Николаева Г.В.

Кафедра офтальмологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО "Российский национальный научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова", Москва;
ГБУЗ "Городская больница №8" Департамента здравоохранения Москвы

Сидоренко Е.И.

Кафедра офтальмологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО "Российский национальный научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова", Москва

Гусева М.Р.

Кафедра офтальмологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Бабак О.А.

ГБУЗ "Городская больница №8" Департамента здравоохранения Москвы

Изучение биохимической ауторегуляции кровотока в системе внутренней сонной артерии у недоношенных детей

Авторы:

Николаева Г.В., Сидоренко Е.И., Гусева М.Р., Бабак О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 589

Загрузок: 10


Как цитировать:

Николаева Г.В., Сидоренко Е.И., Гусева М.Р., Бабак О.А. Изучение биохимической ауторегуляции кровотока в системе внутренней сонной артерии у недоношенных детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(10):90‑93.
Nikolaeva GV, Sidorenko EI, Guseva MR, Babak OA. The study of biochemical autoregulation of blood flow in the vascular basin of the inner carotid artery in premature children. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(10):90‑93. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мор­фо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти зри­тель­но­го нер­ва у не­до­но­шен­ных де­тей по дан­ным оп­ти­чес­кой ко­ге­рен­тной то­мог­ра­фии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):92-101
Ал­го­ритм кли­ни­ко-ауди­оло­ги­чес­ко­го наб­лю­де­ния де­тей, ро­див­ших­ся не­до­но­шен­ны­ми. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2025;(1):20-28

Основной функцией сосудистого русла является достаточное поступление кислорода и питательных веществ к тканям и органам, необходимое для адекватного поддержания клеточного дыхания и выживания организма в целом. Объем кровотока в органе или ткани зависит от соотношения между перфузионным давлением и сопротивлением кровотоку [1, 2]. Способность сохранять постоянный уровень кровотока независимо от колебаний перфузионного давления называют ауторегуляцией.

Биохимическая ауторегуляция - способность поддерживать в органе или ткани уровень кровотока, соответствующий метаболическим потребностям. Наиболее мощными регуляторами местного кровотока являются кислород и углекислый газ. При гипероксигенемии калибр артериол уменьшается - включается гипероксический драйв, направленный на снижение токсического действия кислорода. При увеличении напряжения углекислого газа в крови калибр артериол увеличивается - включается гиперкапнический драйв [3].

Ауторегуляция кровотока характерна для органов и тканей с высоким уровнем метаболизма, в первую очередь к ним относятся ЦНС и сетчатка глаза.

Нарушение регуляции кровотока может привести как к гипер-, так и гипоперфузии с развитием ишемии, часто сопровождается барьерной дисфункцией, в частности ослаблением состояния гематоэнцефалического и гематоофтальмического барьера [1-3].

Существует анатомическая и функциональная общность глазных и церебральных сосудов [1, 2, 4]. Это позволяло до эры ультразвуковой допплерографии использовать офтальмоскопическую картину сосудов глазного дна для диагностики нарушений кровотока по внутренней сонной артерии и сосудистых поражений головного мозга.

Полученные нами данные [5-8] подтверждают существование у недоношенных детей общих механизмов нарушения гемодинамики в конечных ветвях внутренней сонной артерии: передней мозговой и глазной артерий и возможности использования допплерографического параметра кровотока - индекса резистентности передней мозговой артерии для прогнозирования гемодинамических нарушений в глазной артерии. Индекс резистентности рассчитывается по результатам измерения систолической и диастолической скорости кровотока и отражает степень резистентности сосудистой стенки [9]. Выраженные нарушения мозгового кровотока, подтвержденные критическими значениями индексов резистентности передней мозговой артерии (более 0,8), являются одним из патогенетических факторов развития перивентрикулярной лейкомаляции и ретинопатии недоношенных (РН). Этот факт подтверждается едиными возрастными параметрами развития первых клинических признаков данных заболеваний и выявленной взаимосвязью нарушений кровотока в ЦНС и сетчатке [5-8, 10].

РН - тяжелое вазопролиферативное заболевание глаз, развивающееся преимущественно у глубоко недоношенных детей на первых месяцах жизни. Частота РН составляет 32-37% среди детей группы риска [11, 12]. Тяжелое течение заболевания может приводить к отслойке сетчатки, слепоте и слабовидению с детства.

Исследования ауторегуляции кровотока у новорожденных детей малочисленны. Основная их масса проводилась на новорожденных поросятах и крысах.

Известно, что ауторегуляция кровотока ЦНС формируется на последних неделях III триместра беременности [13].

У здоровых новорожденных детей уже на 2-й день жизни выявлялась регуляция мозгового кровотока при изменении парциального давления СО2. У новорожденных с выявленными по данным нейросонографии структурными постгипоксическими нарушениями в ЦНС такая регуляция отсутствовала [14]. Колебания церебрального кровотока в первые дни жизни ассоциировались с высокой частотой и тяжестью внутрижелудочковых кровоизлияний [15].

В сетчатке у новорожденных кровоток ауторегулируется в гораздо более узком диапазоне, чем у взрослых, а у недоношенных детей, по мнению ряда авторов [16-18], ауторегуляция совсем отсутствует. Нормальную регуляцию кровотока в сетчатке у недоношенных новорожденных нарушают гипероксигенация и увеличенная поставка токсичного кислорода [16, 19, 20].

Гипероксия в эксперименте приводила к снижению кровотока в сетчатке у новорожденных поросят, но не вызывала снижения кровотока и доставки кислорода в сосудистой оболочке, являющейся основным источником питания сетчатки, что способствовало развитию кислород­индуцированной ретинопатии [21]. У глубоко недоношенных детей, подвергавшихся на 1-й неделе жизни гипер­оксии и гиперкапнии, с высокой частотой выявлялись тяжелые формы РН [22].

По нашим данным, у недоношенных детей с нормально завершившимся васкулогенезом сетчатки до 30-й недели гестационного периода ауторегуляция осуществляется за счет работы гиперкапнического механизма, с 30-й недели начинает превалировать гипероксический механизм ауторегуляции, устойчивая работа которого отмечается с 31-32-й недели [5, 10].

В наших исследованиях было показано, что РН развивается на фоне неадекватной работы биохимической ауторегуляции кровотока в сетчатке глаза. У таких детей с 29-й недели гестационного периода выявлялся выраженный спазм артерий сетчатки, который сохранялся вплоть до развития РН. Неадекватная реакция артериол обнаруживалась на фоне невысоких значений парциального давления кислорода (показатели рО2 были в пределах нормальных значений, не достигая верхней границы) и повышенных - углекислого газа [5, 8, 10].

В последние годы в связи с переходом на новые критерии живорожденности увеличилось количество выживших детей со сроком гестации на момент рождения 24-25 нед. Эта группа недоношенных детей характеризуется глубокой морфологической незрелостью, полиорганной недостаточностью, крайне тяжелым соматическим и нев­рологическим состоянием, высокими смертностью, частотой развития РН и удельным весом случаев задней агрессивной формы РН и РН I зоны.

До сих пор ауторегуляция кровотока в сосудах глаза и ЦНС на первых неделях жизни у детей, рожденных на 24-25-й неделе гестации, не изучалась.

Визуальный осмотр глазного дна у недоношенных детей невозможен до 29-30-й недели гестационного возраста из-за морфологической незрелости и низкой прозрачности роговицы, выраженной сосудистой эмбриональной капсулы хрусталика [12, 23].

Обоснованная в наших работах [5-8] возможность использования индекса резистентности передней мозговой артерии для прогнозирования гемодинамических нарушений в глазной артерии позволила нам провести настоящее исследование.

Цель исследования - изучение биохимической ауторегуляции кровотока в сосудах бассейна внутренней сонной артерии у детей, рожденных на 24-25-й неделе гестации.

Материал и методы

Обследовали 18 детей, рожденных на 24-25-й неделе гестации. Масса тела на момент рождения составила 763±138 г. Из исследования были исключены умершие дети.

Офтальмологическое наблюдение осуществлялось с 29-30-й недели гестационного возраста. При первом осмотре выявлялась низкая прозрачность и опалесценция роговиц, выраженная эмбриональная сосудистая капсула хрусталика. Фон глазного дна был серо-желтым. Диск зрительного нерва - бледный. Ретинальные сосуды были очень малой протяженности и визуализировались непосредственно около диска зрительного нерва. Офтальмоскопический осмотр проводился 1 раз в 10 дней, при выявлении РН - 1 раз в 7 дней, при активном течении процесса - 1 раз в 3-5 дней.

По итогам офтальмологического скрининга в исследуемой группе в 100% случаев отмечалось развитие РН с локализацией в заднем полюсе глазного яблока (РН 11+ с локализацией в I-II зоне выявлялась в 53,5% случаев, задняя агрессивная РН - в 37,5%). Первые признаки заболевания выявлялись на 32-33-й неделе гестационного возраста. Всем детям потребовалось проведение профилактической лазеркоагуляции сетчатки.

Ретроспективно проводился анализ историй болезни. Тяжесть состояния новорожденных была обусловлена соматической и неврологической отягощенностью. У всех детей в раннем неонатальном периоде отмечался респираторный дистресс-синдром. Бронхолегочная дисплазия развилась у 15 (77%) детей. Все дети нуждались в длительной дополнительной оксигенотерапии. У всех детей была диагностирована генерализованная врожденная инфекция. У 7 (38%) детей отмечался гнойный менингит. Язвенно-некротический энтероколит формировался у 9 (50%) детей. Диагноз «внутриутробная пневмония» выставлен в 100% случаев. Дистрибутивное состояние отмечено у 5 (28%) детей. Коагулопатия выявлена у 5 (28%) детей, ранняя анемия недоношенных - у 10 (55%). У всех обследованных отмечалось гипоксическое поражение ЦНС. Отмечена высокая частота выявления структурных поражений ЦНС при проведении нейросонографии: перивентрикулярная лейкомаляция развилась у 9 (50%) детей, внутрижелудочковое кровоизлияние III степени - у 9 (50%), II степени - у 5 (28%).

С 25-й по 30-ю неделю гестационного возраста учитывались результаты анализа газового состава капиллярной крови: парциальное давление кислорода и углекислого газа в дни проведения нейросонографии с допплерографией сосудов ЦНС; показатели индекса резистентности передней мозговой артерии по данным допплерографического исследования (нормальные значения для новорожденных 0,64-0,72 до 30-й недели гестационного возраста [3]). Нормальными значениями при исследовании кислородно-основного состава капиллярной крови для данной группы детей считалось рО2 40-60 мм рт.ст.; рСО2 35-45 мм рт.ст., при рН >7,25 [24].

Результаты и обсуждение

У детей исследуемой группы отмечался высокорезистентный спастический характер кровотока в передней мозговой артерии. Среднее значение систолической скорости кровотока за весь период наблюдения составило 34,2±9 см/с, диастолической - 5,9±1,9 см/с. Среднее значение индекса резистентности было 0,83±0,04 и превышало (>0,8) критическое значение. Исходя из наших предыдущих исследований, можно утверждать, что и в глазной артерии отмечались нарушения кровотока спастического характера [5-8].

До 29-й недели гестационного возраста спастический характер кровотока отмечался на фоне низких (нижняя граница нормы и ниже) значений рО2 (см. таблицу).

На 1-й и 2-й неделях жизни (25-я, 26-я недели гестационного периода) по результатам исследования газового состава капиллярной крови у детей отмечалась гипоксемия. Парциальное давление кислорода было ниже нормы: 39,6±4,6 и 37,7±3,6 мм рт.ст. соответственно. Отмечался спастический характер кровотока в передней мозговой артерии, индекс ее резистентности составил 0,82±0,03 на 25-й неделе и 0,85±0,04 на 26-й неделе гестационного периода. Парциальное давление углекислого газа на первых неделях жизни соответствовало нижним значениям нормы и составило на 25-й неделе 38,8±6 мм рт.ст. и на 26-й - 39,8±4 мм рт.ст. Таким образом, гиперкапнический механизм ауторегуляции на этих сроках гестационного периода недостаточно чувствителен. Артериоспазм отмечается при низких значениях парциального давления кислорода (не соответствует нормальному механизму регуляции) и нормальных - углекислого газа, биохимическая ауторегуляция кровотока на этих сроках гестационного периода не выявляется.

С 27-й по 30-ю неделю гестационного периода уровень рО2 соответствовал нижней границе нормы, средние значения составили на 27-й неделе 41±4,8 и на 30-й неделе 40,3±7 мм рт.ст. Уровень рО2 повышался на 27-й неделе до верхней границы нормы - 46,8±6 мм рт.ст. и превышал нормальные значения с 28-й недели, достигая 48±8 мм рт.ст. Отмечалась достоверная разница (р<0,05) между показателями рСО2 на 25-26-й и 28-30-й неделях гестационного возраста. С 28-й недели гестационного возраста средние показатели индекса резистентности передней мозговой артерии были ниже критических значений (<0,8), но статистически значимо не изменялись, т.е. снижение тонуса сосудов и увеличение калибра были весьма умеренные, сохранялся спастический характер кровотока. С 29-й недели гестационного периода выявлялась отрицательная корреляция индекса резистентности с рСО2 (r= –0,35; р<0,05).

Таким образом, в исследуемой группе с 25-й по 30-ю неделю гестационного периода не было выявлено гипоксических механизмов ауторегуляции кровотока. Гиперкапнический механизм, видимо, созревает раньше гипер­оксического, начиная формироваться с 28-й недели гестационного периода. На слабость гиперкапнического механизма ауторегуляции на этих сроках гестационного возраста указывает умеренное, постепенное снижение сосудистого тонуса при превышающих нормальные значениях парциального давления углекислого газа.

По данным литературы [16, 22], устойчивая гиперкапния существенно нарушает регуляцию кровотока у недоношенных, приводит к резкому увеличению глазного кровотока, «глазной гиперемии» и развитию РН в эксперименте. В нашем исследовании стойкое повышение уровня рСО2 выявлялось с 27-й недели гестационного периода, достоверная разница с показателями первых дней жизни отмечалась на 28, 29 и 30-й неделях. Резкое нарастание гиперкапнии приводило к снижению резистентности, увеличению калибра сосудов, притоку крови к тканям и, в конечном итоге, раннему развитию РН, формированию перивентрикулярной лейкомаляции и внутрижелудочковых кровоизлияний. Первые признаки РН в исследуемой группе выявлялись уже на 31-32-й неделе гестационного периода. У детей отмечалась высокая частота выявления внутрижелудочковых кровоизлияний - 77% (14 детей), из них в 50% (9 детей) случаев развивались внутрижелудочковые кровоизлияния III степени с вентрикуломегалией. Кистозная перивентрикулярная лейкомаляция сформировалась в 50% (9 детей) случаев.

Таким образом, в исследуемой группе с 25-й по 30-ю неделю гестационного возраста не были выявлены гипер­оксические механизмы ауторегуляции мозгового кровотока. Гиперкапнический механизм ауторегуляции формировался раньше и выявлялся с 28-й недели гестационного периода. Отсутствие адекватной ауторегуляции кровотока на фоне выраженной морфологической незрелости ЦНС и органа зрения сопровождалось высокой частотой структурных поражений ЦНС и развитием тяжелых форм РН. Стойкая гиперкапния с 28-й недели гестационного возраста предшествовала развитию тяжелых форм РН.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.