Введение
Проблема профессионального выгорания медицинских работников является одной из самых актуальных в современном мире [1]. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников служит предметом многочисленных психологических и медицинских исследований последних лет в связи с его более высокой распространенностью по сравнению с большинством профессий [2].
Синдром профессионального выгорания — это нежелательный результат хронических стрессов на рабочем месте, характеризующийся эмоциональным истощением, деперсонализацией и снижением личностных достижений [3].
В отчете Medscape National Physician Burnout & DepressionReport 2023 продемонстрировано, что уровень выгорания среди врачей увеличился до 53% по сравнению с прошлым годом и вырос на 26% с 2018 г.
Как и в 2021 г., о самом высоком уровне выгорания сообщили врачи служб неотложной медицины (65%), за ними следовали терапевты (60%) и педиатры (59%).
Синдром профессионального выгорания оказывает негативное влияние на эффективность и продуктивность профессиональной деятельности врачей, их взаимоотношения с коллегами, пациентами, с членами их семьи, а также приводит к снижению адаптационных характеристик личности. Профессиональное выгорание представляет собой системный эффект снижения ресурсов разных уровней. Наличие определенных ресурсов у человека, наоборот, помогает справиться со стрессами и трудными жизненными ситуациями, в том числе возникающими в процессе профессиональной деятельности [4]. Ресурсы определяются как внутренние и внешние переменные, способствующие сохранению здоровья, продуктивности и адаптации человека в стрессогенных ситуациях. Это могут быть эмоциональные, когнитивные, поведенческие, мотивационные, личностные конструкты, которые человек может актуализировать для адаптации в трудных и экстремальных ситуациях [5—7].
Деятельность врачей — анестезиологов-реаниматологов отличается информационными и эмоциональными перегрузками, часто возникающими ситуациями неопределенности во время рабочей смены, при этом им необходимо уметь быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь пациента [8—10].
Условия труда врачей — анестезиологов-реаниматологов характеризуются воздействием вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, соответствующих классу 3.2 согласно критериям Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р.2.2.2006-05) на большинстве рабочих мест. Это означает, что уровень вредных факторов такой, что он может вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости [11]. По сравнению с врачами других специальностей эмоциональное истощение у анестезиологов-реаниматологов встречается в 7 раз чаще; признаки синдрома профессионального выгорания отмечаются у них примерно в 75% случаев [12, 13].
К настоящему моменту проведено много исследований по изучению профессионального выгорания врачей, причем есть авторы, которые связывают выгорание со стажем профессиональной деятельности, подтверждая, что с увеличением стажа растет выраженность выгорания работников [14, 15]. Однако также имеются исследования, доказывающие, что выгоранию подвержены не только врачи с большим стажем, но и молодые специалисты, еще на этапе профессионального обучения [16—20]. Наиболее высокая распространенность синдрома профессионального выгорания, по мнению исследователей, встречается у ординаторов по специальностям «анестезиология-реаниматология», «общая хирургия», «акушерство и гинекология» [18, 21]. Прохождение ординатуры является важным этапом в становлении врача. Безусловно, важным является то, насколько молодой специалист в этот период сможет справиться с возникающими негативными эмоциональными состояниями, не разочаруется ли он в профессии и, самое главное, останется ли он в ней в будущем [22].
Публикаций, посвященных синдрому профессионального выгорания ординаторов, мало, в особенности по специальности «анестезиология-реаниматология». Имеющиеся публикации в основном касаются изучения выраженности и сформированности синдрома, а не изучению внутренних психологических ресурсов личности для совладания с ним. Поскольку ординаторы находятся еще в начале своего профессионального развития, мы можем предполагать, что синдром профессионального выгорания у них только на этапе начала формирования, поэтому личностные, эмоциональные, мотивационные, когнитивные и поведенческие характеристики ординаторов могут рассматриваться как ресурсы совладания с профессиональным выгоранием. Изучение этой тематики также важно в аспекте разработки превентивных мер для профилактики выгорания у ординаторов.
Цель исследования — выявить и описать психологические ресурсы совладания с профессиональным выгоранием у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология».
Материал и методы
В исследовании приняли участие 88 ординаторов 1-го и 2-го годов обучения по специальности «анестезиология-реаниматология», из них 38 (43,2%) женщин и 50 (56,8%) мужчин, средний возраст 24,8±1,7 года.
Для определения выраженности профессионального выгорания использовали опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» В.А. Винокура (ОРПВ) [23]. Для изучения психологических ресурсов использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (МЛО-Адаптивность) [24], методику профессиональной востребованности личности Е.В. Харитоновой (ПВЛ) [25], методику «Доминирующие состояния» Л.В. Куликова [26], методику «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана [27] (табл. 1).
Таблица 1. Психодиагностический инструментарий
Исследуемый конструкт | Диагностический инструментарий | |
Синдром профессионального выгорания | Методика ОПРВ В.А. Винокура | |
Внутренние психологические ресурсы личности | эмоциональный компонент | шкалы 2-го уровня, методика МЛО-Адаптивность: АС, ПС, ДАН, методика «Доминирующие состояния» Л.В. Куликова |
мотивационный компонент | методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана) | |
когнитивный компонент | методика профессиональной востребованности личности (Е.В. Харитонова) | |
поведенческий компонент | шкалы 3—4-го уровня, методика МЛО-Адаптивность: КП, МН, ПР, ЛАП | |
личностный компонент | шкалы 1-го уровня, методика МЛО-Адаптивность |
Примечание. АС — астенические реакции; ПС — психотические реакции; ДАН — дезадаптационные нарушения; КП — коммуникативный потенциал; МН — моральная нормативность; ПР — поведенческая регуляция; ЛАП — личностный адаптационный потенциал.
С целью изучения социально-демографических характеристик, а также эмоционального состояния и состояния здоровья ординаторов применялось анкетирование.
Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» В.А. Винокура (ОРПВ) использовался нами для оценки компонентов профессионального выгорания и интегративного индекса профессионального выгорания, с помощью которого можно оценить сформированность данного синдрома.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г.Маклакова и С.В. Чермянина (МЛО-Адаптивность) имеет 4 структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера:
— шкалы 1-го уровня позволяют исследовать типологические характеристики личности, изучив личностный компонент психологического ресурса личности;
— шкалы 2-го уровня использовались нами для оценки эмоционального компонента психологического ресурса: астенических и психотических реакций и состояний;
— шкалы 3-го и 4-го уровней использовалась для оценки поведенческого компонента психологических ресурсов личности: это коммуникативный потенциал, моральная нормативность, поведенческая регуляция, личностный адаптационный потенциал.
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана использовалась нами для оценки мотивационного компонента психологического ресурса личности. Методика направлена на диагностику мотивации профессиональной деятельности, она позволяет оценить преобладание внутренней либо внешней положительной или внешней отрицательной мотивации.
Методика «Профессиональная востребованность личности» Е.В. Харитоновой направлена на исследование представлений о себе как о профессионале, обладающем определенными знаниями, способностями, компетенциями, восприятия отношения других людей к себе как к значимому профессионалу. Методика состоит из 8 шкал и одной единой шкалы, отражающей общий уровень профессиональной востребованности личности. Данная методика использовалась нами для изучения когнитивного компонента психологического ресурса.
С помощью методики «Доминирующие состояния» Л.В. Куликова изучался эмоциональный компонент психологического ресурса личности. Методика позволяет оценить характеристики настроения и другие относительно устойчивые психические состояния человека, которые характерны не столько в данный момент времени, сколько вообще для настоящего периода жизни человека.
Обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS Statistics (версия 23.00, лицензия Z125-5301-14). Для оценки значимости разницы средних значений использовали U-критерий Манна—Уитни и Т-критерий Стьюдента в зависимости от нормальности распределения данных, для оценки различий по частоте встречаемости — таблицы сопряженности, тест χ2 и точный критерий Фишера. Для изучения взаимосвязей между признаками применяли коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.
Результаты и обсуждение
По результатам анкетирования установлено, что 52,3% обследуемых ординаторов оценивали свою профессиональную деятельность как очень тяжелую и напряженную, а 79,5% респондентов часто и очень часто сталкивались со стрессовыми ситуациями при выполнении своих профессиональных обязанностей; 84,2% респондентов сталкивались с разного рода опасностями во время выполнения своих обязанностей: 27,3% подвергались угрозе жизни, опасности серьезного ранения или травмы; 20,5% имели легкие травмы, ушибы; 36,4% получали словесные оскорбления, угрозы. Каждый второй (54,5%) из ординаторов отмечал у себя часто плохое настроение, повышенную раздражительность. Каждый четвертый отмечал, что его работоспособность в последнее время хуже, чем обычно. Жалобы на состояние своего здоровья предъявляли 20,5% респондентов.
По методике ОПРВ (рис. 1) у большинства обследуемых ординаторов выявлен высокий уровень профессионального выгорания, что свидетельствует о его сформированности. Чаще всего встречались такие симптомы выгорания, как эмоциональное истощение, напряженность в работе, профессиональный перфекционизм, нарушение состояния здоровья и общей адаптации. Реже всего отмечался высокий уровень по таким шкалам, как отсутствие помощи и поддержки со стороны коллег и снижение удовлетворенности работой.
Рис. 1. Распределение уровней профессионального выгорания по методике «Отношение к работе и профессиональное выгорание» у ординаторов (%).
В целом нами выявлены более высокие показатели распространенности синдрома профессионального выгорания у ординаторов, чем в исследованиях зарубежных коллег H. Rodrigues и соавт. (42,5%) [18]. При этом полученные нами результаты примерно соответствуют показателям распространенности эмоционального истощения (69%) в исследовании Е.Я. Матюшкиной и соавт. [20].
По методике МЛО-Адаптивность только для 2,3% ординаторов были характерны хорошие адаптационные способности, сниженная же адаптация выявлена у 63,6%, что может свидетельствовать о трудностях адаптации, возникновении нервно-психических срывов, нарушениях функционального состояния. Высокая вероятность дезадаптационных нарушений выявлена у 37,5% обследуемых.
В результате проведения двухэтапного кластерного анализа нами выделены две группы ординаторов по уровню профессионального выгорания:
— 1-я группа (45,5% участников) — лица со средним и низким уровнем выгорания;
— 2-я группа (54,5% участников) — лица с высоким уровнем выгорания (высокие значения не только по интегративному показателю, но и по всем симптомам выгорания).
Статистически значимо более низкими показателями выгорания обладали лица 1-й группы по сравнению с участниками 2-й группы (p≤0,05) (табл. 2).
Таблица 2. Симптомы профессионального выгорания по методике «Отношение к работе и профессиональное выгорание» у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология»
Симптом профессионального выгорания | 1-я группа (n=40) | 2-я группа (n=48) | p |
Эмоциональное истощение | 40,4±7,6 | 58,2±8,1 | 0,000 |
Напряженность в работе | 42,3±10,8 | 55,7±8,5 | 0,000 |
Снижение удовлетворенности работой и низкая оценка ее значимости | 25,5±6,8 | 44,6±10,5 | 0,000 |
Профессиональный перфекционизм | 53,6±8,6 | 57,0±7,4 | 0,046 |
Снижение самооценки качества работы | 40,4±11,2 | 51,7±9,3 | 0,000 |
Отсутствие помощи и психологической поддержки коллег | 33,8±9,5 | 45,9±12,5 | 0,000 |
Снижение профессионального развития и самосовершенствования | 29,4±7,7 | 41,1±9,9 | 0,000 |
Низкая общая самооценка | 43,0±11,8 | 55,4±11,8 | 0,000 |
Нарушение состояния здоровья и общей адаптации | 43,9±14,1 | 59,8±11,1 | 0,000 |
Интегративный индекс профессионального выгорания | 41,4±6,0 | 54,3±4,9 | 0,000 |
Примечание. Здесь и в табл. 3, 4 данные представлены в виде M±SD.
Анализ личностного компонента психологических ресурсов по методике МЛО-Адаптивность (рис. 2) показал, что у ординаторов 2-й группы по сравнению с участниками 1-й группы были существенно выше значения по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии, социальной дезадаптации, психоастении, шизоидности, социальной интроверсии (p≤0,01).
Рис. 2. Значения по шкалам 1-го уровня по методике МЛО-Адаптивность у ординаторов 1-й и 2-й групп по специальности «анестезиология-реаниматология» (Т-баллы).
** — p≤0,01, *** — p≤0,001 — различия статистически значимы; Hs — шкала ипохондрии; D — шкала депрессии; Hy — шкала истерии; Pd — шкала психопатии; Mf — шкала мужественности-женственности; Pa — шкала паранойяльности Pt — шкала психоастении; Sc — шкала шизоидности; Ma — шкала гипомании; Si — шкала социальной интроверсии (шкалы 1-го уровня методики МЛО-Адаптивность).
Ординаторам 2-й группы более свойственны тенденция к реагированию по астено-невротическому типу, повышенная эмоциональная лабильность, импульсивность, тенденция к сниженному фону настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, конфликтность, обидчивость, агрессивность, низкая толерантность к психическим и физическим нагрузкам, повышенная склонность к ограничению социальных контактов.
В исследовании R.A.B. van der Wal и соавт. доказано, что определенные личностные качества предрасполагают к выгоранию, в частности нейротизм, негативная аффективность и др. [28].
Анализ эмоционального компонента психологических ресурсов показал, что у ординаторов 2-й группы по сравнению с участниками 1-й группы были выше нервно-психическое напряжение, импульсивность, озлобленность, подозрительность, преобладали пониженное настроение, усталость, вялость, тревожность (p≤0,05) (табл. 3). Ординаторы 1-й группы отличались от участников 2-й группы тем, что у них было более активное, оптимистическое отношение к жизни, преобладали устойчивый положительный эмоциональный фон и бодрое настроение, уверенность в своих силах и возможностях (p≤0,05). У ординаторов 1-й группы была выше удовлетворенность жизнью в целом, выше оценка своей личной успешности по сравнению с лицами 2-й группы (p≤0,001) (см. табл. 3).
Таблица 3. Эмоциональный компонент психологических ресурсов у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология»
Показатель | 1-я группа (n=40) | 2-я группа (n=48) | p |
МЛО-Адаптивность | |||
Психотические реакции и состояния | 13,5±2,7 | 15,2±3,4 | 0,012 |
Методика «Доминирующие состояния» Л.В. Куликова | |||
Активное — пассивное отношение к жизненной ситуации (Ак) | 58,1±7,7 | 46,2±10,6 | 0,000 |
Бодрость — уныние (Бо) | 59,8±6,3 | 48,3±10,7 | 0,000 |
Тонус: высокий — низкий (То) | 56,2±10,4 | 40,1±12,8 | 0,000 |
Раскованность — напряженность (Ра) | 58,1±8,8 | 47,0±11,5 | 0,000 |
Спокойствие — тревога (Сп) | 59,4±6,8 | 49,9±12,4 | 0,000 |
Устойчивость — неустойчивость эмоционального тона (Ус) | 55,5±9,3 | 50,8±11,9 | 0,045 |
Удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом (Уд) | 58,1±9,8 | 48,8±12,6 | 0,000 |
В исследованиях E. Ryan и соавт. [29] и C.S. Govêia и соавт. [30] также показано, что выгорание у врачей, в частности у врачей — анестезиологов-реаниматологов, связано с тревогой, депрессией и негативным эмоциональным состоянием. Наиболее сильная взаимосвязь выявляется с эмоциональным истощением.
У каждого второго обследуемого 2-й группы (50,0%) и каждого четвертого обследуемого 1-й группы обнаружена высокая вероятность возникновения психотических реакций и состояний (p=0,016).
У каждого третьего (29,3%) ординатора 2-й группы выявлены низкие показатели по шкале «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации», то есть преобладала пессимистическая позиция при оценке многих жизненных ситуаций, у лиц 1-й группы данный показатель не выявлен (p=0,000). У 50,0% респондентов 2-й группы и 15,0% респондентов 1-й группы выявлен сниженный тонус, характеризующийся усталостью, вялостью, несобранностью (p=0,000). Кроме того, 18,8% ординаторов 2-й группы отличались высокой склонностью испытывать беспокойство и тревогу в разных жизненных ситуациях, у лиц 1-й группы данный показатель не выявлен (p=0,004). Повышенная напряженность обнаружена у 5,0% обследуемых лиц 1-й группы и у 25,0% лиц 2-й группы (p=0,011). Сниженная эмоциональная устойчивость, повышенная раздражимость выявлены у 5,0% ординаторов 1-й группы и у 20,8% респондентов 2-й группы (p=0,011). Не удовлетворены жизнью в целом (как ее ходом, так и реализацией) 22,9% обследуемых 2-й группы и 2,5% лиц 1-й группы (p=0,005).
Сравнение ординаторов по мотивационному компоненту психологического ресурса также показало статистически значимые различия между группами (рис. 3). По методике «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана выявлено, что у респондентов 1-й группы по сравнению с респондентами 2-й группы выше внутренняя мотивация и внешняя положительная мотивация (p≤0,001). Это означает, что для них важнее удовлетворенность от самого процесса и возможности самореализации в деятельности, а также возможность достижения денежного достатка, социального престижа и уважения со стороны коллег.
Рис. 3. Мотивация профессиональной деятельности по методике «Мотивация профессиональной деятельности» у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология» (баллы).
*** — p≤0,001 — различия статистически значимы.
Анализируя когнитивный компонент психологического ресурса личности у ординаторов, мы установили, что обследуемые 1-й группы по сравнению с лицами 2-й группы более удовлетворены степенью реализации своего профессионального потенциала, имели позитивное отношение к себе как профессионалу, считали себя более профессионально компетентными, обладающими необходимым количеством знаний, умений и навыков для осуществления своей деятельности (p≤0,05). При этом ординаторы 1-й группы в большей степени считали, что они обладают достаточным профессиональным авторитетом среди коллег и пациентов, что их близкие и руководители ценят и уважают их как профессионалов (p≤0,01) (табл. 4).
Таблица 4. Показатели профессиональной востребованности личности у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология»
Показатель | 1-я группа (n=40) | 2-я группа (n=48) | p |
Удовлетворенность реализацией профессионального потенциала (УРПП) | 22,8±3,9 | 20,7±3,5 | 0,010 |
Принадлежность к профессиональному сообществу (ППС) | 30,0±73,0 | 27,8±3,3 | 0,001 |
Переживание профессиональной востребованности (ППВ) | 28,2±3,4 | 26,3±4,7 | 0,035 |
Профессиональная компетентность (ПК) | 21,1±4,8 | 19,0±4,9 | 0,052 |
Профессиональный авторитет (ПА) | 22,6±3,2 | 20,4±3,8 | 0,005 |
Оценка результатов профессиональной деятельности (ОРПД) | 31,1±2,6 | 27,0±4,2 | 0,000 |
Отношение других (ОД) | 27,4±3,0 | 25,1±3,7 | 0,003 |
Самоотношение (СО) | 27,2±3,0 | 23,6±4,3 | 0,000 |
Общий уровень профессиональной востребованности личности (ОУПВ) | 143,9±13,9 | 130,3±16,5 | 0,000 |
Низкие значения по шкале «профессиональная компетентность» имели 35,0% ординаторов 1-й группы и 58,3% ординаторов 2-й группы, то есть большинство обследуемых 2-й группы испытывали сомнения по поводу своей профессиональной компетентности и правильности выполнения профессиональных обязанностей (p=0,029). Обесценивание своей профессиональной деятельности и ее результатов было свойственно для 12,5% обследуемых 2-й группы, у лиц 1-й группы данный показатель не выявлен (p=0,021).
Низкие значения по шкале «общий уровень профессиональной востребованности» выявлены у 16,6% респондентов 2-й группы, характеризующихся неудовлетворенностью реализации профессионального потенциала, недифференцированными представлениями о себе как представителе определенного сообщества, о незначимости себя как профессионала для других; в 1-й группе низкие значения по этой шкале не выявлены (p=0,007).
Анализ поведенческого компонента психологического ресурса (рис. 4) показал, что у обследуемых 1-й группы по сравнению с лицами 2-й группы был более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции (p≤0,001), коммуникативных способностей (p≤0,001) и моральной нормативности поведения, более высокий уровень ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения (p≤0,05). В целом у участников 1-й группы по сравнению с участниками 2-й группы был выше уровень адаптационных способностей (p≤0,001), свидетельствующий о том, что им легче адаптироваться к изменяющимся условиям, приспосабливаться к новому коллективу, адекватно ориентироваться в ситуации.
Рис. 4. Значения по шкалам 3-го и 4-го уровней по методике МЛО-Адаптивность у ординаторов 1-й и 2-й групп по специальности «анестезиология-реаниматология» (баллы).
* — p≤0,05; *** — p≤0,001 — различия статистически значимы.
У ординаторов 1-й группы значительно реже встречался низкий уровень поведенческой регуляции (20,0%) по сравнению с участниками 2-й группы (66,7%) (p=0,001). Низкий уровень коммуникативного потенциала выявлен у 25,0% обследуемых 2-й группы и только у 5,0% обследуемых 1-й группы (p=0,011), то есть ординаторы 2-й группы чаще сталкиваются с трудностями в построении контактов с другими людьми. У 2,5% ординаторов 1-й группы и 20,8% ординаторов 2-й группы (p=0,010) отмечался низкий уровень моральной нормативности, характеризующийся отсутствием стремления соблюдать нормы, принятые в коллективе.
В целом сниженные адаптационные способности чаще встречались у ординаторов 2-й группы (79,2%) по сравнению с участниками 1-й группы (45,0%) (p=0,001).
Полученные результаты также подтверждаются результатами исследования В.И. Рерке и соавт. [31], в котором авторы установили, что ресурсами для преодоления профессионального выгорания у медицинских работников являются высокая нормативность поведения, смелость, высокий самоконтроль.
Проведенный корреляционный анализ позволил выделить взаимосвязи между синдромом профессионального выгорания и когнитивными, мотивационными и поведенческими ресурсами ординаторов (рис. 5).
Рис. 5. Взаимосвязь профессионального выгорания и когнитивных, мотивационных и поведенческих ресурсов у ординаторов.
УРПП — удовлетворенность реализацией профессионального потенциала; ППВ — переживание профессиональной востребованности; ПК — профессиональная компетентность; ПА — профессиональный авторитет; ОРПД — оценка результатов профессиональной деятельности; ОД — отношение других; СО — самоотношение; ОУПВ — общий уровень профессиональной востребованности (шкалы методики профессиональной востребованности личности Е.В. Харитоновой (ПВЛ).
Увеличение интегративного индекса профессионального выгорания связано со снижением поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, моральной нормативности. Кроме того, снижается внутренняя и внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности, при этом внешняя отрицательная мотивация увеличивается. Интегративный индекс профессионального выгорания имеет отрицательные взаимосвязи с показателями профессиональной востребованности личности; это может означать, что развитие чувства профессиональной компетентности и авторитета среди коллег и пациентов, а также отношения к себе как высококвалифицированному специалисту будет приводить к снижению показателей выгорания.
Выявлены взаимосвязи между эмоциональными и личностными ресурсами ординаторов и профессиональным выгоранием (рис. 6). В частности, увеличение интегрального уровня профессионального выгорания связано с усилением психотических реакций и состояний, отрицательного и неустойчивого эмоционального фона, напряженности, пассивности в отношении к жизненным ситуациям, неудовлетворенности жизнью в целом, а также со снижением тонуса и работоспособности. Усиление таких личностных качеств, как ипохондрия, депрессивность, истерия, психопатия, психоастения, шизоидность, связано с увеличением индекса профессионального выгорания.
Рис. 6. Взаимосвязь профессионального выгорания и эмоциональных и личностных ресурсов ординаторов.
Ак — активное — пассивное отношение к жизненной ситуации; Бо — бодрость — уныние; То — тонус: высокий — низкий; Ра — раскованность — напряженность; Сп — спокойствие — тревога; Ус — устойчивость — неустойчивость эмоционального тона; Уд — удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом (шкалы методики «Доминирующие состояния» Л.В. Куликова). Hs — шкала ипохондрии; D — шкала депрессии; Hy — шкала истерии; Pd — шкала психопатии; Pt — шкала психоастении; Sc — шкала шизоидности (шкалы 1-го уровня методики МЛО-Адаптивность).
Результаты исследования необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология». В соответствии с результатами исследования нами разработаны рекомендации, в которых содержится примерный план мероприятий, способствующих развитию психологических ресурсов у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология» (табл. 5). В свою очередь, активизация психологических ресурсов личности будет повышать устойчивость к действию неблагоприятных факторов и снижать вероятность развития профессионального выгорания [4—6].
Таблица 5. Рекомендации по развитию психологических ресурсов совладания с профессиональным выгоранием у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология» (М.В. Корехова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев, М.Ю. Киров)
Компонент психологического ресурса | Цель мероприятий | Содержание мероприятий |
Когнитивный | развитие чувства профессиональной компетентности; повышение авторитета среди своих коллег; повышение позитивного самоотношения в профессии; формирование профессиональной идентичности и др. | обучающие мероприятия и мастер-классы от опытных коллег; создание базы информационных ресурсов для профессионального самосовершенствования ординаторов; сопровождение ординаторов опытным наставником; разбор индивидуальных случаев в их профессиональной деятельности; участие ординаторов в профессиональных конкурсах, конференциях; отслеживание динамики развития профессиональной деятельности каждого ординатора; организация встреч с успешными врачами — анестезиологами-реаниматологами в виде неформального взаимодействия; разработка личного карьерного плана (с описанием основных этапов профессионального развития) и др. |
Мотивационный | развитие внутренней мотивации и внешней положительной мотивации и др. | обследование социально-психологического климата в коллективе и удовлетворенности профессиональной деятельностью; оценка профессиональной мотивации ординаторов; проведение индивидуальных и групповых форм мероприятий по целеполаганию; проведение групповых мероприятий, направленных на поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; проведение конкурсов профессионального мастерства; награждение «работника месяца»; надлежащее оснащение рабочего места; соблюдение распорядка дня с рациональным режимом труда и отдыха и др. |
Эмоциональный | снижение тревожности и нервно-психического напряжения; развитие оптимистического отношения к жизненным ситуациям; развитие устойчивости эмоционального тона; развитие навыков саморегуляции и др. | ранняя диагностика негативных эмоциональных состояний; релаксационные занятия; обучение эффективным способам совладания со стрессом; оказание индивидуальной и групповой помощи в стрессовых ситуациях и др. |
Поведенческий | развитие коммуникативных способностей; развитие нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции; развитие моральной нормативности поведения и др. | ранняя диагностика признаков дезадаптации; проведение индивидуальных и коллективных мероприятий по развитию коммуникативных способностей; проведение мероприятий по обучению конструктивнным способам взаимодействия; обучение тайм-менеджменту; разбор с опытными специалистами трудных случаев, возникающих в профессиональной деятельности; проведение мероприятий по формированию общепринятых норм поведения, групповых и корпоративных требований и др. |
Личностный | развитие эмоциональной устойчивости личности; развитие социальной активности личности; развитие уверенности в себе; развитие позитивного самоотношения; развитие умения конструктивно разрешать конфликты и др. | ранняя диагностика негативных личностных изменений; тренинг уверенности в себе; тренинг принятия решений; тренинг развития эмоциональной устойчивости; тренинг бесконфликтного общения и др. |
Выводы
1. Большинство обследуемых ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология» имеют высокий интегративный показатель профессионального выгорания. Сниженные адаптационные способности характерны для 63,6% респондентов, что может свидетельствовать о трудностях адаптации, высокой вероятности возникновения нервно-психических срывов, нарушении функционального состояния.
2. Ординаторам с высоким уровнем профессионального выгорания более свойственны тенденция к реагированию по астено-невротическому типу, повышенная эмоциональная лабильность, усталость, вялость, импульсивность, тенденция к сниженному фону настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, конфликтность, озлобленность, агрессивность, низкая толерантность к психическим и физическим нагрузкам, повышенная склонность к ограничению социальных контактов. Им присущи сомнения в своей профессионально компетентности, обесценивание своей профессиональной деятельности и ее результатов, низкие показатели поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности.
3. Для ординаторов со средним и низким уровнем выгорания характерны эмоциональная устойчивость и уверенность в себе, высокая коммуникабельность, удовлетворенность своей жизнью; высокая самооценка профессиональной компетентности, профессионального авторитета среди коллег и пациентов; высокая значимость удовлетворенности от процесса своей профессиональной деятельности, от возможности достижения денежного достатка, социального престижа и уважения со стороны коллег. Для них также свойственны более высокий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и тенденция соблюдать общепринятые нормы поведения.
4. Среди психологических ресурсов совладания с профессиональным выгоранием у ординаторов по специальности «анестезиология-реаниматология» можно выделить следующие компоненты: эмоциональный (активное, оптимистическое отношение к жизни, преобладание устойчивого положительного эмоционального фона настроения, уверенность в своих силах и возможностях, высокая удовлетворенность жизнью и оценка своей личной успешности); мотивационный (высокая удовлетворенность от самого процесса деятельности и возможности самореализации, достижения социального престижа и уважения со стороны коллег); когнитивный (удовлетворенность реализацией своего профессионального потенциала, позитивное отношение к себе как профессионалу, высокая самооценка профессиональной компетентности); поведенческий (высокий уровень адаптационных способностей, нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения); личностный (низкая эмоциональная лабильность и импульсивность, низкая тревожность, уверенность в своих силах, низкая конфликтность и агрессивность, высокая толерантность к психическим и физическим нагрузкам, склонность к широким социальным контактам).
5. С помощью корреляционного анализа выявлены взаимосвязи синдрома профессионального выгорания и когнитивных, мотивационных и поведенческих ресурсов личностного совладания у ординаторов.
6. На основе определенных на разных уровнях психологических ресурсов совладания с профессиональным выгоранием предложены мероприятия по профилактике профессионального выгорания у ординаторов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Киров М.Ю., Соловьев А.Г.
Сбор и обработка материала — Корехова М.В., Новикова И.А., Киров В.М.
Статистический анализ данных — Корехова М.В.
Написание текста — Корехова М.В., Новикова И.А.
Редактирование — Киров М.Ю., Соловьев А.Г.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.