Приоритетным направлением развития любого общества является охрана и укрепление здоровья детского населения [1]. Вместе с тем в настоящее время, по данным ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, не более 15% детского населения нашей страны можно признать здоровым. У детей всех возрастных групп отмечается преимущественный рост хронической патологии [2, 3].
Комплекс неблагоприятных причин, действующих на школьников в течение учебного года, среди которых нерациональное питание, гиподинамия, дефицит сна и пребывания на свежем воздухе, а также собственно учебные нагрузки в сочетании с загрязненной экологической средой, сегодня расценивается как фактор риска для здоровья учащихся. Летний период способствует восстановлению функциональных возможностей организма, повышению его адаптационных резервов, а также совершенствованию личностного потенциала при активном использовании естественных природных факторов. Одной из наиболее эффективных форм летнего отдыха детей и подростков является пребывание в загородных стационарных учреждениях отдыха, в том числе с применением дополнительных оздоровительных программ [4—7].
Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что организация оздоровительной деятельности детских лагерей сопряжена с оценкой ее эффективности [8—10]. В этом направлении представляют интерес оценка оздоровительного эффекта в привычных климатических условиях и поиск ее новых информативных критериев в подобных детских и подростковых коллективах.
Цель исследования — оценить влияние летнего отдыха в детском загородном оздоровительном лагере в привычных климатических условиях на соматическое здоровье, в том числе компонентный состав тела, и функциональное состояние детского организма.
Материал и методы
Исследование проводили на базе детского загородного оздоровительного лагеря «Орленок» (ДЗОЛ «Орленок») в августе 2015 г. Лагерь расположен в Пермском крае в еловом бору на берегу р. Кама в 8 км от курорта Усть-Качка. В данном учреждении были использованы традиционные оздоровительные факторы, среди которых оптимальный режим дня и питания, двигательная активность на свежем воздухе, закаливание, достаточный сон, психологический комфорт, отказ от вредных привычек, а также природные условия.
В исследовании принимали участие 44 ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, в том числе 25 (56,8%) мальчиков и 19 (43,2%) девочек. Возраст определяли как ближайшее целое число лет на день обследования. Доля выборки от генеральной совокупности составляла 22%, что позволяет получить репрезентативные результаты. Критерии включения детей в наблюдение: наличие добровольного информированного согласия их законных представителей, соответствие I или II группам здоровья (отсутствие соматических и психических заболеваний), отсутствие острых инфекционных заболеваний и травм на момент исследования, проживание на территории Пермского края.
Эффективность оздоровления оценивали по динамике показателей физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности детей за период смены, а также по изменению компонентного состава тела отдыхающих.
Оценку физического развития проводили по унифицированной методике с помощью стандартного инструментария. Полученные результаты оценивали по центильным таблицам, рекомендованным в практическом здравоохранении для ведения мониторинга состояния здоровья детских коллективов в соответствии с половозрастной группой [11]. Одновременно с антропометрическими показателями для оценки компонентного состава тела детей определяли биоимпедансометрические параметры [12]. Измерения проводили с помощью многофункционального анализатора АВС-01 «Медасс» (ЗАО НТЦ «Медасс»).
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы рассчитывали индекс Робинсона, или «двойное произведение» (ДП), по формуле:
ДП = ЧСС∙САД/100,
где ЧСС — частота сердечных сокращений, САД — систолическое артериальное давление в покое.
Чем ниже значение ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья. Для оценки функциональных возможностей дыхательной системы определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Измерение ЖЕЛ производили с помощью воздушного спирометра со сменными одноразовыми насадками. Физическую подготовленность оценивали при исследовании максимальной мышечной силы сильнейшей руки (у правшей — правой, у левшей — левой) с помощью кистевого плоскопружинного динамометра (кистевая динамометрия — КД).
Необходимые сведения получали во время проведения медицинских осмотров в первые 2 дня после заезда и за 2 дня до окончания смены. Анализ динамики данных индивидуальных показателей позволил оценить эффективность оздоровления каждого ребенка за период его пребывания в загородном стационарном учреждении отдыха. В основу комплексной оценки были положены методические рекомендации «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей» [13].
Обработку данных выполняли с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0 на базе Microsoft Excel 2010. Оценку параметров нормального распределения проводили с помощью критерия Шапиpo—Уилка. Описательные данные для количественных признаков с ненормальным распределением были представлены в виде медианы (Me) и интepквартильного интервала (25; 75). Для сравнения связанных выборок по количественным показателям использовали непараметрический W-критерий Вилкоксона. Различия показателей считали статистически значимыми при р≤0,05 и высоко значимыми при р≤0,01.
Результаты и обсуждение
В начале оздоровительной смены 34 (77%) ребенка имели гармоничное физическое развитие. Дисгармоничное физическое развитие за счет избытка массы тела по отношению к росту наблюдалось у 6 (14%) детей, за счет дефицита массы тела — у 3 (7%) наблюдаемых, низкий рост был зафиксирован у 1 (2%) ребенка (табл. 1). К концу смены существенных изменений в распределении детей по степени гармоничности физического развития не произошло, зафиксирован 1 случай перехода из группы с нормальным физическим развитием в группу с дефицитом массы тела по отношению к росту.
Оценка динамики физического развития на индивидуальном уровне показала, что длина тела в конце смены в большинстве случаев (n=41, или 93%) оставалась без изменений, что связано с генетической обусловленностью данного параметра и отсутствием закономерных скачков роста в исследуемых возрастных периодах.
Масса тела является наиболее активно изменяющимся показателем физического развития. За время пребывания в детском лагере массу тела прибавили 24 (55%) ребенка. Прибавка массы тела в среднем составила 1 кг: с 42 (37; 48) до 43 (38,5; 39,5) кг (p<0,001). При этом как на начало, так и на конец смены все эти дети находились в пределах гармоничного физического развития своей половозрастной группы. В 4 (9%) случаях (девочки) было зафиксировано снижение массы тела, среди них у 1 наблюдаемой выявлена диспропорция в соотношении тотальных размеров тела.
Динамика массы тела характеризует развитие костно-мышечного аппарата, подкожной жировой клетчатки и внутренних органов, но вместе с тем остается неизвестным, за счет какого структурного компонента происходят изменения. Изучение состава тела детей на уровне двухкомпонентной модели позволило установить, что содержание жировой массы тела школьников оставалось без изменений (р>0,05) и составляло 8—8,5 кг (90% от нормы) (табл. 2). Количество тощей (безжировой) массы тела (ТМТ) изменялось более стремительно: с 36 (28,7; 43,2) до 37 (28,6; 44,3) кг (p<0,001), что соответствует нормостеническому типу телосложения.
Углубленный анализ клеточного представительства ТМТ показал, что активная клеточная масса на конец смены составляла 25,8 (15,9; 31,4) кг, что эквивалентно 60,5% (54,2; 70,3) от ТМТ и на 20% превышает возрастную норму. Изменения скелетно-мышечной массы характеризовались ее незначительным уменьшением: с 23,1 (15,7; 27,9) до 21,2 (15,5; 27,8) кг. Доля скелетно-мышечной массы может свидетельствовать об оптимальной организации деятельности физической направленности.
Первичный биоэлектрический показатель — фазовый угол импеданса — за время отдыха детей не изменился, но превышал возрастную норму на 15% и составлял на конец смены 7,5° (6,1°; 10,4°), что может говорить о хорошем функциональном состоянии за счет адаптационных возможностей детского организма.
Таким образом, физическое развитие большинства отдыхающих детей как в начале, так и в конце смены было гармоничным (33—34 (75—77%) ребенка из 44). Изменения массы тела происходили за счет увеличения тощей ее составляющей, жировой компонент был более стабильным. Индивидуальная оценка изменчивости показателей физического развития свидетельствовала об отсутствии значимой динамики.
Состояние сердечно-сосудистой системы объективно отражает происходящие процессы адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и дает возможность поддержания активного функционирования всех органов и систем организма. Исследование показало, что у большинства детей (n=29, или 66%) исходная ЧСС в начале лагерной смены соответствовала возрастной норме без заметных различий по полу. В 7 (16%) случаях была выявлена тахикардия, в 8 (18%) — брадикардия. К концу смены число наблюдаемых с брадикардией увеличилось в 1,9 раза, очевидно, за счет детей с нормокардией, которых стало меньше в 1,5 раза. Были выявлены случаи учащения пульса.
Оценка динамики показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью ДП продемонстрировала у 24 (55%) отдыхающих положительный оздоровительный эффект (табл. 3). У этих детей значение ДП значимо уменьшилось: с 84,5 (74,5; 93,0) до 69,8 (62,9; 81,3) (p<0,001), что свидетельствует о повышении аэробных возможностей и уровня соматического здоровья (табл. 4). Однако 1/3 детей получили обратный результат, у них значение ДП увеличилось с 75,9 (70,6; 85,2) до 85,8 (75,2; 96,2) (p<0,001).
Оценка функционального состояния дыхательной системы в начале смены позволила установить, что 18 (40%) детей имели показатели ЖЕЛ в пределах средневозрастной нормы. Высокие показатели ЖЕЛ в начале лагерной смены были определены у 10 (23%) детей, низкие — у 16 (36%). Обращает на себя внимание, что пребывание в лагере увеличивает долю детей с низкими значениями ЖЕЛ.
Анализ динамики фактических значений ЖЕЛ выявил, что у 5 (11%) детей не было зафиксировано значимых изменений. У 24 (55%) наблюдаемых была установлена отрицательная динамика (см. табл. 3). Показатель ЖЕЛ уменьшился на 150—400 мл: с 2500 (2050; 2850) до 2050 (1900; 2400) мл (р<0,001) (см. табл. 4). Снижение значений ЖЕЛ может быть связано с недостаточной двигательной активностью на свежем воздухе, тренирующей выносливость организма. Однако в 15 (34%) случаях (преимущественно среди мальчиков) получено значительное индивидуальное увеличение ЖЕЛ на 200 мл: с 2300 (1600; 2500) до 2500 (1900; 2800) мл (р<0,001).
Таким образом, непродолжительный период смены (14 дней) в сочетании с неблагоприятными на тот момент погодными условиями, ограничивающими пребывание детей на свежем воздухе, не позволил достигнуть оптимального уровня оздоровительного эффекта со стороны кардиореспираторной системы организма.
Способность мышечной системы адаптироваться к физической нагрузке характеризует КД. В начале смены 10 (23%) детей имели средние значения данного показателя. Высокие и выше средних значения были зафиксированы у 18 (41%) детей, низкие и ниже средних — у 16 (36%) исследуемых. К концу смены наблюдалось увеличение числа детей со средними (на 6%), а также низкими и очень низкими (на 8%) значениями показателя мышечной силы кистей рук.
Индивидуальная оценка КД иллюстрирует, что 28 (63,6%) детей (преимущественно мальчики) имели отрицательную динамику физической подготовленности (см. табл. 3). Мышечная сила кисти у них снизилась на 4 кг: с 15,5 (11; 17) до 11,5 (9; 15) кг (р<0,001), что может свидетельствовать о неправильном применении физических упражнений силовой направленности (см. табл. 4). В 12 (27%) случаях КД изменилась менее чем на 1 кг, что говорит об отсутствии значимого эффекта.
Комплексная оценка оздоровления детей, проведенная с использованием балльной системы, позволила установить, что за период лагерной смены почти половина отдыхающих школьников получили выраженный оздоровительный эффект (n=21, или 48%) (табл. 5). Вместе с тем другая половина детей (n=22, или 50%) имели слабый эффект оздоровления, и 2% (n=1) изучаемого контингента не получили оздоровительно эффекта.
Анализ эффективности оздоровления детей, относящихся к разным группам здоровья, не показал достоверных отличий.
Таким образом, пребывание школьников в загородном оздоровительном лагере способствует улучшению состояния их здоровья, приспособительных механизмов детского организма и расширению его ресурсов. Однако существуют трудности в достижении максимального оздоровительного эффекта всех отдыхающих детей. При организации летнего отдыха в привычных климатических условиях среди ряда причин, препятствующих достижению максимального положительного результата оздоровления, следует указать на нерациональное использование комплекса оздоровительных мероприятий (рациональное питание, адекватные физические нагрузки, достаточная двигательная активность, психологический комфорт), короткий период смены, слабое научно-методическое обеспечение персонала (регулируемый фактор), а также неблагоприятные погодные условия (нерегулируемый физический фактор).
Выводы
1. Летний отдых в детском загородном лагере с использованием традиционных оздоровительных факторов в привычных климатических условиях оказывает положительное влияние на соматическое здоровье, функциональное состояние и физическую подготовленность только у половины отдыхающих детей.
2. В качестве одного из дополнительных объективных инструментов анализа может быть рекомендована биоимпедансометрия, которая отражает изменение компонентного состава тела детей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Д.Л.
Сбор и обработка материала: Д.Л.
Анализ полученных данных, написание текста: Д.Л.
Редактирование: А.П.