Согласно современным взглядам, медуллобластома представляет собой гетерогенную группу заболеваний, характеризующуюся клиническими, гистологическими и молекулярными особенностями у пациентов разного возраста [3, 11, 12, 14, 21—23, 31]. Особую группу медуллобластом составляют опухоли у детей в возрасте до 3 лет из-за ограничений в возможности проведения лучевого лечения [2, 10].
В период с 2000 по 2010 г. в отделении патологической анатомии ФГБУ «НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» РАМН был диагностирован 51 случай первичной медуллобластомы у детей младше 3 лет. Ежегодно количество случаев увеличивалось: с 1 в 2000 г. до 14 медуллобластом, оперированных в 2010 г., что вероятнее всего связано с улучшением диагностики этих опухолей на ранних этапах поликлиническими педиатрами, совершенствованием нейрохирургической техники и повышением квалификации нейрохирургов [1]. Первым симптомом заболевания, в силу возраста, являлась потеря ранее приобретенных навыков. Также часто наблюдались симптомы гидроцефалии, срок между первыми проявлениями заболевания и постановкой диагноза в среднем составлял 2—3 мес. Более чем в половине случаев опухоль возникала у детей в возрасте 2—3 лет, чаще поражая мальчиков.
Материал и методы
Клиническия характеристика пациентов представлена в табл. 1.
Для исключения атипической тератоидно-рабдоидной опухоли во всех случаях было проведено иммуногистохимическое исследование с антителом Anti-BAF47 BD Transduction Laboratories клон 25/BAF47 в разведении 1:200. Также было выполнено иммуногистохимическое исследование с антителом Anti-β-catenin BD Transduction Laboratories в разведении 1:100. Для исследования возможных количественных изменений на хромосомах была проведена флуоресцентная гибридизация in situ со следующими коммерческими пробами Vysis Abbott Molecular: Vysis LSI MYC Dual Color Break Apart Rearrangement Probe, Vysis LSI N-MYC (2p24) Spectrum Green/CEP 2 Spectrum Orange Probe, Vysis Miller-Dieker Region/Isolated Lissencephaly Probe LSI LIS1 Spectrum Orange/LSI RARA Spectrum Green, Vysis LSI MYB Spectrum Aqua Probe, Vysis LSI BCR/ABL + 9q34 Tricolor, Dual Fusion Translocation Probe.
Данные о принадлежности к молекулярной группе (группы SHH[*], WNT[**], C и D [31]), определяемые иммуногистохимическим методом «четырех антител» [23], любезно предоставлены проф. А.Г. Коршуновым (Department of Neuropathology, University of Heidelberg, Heidelberg, Германия). Данные о молекулярной группе известны у 47 пациентов.
Результаты
Преобладающим гистологическим вариантом в возрастной группе младше 3 лет являлась десмопластическая/нодулярная медуллобластома (рис. 1),
которая встречалась у 24 (57%) детей.Также мы наблюдали 5 случаев медуллобластомы с повышенной нодулярностью (рис. 2),
встречающейся исключительно в возрастной группе младше 3 лет.Второй по частоте встречаемости после десмопластического/нодулярного типа была наблюдавшаяся в 15 (29%) случаях классическая медуллобластома (рис. 3),
и у 7 (14%) детей медуллобластома демонстрировала крупноклеточную/анапластическую гистологию (рис. 4).Проведенная во всех случаях флуоресцентная гибридизация in situ выявила две амплификации онкогена MYC (рис. 5),
амплификацию онкогена MYCN (рис. 6) у 4 больных, изохромосому 17q (рис. 7) у 8. Также мы наблюдали делецию 9q (рис. 8) в четырех десмопластических/нодулярных медуллобластомах.Информация о выявленных аберрациях на хромосомах 2p, 8q, 9q и 17q представлена в табл. 2.
Анализ выживаемости медуллобластом у детей в возрасте младше 3 лет методом Kaplan—Meier показал, что десмопластическая/нодулярная медуллобластома имеет благоприятное прогностическое значение только для безрецидивной выживаемости (рис. 9),
что подтвердила регрессивная модель Сох (рис. 10).Также выявлено, что медуллобластомы, принадлежащие к молекулярной группе SHH, демонстрируют наиболее благоприятные показатели общей и безрецидивной выживаемости (рис. 11, 12),
регрессивная модель Сох (рис. 13) подтвердила данные только для безрецидивной выживаемости.Влияние клинических факторов (пола, возраста больного, локализации опухоли, степени резекции и М статуса) и генетических аберраций на показатели выживаемости было недостоверным.
Мы провели анализ летальных исходов в зависимости от принадлежности к молекулярной группе (рис. 14)
и клинико-морфологических факторов (данные суммированы в табл. 3). Выяснилось, что самые неблагоприятные показатели демонстрирует группа С — летальность в ней составила 50%, в группе D — 17% и самой благоприятной в прогностическом плане являлась группа SHH с самым низким показателем летальности — 13%.Обсуждение
Нашу когорту медуллобластом у детей младше 3 лет составила 51 опухоль, собранная за 10-летний период в учреждении — ФГБУ НИИ нейрохирургии РАМН, что является одной из самых крупных серий подобных опухолей, описанных в литературе. Крупнейшая серия из 96 медуллобластом, описанная D. Johnston и соавт. [10], представляет собой группу, в составлении которой приняли участие 17 канадских медицинских центров в период с 1990 по 2005 г.
По нашим данным, преобладающим гистологическим вариантом медуллобластомы у детей раннего возраста является десмопластическая/нодулярная медуллобластома, которая характеризуется аберрантным регулированием SHH сигнального пути и может развиваться из клеток-предшественниц наружного зернистого слоя мозжечка [8], а также из кохлеарного ядра ствола головного мозга [9]. Некоторыми авторами [8] подчеркивается прямая связь между десмопластическим/нодулярным гистологическим типом и локализацией опухоли в гемисфере мозжечка, но в нашей серии мы в подавляющем большинстве случаев сталкивались со срединной локализацией опухоли, реже опухоль поражала червь и гемисферу мозжечка, а чистая локализация медуллобластомы в гемисфере мозжечка наблюдалась лишь в 8% случаев при том, что десмопластическая/нодулярная гистология встречалась в 57%.
Также мы наблюдали 2 уникальных случая метастазирования десмопластической/нодулярной медуллобластомы в сходные сроки (приблизительно через 1 год после удаления опухоли) у мальчиков одного возраста (около 2 лет), один из них скончался через 20 мес после операции от прогрессии заболевания.
Частота выявленных нами аберраций (амплификации онкогенов MYC или MYCN, изохромосомы 17q) в группе медуллобластом у детей младше 3 лет, по данным литературы [21, 24], не слишком отличается от выявляемых количественных изменений на хромосомах у детей более старшего возраста с медуллобластомами. Строгую корреляцию с фатальным исходом показывало сочетание крупноклеточной/анапластической медуллобластомы с выявленной в 4% случаев амплификацией онкогена MYC и изохромосомой 17q — оба больных умерли через 6 и 18 мес соответственно от прогрессии заболевания.
Амплификация онкогена MYCN встречалась в 2 раза чаще в 8% случаев и также сочеталась с изохромосомой 17q, но такие опухоли чаще показывали десмопластическую/нодулярную гистологию и относительно благоприятный результат. Прогностическое значение амплификации онкогена MYCN на сегодняшний день еще не определено, A. Korshunov и соавт. [13] показали биологическую гетерогенность не принадлежащих к SHH-подгруппе медуллобластом с амплификацией онкогена MYCN, вычленив благоприятную (сочетание амплификации онкогена MYCN и делеции 10q) и неблагоприятную (только амплификация онкогена MYCN со сбалансированным профилем 10q) подгруппы.
Делеция 9q возникает исключительно в десмопластических/нодулярных медуллобластомах с ее отличительной особенностью — делецией гена РТСН1 (локус 9q). Данная аберрация обнаружена в 8% случаев, хотя некоторые исследователи [21] описывают частоту возникновения более чем в 50%.
Среди 51 медуллобластомы ни в одном случае нам не удалось обнаружить делеции 6q или ядерной экспрессии β-catenin, что согласуется с данными M. Kool [11] и M. Taylor [31] об отсутствии у детей разного возраста группы WNT.
Суммируя все сказанное выше, становится ясно, что десмопластический/нодулярный гистологический тип — самый частный вариант медуллобластомы у маленьких детей, с одной стороны, позволяет предполагать хороший результат [16, 28] — 5-летняя безрецидивная выживаемость в нашей серии составила 76%. Для наиболее благоприятного в прогностическом плане варианта десмопластической/нодулярной опухоли — медуллобластомы с повышенной нодулярностью — описана возможность созревания в высокодифференцированные ганглиозные опухоли [6, 7], но с другой стороны — именно десмоплатические/нодулярные медуллобластомы возникают при синдроме Li—Fraumeni [17, 18, 25], в них описаны явления хромотрипсиса, характеризующегося множественными амплификациями таких онкогенов, как MYCN, GLI2 и CDK6 [25]. Также десмопластические/нодулярные медуллобластомы могут возникать при синдроме Gorlin [18, 30], лучевая терапия таких опухолей осложняется развитием вторичной невоидной базально-клеточной карциномы в месте предшествующего облучения [29].
Считается, что дети младше 3 лет имеют худшие показатели выживаемости по сравнению с выживаемостью у детей более старшего возраста. И причиной служит либо более агрессивная биология медуллобластомы у совсем маленьких детей, либо то, что в протокол лечения не включена лучевая терапия [19, 20] из-за ее способности вызывать нейроэндокринные (дефицит гормона роста, повреждения гонад, гипер- и гипофункцию щитовидной железы, узловые образования в щитовидной железе, гиперпролактинемию, недостаточность адренокортикотропного гормона, остеопению, остеопороз, ожирение, нарушения липидного обмена и метаболический синдром) и нейрокогнитивные последствия (понижение коэффициента интеллектуального развития IQ, способности к усвоению устной речи, к чтению, письму и математике, нарушения кратковременной и долговременной памяти), а также нарушения слуха, зрительные нарушения, кифоз, деминерализацию позвонков и вторичные опухоли, особенно при синдромах Turcot и Gorlin [15, 20, 26].
Для лечения десмопластической/нодулярной медуллобластомы без метастазов на момент диагноза у детей младше 3 лет, согласно исследованиям S. Leary и соавт. [16] и S. Rutkowski [27], достаточно интенсивного режима химиотерапии без использования лучевой терапии, метотрексата или высокодозной химиотерапии с поддержкой стволовыми клетками.
Пациенты с анапластической/крупноклеточной медуллобластомой и инициальным метастазированием процесса должны получать высокодозную химиотерапию и краниоспинальное облучение [20].
Хотя, по данным некоторых авторов [4, 10], маленькие дети, получившие лучевую терапию, демонстрируют более высокую выживаемость по сравнению с детьми, леченными без использования такой модальности. На этом фоне многообещающим выглядит развитие современных режимов лучевой терапии [5].
Заключение
Настоящее исследование наглядно продемонстрировало, что десмопластическая/нодулярная медуллобластома преобладает у детей младше 3 лет и имеет благоприятное прогностическое значение только для безрецидивной выживаемости. Лучевая терапия при десмопластической/нодулярной медуллобластоме у детей младше 3 лет может быть использована только для лечения рецидивов.
Другой биологической особенностью медуллобластом у детей младше 3 лет является отсутствие у них ядерного накопления β-catenin и делеции хромосомы 6q. Медуллобластомы с амплификацией онкогена MYCN чаще демонстрируют десмопластическую/нодулярную гистологию и относительно благоприятный результат. Самым неблагоприятным в прогностическом плане является обнаружение амплификации онкогена MYC, такие опухоли должны быть включены в протокол «высокого риска».
Комментарий
Данная статья интересна прежде всего тем, что в ней анализируется связь гистологического и генетического типов медуллобластом у детей младше 3 лет с катамнестическими данными, прежде всего с безрецидивной выживаемостью пациентов. Конечно, уже очень давно известно, что различные гистологические типы медуллобластом ведут себя по-разному и имеют различный прогноз. В последнее время стали появляться работы, посвященные изучению генетических групп медуллобластом, их связи с клиническим течением, а также выявлению неблагоприятных и относительно благоприятных генетических аномалий. В частности, подробное исследование молекулярно-генетических особенностей медуллобластом проведено в диссертационной работе М.В. Рыжовой, автора данной статьи. В отечественной периодической научной литературе до сих пор еще не отражалась корреляция генетических групп, гистологических типов и катамнестических данных при исследовании медуллобластом. И хотя связь генетических поломок, гистологической картины и клинического течения не всегда очевидна (некоторые мутации выявляются в разных гистологических группах, нередко сочетанно и т.д.), все же в большинстве случаев определяется четкая зависимость между выявленной молекулярной группой и прогнозом. Так, группа SHH, по данным авторов, показала лучший результат как в общей, так и в безрецидивной выживаемости.
Кроме того, хотелось бы отметить действительно очень большую группу исследованных медуллобластом у детей раннего возраста. Интересен тот факт, что по результатам данной работы преобладающий тип медуллобластомы десмопластический/нодулярный, в то время как по разным современным данным литературы у детей в возрасте до 2—3 лет превалирует вариант с повышенной нодулярностью.
Думаю, что данная статья будет весьма полезна для специалистов, прежде всего нейроонкологов и нейропатологов, так как содержит достаточно концентрированные сведения о генетике и патогистологии медуллобластом у детей раннего возраста и их связи с выживаемостью пациентов.
А.Н. Кисляков (Москва)
[*]SHH — Sonic Hedgehog. Название Sonic Hedgehog — шутка молекулярных генетиков, молекулярный каскад назван в честь персонажа компьютерной игры.
[**]WNT — это комбинация Wg (wingless) и Int. Ген дрозофилы wingless первоначально был идентифицирован по рецессивной мутации, подавляющей у мушки развитие крыльев. Гомологичный ген позвоночных Int1 (Integration1) вначале изучали в связи с присутствием в его локусе нескольких мест интеграции генома вируса рака молочных желез мыши (integration).