Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Шепель Р.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Цифровые технологии в здравоохранении: электронные медицинские карты

Авторы:

Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Шепель Р.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 312

Загрузок: 60


Как цитировать:

Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Шепель Р.Н. Цифровые технологии в здравоохранении: электронные медицинские карты. Профилактическая медицина. 2024;27(8):7‑12.
Drapkina OM, Maslennikova GYa, Shepel RN. Digital technologies in healthcare: electronic medical carts. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(8):7‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2024270817

Рекомендуем статьи по данной теме:
Есть ли воз­мож­нос­ти для по­вы­ше­ния ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мо­щи без су­щес­твен­ных фи­нан­со­вых вло­же­ний в Рос­сии?. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(10):7-14
Циф­ро­вые тех­но­ло­гии в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья: меж­ду­на­род­ный и оте­чес­твен­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):116-121
Воз­мож­нос­ти па­ци­ен­то­ориен­ти­ро­ван­ных сис­тем в кон­тек­сте циф­ро­вой про­фи­лак­ти­ки хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):7-13
CAD/CAM-тех­но­ло­гии и их мес­то в сов­ре­мен­ной сто­ма­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):3-7
Осо­бен­нос­ти ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «че­люс­тно-ли­це­вая хи­рур­гия» в Юж­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):23-30

Введение

Цифровые технологии в здравоохранении (ЦТЗ) широко используются при оказании медицинской помощи в рамках всех профилактических стратегий (ПС): популяционной, высокого риска и вторичной, и включают обмен данными о здоровье, диагностических исследованиях и профилактических вмешательствах, проводимых среди различных целевых групп населения [1—24]. В отчете представителей компании «Трансформация здравоохранения» («Transform Health»)1 дано определение: «Цифровые технологии в здравоохранении — это применение систематизированных знаний и практических навыков в формате электронных, мобильных и других передовых технологий, представляющих данные о здоровье человека, для решения проблем здравоохранения, улучшения здоровья и качества жизни населения» [25]. Цифровые технологии в здравоохранении также расширяют концепцию электронного здравоохранения, включая в нее цифровых поставщиков и потребителей с более широким спектром интеллектуальных устройств, таких как искусственный интеллект и робототехника [9]. Среди участников процесса реализации ЦТЗ лидирующую позицию занимает сектор здравоохранения, в составе которого организаторы здравоохранения, врачи, ученые, средний и технический персонал, население. Кроме сектора здравоохранения, другими важными секторами — участниками продвижения ЦТЗ являются технологический, включающий производителей медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, интеллектуальных устройств с их программным обеспечением, аналитический, использующий интегрированные данные о здоровье населения и оказании медицинской помощи, а также секторы образования, фармацевтики, финансов и страховой [1, 3—6, 8, 9, 11—13, 15, 16, 18, 20, 25].

В опубликованных работах показано, что эффективная цифровая трансформация в здравоохранении может способствовать сохранению здоровья, профилактике заболеваний, снижать потребность в кадровых и других трудовых ресурсах, а также уменьшать финансовые расходы на здравоохранение, создавая условия для достижения национальных, региональных и глобальных целей, касающихся здоровья населения и его благополучия [1, 3—6, 9, 11—13, 15, 17—19, 21—28].

Считается, что электронное здравоохранение и цифровая трансформация данных о здоровье человека, информации о медицинской помощи населению и контроле ее эффективности потенциально открывают возможности для междисциплинарного сотрудничества как между специалистами одного или нескольких медицинских учреждений, так и между медицинскими специалистами и пациентами, сокращая неравенство доступа к качественной медицинской помощи широких слоев населения [9, 13, 15, 16, 18, 25]. Можно считать, что электронные записи показателей здоровья человека (ЭЗЗ, Electronic Health Records — EHR) и электронные медицинские записи (Electronic Medical Records — EMR) или электронные медицинские карты (ЭМК), их сетевая трансляция относятся к инструментам междисциплинарного сотрудничества в процессе реализации ЦТЗ [3, 9, 11—13, 25]. При использовании таких инструментов специалисты здравоохранения и пациенты, в зависимости от ситуации, могут быть как поставщиками, так и потребителями данного сотрудничества.

Развитию ЦТЗ в Российской Федерации способствовали Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» и положения стратегических документов: «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС)» [29—31]. В настоящее время благодаря закону и сопровождающим его стратегическим документам в 83 регионах страны работает ЕГИСЗ, для 46 млн населения используются ЭМК (записи), ведется электронная запись к врачу, выписываются электронные больничные листы и рецепты [23].

Цель обзора — провести анализ данных о настоящих и будущих возможностях применения ЭМК или электронных записей как одного из ресурсов ЦТЗ.

Материал и методы

Проведен анализ опубликованных в период с 2011 г. по июнь 2024 г. статей, руководств и стратегических документов об использовании ЭМК (или электронных записей) при реализации ЦТЗ, представленных в базах цитирования. Поиск соответствующих материалов осуществлялся по ключевым словам: «цифровые технологии», «здравоохранение», «профилактика заболеваний», «электронные медицинские карты», «пациент», «грамотность населения в вопросах здоровья». В анализе использованы соответствующие заявленной проблеме публикации, доступ к которым не требовал дополнительной регистрации в электронных базах цитирования или оплаты, а сами публикации были представлены в полном формате.

Результаты

Электронная медицинская карта в эпоху цифровых технологий в здравоохранении

При применении ЦТЗ происходит оцифровка или преобразование данных о здоровье и процессах здравоохранения, диагностических исследованиях и медицинских рекомендациях в машиночитаемые форматы, которые представлены в виде ЭЗЗ или ЭМК [3, 9, 11—13, 25, 32]. При этом предполагается, что ЭЗЗ или ЭМК могут как отличаться друг от друга, так и, при определенных ситуациях, дополнять или сопровождать содержание одного другим.

Электронные медицинские карты — это компьютеризированная медицинская карта, представляющая собой оцифрованную версию бумажных карт, содержащих историю болезни и данные о медицинской помощи пациентам в рамках одной практики или одного учреждения здравоохранения, оказывающего амбулаторную, стационарную и другие виды медицинской помощи [9, 32]. Преимуществами ЭМК перед бумажными носителями такой информации являются легкий доступ к полным данным пациента, возможность своевременного их обновления и упрощенного контроля данных, позволяющие повысить качество медицинской помощи [9, 32]. В настоящее время представлены следующие возможности использования ЭМК [3, 9, 11—13, 32]:

1) обеспечение процесса технического переноса бумажных носителей медицинской информации, включающей данные истории болезни, результаты диагностических исследований и врачебные рекомендации, в цифровой формат для последующей электронной передачи и обмена данными для дальнейшего всестороннего анализа, оказания более эффективной и адресной медицинской помощи населению;

2) онлайн-поддержка, включение и распространение принятых научно-обоснованных эффективных и безопасных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи среди специалистов здравоохранения и пациентов;

3) обновление отношений между лицами, оказывающими медицинскую помощь и населением/пациентами, расширение возможностей для участия пациентов в самоконтроле заболеваний и безопасности медицинской помощи за счет повышения приверженности приему лекарственных препаратов, надлежащего использования методов диагностики и лечения;

4) продвижение персонализированной научно обоснованной медицины;

5) обеспечение прямого доступа поставщиков медицинской информации к данным об удовлетворенности населения в режиме онлайн;

6) увеличение доступа к медицинской помощи для социально незащищенных слоев общества, а также проживающих в сельской местности и/или удаленно от учреждений здравоохранения;

7) координация деятельности медицинских специалистов и снижение их рабочей нагрузки, изменение кадрового потенциала учреждения здравоохранения с перераспределением профессиональной нагрузки и сокращением расходов.

В процессе использования ЭМК и выполнения врачебных рекомендаций население и пациенты играют роль партнеров [13, 17, 18, 20, 25]. Важными и необходимыми условиями такого партнерства считают наличие прав населения на доступ к личным ЭМК, включая получение их бумажных электронных копий, возможность просмотра, размещения и передачи персональных медицинских данных в электронном формате, а также конфиденциальность и защиту представленных в ЭМК персональных данных, регламентируемые соответствующим законодательством [19, 20, 29—31, 33, 34]. При достаточной законодательной поддержке и правовой защите персональных данных и доступа к ним население будет широко пользоваться ЭМК, что может способствовать [11, 13, 17, 23]:

1) более эффективному использованию ресурсов системы здравоохранения за счет оптимизации контактов пациентов и их родственников со специалистами здравоохранения;

2) повышению тесного сотрудничества, качества лечения и возможностей для самоконтроля;

3) содействию персонализированного подхода к оказанию медицинской помощи специалистов здравоохранения, в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями пациента;

4) повышению грамотности населения в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

При этом, как показал опрос специалистов здравоохранения, для населения главными факторами успеха выполнения врачебных назначений, представленных в ЭМК, являются удобство пользования цифровыми технологиями, доверие к рекомендуемой терапии, включая назначение лекарственных препаратов и рекомендации по применению изделий медицинского назначения и главное — положительное влияние таких вмешательств на их здоровье [4].

Проблемы использования электронных медицинских карт и возможности их решения

Поставщики и потребители ЭМК должны предполагать появление проблем, снижающих или ограничивающих возможности координации оказания эффективной медицинской помощи и обмена информацией при пользовании такими картами. Причинами появления таких проблем могут быть [9, 11—13, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 35]:

1) ограниченная совместимость ЭМК с другими системами за пределами одного медицинского учреждения;

2) большая вероятность ошибок при ручном введении медицинских данных в электронный формат;

3) недостаточность знаний, опыта и навыков пациентов к электронной передаче собственных результатов контроля/самоконтроля специалистам здравоохранения — поставщикам медицинской помощи;

4) низкое качество изделий медицинского назначения для контроля и самоконтроля показателей здоровья, отсутствие у пациентов соответствующих знаний и навыков по их использованию;

5) ограниченный доступ населения к высокоскоростному интернету, сложности подключения к базовому интернет-ресурсу у многих пользователей, особенно проживающих в сельских, удаленных и труднодоступных районах;

6) повышенный риск киберпреступности, связанной с атакой компьютерных вирусов на медицинские устройства и кражей медицинских данных пациентов;

7) отсутствие или недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы по статусу содержания, использования, контроля, обмена и безопасности ЭМК;

8) потребности в адекватных инвестициях для внедрения и обслуживания ЭМК и т.д.

Для обеспечения эффективной дистанционной передачи данных о здоровье и медицинской помощи посредством ЭМК с учетом возникновения потенциальных проблем предлагается планировать и использовать следующие возможные меры [12, 13, 18, 25]:

1) разработка, создание или широкое использование уже существующей, основанной на доказательствах, надежной законодательной и нормативно-правовой базы регулирования содержания, переноса, обмена и использования данных ЭМК, защиты прав ее поставщиков и потребителей;

2) широкое привлечение пациентов в области применения ЦТЗ для лучшего контроля и обмена информацией, содержащейся в ЭМК;

3) создание условий для качественной цифровой связи между всеми участниками кластера ЦТЗ, в том числе имеющими отношение к данным ЭМК, их переносу, обмену и защите, включая достаточные инвестиции.

Анализ данных исследований по использованию ЦТЗ, проведенных во многих странах, расположенных в разных географических регионах мира, подтверждает, что большинство стран уже использует возможности для устранения таких проблем посредством внедрения обновленных стратегий ЦТЗ, в том числе касающихся ЭМК [9]. В обновленных стратегиях были использованы уроки, извлеченные из пандемии COVID-19, когда при дистанционном предоставлении населению качественной медицинской помощи одновременно устранялись и определенные цифровые недоработки, в числе которых были и недостаточные инвестиции [9, 36].

Будущее электронных медицинских карт

Широкое внедрение ЭМК будет создавать основу сбора и анализа данных о состоянии здоровья и их отражения в ЭЗЗ для последующей разработки и использования единых стандартов оказания медицинской помощи, долгосрочного повышения качества и эффективности медицинской помощи на разных уровнях: амбулаторной, стационарной, высокотехнологичной, паллиативной и реабилитационной [1, 3—6, 9—13, 15, 17—19, 22—24, 26—28]. Помимо сбора и анализа данных о состоянии здоровья, получении медицинской помощи и диагностических исследованиях, также прогнозируются следующие направления использования ЭМК в будущем [7]:

1) оказание медицинской помощи по требованию/желанию/заказу пациента;

2) лечение пациентов с помощью виртуальной реальности — основы цифровой трансформации в здравоохранении;

3) создание и совершенствование выстроенной по определенным правилам непрерывной последовательной цепочки блоков компьютеризированных баз данных, содержащих медицинскую информацию: технологии «блокчейн» как перспективы совершенствования ЭМК.

Широкое привлечение пациентов в качестве «партнеров», роль которых будет увеличиваться с расширением доступа к ЭМК, может стать ключевым фактором, ускоряющим ЦТЗ [18]. Уже сейчас принято считать, что оцифрованные данные диагностических инструментальных, рентгенологических, лабораторных и других исследований, представленные в ЭЗЗ для обмена между разными медицинскими учреждениями, могут быть включены или сопровождать ЭМК, которые изначально были электронными носителями только анамнестических данных, опроса, плановых, неотложных и экстренных врачебных рекомендаций в рамках одного медицинского учреждения [9, 32]. При этом ЭМК, которые будут содержать элементы ЭЗЗ, смогут обеспечивать и междисциплинарное сотрудничество между медицинскими работниками разных учреждений здравоохранения для оказания безопасной, эффективной и скоординированной медицинской помощи пациентам.

Заключение

В настоящее время есть основания считать, что развитие здравоохранения в перспективе будет сопровождаться необходимыми качественными и эффективными трансформациями ЦТЗ, что потенциально может ускорить всеобщий охват услугами здравоохранения и обеспечить достижение национальных, региональных и глобальных целей в области благополучия и устойчивого развития к 2030 г. [1, 13, 23—25, 36]. По мнению доктора Liam Walsh из США, при продвижении цифровых технологий в здравоохранении больше внимания следует уделять изменениям в системе здравоохранения, соответственно, в медицинской помощи, и меньше — материально-техническому обеспечению процесса размещения, хранения и защиты медицинской информации, а также условий ее связи и передачи, которые являются вспомогательными средствами, сопровождающими ЦТЗ [3]. Широкое использование ЭМК может создать основу для сбора и анализа данных о состоянии здоровья, что будет приводить к изменениям и согласованным единым подходам к диагностике и профилактике заболеваний и, следовательно, способствовать долгосрочному повышению качества и эффективности медицинской помощи [11]. При этом прогресс в ЦТЗ, в том числе ЭМК, будет зависеть и от наличия благоприятной политической среды [9].

Предполагается, что применение эффективных ЦТЗ поможет Российской Федерации выйти на новый уровень в предоставлении медицинских услуг за счет единого стандарта оказания качественной медицинской помощи, положительно решить демографические проблемы и занять лидирующие позиции в мировой системе здравоохранения [23]. Для этого будет важным и необходимым выполнение задач ЕГИСЗ, в числе которых [30]:

— информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения;

— информационная поддержка деятельности медицинских организаций;

— информационное взаимодействие поставщиков и пользователей информации;

— информирование населения о ведении здорового образа жизни, профилактике заболеваний, получении медицинской помощи, передаче сведений о выданных рецептах на лекарственные препараты;

— обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.

Высказывается мнение, что ЦТЗ в настоящее время, по крайней мере, на десятилетие отстают от других отраслей, таких как образование, транспорт, торговля, банковская система [3]. В то же время подчеркивается, что процесс трансформации ЦТЗ является сложной задачей и выходит за рамки компетенции одного министерства здравоохранения, а ее решение требует «общегосударственного подхода» с полным охватом всех заинтересованных сторон, с учетом будущих потребностей, технологических инноваций и прав человека [3, 25]. Эффективная трансформация ЦТЗ будет также связана с дальнейшим развитием медицинской науки и образования, изменениями климата и окружающей среды, медицинских, социальных и демографических условий и сопровождаться необходимыми и качественными изменениями в здравоохранении и информационных системах, соответствующим законодательным регулированием, государственным и частным финансированием [3, 25]. Для этого потребуется согласованность действий всех участников реализации ЦТЗ, ответственных за соответствие содержания медицинской помощи, цифрового и программного обеспечения, сетевой передачи стандартам передовой научной практики и требованиям конфиденциальности, другим применимым национальным и международным законам, а также ообеспечение необходимыми объемами инвестиций [13, 15, 16, 18, 25, 30, 35, 36].

Участие авторов: концепция исследования — Г.Я. Масленникова; сбор и обработка материала — Г.Я. Масленникова; анализ данных — Г.Я. Масленникова; написание текста — Г.Я. Масленникова; научное редактирование — О.М. Драпкина, Г.Я. Масленникова, Р.Н. Шепель.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1Данные о компании «Transform Health» представлены на сайте https://www.transformhealthcoalition.org

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.