Введение
Миокардиты представляют собой одну из актуальных и все еще во многом не решенных проблем кардиологии. Актуальность этой проблемы заключается в том, что миокардит — это полиэтиологическое заболевание, имеющее множество разноплановых причин его возникновения. Поэтому диагностика и лечение миокардитов до настоящего времени остается одним из наиболее сложных разделов работы терапевтов и кардиологов. Миокардит чаще всего протекает без выраженных кардиальных симптомов, нередко бессимптомно, и, как правило, не требует активного специфического лечения. Однако в небольшом числе случаев миокардит может сопровождаться выраженными клиническими симптомами и приводить к сердечной недостаточности и смерти. По секционным данным, распространенность миокардита составляет 4—10%.
Поэтому, несмотря на значительное количество клинических и экспериментальных исследований этиологии и патогенеза миокардитов, проблема выбора методов их лечения вызывает целый ряд затруднений.
Известно, что переход острого миокардита в аутоиммунное заболевание характеризуется увеличением выработки антикардиальных антител, усилением клеточной иммунной реакции, циркуляцией иммунных комплексов в крови и отложением их в миокарде, что усугубляет поражение сердечной мышцы. В ходе иммунных реакций из кардиомиоцитов высвобождаются различные биологически активные вещества (лизосомальные энзимы, простагландины, кинины, серотонин, гистамин, ацетилхолин и др.), способствующие повышению проницаемости сосудов, вызывающие отек, геморрагии и гипоксию мио-карда. Поэтому для купирования аутоиммунного процесса применяют делагил или плаквенил в сочетании с нестероидными противовоспалительными препаратами (ортофен, индометацин, ибупрофен, аспирин, пиразолоновые производные, пироксикамы). Широко используют трофические и метаболические препараты (неотон, кокарбоксилаза, аденозинтрифосфат, неробол, ретаболил, рибоксин) и иммуностимуляторы.
Кортикостероидные гормоны применяют при тяжело протекающих диффузных миокардитах, миоперикардитах, рецидивирующих миокардитах, аллергозах, выраженных лабораторных признаках активности, сохраняющихся на фоне лечения нестероид-ными препаратами. Частое применение этих препаратов способствует развитию таких побочных эффектов, как ульцерогенное действие и кушингоидный синдром. При этом следует учитывать дороговизну лекарств, что представляет серьезную финансовую проблему как для пациентов, так и для здравоохранения.
Актуальность изучения состояния миокарда и поиск новых медикаментозных средств для лечения данного заболевания определяется снижением насос-ной функции сердечной мышцы, которое имеет часто значительный и необратимый характер и приводит к тяжелой недостаточности кровообращения. По данным Н.Р. Палеева и соавт., в зависимости от тяжести поражения миокарда инфекционно-аллергический миокардит (ИАМ) сопровождается нарушениями гемодинамики, причиной которых среди прочих являются и гемореологические нарушения [1]. Однако реологические свойства крови на практике редко рассматриваются при оценке кровообращения, особенно в условиях патологии. Это объясняется тем, что такие изменения во многом определяются гидродинамическими факторами и геометрией сосудистого русла, которые для разных его участков неодинаковы. Однако даже общие представления о реологических свойствах крови, направленности их изме-нений в условиях патологии и применения терапевтических мероприятий могут дать немало для трактовки расстройств кровообращения и оценки механизмов их коррекции.
В то же время в современной литературе, посвященной ИАМ, исследования реологических свойств крови в процессе данного заболевания отсутствуют.
Ранее проведенные нами исследования показали [2], что ИАМ сопровождается гемореологическими расстройствами, проявляющимися в нарушении структуры кровотока, сгущении крови за счет полицитемии и увеличении количества и размеров циркулирующих эритроцитов. Все это может значительно изменить характеристики кровотока и усугубить течение основного заболевания [3, 4].
В настоящее время ни одно из применяемых для лечения ИАМ медикаментозных средств не влияет в должной мере на вязкость крови, величину гематокрита и поведение эритроцитов в потоке. Это объясняется тем, что гемореологические нарушения имеют выраженный инертный характер и весьма трудно поддаются коррекции.
В то же время в последние годы в комплексном лечении ИАМ все шире используют методы немедикаментозного (оптического) воздействия на кровь в сочетании с лекарственной терапией.
В последнее время в литературе достаточно активно дискутируются вопросы применения фотогемотерапии (ФГТ) как одного из немедикаментозных методов коррекции различных гомеостатических расстройств, сопровождающих многочисленные заболевания. ФГТ получила возможность применения в виду ее простоты и высокой эффективности [5, 6].
По синдромно-патогенетической классификации физических методов лечения ФГТ относят к органонеспецифическим методам, купирующим преобладающие синдромы заболевания: болевой, воспалительный, интоксикационный, метаболический, дистрофический, иммунной дисфункции и др. В основе ее лечебного эффекта лежит ряд фотохимических реакций: фотоионизация, фотоокисление, фотовосстановление, изменение пространственной структуры молекул и их фотодиссоциация [7]. При этом установлено, что из всех методов ФГТ наиболее эффективным является воздействие на кровь пациента оптическим излучением синего диапазона.
Все вышесказанное послужило основанием для настоящего научного исследования, целью которого явилось изучение эффективности применения ФГТ синим светом в комплексной терапии ИАМ.
Материал и методы
Комплексное клинико-лабораторное обследование было проведено в 1-м терапевтическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. В.Ф. Владимирского». Под наблюдением находились 28 больных — 12 женщин и 16 мужчин в возрасте от 16 до 45 лет, страдающих ИАМ.
Диагноз ИАМ был подтвержден клинически, биохимически и функционально с помощью анализов крови, рентгенологического исследования органов грудной клетки, электрокардиографии, производимой с помощью аппарата Cardimax FX-326U («Fukuda Denshi», Япония), эхокардиографии, осуществляемой с помощью аппарата Diasonics Vingmed CPM 750 («Toshiba», Япония).
При постановке диагноза миокардита использовали классификацию Н.Р. Палеева [8], а также рекомендации NYHA. Диагноз ишемической болезни сердца исключали по критериям, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения. Степень сердечной недостаточности у больных оценивали по критериям классификации NYHA.
Больные получали терапию с использованием нестероидных противовоспалительных препаратов, метаболических средств, антиаритмиков, мочегонных, ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента.
Все больные были распределены в 2 группы: пациенты 1-й (контрольной) группы (9 мужчин и 7 женщин) получали общепринятую базисную терапию; больные 2-й (экспериментальной) группы (7 мужчин и 5 женщин) — базисное лечение в сочетании с ФГТ синим светом.
Для ФГТ синим светом применяли светодиодный аппарат АФС-Соларис (регистрационное удостоверение №ФСР 2010/08725 от 30.08.10). Излучающую синий свет с длиной волны 450±10 нм головку-модуль, снабженную волоконно-оптической насадкой, вводили в локтевую вену пациента. Мощность на конце световода составляла 1,0—1,5 мВт. Воздействие синим светом продолжалось 30 мин, проводилось через день и в целом составляло 5—6 процедур.
При выполнении настоящего исследования использовали комплекс общепринятых методов оценки реологических свойств крови: вискозиметрию проводили с помощью аппарата Lowshear (Швейцария), агрегацию эритроцитов — на нефелометре-колориметре ФЭК-56М (Россия), показатель гематокрита измеряли с помощью гематокритной центрифуги («Аутокрит», США).
У всех больных оценивали основные базовые рео-логические параметры:
— вязкость крови при высокой скорости сдвига (128 с–1), отражающей особенности ее текучести в магистральных артериях;
— вязкость крови при низкой скорости сдвига (27 с–1), отражающей особенности ее текучести в крупных венах;
— вязкость плазмы крови, влияющей на особенности ее поведения в микрососудах;
— показатель гематокрита как один из основных параметров, влияющих на вязкость крови;
— коэффициент структурирования (расчетный параметр), представляющий собой отношение вязкости крови при низкой скорости сдвига к вязкости крови при высокой скорости сдвига; данный показатель отражает патологическую способность крови образовывать агрегаты эритроцитов (вплоть до сладжа) при снижении скорости тока крови.
Итоговые данные анализировали отдельно для мужчин и женщин, так как физиологическая норма показателей гематокрита и гемоглобина имеет гендерные различия: в норме женщины имеют более низкий уровень гематокрита и соответственно более низкую вязкость крови, чем мужчины. Для установления нормальных значений реологических свойств крови были обследованы 20 практически здоровых людей.
Статистический анализ данных осуществляли посредством статистического пакета Statistica 10.0 («StatSoft Inc.», США) с соблюдением принципов и требований к статистической обработке материала в биологических и медицинских исследованиях. Для анализа соответствия вида распределения признака закону нормального распределения применяли критерий Шапиро—Уилка. Для описания количественных данных использовали среднее (М) со стандартным отклонением (m). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты и обсуждение
На первом этапе мы определяли гемореологический статус больных ИАМ при поступлении в стацио-нар. По нашим данным, до лечения у всех больных отмечаются выраженные нарушения реологических свойств крови (табл. 1, 2).
Как мы видим из табл. 1, вязкость крови была увеличена у 11 (69%) из 16 больных. При скорости сдвига 128 с–1 вязкость крови в среднем превышала нормальные значения на 33,5%, что считается достаточно большим отклонением. При скорости сдвига 27 с–1 вязкость крови была увеличена в среднем на 33% относительно нормальных величин.
Вязкость плазмы крови была повышена у 15 (94%) из 16 больных. Показатель гематокрита превышал верхнюю границу нормальных значений на 11%.
Все обследованные мужчины, страдающие ИАМ, имели те или иные гемореологические нарушения. В большинстве случаев вязкость крови была увеличена в результате повышенной вязкости плазмы, высокого уровня гематокрита и чрезмерно активного структурирования эритроцитов.
Как видно из табл. 2, у всех женщин была установлена повышенная вязкость крови. При высокой скорости сдвига увеличение вязкости крови составило 13%, при низкой — 16%.
Таким образом, как у мужчин, так и у женщин, страдающих ИАМ, выявлены гемореологические нарушения. При этом степень этих расстройств у мужчин была более выраженной, чем у женщин.
Одним из механизмов повышения вязкости плазмы, вызывающего увеличение вязкости крови у больных ИАМ, является диспротеинемия, а именно гиперглобулинемия, неизбежно возникающая при иммунном ответе организма на развитие инфекционного процесса.
Что касается агрегации эритроцитов, то известно, что их активность определяется поверхностным электрическим зарядом этих клеток, содержанием фибриногена и иммуноглобулина класса М в плазме крови. При инфекционном процессе заряд эритроцитов, отвечающий за их взаимное отталкивание, может снижаться вследствие адсорбции на поверхности этих клеток иммунных комплексов. Это сопровождается усилением агрегации эритроцитов, активным образо-ванием крупных трехмерных агрегатов, значительно влияющих на вязкость крови и ее текучесть. В конечном счете все это приводит к нарушению кровообращения в системе микро- и макрогемодинамики.
Высокие показатели гематокрита у больных ИАМ могут быть объяснены 2 причинами: 1) вторичной полицитемией, развивающейся на фоне хронической кислородной недостаточности; 2) ригидностью эритроцитов, когда при одном и том же их количестве неэластичные, жесткие эритроциты занимают большее пространство в единице объема плазмы крови.
Таким образом, очевидно, что выявленные у больных ИАМ гемореологические расстройства являются одним из отягощающих факторов патогенеза данного заболевания, которые в зависимости от степени поражения миокарда ИАМ сопровождаются нарушениями гемодинамики и развитием полиорганной недостаточности [9, 10].
В последнее время в качестве одного из немедикаментозных методов коррекции гемореологических расстройств в лечебной практике применяют ФГТ. В частности, под действием синего света кислородно-транспортная функция эритроцитов и их реологические свойства улучшаются, что приводит к усилению микроциркуляции и активации трансорганного кровотока в органах и тканях [11].
Поэтому на следующем этапе настоящего исследования мы изучали влияние актуального базисного лечения у больных ИАМ 1-й (контрольной) группы (n=16) и базисной терапии в сочетании с внутривенным воздействием ФГТ у пациентов 2-й (экспериментальной) группы (n=12) на реологические свойства крови.
Анализ гемореологических параметров, полученных у больных ИАМ 1-й группы после базисного медикаментозного лечения, продемонстрировал отсутствие статистически достоверных изменений в показателях вязкости крови и плазмы, агрегации эрит-роцитов и значении гематокрита как у мужчин, так и у женщин по сравнению с этими же показателями до базисного лечения (табл. 3).
Иная картина наблюдалась в группе больных, получавших базисную терапию в сочетании с воздействием синего света на кровь. Метод ФГТ с применением синего диапазона излучения был использован у 12 больных ИАМ (табл. 4).
После курса ФГТ вязкость крови при высокой скорости сдвига снизилась на 21% у женщин и 26% у мужчин, но все еще оставалась патологически высокой. При низкой скорости сдвига вязкость крови статистически достоверно снизилась на 23% у мужчин и на 15% у женщин, но ее значения были все еще далеки от нормы. Вязкость плазмы после курса ФГТ снизилась всего на 8% у мужчин и на 6% у женщин.
Значение гематокрита после воздействия синим светом у 7 больных снизилось практически до физио-логической нормы. Статистически достоверно уменьшился коэффициент структурирования крови, что свидетельствует о снижении активности процесса агрегации эритроцитов.
Анализ динамики вязкостных изменений у больных ИАМ в процессе ФГТ показал, что основной эффект снижения вязкости крови происходил уже после первой процедуры внутривенного воздействия синим светом. Последующие процедуры закрепляли достигнутый эффект. При этом коррекция нарушений вязкости крови происходила главным образом за счет уменьшения уровня гематокрита и угнетения агрегационной активности эритроцитов.
Заключение
Таким образом, проведенные нами исследования по применению ФГТ синим светом в комплексном лечении ИАМ показали, что данный метод имеет положительное влияние на реологические свойства крови. В основе этих изменений лежат сложные процессы взаимодействия организма на всех его уровнях с энергоинформационным воздействием синего света. Происходит повышение синтеза энергии в клетках, ускорение метаболизма, улучшение гемодинамики за счет нормализации повышенной вязкости крови, что в целом приводит к снижению эндогенной интоксикации и ускоряет процесс выздоровления больных ИАМ [12].
Дополнительная информация
Финансирование. Исследование проведено без спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Участие авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.