Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лаврик С.Ю.

Кафедра неврологии Иркутского государственного института усовершенствования врачей

Борисов А.С.

Клиника ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», Иркутск, Россия

Шпрах В.В.

Иркутский государственный институт усовершенствования врачей

Михалевич И.М.

Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Иркутск, Россия

Применение Цитофлавина у больных с головокружением в отдаленном периоде легкой черепно-мозговой травмы

Авторы:

Лаврик С.Ю., Борисов А.С., Шпрах В.В., Михалевич И.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 25501

Загрузок: 64


Как цитировать:

Лаврик С.Ю., Борисов А.С., Шпрах В.В., Михалевич И.М. Применение Цитофлавина у больных с головокружением в отдаленном периоде легкой черепно-мозговой травмы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4):46‑50.
Lavrik SIu, Borisov AS, Shprakh VV, Mickhalevich IM. Cytoflavin in patients with vertigo and dizziness in a distant period of mild traumatic brain injury. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(4):46‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012004146

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти пси­хо­эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и ка­чес­тва жиз­ни у па­ци­ен­тов с вес­ти­бу­ляр­ной миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):48-52
Роль вос­па­ле­ния в раз­ви­тии ди­абе­ти­чес­кой по­ли­ней­ро­па­тии и воз­мож­ность его кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):68-71
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти пре­па­ра­та Ци­тоф­ла­вин у па­ци­ен­тов с дис­цир­ку­ля­тор­ной эн­це­фа­ло­па­ти­ей, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):63-71
Ус­пеш­ное при­ме­не­ние Ци­тоф­ла­ви­на у па­ци­ен­тки с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):108-111
Ре­зуль­та­ты кли­ни­ко-эк­спе­ри­мен­таль­но­го изу­че­ния бе­зо­пас­нос­ти и эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния Ци­тоф­ла­ви­на в со­че­та­нии с ре­пер­фу­зи­он­ной те­ра­пи­ей ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):75-81
Труд­нос­ти ди­аг­нос­ти­ки хро­ни­чес­ко­го те­че­ния кле­ще­во­го эн­це­фа­ли­та у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):118-122
Фак­то­ры сис­те­мы ге­мос­та­за как би­омар­ке­ры тя­же­ло­го те­че­ния ос­трых ви­рус­ных ин­фек­ций. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):63-74
Те­ра­пев­ти­чес­кие воз­мож­нос­ти сти­му­ля­ции ре­па­ра­тив­но­го ней­ро­ге­не­за у па­ци­ен­тов с гла­уко­мой, пе­ре­нес­ших ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):44-51

Введение

В России распространенность черепно-мозговой травмы (ЧМТ) достигает не менее 700 тыс. случаев в год [1, 2]. Согласно действующей классификации, ЧМТ по тяжести подразделяют на три степени: легкую, среднюю и тяжелую. К легкой ЧМТ относят сотрясение и ушиб мозга легкой степени, к среднетяжелой — ушиб мозга средней степени, подострое и хроническое сдавление мозга, к тяжелой — ушиб мозга тяжелой степени, диффузное аксональное повреждение и острое сдавление мозга. При легкой ЧМТ спектр клинических проявлений достаточно обширен, но при этом большинство симптомов купируется в остром и подостром периодах. Головокружение — один из симптомов, встречающийся у 40—65% пациентов в отдаленном периоде ЧМТ [1—5].

Диагностика механизмов развития головокружения, возникшего после ЧМТ, нередко затруднена. Обусловлено это тем, что термин «головокружение» не всегда подразумевает истинный, системный его характер. Кроме головокружения, при вестибулярных расстройствах могут присутствовать и другие симптомы, включая дурноту, общую слабость, чувство неуверенности при ходьбе. При этом ведущим механизмом головокружения при ЧМТ могут быть как поражение периферического вестибулярного аппарата, так и дисфункция центральных вестибулярных структур [5—7]. Наиболее распространенными формами головокружения в остром и подостром периодах ЧМТ являются доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение (ДППГ), повреждения ствола мозга и мозжечка, сотрясение лабиринта, перилимфатическая фистулa и перелом пирамидки височной кости [1, 3—5, 8].

При тщательном отоневрологическом обследовании могут выявляться нарушения в ходе проведения тестов оценки саккад или отклонения при проведении пробы Хальмаги, что может быть связано с повреждением лобных отделов либо нейроанатомических связей вестибулярных ядер с мозжечком и ядрами глазодвигательных нервов. Данные нарушения вызывают отчетливое снижение вестибулярной адаптации в целом, так как микроструктурные изменения, возникающие в головном мозге при ЧМТ, приводят к функциональному разобщению коры, подкорковых структур и ствола, нарушению функции интегративных структур [9]. По данным ряда исследователей, подобные функциональные изменения могут не выявляться методами нейровизуализации [1, 6].

В связи с этим у пациентов с легкой ЧМТ как в остром, так и в отдаленном периодах ведущую роль играет комплексная медикаментозная терапия, способствующая улучшению нейрометаболических процессов, нормализации когнитивной и эмоциональной сфер. Согласно ряду исследований, этим требованиям отвечает комплексный нейропротектор, антигипоксант и антиоксидант Цитофлавин [10, 11]. В частности, доказанная эффективность препарата при астенических, эмоционально-волевых расстройствах, когнитивных нарушениях у пациентов различного профиля, в том числе при последствиях ЧМТ, дает возможность обосновать назначение Цитофлавина при длительно сохраняющемся головокружении после ЧМТ.

Цель исследования — изучение эффективности таблетированной формы Цитофлавина при головокружении в отдаленном периоде легкой ЧМТ.

Материал и методы

Обследованы 40 амбулаторных пациентов в возрасте 20—55 лет (средний возраст 39±10,9 года), перенесших легкую ЧМТ (сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга легкой степени) в период от 3 мес до 1 года до включения в исследование. С целью исключения симптоматических причин головокружения всем пациентам проводили комплексное обследование, включающее общий анализ крови, биохимический анализ крови (глюкоза, креатинин, аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза, липидограмма), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга, электроэнцефалографию, ультразвуковое дуплексное сканирование экстра- и интракраниальных сосудов.

Интенсивность головокружения оценивали по шкале оценки головокружения (ШОГ) с подразделением на функциональную, эмоциональную и физикальную подшкалы, а также по визуально-аналоговой шкале (ВАШ), в которой за 0 баллов принимали отсутствие ощущения головокружения, а за 10 баллов — тяжелое головокружение с выраженным ограничением функциональных возможностей пациентов. Для оценки характера и степени выраженности эмоциональных нарушений использовали госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS).

Всем пациентам проводили стабилометрическое исследование, в частности пробу Ромберга в европейской установке пациента с открытыми и закрытыми глазами с оценкой динамики показателей площади эллипса (показатель S) и коэффициента Ромберга, отражающего отношение показателя S в положении пациента с закрытыми глазами к показателю S в положении пациента с открытыми глазами. Исследование проводили до начала монотерапии Цитофлавином по 2 таблетки 2 раза в сутки и на 25-й день исследования (после окончания курса терапии Цитофлавином).

Критерием включения в исследование было наличие жалоб на длительно сохраняющееся головокружение и его связь с перенесенной ЧМТ.

Критериями невключения пациентов в исследование явились перенесенная ЧМТ средней и тяжелой степени; другие заболевания, сопровождающиеся поражением ЦНС; злокачественные новообразования любой локализации; шизофрения и другие органические психические расстройства; соматические заболевания в стадии декомпенсации; эндокринные заболевания, требующие заместительной или корригирующей терапии; анемия средней и тяжелой степени; вирусные гепатиты B, C в активной фазе и стадии хронизации (при наличии измененных биохимических показателей); ВИЧ-инфекция; аллергические реакции на компоненты Цитофлавина в анамнезе; беременность и лактация. Всем пациентам проводили отоневрологические диагностические пробы, включая позиционные тесты Дикса—Холлпайка и МакКлюра—Пагнини, при положительных результатах (5 пациентов) — лечебные маневры Эппли, Семонта и Лемперта, как правило, с положительным эффектом, но при этом пациента исключали из исследования при установленном диагнозе ДППГ.

При статистической обработке результатов использовали пакеты современных статистических компьютерных программ. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Расчеты сделаны на персональном компьютере при помощи программ Биостат, Statisica 6.0 (серийный номер №AXXRO10E749701FA) и пакета программ MS Excel 2010.

Результаты

По результатам исследования, системный характер головокружения отмечен у 12 пациентов. До лечения средний балл выраженности головокружения по шкале ВАШ составил 5,45±1,57, по шкале ШОГ — 51,15±14,2, по функциональной подшкале ШОГ — 19,65±5,87, эмоциональной подшкале ШОГ — 19,75±8,97, физикальной подшкале ШОГ — 11,5±4,81; по шкале HADS показатели подшкал тревоги и депрессии составили 8,9±4,09 и 7,9±3,51 соответственно. По данным компьютерной стабилометрии, до начала терапии Цитофлавином показатель S с открытыми глазами был в пределах 147,25±40,52 мм2, показатель S с закрытыми глазами — 214±56,17 мм2, значение коэффициента Ромберга — 1,49±0,34.

После лечения средний балл по шкале ВАШ составил 4,02±1,19, по шкале ШОГ — 38,65±9,97, по функциональной подшкале ШОГ — 17±4,98, по эмоциональной подшкале ШОГ — 12,8±7,51, по физикальной подшкале ШОГ — 9±3,76, по шкале депрессии HADS балл составил 4,92±2,51, по шкале тревоги HADS — 5,4±2,98, показатель S с открытыми глазами — 111,87±30,08 мм2, показатель S с закрытыми глазами — 165,25±40,03 мм2, значение коэффициента Ромберга — 1,52±0,33.

Обращает внимание достоверная (p<0,05) связь выраженности головокружения по опроснику ШОГ и степени выраженности тревожно-депрессивных расстройств. Так, в 100% случаев при выраженности головокружения более 60 баллов по ШОГ отмечены субклинические либо клинически значимые проявления депрессии и тревоги по шкале HADS. После лечения наблюдали достоверное значительное снижение выраженности головокружения по шкалам ШОГ и ВАШ (51,15±14,2 и 5,45±1,57 до лечения и 38,65±9,97 и 4,02±1,19 после лечения соответственно, p<0,05), при этом динамика по эмоциональной подшкале ШОГ была более выраженной (19,75±8,97 до лечения и 12,8±7,51 после терапии Цитофлавином, p<0,05), чем по физикальной и функциональной подшкалам (11,5±4,81 и 19,65±5,87 до лечения и 9±3,76 и 17±4,98 после лечения соответственно, p<0,05). Достоверно (p<0,05) уменьшилась площадь S в пробе Ромберга с открытыми глазами (с 147,25±40,52 мм2 до 111,87±30,08 мм2, p<0,05) и в пробе Ромберга с закрытыми глазами S (с 214±56,17 мм2 до 165,25±40,03 мм2, p<0,05). при этом коэффициент Ромберга несколько увеличился (с 1,49±0,34 до 1,52±0,33), однако различия были недостоверными. Кроме того, на фоне терапии уменьшилась выраженность тревоги и депрессии по шкале HADS (8,9±4,09 до лечения и 5,4±2,99 после лечения, p<0,05; 7,9±3,51 до лечения и 4,92±2,51 после лечения соответственно, p<0,05) (см. таблицу).

Результаты исследований до и после лечения Цитофлавином


Примечание. Достоверность — p<0,05.

После тщательного расспроса у ряда пациентов удалось выявить, что головокружение чаще возникало на фоне провоцирующих факторов — гипервентиляции, нахождения в замкнутом пространстве, после эмоциональных нагрузок. При осмотре определялся «функциональный» характер ряда неврологических симптомов, например отклонение кзади в пробе Ромберга без активного вовлечения мышц в процесс поддержания позы, покачивание на пятках без падения.

Следует отметить несоответствие степени нарушений при выполнении более простых и более сложных тестов пациентами с нарушениями в эмоциональной сфере. Обычно коэффициент Ромберга используют для оценки роли функции зрения в поддержании равновесия, при этом средние нормативные значения коэффициента Ромберга лежат в пределах от 1,5 до 3,0 [12]. У 86,67% пациентов с клинически значимыми проявлениями тревоги и депрессии показатель коэффициента Ромберга не превышал 1,5, и ни у одного пациента не отмечено показателя коэффициента Ромберга более 1,9. В группе же пациентов с субклиническими проявлениями тревоги и депрессии у 15 (60%) из 25 пациентов коэффициент Ромберга превышал 1,5, а у 4 (16%) превосходил значение 1,9. Данные показатели подтверждают, что пациенты с эмоциональными нарушениями могут быть склонны к аггравации имеющихся симптомов.

Обсуждение

Механизмы реализации комплексного нейропротективного эффекта Цитофлавина связаны, по-видимому, с обеспечением энергетического баланса путем сукцинатдегидрогеназной реакции, а также активизации таких необходимых реакций, как глутаматдегидрогеназная и трансаминазная. В предшествующих работах было показано, что препарат регулирует проведение нервных импульсов, поддержание пространственной ориентации и конформации структурных единиц нейрона, образование синаптических структур, функционирование синапсов, нейрональную память, трансмембранный перенос субстратов, нейромедиаторов, аксональный и ретроградный токи [10, 11].

Результаты настоящего исследования демонстрируют необходимость детализации данных анамнеза и клинических проявлений, целесообразность использования не только анкет и опросников, но и аппаратных методов диагностики у пациентов с посттравматическим головокружением. У всех пациентов с головокружением после легкой ЧМТ необходимо проводить тщательное отоневрологическое обследование, исключать каналолитиаз полукружных каналов как наиболее частую причину системного головокружения, а при его выявлении проводить репозиционные маневры. Данные проведенного клинико-инструментального анализа свидетельствуют о том, что в структуре причин и механизмов развития головокружения после легкой ЧМТ существенное место занимают нарушения со стороны неспецифических систем мозга и эмоциональной сферы, в значительной мере определяющие степень дезадаптации пациентов.

При клинической диагностике формы головокружения у пациентов с последствиями легкой ЧМТ рекомендуется уделять должное внимание сбору анамнеза и анализу жалоб [8, 13]. Так, характерными признаками ДППГ являются продолжительность приступов (несколько секунд), связь развития приступа головокружения с положением головы в пространстве и наличием позиционного нистагма, выявляемого при проведении позиционных тестов. Поражения ствола мозга и мозжечка характеризуются очаговой неврологической симптоматикой, наличием кровоизлияний, зон ушиба, выявляемых по данным МРТ. Сотрясение лабиринта сопровождается односторонним нарушением слуха, при этом с течением времени симптоматика купируется самостоятельно. При перилимфатической фистуле головокружение провоцируется чиханием, кашлем, физическим напряжением и подтверждается положительной пробой Вальсальвы. Перелом пирамидки височной кости диагностируется при проведении мультиспиральной компьютерной томографии. В случае длительно сохраняющегося головокружения в отдаленном периоде легкой ЧМТ механизмы головокружения могут быть и более сложными, включая психогенные, эпилептические и другие их сочетания. Вегетативные, эмоциональные и дисметаболические факторы всегда следует учитывать при длительно сохраняющихся вариантах головокружения с целью подбора оптимальных схем комплексной терапии.

Установлено достоверное снижение выраженности головокружения и эмоциональных нарушений на фоне приема комплексного нейропротективного препарата Цитофлавин, исходя из динамических данных опросников (ШОГ, ВАШ, HADS), а также по результатам стабилометрических исследований. Достоверное улучшение эмоциональных показателей на фоне терапии Цитофлавином указывает на нормализующее влияние препарата в отношении тормозных и возбуждающих систем в ЦНС, что, возможно, потребует проведения дальнейших исследований.

Цитофлавин в монотерапии у 95% пациентов с последствиями легкой ЧМТ показал хорошую переносимость. Тошнота, отмечавшаяся у 2 пациентов, носила кратковременный характер, не потребовала отмены или снижения дозировки препарата. В этих случаях достаточно было изменить режим приема Цитофлавина, принимать его после еды. Высокая эффективность, удобство применения и хорошая переносимость позволяют рекомендовать Цитофлавин в таблетированной форме в монотерапии головокружения у пациентов с последствиями легкой ЧМТ с вестибулярными и эмоциоными нарушениями.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.