В структуре современной заболеваемости аллергические болезни занимают одно из первых мест и прослеживается тенденция к увеличению обращений за медицинской помощью по поводу этих заболеваний. Среди них бронхиальная астма (БА) представляет собой особую медико-социальную проблему из-за высокой стоимости и малой эффективности лечения. Изучение рядом авторов гастродуоденальной зоны при БА выявляет высокую частоту сочетанного поражения желудка и двенадцатиперстной кишки [1-3]. Современные данные о единстве патогенетических механизмов формирования атопии и сведения о стереотипной реакции всех слизистых оболочек на аллерген обосновывают актуальность продолжения исследования ассоциативно развивающихся изменений дыхательной и пищеварительной систем при БА [4-6].
Полиморфизм как основного заболевания, так и сопутствующей патологии при БА обусловлен особенностями структурных нарушений слизистых оболочек вовлеченных в процесс органов, а также морфологическими изменениями сосудов микроциркуляторного русла (МЦР). Поражение капилляров слизистых оболочек начинается с эндотелиальной дисфункции, которая впоследствии вызывает гемоциркуляторные расстройства, гипоксию и структурную перестройку тканей. Эндотелиальная дисфункция и микроангиопатия являются одними из компонентов ремоделирования бронхов при БА [1, 7]. Морфологические признаки аналогичных поражений сосудов МЦР наряду с десквамацией эпителия, расслоением и утолщением базальной мембраны, подэпителиальным и периваскулярным фиброзом были выявлены нами ранее при исследовании биоптатов слизистых оболочек пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки у больных БА разной степени тяжести [8, 9]. Несмотря на растущий интерес к структурным нарушениям различных пограничных тканей при БА, остается малоизученной морфологическая основа сосудистых расстройств в слизистых оболочках, в частности в гастродуоденальной зоне.
Цель настоящего исследования - установить морфологические признаки эндотелиальной дисфункции сосудов слизистых оболочек желудка и двенадцатиперстной кишки у пациентов с контролируемой БА легкой и средней степени тяжести.
Материал и методы
Использованные в работе биоптаты желудка и двенадцатиперстной кишки были отобраны после ретроспективного анализа историй болезни из материалов диагностических эзофагогастродуоденоскопий в рамках стандартов стационарной помощи, проведенных по протоколу ведения инвазивных диагностических процедур. Выполнено сравнительное исследование гастробиоптатов пациентов обоего пола с контролируемой БА легкой (n=19) - 1-я группа и средней степени тяжести (n=15) - 2-я группа в соответствии с классификацией GINA-2009 [10] и длительностью заболевания более 7 лет. В контрольную группу вошли пациенты без БА и других аллергических заболеваний с хроническим атрофическим гастритом (n=15) - 3-я группа и хроническим дуоденитом (n=11) - 4-я группа. Биоптаты фиксировали в 10% растворе нейтрального формалина. После стандартной гистологической проводки кусочки заливали в парафин. Срезы толщиной 4-5 мкм окрашивали гематоксилином и эозином и по Маллори. Для изучения слизистых оболочек на полутонких и ультратонких срезах биопсийный материал фиксировали в смеси 2,5% раствора глутаральдегида на 0,1 М фосфатном буфере. После отбраковки материал дофиксировали в 1% растворе четырехокиси осмия, контрастировали 2% уранилацетатом на 70° этаноле, обезвоживали по общепринятой схеме и проводили заливку в вестопал W по стандартной методике. Полутонкие срезы готовили на ультратоме Ultratome LKB-III, окрашивали толуидиновым синим. Ультратонкие срезы контрастировали цитратом свинца по Рейнольдсу и просматривали в трансмиссионном электронном микроскопе JEM-100 и Libra 120 («Karl Zeiss»).
Морфометрический анализ проводили с помощью метода точечного счета Г.Г. Автандилова, цифрового анализатора изображения Leica Quin и морфометрической программы ImageJ3. Была рассчитана плотность капилляров, удельная доля соединительной ткани в собственной пластинке слизистой оболочки (СПСО), плотность сосудов с явлениями стаза и тромбоза (в мм2/мм2), удельная плотность микропиноцитозных везикул (МПВ) (в мкм2/мкм2), ядерно-цитоплазматическое отношение (ЯЦО) [11]. Полученные результаты обрабатывали с использованием программы Statistica 6.0. Использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в виде медианы (Ме) и квартильного интервала (Q
Результаты и обсуждение
При гистологическом исследовании биоптатов желудка и двенадцатиперстной кишки пациентов 1-й группы были выявлены признаки хронического эрозивного гастрита в 14 наблюдениях из 19 и признаки хронического атрофического дуоденита в 12 наблюдениях из 15: атрофия слизистой оболочки, уменьшение высоты и десквамация эпителия, эрозии слизистой оболочки, фиброз и воспалительная инфильтрация СПСО. Отмечены признаки склерозирования СПСО желудка в 9 наблюдениях из 19, превышающие морфометрические показатели в 3-й и 4-й группах сравнения (см. таблицу). В отличие от группы сравнения в биоптатах 1-й группы выявлены расширение сосудов МЦР в эпителиальном слое и СПСО (рис. 1, а), разволокнение коллагеновых волокон, периваскулярный отек (см. рис. 1, б), в том числе на полутонких срезах (см. рис. 1, в, г), что подтверждено данными морфометрии (см. таблицу).
При трансмиссионной электронной микроскопии (ТЭМ) в эндотелиоцитах капилляров в 1-й группе отмечены признаки внутриклеточного отека с набуханием митохондрий, расширением цистерн эндоплазматического ретикулума (см. рис. 1, д), набухание эндотелиоцитов капилляров сопровождалось увеличением в них ЯЦО (см. таблицу). Ядра эндотелиоцитов этой группы отличались множеством выростов нуклеолеммы, маргинальной компактизацией хроматина (см. рис. 1, е). Удельный объем и диаметр светлых МПВ были выше аналогичных показателей в других группах (см. таблицу). Капилляры в 1-й группе в большинстве своем не содержали форменных элементов крови.
При гистологическом исследовании биоптатов желудка и двенадцатиперстной кишки у пациентов 2-й группы отличительными признаками были: уменьшение просвета капилляров, стаз форменных элементов, сладж и тромбозы в сосудах МЦР (рис. 2, а), периваскулярный фиброз с уплотнением коллагеновых волокон (см. рис. 2, б). Уменьшение отека СПСО вызвало, по данным морфометрии, некоторое уменьшение объемной плотности соединительной ткани (см. таблицу).
На полутонких срезах вокруг капилляров отмечен фиброз, в просвете кровеносных сосудов - сладж эритроцитов и тромбы (см. рис. 2, в, г), при ТЭМ мембраны эндотелиоцитов истончены и повреждены (см. рис. 2, д), объемная плотность и размеры МПВ в цитоплазме значительно меньше по сравнению с 1-й группой (см. таблицу), ядра отличались неровными контурами, конденсированный хроматин располагался в виде глыбок по периферии ядра (см. рис. 2, е), ЯЦО было несколько меньше, чем в 1-й группе, но значительно превышало эти показатели групп сравнения.
В группах сравнения СПСО желудка и двенадцатиперстной кишки была представлена рыхлой волокнистой соединительной тканью с небольшим количеством капилляров, удельная плотность которых была значительно меньше, чем в 1-й и 2-й группах (см. таблицу). Периваскулярный отек и фиброз практически не наблюдались, капилляры выстланы эндотелиоцитами типичного строения с единичными МПВ и секреторными гранулами, ЯЦО в эндотелиоцитах составляло в среднем 0,28-0,32, что значительно ниже, чем в 1-й и 2-й группах (см. таблицу).
Современная концепция ремоделирования стенок бронхов при БА может быть применена и к другим органам, вовлеченным в процесс аллергического воспаления. В слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки нами выявлены характерные изменения капилляров, что согласуется с данными литературы, в соответствии с которыми описывается сосудистый компонент ремоделирования бронхов при БА [13, 14]. Первичное повреждение сосудов МЦР при аллергическом воспалении запускает процесс компенсаторного неоангиогенеза, который считается одним из начальных признаков ремоделирования, однако прогрессирование аллергической альтерации приводит к необратимым вазорегуляторным расстройствам и в конечном итоге - к редукции капилляров [7, 13]. Округление эндотелиоцитов в 1-й группе сопровождалось увеличением ЯЦО, что бывает связано с повышением тонуса капилляров и транскапиллярного обмена и, вероятно, носит приспособительный характер. Увеличение удельной плотности МПВ в 1-й группе, по мнению ряда авторов, отражает рост микровезикулярного транспорта в эндотелиоцитах, регулирующего сосудистую проницаемость и реологические свойства крови и приводящего к периваскулярному и внутриклеточному отеку эндотелиоцитов [4, 7, 13]. Отмеченное нарушение целостности стенок сосудов МЦР во 2-й группе активирует свертывающую систему крови, что приводит к гемодинамическим расстройствам (стаз, тромбоз), снижению транскапиллярного обмена и дистрофическим изменениям эндотелиальных клеток капилляров [1, 13]. Так, во 2-й группе уменьшение объемной плотности МПВ может отражать капилляротрофическую недостаточность, которая приводит к фиброзу СПСО, редукции истинных капилляров, периваскулярному фиброзу [7, 13, 14].
Таким образом, в исследовании установлены морфологические признаки эндотелиальной дисфункции сосудов слизистых оболочек желудка и двенадцатиперстной кишки, которые являются сосудистым компонентом ремоделирования, у пациентов с контролируемой БА легкой и средней степени тяжести. 1-я группа отличалась активацией транскапиллярного обмена, усилением секреторных процессов, периваскулярным отеком. Морфологической основой вазорегуляторных расстройств во 2-й группе было повреждение стенок эндотелиоцитов, их дистрофия, периваскулярный фиброз и редукция истинных капилляров.