Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Королев Ю.Н.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Михайлик Л.В.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Никулина Л.А.

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН, Москва

Гениатулина М.С.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздравсоцразвития России, Москва

Особенности развития метаболических и регенеративных процессов при действии низкоинтенсивных электромагнитных излучений в условиях радиационного облучения (экспериментальное исследование)

Авторы:

Королев Ю.Н., Михайлик Л.В., Никулина Л.А., Гениатулина М.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 526

Загрузок: 6

Как цитировать:

Королев Ю.Н., Михайлик Л.В., Никулина Л.А., Гениатулина М.С. Особенности развития метаболических и регенеративных процессов при действии низкоинтенсивных электромагнитных излучений в условиях радиационного облучения (экспериментальное исследование). Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(4):54‑58.
Korolev IuN, Mikhaĭlik LV, Nikulina LA, Geniatulina MS. The specific features of the development of metabolic and regenerative processes under the action of low-intensity electromagnetic radiation in radiation exposure conditions (an experimental study). Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2017;94(4):54‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort201794454-58

Рекомендуем статьи по данной теме:
Раз­ви­тие адап­тив­ных ре­ак­ций при при­ме­не­нии питье­вой ми­не­раль­ной во­ды и элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния на фо­не действия вы­со­ко­ка­ло­рий­ной ди­еты на мо­де­ли эк­спе­ри­мен­таль­но­го ме­та­бо­ли­чес­ко­го син­дро­ма. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(1):42-47
Из­ме­не­ние уров­ня пол­но­ге­ном­но­го ме­ти­ли­ро­ва­ния ДНК в раз­лич­ных об­лас­тях го­лов­но­го моз­га крыс при не­пол­ной це­реб­раль­ной ише­мии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):26-32
Ха­рак­те­рис­ти­ка гис­то­хи­ми­чес­ких, мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких и лу­че­вых из­ме­не­ний пе­че­ни в за­ви­си­мос­ти от дав­нос­ти смер­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):59-63
Вли­яние та­бач­ной ин­ток­си­ка­ции на сер­деч­но-со­су­дис­тую сис­те­му в эк­спе­ри­мен­те. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):49-51
Раз­ви­тие COVID-19 у па­ци­ен­тки с АА-ами­ло­идо­зом. (Кли­ни­чес­кий слу­чай). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):82-85
Вли­яние хо­ло­до­во­го стрес­са на бо­ле­вую чувстви­тель­ность крыс. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(3):5-10
Изу­че­ние вли­яния этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та на эф­фек­тив­ность нес­те­ро­ид­ных про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных пре­па­ра­тов при вис­це­раль­ной и со­ма­ти­чес­кой бо­ли в эк­спе­ри­мен­те на мы­шах и кры­сах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):124-132
Аналь­ге­ти­чес­кий эф­фект ги­ман­та­на в срав­не­нии с дик­ло­фе­на­ком при на­руж­ном при­ме­не­нии и внут­риб­рю­шин­ном вве­де­нии на мо­де­ли пос­ле­опе­ра­ци­он­ной бо­ли у крыс. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(1):5-11

Для разработки методов стимуляции адаптационных и компенсаторно-восстановительных процессов, в том числе и после радиационного облучения, целесообразно использовать низкоинтенсивные лечебные физические факторы, которые обладают регенеративным действием за счет развития антиоксидантного и мембраностабилизирующего эффектов. К таким факторам относятся низкоинтенсивное (нетепловое) электромагнитное излучение сверхвысокой частоты (ЭМИ СВЧ) и низкоинтенсивное низкочастотное магнитное поле (МП). При направленном их действии на надпочечники можно оказать активирующее влияние на общие и местные механизмы регуляции, различные функциональные системы, клетки и ткани организма [1—3]. Реализация этих эффектов при данной локализации будет осуществляться, в частности, через различные гормоны, в том числе и кортикостероиды, которые сами обладают антиоксидантными свойствами и при этом влияют на систему антиоксидантной защиты — важнейшее стресслимитирующее звено организма [4]. При этом, очевидно, могут проявляться различия в действии этих факторов на метаболические и регенеративные процессы.

Цель исследования — оценить лечебно-профилактическое действие низкоинтенсивных ЭМИ СВЧ и МП на развитие метаболических и регенеративных процессов в условиях радиационного облучения.

Материал и методы

Эксперименты были проведены на 26 половозрелых нелинейных крысах-самцах массой 180—220 г. Животные содержались в обычных условиях вивария и свободного доступа к воде и пище. Все манипуляции осуществляли в соответствии с правилами работы с животными. Все крысы были разделены на 4 группы. Животных 1-й (опытной) группы (n=7) подвергали радиационному облучению с последующим действием низкоинтенсивного ЭМИ СВЧ, 2-й (опытной) группы (n=6) — радиационному облучению с последующим действием МП, 3-й (контрольной) группы (n=7) — только радиационному облучению, 4-ю группу составили интактные крысы (n=6), которые никаким воздействиям не подвергались. Животных опытных и контрольной групп облучали с помощью аппарата Агат-Р (ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России) гамма-лучами 60Со в дозе 2 Гр. Лечебно-профилактические мероприятия начинали проводить через 3 нед (21 день) после радиационного облучения. Курс воздействия низкоинтенсивным ЭМИ СВЧ (10 процедур) проводили на поясничную область животных с помощью аппарата Акватон-2 (плотность потока мощности менее 1 мкВт/см2, частота около 1000 МГц, время воздействия 2 мин). Курс воздействия МП также проводили на поясничную область с помощью аппарата МУМ-50 ЭДМА (постоянное (ПМП) и переменное (ПеМП) МП частотой 50 Гц с магнитной индукцией 35 мТл, время воздействия 2 мин). Забой животных осуществляли на следующий день после окончания процедур (через 1 мес после радиационного облучения).

Объектами исследования являлись семенники и печень. Для исследования антиоксидантной активности (АОА) использовали модельную систему в виде суспензии липопротеидов желтка куриного яйца [5]. Содержание белка определяли биуретовым методом [6], рибонуклеиновой кислоты (РНК) — двухволновым спектрофотометрическим методом в модификации [7]. Для светооптических исследований семенники фиксировали в смеси Буэна, заливали в парафин, срезы окрашивали гематоксилином Эрлиха с докраской эозином. Оценка состояния сперматогенеза проводилась по общепринятой методике [8]. Подсчитывали количество извитых семенных канальцев (ИСК) с различным числом генераций половых клеток (от 4 до 0), определяли число ИСК со слущенными гаметами и индекс сперматогенеза. В печени подсчитывали число дистрофических и некробиотических клеток, а также количество ядрышек в ядрах гепатоцитов (100 клеток у каждого животного). Для электронно-микроскопических исследований семенники фиксировали в 4% параформальдегиде, постфиксировали в 1% ОsO4. После обезвоживания образцы заключали в смесь эпон-аралдит. Исследование образцов проводили на электронном микроскопе Libra 120 (Германия) с программой Carl Zeiss STM Nano Texnology system Division, которая включает в себя как режим трансмиссионного исследования, так и математическую обработку внутриклеточных структур. Осуществляли морфометрический анализ митохондрий в сперматогониях.

Для статистической обработки данных использовали параметрический t-критерий Стьюдента и непараметрический U-критерий Манна—Уитни.

Результаты

Результаты исследования показали, что через 1 мес после радиационного облучения у животных контрольной группы в семенниках были обнаружены явления деструкции в сперматогенном эпителии, нарушение процессов микроциркуляции в гематотестикулярном барьере, снижение содержания общего белка, индекса сперматогенеза, уменьшение количества ИСК с 4 генерациями половых клеток; в печени наблюдались увеличение числа дистрофически и некробиотически измененных клеток, снижение уровня РНК. Полученные данные свидетельствуют о том, что в относительно позднем пострадиационном периоде были выявлены различные структурно-функциональные нарушения в семенниках и печени, сопровождавшиеся ослаблением резервных возможностей организма и расстройствами адаптации.

У животных опытных групп курсовое воздействие ЭМИ СВЧ и МП вызывало усиление ряда метаболических и регенеративных реакций. В таблице и на рис. 1 представлены результаты исследований метаболических изменений в семенниках и печени. Исходя из этих данных, можно считать, что для действия МП весьма характерным являлось существенное усиление активности системы антиоксидантной защиты: в семенниках АОА возросла на 45,4% (р<0,01), в печени — на 44,5% (р<0,01). Однако биосинтетическая активность тканей этих органов не была четко выраженной: достоверно возрастало только содержание общего белка (в семенниках), а уровень РНК был сниженным. Эффекты действия ЭМИ СВЧ и МП были сходны только в семенниках, но имели существенные различия в печени. Это проявлялось в усилении белоксинтетических процессов (содержание РНК возросло на 25,4%, р<0,01, общего белка — на 40,7%, р<0,01), но при этом АОА была сниженной.

Метаболические процессы в семенниках и печени крыс при действии ЭМИ СВЧ и МП в условиях радиационного облучения (M±m) Примечание: # — р<0,01 по сравнению с интактной группой; * — р<0,05, ** — р<0,01, *** — р<0,001 по сравнению с контрольной группой.

Рис. 1. Метаболические процессы в семенниках и печени крыс при радиационном облучении, действии ЭМИ СВЧ и МП. # —р<0,01 по сравнению с интактными животными; * — р<0,05, ** — р<0,01, *** — р<0,001 по сравнению с контролем

Следовательно, действие МП в пострадиационном периоде в большей мере было направлено на усиление процессов антиоксидантной защиты, а действие ЭМИ СВЧ — на активацию белоксинтетических процессов. Возможно, это связано с тем, что этап усиления антиоксидантной защиты при действии ЭМИ СВЧ по сравнению с МП осуществлялся быстрее и эффективнее, что позволило организму активнее использовать механизмы белоксинтетических процессов.

Кроме адаптационных сдвигов в метаболических реакциях эффекты действия ЭМИ СВЧ и МП сопровождались активацией регенеративных процессов. При этом в печени отмечалось снижение числа дистрофических и некробиотических клеток и увеличение количества неизмененных (нормальных) гепатоцитов (рис. 2). Некоторые гепатоциты содержали крупные с высоким содержанием хроматина ядра, в которых было увеличено число ядрышек, что указывало на интенсификацию синтеза РНК и активацию внутриклеточной регенерации.

Рис. 2. Число дистрофических (а) и некробиотических (б) гепатоцитов при радиационном облучении, действии ЭМИ СВЧ и МП. # — р<0,01 по сравнению с интактными животными; * — р<0,01 по сравнению с контролем.

В основном отмечалась тенденция к повышению числа двуядрышковых, а также трех- и четырехядрышковых клеток. Достоверное увеличение числа двуядрышковых ядер (р=0,05) отмечалось только при действии ЭМИ СВЧ. Наблюдалось также повышение числа двуядерных гепатоцитов. Эти изменения являются признаками гиперплазии ядерных структур клетки и могут свидетельствовать о том, что многие гепатоциты под влиянием ЭМИ СВЧ и МП обладают более выраженными функциональными (адаптационными) возможностями по сравнению с контролем.

В семенниках активация процессов регенерации под влиянием ЭМИ СВЧ и МП проявлялась со стороны различных клеток. Важно отметить, что регенеративные сдвиги претерпевали сперматогонии, с размножения которых начинается процесс сперматогенеза. При действии радиации эти клетки подвергались дистрофическим, а также некробиотическим изменениям, их количество уменьшалось на 16,3% (р<0,01). При применении обоих факторов численность сперматогоний достоверно возрастала: при ЭМИ СВЧ на 12,1% (р<0,01), при МП на 11,9% (р<0,01). Эти изменения сопровождались ультраструктурными признаками внутриклеточной регенерации, о чем свидетельствовало увеличение числа органелл, в том числе рибосом, полисом и митохондрий. В частности, было установлено, что действие ЭМИ СВЧ вызывало увеличение как числа митохондрий (р<0,05), так и их размеров (средней площади; р<0,01), это повышало общую массу этих органелл. Действие М.П. таким сочетанным эффектом не обладало. В этом проявилась одна из особенностей в механизмах действия этих факторов на процессы внутриклеточной регенерации. Адаптационные изменения были обнаружены и в других половых клетках на последующих стадиях сперматогенеза. На это указывало, в частности, повышение числа ИСК с 4 генерациями, которые содержали наиболее дифференцированные половые клетки — сперматозоиды. Явления деструкции в сперматогенном эпителии были менее выражены по сравнению с таковыми у крыс контрольной группы (уменьшение числа ИСК с 1 и 2 генерациями клеток), а индекс сперматогенеза имел тенденцию к повышению. Адаптационные процессы в семенниках развивались на фоне снижения проницаемости собственной оболочки ИСК, что проявлялось в отчетливом уменьшении ее общей толщины и отсутствии выраженных явлений отека. Кроме того, улучшалось состояние базальной мембраны и других структур собственной оболочки ИСК. Вместе с тем в отдельных канальцах иногда сохранялись слабовыраженные локальные структурные признаки нарушений микроциркуляции в виде набухания и утолщения собственной оболочки.

Таким образом, применение ЭМИ СВЧ и МП ограничивало развитие пострадиационных нарушений и способствовало усилению регенеративных и адаптационно-защитных процессов в семенниках и печени. В механизме действия этих факторов важным моментом являлась стимуляция АОА, которой принадлежит ведущая роль в защите организма от ионизирующей радиации. Этот эффект сопровождался стабилизацией структур (мембран) гематотестикулярного барьера и процессов микроциркуляции, адаптационными изменениями структурно-метаболических процессов. Действие ЭМИ СВЧ и МП повышало резервные возможности организма, что в целом проявлялось в приспособительной перестройке метаболизма, активации клеточной и внутриклеточной регенерации и способствовало повышению уровня функционирования семенников и печени. Вместе с тем на фоне общей адаптационной направленности сдвигов были выявлены характерные различия в действии данных факторов: при применении МП в большей мере проявлялась антиоксидантная защита в печени и семенниках, при действии ЭМИ СВЧ превалировали биосинтетические реакции (особенно в печени), поэтому и влияние этого фактора на усиление процессов регенерации в целом было выше, чем действие М.П. Выявленные различия были обусловлены, видимо, тем, что эти низкоинтенсивные электромагнитные излучения, отличаясь между собой физическими свойствами (в частности, частотной характеристикой), по-разному включали и использовали нейроэндокринные и другие механизмы регуляции, что отражалось на эффективности их действия.

Вывод

Полученные данные позволяют сделать вывод о перспективности лечебно-профилактического применения ЭМИ СВЧ и МП при радиационном облучении и указывают на необходимость их дальнейшего изучения в целях оптимизации защитно-адаптационных реакций в организме.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Ю.К.

Сбор и обработка материала: Ю.К., Л.Н., Л.М., М.Г.

Статистическая обработка данных: Л.Н., М.Г., Л.М.

Написание текста, редактирование: Ю.К.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.