Заметным событием в жизни неврологов страны, которое совпало с проведением X Всероссийского съезда, является выход в свет нового издания руководства по неврологии члена-корреспондента РАМН, профессора В.А. Карлова.
Со времени 2-го издания руководства прошло всего 6 лет, и тем не менее автору пришлось внести в текст значительные изменения и дополнения, отражающие новые данные. Это касается в первую очередь разделов, посвященных лечению. Практикующий врач широкого профиля в новом издании найдет важные практические рекомендации в отношении современной тактики терапии неврологических расстройств.
Важным достоинством руководства является интеграция теоретических и клинических нейронаук с отражением многолетнего клинического опыта автора. Соответствующие материалы представлены с учетом того, что в неврологии в качестве самостоятельных разделов выделены нейрогенетика, нейрохимия, нейроиммунология, прижизненная визуализация мозга; широкое развитие получила клиническая нейрофизиология (электроэнцефалография, электромиография, ультразвуковая допплерография и др.). Созданы специализированные отделения для больных с заболеваниями периферической нервной системы, цереброваскулярными, нервно-мышечными и др. Подобное развитие нашей науки отражает общую тенденцию современной медицины. Однако это закономерное, несомненно позитивное явление породило и ряд неблагоприятных последствий. Укажем только главные: инструментализм и некоторая девальвация клинического мышления.
Автору руководства удалось наметить выход из сложившегося положения. Во-первых, это разумная интеграция медицинских дисциплин — теоретических с клиническими, клинических друг с другом. Он считает, что в медицинских институтах необходимо ввести специальные курсы теоретических дисциплин — клинические анатомию, физиологию, фармакологию (последнее уже делается) и др. Кроме того, начиная со второго курса нужно в течение нескольких семестров организовать преподавание в должном объеме и медицинской психологии. Во-вторых, следует изменить социальный заказ, т.е. начать подготовку врачей широкого профиля — семейного врача. В-третьих, необходимо в полной мере, как это имеет место в Европе и Америке, реализовать непрерывное постдипломное обучение специалистов с формированием у них соответствующей мотивации к постоянному совершенствованию в своей области путем изучения текущей литературы, участия в курсах очного и заочного профессионального постдипломного образования и т.п.
Сказанное выше особенно важно для представителей «узких дисциплин». И неврология в этом отношении занимает особое место, ибо нервная система принимает участие в патогенезе многих заболеваний, прежде всего психосоматических и, кроме того, она имеет прямое отношение к одной из медицинских «проблем века» — сосудистым заболеваниям. Данное руководство в этом отношении должно занять в образовании практикующего врача большое место.
В первой части руководства представлены проблема эволюционной неврологии, семиотики, синдромологии и современные методы нейродиагностики. Во второй части отражена оригинальная систематизация неврологических расстройств. Особое внимание уделено неотложной неврологии: расстройствам сознания, эпилепсии, пароксизмальным состояниям и болевым синдромам (цефалгии, прозопалгии, дорсалгии). Важно подчеркнуть тщательный анализ эпилептических припадков (глава 2) и прозопалгии (глава 6), где нашел отражение богатый личный опыт автора. Подробно представлены хронические заболевания нервной системы — нейросоматические, неврозы и нейродегенеративные (главы 10, 11, 12, 15). Мы согласны с автором, рассматривающим хроническую боль в нозологическом аспекте как «алгическую болезнь».
Как уже отмечалось выше, в руководстве большое внимание уделено современной терапии нервных болезней.
Из недостатков руководства можно отметить недостаточное внимание проблемам превентивной и предиктивной неврологии, которую крайне необходимо знать семейному доктору и клиницисту неврологу. Этот пробел может быть восполнен в следующем издании книги.
Можно не сомневаться в том, что данное руководство будет востребовано не только неврологами, но и врачами других специальностей, а также студентами медицинских вузов.
Профессор В.Д. Трошин (Нижний Новгород)