Игра на различных музыкальных инструментах является причиной дополнительной нагрузки, влияющей на состояние зубных рядов и всех органов и систем организма в целом [1]. Каждая группа инструментов оказывает влияние на здоровье музыканта, игра на многих из них может создавать проблемы в полости рта: раздражение слизистой оболочки, изменение окклюзии. Все это способствует развитию пародонтита — одного из наиболее распространенных стоматологических заболеваний [2].
В настоящее время проводятся обширные исследования в области пародонтологии, предлагаются новые методы лечения [3—7]. Однако широкий арсенал применяемых средств (консервативных и хирургических) оказывается не всегда эффективным и часто приводит лишь к кратковременному улучшению, поэтому проблема лечения и особенно реабилитации остается актуальной и вызывает необходимость разработки и совершенствования средств и методов, способствующих удлинению сроков ремиссии и стабилизации процесса [8—10].
Цель исследования — изучить эффективность применения озонотерапии при лечении пародонтита у музыкантов-инструменталистов.
Материал и методы
Проведены обследование и лечение 42 музыкантов-инструменталистов, которым был поставлен диагноз пародонтита. В зависимости от тяжести заболевания все пациенты были разделены на 2 группы: в 1-ю группу вошли больные с пародонтитом легкой степени, во 2-ю — с пародонтитом средней степени. Всех пациентов обучали правилам гигиены полости рта, удаляли зубные отложения, по показаниям проводили кюретаж пародонтальных карманов. В зависимости от проводимого в дальнейшем лечения в каждой группе больных были выделены по 2 подгруппы. Больным 1-й (контрольной) подгруппы озонотерапию не назначали. Во 2-й подгруппе в комплекс лечебных мероприятий включали озонотерапию.
Для проведения озонотерапии использовали генератор, продуцирующий озон с помощью ультрафиолетового излучения. Прибор снабжен компрессором для закачки и подачи озоновоздушной смеси, системой отводящих и приводящих силиконовых трубок и стандартными сменными рабочими насадками фирмы «Ultradent Mini Tip» (США), которые использовали для проведения процедур. Прибор производит 2 л/мин озоновоздушной смеси, в которой концентрация озона составляет 0,261 мг/м³, или 0,000261 мг/л.
Продолжительность 1 процедуры озонотерапии составляла 4 мин. В области десен всех зубов верхней и нижней челюстей проводили обдувание озоновоздушной смесью по 2 мин на каждую челюсть. Курс лечения состоял из 10 ежедневных процедур.
Воспалительные явления в десне определяли с помощью пробы Шиллера—Писарева. Интенсивность окрашивания десны выражали количественно: 0 — отсутствие; 1 — слабое; 2 — среднее; 3 — сильное. Окрашивание проводили раствором Люголя.
Гигиену полости рта оценивали с помощью индекса Грина—Вермильона. Измеряли глубину пародонтальных карманов градуированным зондом с затупленным концом с четырех сторон зуба. Степень выраженности воспалительно-деструктивных изменений оценивали с помощью пародонтального индекса (ПИ) Рассела.
Проводили исследование фибринолитической активности смешанной слюны на фибриновых пластинах. Определение стойкости капилляров к вакууму проводили по методике В.И. Кулаженко, используя аппарат АЛП-02. Вакуумную трубку диаметром 5,5 мм прикладывали на границе альвеолярной и неприкрепленной десны во фронтальном участке нижней челюсти с последующим понижением давления до 40 мм рт.ст. О стойкости капилляров к вакууму судили по времени образования гематомы.
Для измерения температуры десны использовали электротермометр ТЭМП-1, датчик которого располагали на альвеолярном отростке верхней и нижней челюстей в области фронтальных зубов и премоляров справа и слева. Исследование проводили при носовом дыхании пациента.
Реопародонтографию (РПГ) осуществляли с помощью реоплетизмографа РПГ-2−02 по тетраполярной методике. Анализ РПГ включал качественную и количественную оценку.
Обследование пациентов проводили сразу после лечения, через 3 и 6 мес.
Статистическую обработку полученных данных проводили методом вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования
До лечения пародонтита основные жалобы пациентов сводились к кровоточивости и болезненности десен при начальной стадии заболевания и появлению подвижности зубов, гноетечению из пародонтальных карманов, неприятному запаху изо рта при развившейся стадии. Клиническими проявлениями воспаления были гиперемия и отек десны, неплотное прилегание десен к шейкам зубов. Рентгенологически выявлялись резорбция костной ткани и очаги остеопороза. Воспалительные явления в пародонте обусловливали повышение значений ПИ, пробы Шиллера—Писарева, фибринолитической активности смешанной слюны. Также отмечалось снижение стойкости капилляров к вакууму. Причем количественные выражения перечисленных показателей нарастали по мере утяжеления процесса. Воспалительная реакция развивалась на фоне нарушения локальной гемодинамики, заключавшейся в повышении тонуса сосудов и периферического сопротивления при одновременном снижении эластичности сосудистой стенки. По мере развития заболевания сосудистые нарушения усугублялись. Так, при пародонтите легкой степени показатель тонуса сосудов (ПТС) был выше нормы на 53% (р<0,001), средней степени — на 68% (р<0,001). Косвенно об ухудшении кровотока свидетельствовали показатели термометрии. В зависимости от степени тяжести пародонтита отмечалось понижение температуры десны: на 0,8—1,1 °С при легкой степени и на 1,1—1,6 °С при средней степени.
Применение озонотерапии при лечении пародонтита способствовало купированию симптомов воспаления, нормализации локального кровообращения (снижение значений ПИ), значений пробы Шиллера—Писарева, фибринолитической активности смешанной слюны, показателей РПГ, повышению стойкости капилляров и температуры десны.
При пародонтите легкой степени во 2-й подгруппе больных, где применяли озонотерапию, наблюдалось более выраженное изменение показателей, характеризующих степень воспаления в пародонте по сравнению с 1-й подгруппой. Так, ПИ был ниже, чем в контроле, на 18% (р<0,01), значения пробы Шиллера—Писарева — на 34% (р<0,001), фибринолитической активности смешанной слюны — на 23% (р<0,01). Показатели индекса гигиены (ИГ) в обеих подгруппах не различались.
У больных 2-й подгруппы наблюдалось и более выраженное изменение локальной гемодинамики. ПТС был ниже на 13% (р<0,001), а индекс периферического сопротивления (ИПС) сосудов пародонта — на 14% (р<0,001). Улучшение кровообращения, по-видимому, лежит в основе нормализации обмена веществ, устранения явлений отека и повышения механической прочности капилляров к локальному отрицательному давлению, которая стала выше на 10% (р<0,05).
Учитывая физические свойства крови как системы, участвующей в переносе и обмене тепла, местная температура десны является косвенным показателем кровообращения. Проведенные исследования выявили повышение температуры десны при пародонтите легкой степени после озонотерапии на 0,2—0,3 °С.
Во 2-й подгруппе в отдаленные сроки после лечения воспалительная реакция была менее выражена, чем в 1-й подгруппе, это отразилось на значениях клинических индексов. Так, спустя 3 мес после лечения ПИ был ниже, чем в контроле, на 29% (р<0,001), а через 6 мес — на 20% (р<0,001). Значения пробы Шиллера—Писарева были ниже на 35 (р<0,001) и 32% (р<0,01) соответственно. Стойкость капилляров была выше на 18 (р<0,01) и 8% (р<0,05) соответственно, а фибринолитическая активность смешанной слюны — ниже на 23 (р<0,01) и 17% (р<0,02) соответственно.
В отдаленные сроки после лечения во 2-й подгруппе также наблюдалось более выраженное отличие гемодинамических показателей по сравнению с 1-й подгруппой. Так, спустя 3 мес после лечения ПТС был ниже на 16% (р<0,001), ИПС — на 11% (р<0,01), а через 6 мес — на 7 (р<0,05) и 10% (р<0,01) соответственно. Кроме того, отмечалась более высокая (на 0,2—0,3 °С) температура десны по сравнению с контрольной подгруппой.
При лечении пародонтита средней степени во 2-й подгруппе пациентов, где применяли озонотерапию, значения ПИ, пробы Шиллера—Писарева, ИГ и фибринолитической активности смешанной слюны были ниже на 9 (р<0,01), 32 (р<0,001), 13 (р<0,05) и 10% (р<0,05) соответственно по сравнению со значениями этих показателей, полученными в 1-й подгруппе больных после удаления зубных отложений и кюретажа пародонтальных карманов.
Снижение воспаления в пародонте после применения озонотерапии происходило на фоне активизации локального кровообращения. Во 2-й подгруппе по сравнению с контролем ПТС был ниже на 11% (р<0,001), ИПС — на 10% (р<0,001), а индекс эластичности (ИЭ) сосудов — выше на 9% (р<0,01), температура десны при этом повысилась на 0,1—0,3 °С.
В отдаленные сроки после лечения в подгруппе, где применялась озонотерапия, сохранялось достоверное отличие основных клинико-функциональных показателей по сравнению со значениями, полученными в контрольной подгруппе. Так, спустя 3 мес после лечения усиление воспаления в 1-й подгруппе наблюдалось в 36% случаев, во 2-й — у 17% больных. При этом во 2-й подгруппе ПИ был ниже на 15% (р<0,01), значения пробы Шиллера—Писарева — на 25% (р<0,001), фибринолитическая активность смешанной слюны — на 8% (р<0,05), ИГ при этом не отличался от контрольной подгруппы.
Показатели гемодинамики пациентов 2-й подгруппы более выраженно различались со значениями больных 1-й подгруппы. Так, ПТС был ниже на 19% (р<0,001), ИПС — на 18% (р<0,001), ИЭ сосудов — выше на 17% (р<0,001), стойкость капилляров — на 14% (р<0,05). Температура десны была выше на 0,2—0,3 °С по сравнению с контрольной подгруппой.
Через 6 мес после лечения в 1-й подгруппе жалобы предъявляли 64% пациентов, во 2-й подгруппе — 38% больных. При этом во 2-й подгруппе ПИ был ниже на 21% (р<0,01), значения пробы Шиллера—Писарева — на 24% (р<0,001), фибринолитическая активность смешанной слюны — на 13% (р<0,05). По данным РПГ спустя 6 мес после лечения ПТС у пациентов 2-й подгруппы был ниже на 19% (р<0,01). Кроме того, наблюдались более высокие показатели температуры десны и стойкости капилляров по сравнению с контрольной подгруппой больных.
Заключение
Таким образом, результаты представленных исследований свидетельствуют о том, что включение озонотерапии в комплекс лечения пародонтита легкой и средней степени тяжести у музыкантов-инструменталистов способствовало снижению воспаления, нормализации локального кровообращения в пародонте, удлинению сроков ремиссии и стабилизации процесса. Полученные результаты очень важны для представленной группы обследованных пациентов, так как качество профессиональной деятельности большинства музыкантов-инструменталистов зависит от здоровья полости рта.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: А.В., Н.Д., А.Ш.
Сбор и обработка материала: А.К.
Статистическая обработка данных: С.А., А.Ш.
Написание текста: А.К., С.А.
Редактирование: А.В., Н.Д.