Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ларькина Е.В.

ГБУЗ НО "Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков", Нижний Новгород

Халецкая О.В.

ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия" Минздрава России, Нижний Новгород

Тактика ведения детей дошкольного возраста с различными вариантами задержки речевого развития

Авторы:

Ларькина Е.В., Халецкая О.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1072

Загрузок: 34


Как цитировать:

Ларькина Е.В., Халецкая О.В. Тактика ведения детей дошкольного возраста с различными вариантами задержки речевого развития. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(12):94‑98.
Lar'kina EV, Khaletskaia OV. Tactics of management of preschool children with different variants of speech delay. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(12):94‑98. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201411412194-98

Рекомендуем статьи по данной теме:
Дис­кус­си­он­ные воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и те­оре­ти­чес­кие мо­де­ли ши­зоф­ре­нии в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):17-24
Опыт при­ме­не­ния пе­рам­па­не­ла при IQSEC2-ас­со­ци­иро­ван­ной эпи­леп­ти­чес­кой эн­це­фа­ло­па­тии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):143-149

Речевое развитие ребенка - одна из характеристик его психического состояния [1-3]. Речь является важнейшей социальной функцией и возникает только при условии общения ребенка со взрослыми [4]. Потребность ребенка в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми [5, 6]. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение и развитие в целом [7]. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения [8, 9].

Задержка речевого развития (ЗРР) - одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Частота ее в детской популяции составляет около 7,5%, более часто нарушения встречаются у мальчиков [10, 11]. Своевременное выявление и коррекция ЗРР позволят снизить риск развития социальной дезадаптации, педагогической запущенности при появлении трудностей обучения в школе в условиях современных требований и возрастающих нагрузок [12, 13].

Цель настоящего исследования - изучение зависимости эффективности нейрометаболической терапии от вариантов ЗРР по типу общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.

Материал и методы

В исследование были включены 130 детей 4-6 лет с ЗРР по типу ОНР. Среди них преобладали (74%) мальчики.

Критериями включения в исследование явились: возраст детей от 4 до 6 лет; соответствие клинических проявлений патологии диагностическим критериям по МКБ-10 и DSM-IV; отсутствие умственной отсталости; информированное согласие родителей на участие детей в исследовании.

Критериями исключения из исследования были: возраст пациента младше 4 и старше 6 лет, наличие грубой очаговой неврологической симптоматики, тяжелой соматической патологии, значительное снижение зрения и слуха, эпилептические приступы, умственная отсталость, применение на протяжении 3 мес, предшествовавших настоящему исследованию, каких-либо ноотропных и психотропных препаратов (транквилизаторы, антидепрессанты, седативные и психостимулирующие средства).

Изучение клинических и нейропсихологических особенностей детей и эффективности нейрореабилитации было проведено в 3 параллельных группах: 1-я группа была сформирована из 45 детей с ЗРР по типу ОНР на резидуально-органическом фоне; 2-я группа состояла из 45 детей с ЗРР по типу ОНР на фоне синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); 3-я группа - 40 детей с ЗРР по типу ОНР при раннем детском аутизме (РДА).

В каждой из трех групп выделялись 2 подгруппы - основная и сравнения с целью оценки эффективности медикаментозной терапии. В 1-й группе пациентам основной подгруппы (23 ребенка) назначался кортексин в дозе 10 мг внутримышечно утром 1 раз в сутки в течение 10 дней; пациенты подгруппы сравнения (22) лечились пирацетамом в дозе 40 мг/кг в сутки внутрь в 2 приема в течение 1 мес.

Во 2-й группе пациентам основной подгруппы (23) назначался кортексин в дозе 10 мг внутримышечно 1 раз в сутки в течение 10 дней; пациенты подгруппы сравнения (22) получали препарат страттера в дозе 1,2 мг/кг в сутки в течение 3 мес.

В 3-й группе больным основной подгруппы (23) назначали кортексин в дозе 10 мг внутримышечно 1 раз в сутки в течение 10 дней; пациентам подгруппы сравнения (22) назначался психиатром препарат рисполепт в возрастных дозировках.

Пациентам проводилось тщательное обследование и выполнялся комплекс лечебных и педагогических мероприятий. Было проанализировано перинатальное и раннее постнатальное развитие детей с определением степени перинатального риска и риска развития неврологической патологии, по общепринятой схеме оценивался их неврологический статус, проводилось нейропсихологическое обследование, которое было дополнено определением уровня сформированности социально-коммуникативных навыков [14], оценкой их речевого развития [15]. Кроме того, по показаниям больным были проведены электроэнцефалографическое исследование с нейрокартированием, а также компьютерная рентгеновская или магнитно-резонансная томография (КТ, МРТ) головного мозга.

Статистическая обработка полученных в процессе исследования количественных данных проводилась с помощью пакетов программ BioStat 2008 и Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение

Среди нарушений речевого развития у детей, развившихся на резидуально-органическом фоне (1-я группа), преобладали проявления моторной алалии (дисфазии) - у всех детей, нарушения в восприятии речи - у 42 из 45, речевого внимания - у 39 из 45.

У детей с СДВГ (2-я группа) преобладали сложности с регулированием скорости речи - у 35 из 45, вербальной коммуникацией - у 32 из 45 и использованием внутренней речи - у 37 из 45.

У пациентов с РДА (3-я группа) доминировали такие особенности, как снижение речевой коммуникации - у 40 из 40, отсутствие речевой спонтанности - у 36 из 40 и нечеткое понимание значения употребляемых слов - у 38 из 40.

Для уточнения степени выраженности речевых нарушений у детей разных групп была использована методика оценки речевого развития по М.А. Поваляевой [15]. Преимуществом данной методики является возможность соотнесения показателей речевого развития с календарным возрастом ребенка, определение коэффициента и уровня речевого развития пациента. Коэффициенты речевого развития в баллах на этапе включения пациентов в исследование в изученных группах были следующими: 1-я группа - 32 [25; 35] ; 2-я группа - 34 [28; 38]; 3-я группа - 17 [10; 31] (cм. таблицу).

Самый высокий коэффициент речевого развития определялся при СДВГ - 34 балла, что свидетельствовало о более легком нарушении речевого развития. При этом у детей имелись сложности с регулированием скорости речи, вербальной коммуникацией и использованием внутренней речи. Речевые высказывания были менее логичны, менее связанны и организованны (82%), отмечалось снижение способности к грамматически правильному речевому поведению (67%). Лучшие результаты в выполнении речевых тестов дети из группы больных СДВГ показали в подборе словесных ассоциаций к определенному слову, ассоциативном дополнении слова в предложении, подборе и активном употреблении глаголов и имен прилагательных, а также составлении предложения по одному данному слову, ассоциативном дополнении придаточной части в сложноподчиненном предложении и словесном объяснении определенного действия в его последовательности.

В группе пациентов с резидуально-органическим поражением мозга коэффициент речевого развития на этапе включения в исследование составил 32 балла, что указывало на достаточно выраженные нарушения развития речи. Задержка речевого развития в этих случаях проявлялась в виде нарушения фонематического анализа и синтеза (92%), несформированности монологической речи, отставания активного словаря, отсутствия слов, обозначающих сложные качества и отношения (72%). Помимо этого часто возникали проблемы с логически последовательным и структурным построением фразы, дети легко теряли смысл предложения, испытывали затруднения в понимании речи окружающих (93%). Дети из этой группы были более успешны по сравнению с больными из других групп в тестах на практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов, составление предложений по трем словам, а также обнаружение и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения и произвольного и сознательного построения устного высказывания.

Из трех исследуемых групп пациенты с РДА показали самый низкий коэффициент речевого развития. Ни один ребенок с ранним детским аутизмом не смог справиться с большинством из соответствующих нейропсихологических тестов. Отмечались неясность и нечеткость в произношении многих звуков, присутствовала речь «взахлеб». Дети с трудом регулировали темп и речевое дыхание. Речевая коммуникация была существенно снижена, наблюдались малая разговорчивость, отсутствие речевой спонтанности (100%). С трудом дети воспроизводили последовательность привычных действий, недостаточно четко понимали значение употреб­ляемых слов. Речь отличалась малой активностью, были характерны использование односложных слов или звукоподражаний, однотипное построение фраз, шаблонность (100%).

В процессе наблюдения были изучены особенности социально-коммуникативных навыков у детей с разными вариантами ЗРР по методике Е.В. Локтевой [14], в которой учитывался ряд показателей: активность вступления во взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками, характер речевых высказываний и речевой активности, особенности объектов внимания и длительность взаимодействия. В заключение присваивался уровень социально-коммуникативных навыков.

В период включения детей в исследование высокий уровень развития этих навыков не определялся ни в одной из групп.

Средний уровень развития социально-коммуникативных навыков показали 2 (4%) пациента из 1-й группы и 9 (20%) пациентов с СДВГ (χ2=3,728, р=0,053). Эти дети были более общительны, активно проявляли интерес к окружающим объектам, вступали во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во время общения чувствовали себя достаточно уверенно. Однако нестойкость внимания и импульсивность поведения делали процесс их общения малопродуктивным. Дети из группы раннего аутизма не достигли среднего уровня развития социально-коммуникативных навыков (χ2=6,959, р=0,008; χ2=0,400, р=0,527).

Низкий уровень на этапе включения в исследование определялся у большей части детей из группы с резидуально-органическими расстройствами - у 30 (67%) и из группы с СДВГ - у 34 (78%) (χ2=0,487, р=0,485), а также у 11 (28%) пациентов с ранним детским аутизмом (χ2=17,748, р=0,000; χ2=11,489, р=0,000). Такие пациенты с трудом вступали во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, основным объектом их внимания являлись книги и игрушки. Наблюдались отдельные ситуативные высказывания констатирующего вида, просьбы о помощи, предпочтение отдавалось играм, длительность взаимодействия составляла до 10 мин.

Очень низкий уровень на момент начала наблюдения регистрировался у большинства пациентов с ранним детским аутизмом - у 29 (73%) (χ2=14,415, р=0,000), у 14 (31%) наблюдаемых с резидуально-органическим поражением мозга (χ2=39,445, р=0,000) и 2 (4%) детей с СДВГ (χ2=8,000, р=0,005). В ходе взаимодействия с такими детьми определялись следующие признаки: гипервозбудимость, тревожность, неспособность адекватно использовать зрительный контакт, выражение лица и жесты для регулирования социального взаимодействия, неспособность развития отношений со сверстниками. Эти дети не отвечали на вопросы, помощи не просили, быстро пресыщались деятельностью, длительность взаимодействия составляла до 5 мин.

Сравнение показателей социально-коммуникативных навыков до лечения по группам показало наличие достоверно значимых различий между ними: 1-я и 2-я группы - χ2=12,771, р=0,002; 2-я и 3-я группы - χ2=44,130, р=0,000, 1-я и 3-я группы - χ2=16,664, р=0,000.

Все включенные в исследование проходили комплексную реабилитацию, включающую логопедическую, психолого-педагогическую коррекцию, медикаментозное лечение. Оценка эффективности терапии проводилась через 3 мес от начала реабилитационных мероприятий. По показателю коэффициентов речевого развития были получены результаты, представленные в таблице.

Статистически значимые изменения коэффициента речевого развития до и после лечения выявлены в 1-й группе у детей, лечившихся кортексином (χ2=14,796, р=0,002); при терапии пирацетамом различия не были статистически значимыми (χ2=6,250, р=0,181).

Достоверно значимые различия до и после лечения зафиксированы в основной подгруппе пациентов 1-й группы при выполнении следующих речевых тестов: тест подбора и активного употребления имен существительных (96%) - χ2=4,880, р=0,027, что выявляет хорошую способность к ассоциативному дополнению слова в предложении; тест на составление предложений по одному данному слову (57%) - χ2=12,037, р=0,000. Положительная динамика при выполнении данного теста свидетельствует об улучшении формирования экспрессивной речи и, главным образом, коммуникативной функции речи и ликвидации задержки в формировании внутренней речи.

Достоверно значимая положительная динамика в речевом статусе пациентов с СДВГ определилась в обеих подгруппах: у детей подгруппы сравнения, получавших препарат страттера (χ2=11,104, р=0,025), и детей основной подгруппы, получавших кортексин (χ2=27,357, р=0,000), однако лучшие результаты наблюдались в последнем случае. В подгруппе детей с СДВГ, лечившихся кортексином, достоверно значимые положительные различия определились в тестах на составление предложения по одному данному слову (74%) - χ2=18,287, р=0,000, при открытии и исправлении грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (39%) - χ2=16,241, р=0,000, что демонстрирует внутреннее стремление к грамматической правильности.

В группе детей, получавших препарат страттера (подгруппа сравнения), достоверно значимые различия выявлены в задании на подбор и активное употребление имен существительных (100%) - χ2=4,130, р=0,042, что выявляет хорошие ассоциативные возможности в дополнении слова в предложении; в тесте на подбор и активное употребление прилагательных (96%) - χ2=5,246, р=0,022, а также в тесте на открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (27%) - χ2=11,508, р=0,000. В данных тестах оценивались словарный запас, лексическая и грамматическая правильность высказываний.

Наименьшую динамику при проведении повторного тестирования через 3 мес от начала медикаментозной терапии продемонстрировали дети с ранним детским аутизмом. Пациенты по-прежнему неправильно использовали местоимения и глагольные формы, демонстрировали бедность словарного запаса, нарушение тембра голоса, эхолалии и сниженную речевую спонтанность.

Проведенный анализ показал достоверно значимую положительную динамику после медикаментозной терапии рисполептом 2=8,916, р=0,039 в подгруппе сравнения и отсутствие различий до и после лечения в основной подгруппе (χ2=7,343, р=0,119), что указывает на иные по сравнению с детьми из других групп механизмы формирования речевого дефицита. Однако, анализируя результаты выполнения отдельных тестов, следует отметить положительную динамику в основной подгруппе у детей с ранним детским аутизмом после лечения кортексином. Такая динамика наблюдалась при выполнении заданий на ассоциативное дополнение слова в предложении: подбор и активное употребление глаголов (75%) - χ2=16,588, р=0,000 и имен существительных (55%) - χ2=10,382, р=0,001, а также теста на словесные ассоциации к определенному слову (100%) - χ2=5,530, р=0,019. Относительно хорошие результаты при выполнении данной группы тестов показывают, что у исследуемых пациентов имеются удовлетворительные словарный запас и механическая память. Ряд представленных тестов пациенты не смогли выполнить ни до начала терапии, ни спустя 3 мес, что свидетельствует о наличии серьезного нарушения психического развития.

Достоверно значимые улучшения речевого развития регистрировались в динамике после проведенной медикаментозной реабилитации с применением кортексина у пациентов с резидуально-органическими нарушениями и СДВГ, после терапии препаратом страттера у детей с СДВГ, а также у детей с ранним детским аутизмом после терапии рисполептом, что свидетельствует о различных механизмах формирования речевого расстройства в 1-й и 2-й группах, с одной стороны, и в 3-й группе, с другой.

Динамика развития социально-коммуникативной сферы объективизировалась на основании повторного тестирования спустя 3 мес от начала медикаментозной терапии. Установлены статистически достоверные положительные изменения в подгруппах пациентов с СДВГ, лечившихся кортексином (χ2=16,332, р=0,000) и препаратом страттера (χ2=11,413, р=0,012), хотя высокого уровня социально-коммуникативного развития достиг лишь один ребенок, получавший препарат страттера - χ2=15,080, р=0,000. Очень низкий уровень социально-коммуникативных навыков после медикаментозной терапии не регистрировался ни у одного пациента с СДВГ - χ2=2,045, р=0,360.

Статистически достоверная положительная динамика определялась в подгруппе пациентов 1-й группы, лечившихся кортексином (χ2=24,382, р=0,000), и она не установлена в подгруппе пациентов, лечившихся пирацетамом (χ2=0,905, р=0,636). В подгруппе детей, лечившихся кортексином, после медикаментозной терапии очень низкий уровень социально-коммуникативных навыков не определялся ни у одного ребенка (χ2=8,300, р=0,016), как и в обеих подгруппах детей с СДВГ. Высокого уровня социально-коммуникативных навыков у детей из 1-й группы в динамике не достигнуто ни у одного наблюдаемого.

При сравнении полученных результатов оценки развития социально-коммуникативных навыков у пациентов на фоне раннего детского аутизма не было отмечено статистически значимой положительной динамики ни в подгруппе пациентов, получавших рисполепт (χ2=0,089, р=0,765), ни в подгруппе детей, лечившихся кортексином (χ2=5,696, р=0,058), однако следует отметить, что при терапии кортексином у таких детей была отмечена тенденция к увеличению уровня развития социально-коммуникативных навыков.

Представленные результаты свидетельствуют о достоверно положительных изменениях в развитии социально-коммуникативного взаимодействия у пациентов с СДВГ, лечившихся кортексином и препаратом страттера, и у больных из группы детей с резидуально-органическим поражением, лечившихся кортексином. При раннем детском аутизме медикаментозная терапия не привела к положительным изменениям социально-коммуникативных навыков.

Таким образом, у детей с СДВГ и при наличии резидуально-органической почвы положительный эффект оказывают ноотропные препараты, у детей с ранним детским аутизмом следует рассматривать возможность применения лечения психотропными препаратами в сочетании с ноотропной терапией.

Полученные результаты имеют большое значение для определения объема коррекционных мероприятий, выбора тактики и методов лечения детей с ассоциированной патологией, что позволяет повысить эффективность реабилитационных воздействий.

Было установлено, что степень выраженности речевых расстройств коррелирует с клиническим вариантом нарушений: наиболее высокие коэффициенты речевого развития определялись в группе детей с СДВГ, в группе пациентов с резидуально-органическим поражением мозга коэффициенты речевого развития были несколько ниже, наиболее выраженные нарушения речевых нарушений регистрировались у пациентов с ранним детским аутизмом.

Степень и характер нарушения социальной адаптации оказались достоверно связанными с клиническим вариантом нарушений: у пациентов с СДВГ отмечались преимущественно низкий и средний уровни социальной адаптации с нарушениями в виде импульсивности поведения, нестойкости внимания; при наличии у пациентов резидуально-органических изменений превалировали низкий и очень низкий уровни адаптации с нарушениями в виде несформированности возрастных форм общения; у пациентов с ранним детским аутизмом имели место очень низкий и низкий уровни социальной адаптации в виде полной неспособности развития отношений, что делало процесс общения наименее продуктивным.

Достоверно значимые улучшения речевого развития и социальной адаптации регистрировались после включения в программу комплексной нейрореабилитации у пациентов с СДВГ препаратов кортексин и страттера, у пациентов с резидуально-органическим поражением мозга кортексина, у пациентов с ранним детским аутизмом рисполепта.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей нарушений речевого развития в зависимости от клинических вариантов нарушений, что определяет необходимость применения дифференцированной тактики ведения пациентов и соответствующих психолого-педагогических, логопедических и нейропсихологических, а также медикаментозных воздействий в комплексной реабилитации детей с ЗРР по типу ОНР.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.