Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Стволинский С.Л.

ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия

Федорова Т.Н.

ФГБУ "Научный центр неврологии РАМН", Москва

Девятов А.А.

ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва, Россия;
ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Медведев О.С.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия

Белоусова М.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия

Рыжков И.Н.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Тутельян В.А.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Нейропротективное действие карнозина в условиях экспериментальной фокальной ишемии-реперфузии головного мозга

Авторы:

Стволинский С.Л., Федорова Т.Н., Девятов А.А., Медведев О.С., Белоусова М.А., Рыжков И.Н., Тутельян В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2390

Загрузок: 42


Как цитировать:

Стволинский С.Л., Федорова Т.Н., Девятов А.А., Медведев О.С., Белоусова М.А., Рыжков И.Н., Тутельян В.А. Нейропротективное действие карнозина в условиях экспериментальной фокальной ишемии-реперфузии головного мозга. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2017;117(12‑2):60‑64.
Stvolinsky SL, Fedorova TN, Devyatov AA, Medvedev OS, Belousova MA, Ryzhkov IN, Tutelyan VA. A neuroprotective action of carnosine in conditions of experimental focal cerebral ischemia-reperfusion. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(12‑2):60‑64. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201711712260-64

Рекомендуем статьи по данной теме:
Из­ме­не­ние уров­ня пол­но­ге­ном­но­го ме­ти­ли­ро­ва­ния ДНК в раз­лич­ных об­лас­тях го­лов­но­го моз­га крыс при не­пол­ной це­реб­раль­ной ише­мии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):26-32
Вли­яние те­ра­пии пре­па­ра­том Мек­си­дол на рег­ресс нев­ро­ло­ги­чес­ко­го де­фи­ци­та и фун­кци­ональ­ный ис­ход у па­ци­ен­тов с ише­ми­чес­ким ин­суль­том: сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный об­зор и ме­та­ана­лиз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(12-2):49-60
Нев­ро­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния мо­тор­ной ала­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):74-82
Струк­тур­ные из­ме­не­ния в тка­ни го­лов­но­го моз­га че­ло­ве­ка при пре­на­таль­ной ал­ко­го­ли­за­ции на раз­ных сро­ках внут­ри­ут­роб­но­го раз­ви­тия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):100-105
Мор­фо­фун­кци­ональ­ные из­ме­не­ния го­лов­но­го моз­га, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):67-72
Ген­дер­ная мор­фо­ло­гия ре­чед­ви­га­тель­ной зо­ны Бро­ка. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):96-100
Вли­яние этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та и этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на ма­ла­та на из­ме­не­ние ми­то­хон­дри­аль­ной фун­кции в ус­ло­ви­ях фо­каль­ной ише­мии го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):111-116
Ка­чес­твен­ная и ко­ли­чес­твен­ная ха­рак­те­рис­ти­ка струк­тур ко­ры го­лов­но­го моз­га у лиц мо­ло­до­го воз­рас­та в ус­ло­ви­ях хро­ни­чес­кой ал­ко­голь­ной ин­ток­си­ка­ции. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(1):10-13

Ведущую роль в повреждении и гибели нейронов в условиях ишемии головного мозга играет окислительный стресс (ОС) [1, 2]. Нарушения функционирования дыхательной цепи митохондрий в головном мозге во время ишемии и реперфузии стимулируют избыточную продукцию активных форм кислорода (АФК): супероксид- и гидроксил-радикалов и перекиси водорода [3, 4]. Развитие О.С. приводит к повреждению структурных элементов клеток (липидов, ДНК и белков, мембранных структур) и запуску апоптоза через сигнальные каскады, индуцируемые ОС [5]. Патогенетическая значимость ОС обусловливает целесообразность применения нейропротективных препаратов антиоксидантного действия в условиях развития острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Между тем, несмотря на многочисленные экспериментальные данные, демонстрирующие эффективное действие антиоксидантов на моделях ишемии головного мозга, в неврологической практике нет ни одного антиоксидантного препарата с клинически доказанным нейропротективным эффектом [6]. В связи с этим разработка новых антиоксидантных лекарственных препаратов нейропротективного действия остается актуальной задачей.

Среди перспективных антиоксидантов интерес исследователей вызывает карнозин — природный эндогенный дипептид, состоящий из β-аланина и L-гистидина, который присутствует в концентрации от 0,1 мМ в коре больших полушарий головного мозга до 1—2 мМ в обонятельных луковицах [3, 7]. В экспериментах in vitro и in vivo [3, 8—10] карнозин эффективно подавлял образование АФК, продуктов перекисного окисления липидов и гликирования белков. Кроме антиоксидантной активности карнозин показал свойства цитозольного буфера, хелатора тяжелых металлов, антиэксайтотоксическую активность. Он уменьшал неврологические нарушения, снижал летальность и улучшал функциональный исход после глобальной ишемии мозга у песчанок, крыс и мышей [11—15] и транзиторной ишемии у крыс [11, 15, 16]. Следует отметить, что в большинстве исследований [11, 14, 15, 17] были использованы высокие дозы карнозина и лучшие результаты получали при его введении за 15—30 мин до окклюзии магистральных артерий мозга.

Цель настоящего исследования — оценка нейропротективных свойств карнозина при профилактическом введении в течение 7 дней в суточной дозе 150 мг/кг массы тела (в виде добавки к корму) в условиях моделировании у крыс фокальной ишемии головного мозга в бассейне средней мозговой артерии.

Материал и методы

Содержание животных и введение карнозина. Работу проводили на половозрелых самцах крыс линии Вистар (возраст 4—5 мес, масса тела 300—400 г). Животных содержали в помещении с режимом освещения 12 ч день/12 ч ночь при температуре 25±2 °С на стандартном полусинтетическом рационе (состав аналогичен коммерческому рациону AIN-93M) из расчета 20 г сухого корма на 1 животное в сутки при свободном доступе к воде. Карнозин крысы получали в составе корма в течение 7 дней до операции в суточной дозе 150 мг/кг массы тела. В работе использовали карнозин (β-аланил-L-гистидин), синтезированный фирмой «Yonezawa Hamari Chemicals, Ltd» (Япония), с чистотой 99%.

Моделирование ишемии мозга. Преходящую фокальную ишемию головного мозга моделировали с помощью 60-минутной интралюминальной окклюзии средней мозговой артерии (ОСМА) силиконовым филаментом с его последующим удалением для обеспечения 24-часовой реперфузии мозга [2]. Для наркоза использовали хлоралгидрат, который растворяли в физиологическом растворе и вводили внутрибрюшинно из расчета 400 мг на 1 кг массы тела животного. Были проведены две серии экспериментов.

В 1-й серии оценивали влияние карнозина на размер формирующегося ишемического очага. Крысы были разделены на две группы: 1-ю группу составили 12 животных, получавших в течение 7 дней перед ОСМА стандартный корм (ишемия; 2-ю — 11 крыс, получавших перед ОСМА в течение 7 дней ежедневно корм с добавкой карнозина (ишемия+карнозин).

После 24 ч реперфузии животных декапитировали, головной мозг извлекали и немедленно замораживали при ‒20 ºС для последующей оценки размера ишемического очага.

Во 2-й серии оценивали влияние карнозина на неврологический статус животных и общую антиоксидантную активность ткани мозга. Были сформированы три группы: в 1-ю группу включили 9 животных, получавших в течение 7 дней стандартный корм, с которыми затем проводили все хирургические манипуляции, кроме ОСМА (слепая операция, контроль); во 2-ю — 9 крыс, получавших перед операцией в течение 7 дней стандартный корм, а затем перенесших ОСМА с последующей реперфузией (ишемия); в 3-ю — 9 животных, получавших перед операцией в течение 7 дней ежедневно корм с добавкой карнозина, а затем перенесших ОСМА с последующей реперфузией (ишемия+карнозин).

После 24-часовой реперфузии проводили оценку неврологического статуса, через 1 ч после тестирования животных декапитировали, собирая оттекающую кровь в гепаринизированные пробирки. Эритроциты осаждали, плазму переносили в пробирки Eppendorf и замораживали в жидком азоте. Головной мозг извлекали, отделяли большие полушария и немедленно замораживали в жидком азоте. Замороженные образцы плазмы и ткани мозга хранили при ‒80 °С для последующего определения антиоксидантного статуса плазмы крови и ткани мозга экспериментальных животных методом железо-индуцированной хемилюминесценции.

Оценка площади ишемического очага. Замороженный мозг разрезали во фронтальной плоскости на срезы толщиной 1—2 мм и окрашивали в 2% растворе 2,3,5-трифенилтетразолия хлорида (ТТХ) в натрий-фосфатном буфере (0,1 M, pH 7,4) при температуре 37 °C в течение 10 мин. При этом не затронутая ишемией ткань мозга окрашивалась в красный цвет за счет восстановления ТТХ в формазан под действием тканевых дегидрогеназ, тогда как очаг некроза оставался неокрашенным. Останавливали реакцию и стабилизировали окраску срезов путем перемещения их в 10% раствор формалина на 1 мин (рис. 1).

Рис. 1. Образец среза головного мозга, окрашенного ТТХ. Ишемический очаг представлен в виде белой области, обведенной черной сплошной линией.
Затем срезы сканировали с двух сторон с разрешением 600 dpi. Полученные изображения обрабатывали с помощью программы ImageJ. Площадь некротического поражения для учета индивидуальной вариабельности его размера и отека мозга рассчитывали в процентах от контралатерального полушария.

Оценка неврологического статуса. Через 24 ч после операции оценивали неврологический статус крыс по шкале Modified neurological stroke score (mNSS), которая состоит из сочетания 4 моторных (спонтанная активность в клетке в течение 5 мин, симметричность движения четырьмя конечностями, симметричность движений передними конечностями при подвешивании за хвост, подъем по вертикальной сетке) и 2 сенсорных тестов (реакция на прикосновение к туловищу, реакция на прикосновение к вибриссам). Каждому показателю присваивали от 0 до 3 баллов, в итоге баллы по всем 6 тестам суммировали [18, 19]. Максимальный суммарный балл 17—18 соответствует нормальному поведению здорового животного. Чем меньше суммарный балл, тем сильнее выражен неврологический дефицит.

Хемилюминесцентный анализ. Оценку антиоксидантного статуса плазмы крови и ткани мозга экспериментальных животных проводили на модели Fe2+-индуцированной хемилюминесценции (ХЛ) [20]. Измеряли латентный период (τ, c) в развитии ХЛ между быстрой вспышкой и максимальной интенсивностью ХЛ, свидетельствующий о резистентности субстрата к дальнейшему окислению; длительность τ зависит от соотношения про- и антиоксидантов в изучаемой системе и характеризует ее антиоксидантный статус. Регистрацию Х.Л. проводили на приборе Luminometr-1251 (LKB, Швеция).

Статистический анализ полученных данных. Все данные приведены в виде средних значений с ошибкой среднего (М±m). Сравнение площади очага инфаркта, показателей неврологического и антиоксидантного статуса между контрольными животными и животными, получавшими карнозин, проводили с помощью U-критерия Манна—Уитни. Статистически значимыми различия считали при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Влияние профилактического применения карнозина на площадь очага поражения мозга при моделировании фокальной ишемии с реперфузией в бассейне средней мозговой артерии у крыс. Как следует из результатов 1-й серии экспериментов, 60-минутная ОСМА с последующей 24-часовой реперфузией (1-я группа, ишемия) вызывала образование очага гибели нейронов в коре пораженного полушария, площадь которого составляла от 21,5 до 38,1% (в среднем 32,2±1,5%) по отношению к площади коры контралатерального полушария (рис. 2).

Рис. 2. Уменьшение площади очага ишемического поражения при профилактическом введении карнозина. Данные приведены в процентах по отношению к площади коры контралатерального полушария.
Этот показатель находился в пределах значений, полученных другими авторами [21] на аналогичной модели. Профилактическое введение карнозина в течение 7 дней с рационом в суточной дозе 150 мг/кг массы тела перед ОСМА (2-я группа, ишемия+карнозин) обусловливало снижение площади очага ишемического поражения до 25,9±2,5% по отношению к площади коры контралатерального полушария (см. рис. 2), т. е. на 20% по сравнению с размерами очага у крыс 1-й группы.

Проводившиеся ранее исследования влияния карнозина на формирование ишемического очага при моделировании фокальной ишемии головного мозга у крыс методом интралюминальной ОСМА были суммированы в работе C. Davis и соавт. [21]. По данным авторов, карнозин при разных протоколах применения и разных дозах снижал площадь очага на 24,0—34,9%, при этом эффективные дозы составляли от 500 до 2000 мг/кг массы тела. Дозы менее 750 мг/кг были эффективны только при введении карнозина непосредственно за 30 мин до ОСМА.

Полученные в настоящем исследовании результаты влияния карнозина на площадь ишемического очага согласуются с представленными данными литературы, но указывают на способность карнозина обеспечивать нейропротекцию при значительно меньших дозах в условиях его курсового профилактического применения.

Влияние профилактического применения карнозина на неврологический статус крыс при моделировании фокальной ишемии с реперфузией в бассейне средней мозговой артерии. На рис. 3 представлены

Рис. 3. Сохранность неврологических функций крыс в условиях развития ишемического поражения мозга при профилактическом введении карнозина. Данные приведены в баллах по шкале mNSS. ** — p<0,01 по отношению к группе «контроль»; # — p<0,05 по отношению к группе «ишемия».
данные о влиянии профилактического введения карнозина в течение 7 дней перед ОСМА на неврологический статус крыс, развившийся к 24-му часу реперфузии ишемизированного полушария, полученные во 2-й серии экспериментов. Суммарный балл по mNSS у крыс, не получавших перед операцией карнозин, был ниже, чем у контрольных животных, подвергнутых ложной операции, в среднем на 47%: 14,7±1,2 балла в 1-й группе (контроль) против 7,8±1,2 балла во 2-й группе (ишемия) (p<0,01). У животных, получавших карнозин (3-я группа, ишемия+карнозин), суммарный балл по mNSS после перенесенной фокальной ишемии сохранялся на уровне 11,7±0,9 балла. Таким образом, результаты, полученные при оценке влияния профилактического введения карнозина с рационом в суточной дозе 150 мг/кг массы тела в течение 7 дней перед операцией, указывают на его нейропротективное действие, выражающееся в снижении площади зоны инфаркта в пораженном полушарии и в поддержании неврологического статуса животных, перенесших фокальную ишемию мозга с 24-часовой реперфузией.

Влияние профилактического применения карнозина на антиоксидантный статус плазмы крови и ткани головного мозга крыс при моделировании фокальной ишемии с реперфузией в бассейне СМА. ОСМА с последующей 24-часовой реперфузией приводит к подавлению антиоксидантного статуса как на уровне целого организма (латентный период индукции ХЛ для плазмы крови снижается с 61,7±2,6 с в контрольной группе до 40,0±1,5 с в группе ишемии), так и ткани мозга ишемизированного полушария, где этот показатель снижается с 80,5±2,9 до 50,8±4,6 с соответственно. У животных, получавших карнозин (группа ишемия+карнозин), антиоксидантный статус не только не снижался после перенесенной ишемии-реперфузии, но и увеличивался (латентный период индукции ХЛ в ткани мозга составил 96,3±7,6 с, а в плазме крови — 87,3±5,2 с) (рис. 4).

Рис. 4. Высокая антиоксидантная активность плазмы крови и ткани мозга крыс в условиях развития ишемического поражения мозга при профилактическом введении карнозина по продолжительности латентного периода ©. ** — p<0,01, * — p<0,05 по отношению к группе «контроль»; ## — p<0,01 по отношению к группе «ишемия».

Полученные результаты указывают на эффективность профилактического введения карнозина с рационом для обеспечения высокого антиоксидантного статуса организма в целом и ткани головного мозга в частности в условиях развития ишемического поражения мозга. Можно полагать, что сохранность антиоксидантного статуса способствовала снижению неврологического дефицита у животных, перенесших ишемию головного мозга.

Проведенный C. Davies и соавт. [21] метаанализ публикаций, посвященных влиянию карнозина на ишемические процессы, выявил 202 работы, среди которых только в 8 были исследованы эффекты карнозина на формирование очага ишемического поражения при моделировании фокальной ишемии: 3 — на мышах и 5 — на крысах. Из 5 работ, выполненных на крысах, только в 2 оценивали неврологический статус. При этом эффект карнозина зависел от дозы и применяемого протокола эксперимента. Так, снижение площади зоны инфаркта мозга при применении карнозина в дозе 1000 мг/кг массы тела и выше составило 38,1%, тогда как дозы в пределах 500—750 мг/кг и менее 500 мг/кг снижали площадь зоны инфаркта на 23,3 и 13,0% соответственно; дозы менее 750 мг/кг были эффективны только при введении карнозина непосредственно за 30 мин до окклюзии.

В настоящей работе впервые показано нейропротективное действие низкой дозы карнозина (150 мг/кг массы тела) при его курсовом профилактическом применении в условиях моделирования фокальной ишемии мозга с реперфузией. В этих условиях карнозин ограничивал размер формирующегося очага некроза, способствуя снижению неврологического дефицита и повышению антиоксидантной активности организма и ткани головного мозга. Полученные результаты указывают на перспективность разработки на основе карнозина препаратов для профилактики и лечения острых сосудистых заболеваний головного мозга.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: sasha.92.jan@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.