство доступа к качественной медицинской помощи широких слоев населения [9, 13, 15, 16, 18, 25]. Можно считать, что электронные записи показателей здоровья человека (ЭЗЗ, Electronic Health Records — EHR) и электронные медицинские записи (Electronic Medical Records — EMR) или электронные медицинские карты (ЭМК), их сетевая трансляция относятся к инструментам междисциплинарного сотрудничества в процессе реализации ЦТЗ [3, 9, 11—13, 25]. При использовании таких инструментов специалисты здравоохранения и пациенты, в зависимости от ситуации, могут быть как поставщиками, так и потребителями данного сотрудничества.
Развитию ЦТЗ в Российской Федерации способствовали Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и положения стратегических документов: «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС)» [29—31]. В настоящее время благодаря закону и сопровождающим его стратегическим документам в 83 регионах страны работает ЕГИСЗ, для 46 млн населения используются ЭМК (записи), ведется электронная запись к врачу, выписываются электронные больничные листы и рецепты [23].
Цель обзора — провести анализ данных о настоящих и будущих возможностях применения ЭМК или электронных записей как одного из ресурсов ЦТЗ.
Материал и методы
Проведен анализ опубликованных в период с 2011 г. по июнь 2024 г. статей, руководств и стратегических документов об использовании ЭМК (или электронных записей) при реализации ЦТЗ, представленных в базах цитирования. Поиск соответствующих материалов осуществлялся по ключевым словам: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «электронные медицинские карты», «пациент», «грамотность населения в вопросах здоровья». В анализе использованы соответствующие заявленной проблеме публикации, доступ к которым не требовал дополнительной регистрации в электронных базах цитирования или оплаты, а сами публикации были представлены в полном формате.
Результаты
Электронная медицинская карта в эпоху цифровых технологий в здравоохранении
При применении ЦТЗ происходит оцифровка или преобразование данных о здоровье и процессах здравоохранения, диагностических исследованиях и медицинских рекомендациях в машиночитаемые форматы, которые представлены в виде ЭЗЗ или ЭМК [3, 9, 11—13, 25, 32]. При этом предполагается, что ЭЗЗ или ЭМК могут как отличаться друг от друга, так и, при определенных ситуациях, дополнять или сопровождать содержание одного другим.
Электронные медицинские карты — это компьютеризированная медицинская карта, представляющая собой оцифрованную версию бумажных карт, содержащих историю болезни и данные о медицинской помощи пациентам в рамках одной практики или одного учреждения здравоохранения, оказывающего амбулаторную, стационарную и другие виды медицинской помощи [9, 32]. Преимуществами ЭМК перед бумажными носителями такой информации являются легкий доступ к полным данным пациента, возможность своевременного их обновления и упрощенного контроля данных, позволяющие повысить качество медицинской помощи [9, 32]. В настоящее время представлены следующие возможности использования ЭМК [3, 9, 11—13, 32]:
1) обеспечение процесса технического переноса бумажных носителей медицинской информации, включающей данные истории болезни, результаты диагностических исследований и врачебные рекомендации, в цифровой формат для последующей электронной передачи и обмена данными для дальнейшего всестороннего анализа, оказания более эффективной и адресной медицинской помощи населению;
2) онлайн-поддержка, включение и распространение принятых научно-обоснованных эффективных и безопасных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи среди специалистов здравоохранения и пациентов;
3) обновление отношений между лицами, оказывающими медицинскую помощь и населением/пациентами, расширение возможностей для участия пациентов в самоконтроле заболеваний и безопасности медицинской помощи за счет повышения приверженности приему лекарственных препаратов, надлежащего использования методов диагностики и лечения;
4) продвижение персонализированной научно обоснованной медицины;
5) обеспечение прямого доступа поставщиков медицинской информации к данным об удовлетворенности населения в режиме онлайн;
6) увеличение доступа к медицинской помощи для социально незащищенных слоев общества, а также проживающих в сельской местности и/или удаленно от учреждений здравоохранения;
7) координация деятельности медицинских специалистов и снижение их рабочей нагрузки, изменение кадрового потенциала учреждения здравоохранения с перераспределением профессиональной нагрузки и сокращением расходов.
В процессе использования ЭМК и выполнения врачебных рекомендаций население и пациенты играют роль партнеров [13, 17, 18, 20, 25]. Важными и необходимыми условиями такого партнерства считают наличие прав населения на доступ к личным ЭМК, включая получение их бумажных электронных копий, возможность просмотра, размещения и передачи персональных медицинских данных в электронном формате, а также конфиденциальность и защиту представленных в ЭМК персональных данных, регламентируемые соответствующим законодательством [19, 20, 29—31, 33, 34]. При достаточной законодательной поддержке и правовой защите персональных данных и доступа к ним население будет широко пользоваться ЭМК, что может способствовать [11, 13, 17, 23]:
1) более эффективному использованию ресурсов системы здравоохранения за счет оптимизации контактов пациентов и их родственников со специалистами здравоохранения;
2) повышению тесного сотрудничества, качества лечения и возможностей для самоконтроля;
3) содействию персонализированного подхода к оказанию медицинской помощи специалистов здравоохранения, в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями пациента;
4) повышению грамотности населения в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
При этом, как показал опрос специалистов здравоохранения, для населения главными факторами успеха выполнения врачебных назначений, представленных в ЭМК, являются удобство пользования цифровыми технологиями, доверие к рекомендуемой терапии, включая назначение лекарственных препаратов и рекомендации по применению изделий медицинского назначения и главное — положительное влияние таких вмешательств на их здоровье [4].
Проблемы использования электронных медицинских карт и возможности их решения
Поставщики и потребители ЭМК должны предполагать появление проблем, снижающих или ограничивающих возможности координации оказания эффективной медицинской помощи и обмена информацией при пользовании такими картами. Причинами появления таких проблем могут быть [9, 11—13, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 35]:
1) ограниченная совместимость ЭМК с другими системами за пределами одного медицинского учреждения;
2) большая вероятность ошибок при ручном введении медицинских данных в электронный формат;
3) недостаточность знаний, опыта и навыков пациентов к электронной передаче собственных результатов контроля/самоконтроля специалистам здравоохранения — поставщикам медицинской помощи;
4) низкое качество изделий медицинского назначения для контроля и самоконтроля показателей здоровья, отсутствие у пациентов соответствующих знаний и навыков по их использованию;
5) ограниченный доступ населения к высокоскоростному интернету, сложности подключения к базовому интернет-ресурсу у многих пользователей, особенно проживающих в сельских, удаленных и труднодоступных районах;
6) повышенный риск киберпреступности, связанной с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и кражей медицинских данных пациентов;
7) отсутствие или недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы по статусу содержания, использования, контроля, обмена и безопасности ЭМК;
8) потребности в адекватных инвестициях для внедрения и обслуживания ЭМК и т.д.
Для обеспечения эффективной дистанционной передачи данных о здоровье и медицинской помощи посредством ЭМК с учетом возникновения потенциальных проблем предлагается планировать и использовать следующие возможные меры [12, 13, 18, 25]:
1) разработка, создание или широкое использование уже существующей, основанной на доказательствах, надежной законодательной и нормативно-правовой базы регулирования содержания, переноса, обмена и использования данных ЭМК, защиты прав ее поставщиков и потребителей;
2) широкое привлечение пациентов в области применения ЦТЗ для лучшего контроля и обмена информацией, содержащейся в ЭМК;
3) создание условий для качественной цифровой связи между всеми участниками кластера ЦТЗ, в том числе имеющими отношение к данным ЭМК, их переносу, обмену и защите, включая достаточные инвестиции.
Анализ данных исследований по использованию ЦТЗ, проведенных во многих странах, расположенных в разных географических регионах мира, подтверждает, что большинство стран уже использует возможности для устранения таких проблем посредством внедрения обновленных стратегий ЦТЗ, в том числе касающихся ЭМК [9]. В обновленных стратегиях были использованы уроки, извлеченные из пандемии COVID-19, когда при дистанционном предоставлении населению качественной медицинской помощи одновременно устранялись и определенные цифровые недоработки, в числе которых были и недостаточные инвестиции [9, 36].
Будущее электронных медицинских карт
Широкое внедрение ЭМК будет создавать основу сбора и анализа данных о состоянии здоровья и их отражения в ЭЗЗ для последующей разработки и использования единых стандартов оказания медицинской помощи, долгосрочного повышения качества и эффективности медицинской помощи на разных уровнях: амбулаторной, стационарной, высокотехнологичной, паллиативной и реабилитационной [1, 3—6, 9—13, 15, 17—19, 22—24, 26—28]. Помимо сбора и анализа данных о состоянии здоровья, получении медицинской помощи и диагностических исследованиях, также прогнозируются следующие направления использования ЭМК в будущем [7]:
1) оказание медицинской помощи по требованию/желанию/заказу пациента;
2) лечение пациентов с помощью виртуальной реальности — основы цифровой трансформации в здравоохранении;
3) создание и совершенствование выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков компьютеризированных баз данных, содержащих медицинскую информацию: технологии «блокчейн» как перспективы совершенствования ЭМК.
Широкое привлечение пациентов в качестве «партнеров», роль которых будет увеличиваться с расширением доступа к ЭМК, может стать ключевым фактором, ускоряющим ЦТЗ [18]. Уже сейчас принято считать, что оцифрованные данные диагностических инструментальных, рентгенологических, лабораторных и других исследований, представленные в ЭЗЗ для обмена между разными медицинскими учреждениями, могут быть включены или сопровождать ЭМК, которые изначально были электронными носителями только анамнестических данных, опроса, плановых, неотложных и экстренных врачебных рекомендаций в рамках одного медицинского учреждения [9, 32]. При этом ЭМК, которые будут содержать элементы ЭЗЗ, смогут обеспечивать и междисциплинарное сотрудничество между медицинскими работниками разных учреждений здравоохранения для оказания безопасной, эффективной и скоординированной медицинской помощи пациентам.
Заключение
В настоящее время есть основания считать, что развитие здравоохранения в перспективе будет сопровождаться необходимыми качественными и эффективными трансформациями ЦТЗ, что потенциально может ускорить всеобщий охват услугами здравоохранения и обеспечить достижение национальных, региональных и глобальных целей в области благополучия и устойчивого развития к 2030 г. [1, 13, 23—25, 36]. По мнению доктора Liam Walsh из США, при продвижении цифровых технологий в здравоохранении больше внимания следует уделять изменениям в системе здравоохранения, соответственно, в медицинской помощи, и меньше — материально-техническому обеспечению процесса размещения, хранения и защиты медицинской информации, а также условий ее связи и передачи, которые являются вспомогательными средствами, сопровождающими ЦТЗ [3]. Широкое использование ЭМК может создать основу для сбора и анализа данных о состоянии здоровья, что будет приводить к изменениям и согласованным единым подходам к диагностике и профилактике заболеваний и, следовательно, способствовать долгосрочному повышению качества и эффективности медицинской помощи [11]. При этом прогресс в ЦТЗ, в том числе ЭМК, будет зависеть и от наличия благоприятной политической среды [9].
Предполагается, что применение эффективных ЦТЗ поможет Российской Федерации выйти на новый уровень в предоставлении медицинских услуг за счет единого стандарта оказания качественной медицинской помощи, положительно решить демографические проблемы и занять лидирующие позиции в мировой системе здравоохранения [23]. Для этого будет важным и необходимым выполнение задач ЕГИСЗ, в числе которых [30]:
— информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения;
— информационная поддержка деятельности медицинских организаций;
— информационное взаимодействие поставщиков и пользователей информации;
— информирование населения о ведении здорового образа жизни, профилактике заболеваний, получении медицинской помощи, передаче сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты;
— обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Высказывается мнение, что ЦТЗ в настоящее время, по крайней мере, на десятилетие отстают от других отраслей, таких как образование, транспорт, торговля, банковская система [3]. В то же время подчеркивается, что процесс трансформации ЦТЗ является сложной задачей и выходит за рамки компетенции одного министерства здравоохранения, а ее решение требует «общегосударственного подхода» с полным охватом всех заинтересованных сторон, с учетом будущих потребностей, технологических инноваций и прав человека [3, 25]. Эффективная трансформация ЦТЗ будет также связана с дальнейшим развитием медицинской науки и образования, изменениями климата и окружающей среды, медицинских, социальных и демографических условий и сопровождаться необходимыми и качественными изменениями в здравоохранении и информационных системах, соответствующим законодательным регулированием, государственным и частным финансированием [3, 25]. Для этого потребуется согласованность действий всех участников реализации ЦТЗ, ответственных за соответствие содержания медицинской помощи, цифрового и программного обеспечения, сетевой передачи стандартам передовой научной практики и требованиям конфиденциальности, другим применимым национальным и международным законам, а также ообеспечение необходимыми объемами инвестиций [13, 15, 16, 18, 25, 30, 35, 36].
Участие авторов: концепция исследования — Г.Я. Масленникова; сбор и обработка материала — Г.Я. Масленникова; анализ данных — Г.Я. Масленникова; написание текста — Г.Я. Масленникова; научное редактирование — О.М. Драпкина, Г.Я. Масленникова, Р.Н. Шепель.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1Данные о компании «Transform Health» представлены на сайте https://www.transformhealthcoalition.org