Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лушников Е.Ф.

ФГБУ "Медицинский радиологический научный центр" Минздрава России, Обнинск

Методы и методология патологической анатомии

Авторы:

Лушников Е.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2016;78(5): 50‑55

Просмотров: 8224

Загрузок: 271


Как цитировать:

Лушников Е.Ф. Методы и методология патологической анатомии. Архив патологии. 2016;78(5):50‑55.
Lushnikov EF. Methods and methodology of pathology. Russian Journal of Archive of Pathology. 2016;78(5):50‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol201678550-55

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ные по­ка­за­те­ли и па­то­мор­фо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти лег­ких у па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших ви­рус­ную пнев­мо­нию COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(1):27-35
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в па­то­ло­ги­чес­кой ана­то­мии. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(2):65-71
Кли­ни­ко-мор­фо­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка сек­вес­тра­ции лег­ких. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(5):15-20
При­ме­не­ние ме­ла­то­ни­на на са­на­тор­но-ку­рор­тном эта­пе ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ции в оте­чес­твен­ной прак­ти­ке. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(1):55-59
Фун­да­мен­таль­ная роль ите­ра­тив­ных про­цес­сов при соз­да­нии ра­бо­че­го про­то­ти­па в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях, ре­али­зу­ющих про­ек­ты. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):61-68
Ис­поль­зо­ва­ние мик­ро­би­оло­ги­чес­ких дан­ных для це­лей су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):55-61

В 4-м номере журнала «Архив патологии» за 1986 г. была опубликована моя лекция «Методология в современной советской патологической анатомии». Прошло 30 лет: период и небольшой, и большой, советская патологическая анатомия стала российской, произошли существенные изменения в методиках и методах патологоанатомического исследования, в знаниях патологи. Поэтому интересно проследить характер изменений, оценить состояние методологии патологической анатомии в настоящем. Питаю надежду, что лекция будет полезна особенно для молодых патологоанатомов (ПА), работающих в различных медицинских организациях. Формат лекции позволяет наметить лишь контуры методологии, но достаточные для первого чтения. В настоящее время методология науки профессионально изложена во многих учебных пособиях и в специальных работах [1-4]. Поскольку в деятельности ПА представлены элементы науки и практики в различном соотношении, необходимо определить общие понятия: деятельность, наука, практика, а затем перейти непосредственно к патологической анатомии как науке, ее методам и методологии. Частные примеры состояния дела приведу на основе анализа статей оригинальных исследований, опубликованных в журнале «Архив патологии» в 1965, 1995, 2005 и 2015 гг. Период в 50 лет и отдельные десятилетия характеризуют изменения «научной картины» патологии человека - систему знаний, построенную в результате деятельности П.А. Естественно, эти публикации не отражают всего многообразия результатов деятельности, но журнал в определенной степени можно считать и научным, и практическим «зеркалом» отечественной патологической анатомии.

Деятельность (занятия, труд) является одним из фундаментальных понятий методологии, имеет несколько форм и множество видов (практическая и духовная, трудовая и образовательная, индивидуальная и коллективная, рутинная и инновационная и др.). Единицей деятельности считают действия - предметные и умственные. В структуре деятельности выделяют следующие элементы: потребности, мотивы, цели, средства, методы, действия и результат.

Наука - это сфера деятельности человека, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В настоящее время науку чаще всего рассматривают в трех аспектах: 1) наука как специфическая деятельность; 2) наука как система знаний и 3) наука как социальный институт. Существует множество классификаций науки, разделенных на три основные группы: естественные - о природе, гуманитарные - о человеке и обществе, технические - науки об искусственных объектах. В зависимости от цели исследовательской деятельности различают фундаментальные и прикладные науки. Если первые сосредоточены на получении нового эмпирического и теоретического знания, то цели прикладных исследований - практический результат. Научное познание имеет свою специфику и представлено на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Практика - термин имеет несколько значений: 1) деятельность, в которой преобразуется материальный мир; 2) применение теоретических знаний на деле (специальная, врачебная, учебная практика); 3) действительность как область применения и проверки каких-либо положений, выводов (проверить практикой; изучить, применить, использовать на практике); 4) приемы, навыки, способы какой-либо работы; работа по специальности как основа опыта, умения в какой-нибудь области. В философии практика определяется как материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.

Если вернуться к нашей теме, то прежде всего необходимо отметить, что ПА имеет отношения с природной, духовной и социальной реальностью в самых различных аспектах. Напомним, что ВОЗ понятие здоровья человека определяет как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Термина «болезнь человека» ВОЗ не определяет, по-видимому, в связи со сложностью выделения признаков, различающих здоровье и болезнь. Следовательно, жизнь и смерть человека, норму и патологию, здоровье и болезни необходимо рассматривать по крайней мере в трех главных аспектах с понятиями человек как индивид, как личность и как субъект. Понятие «индивид» раскрывает биологическую природу человека, его единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, его различные биологические свойства. Понятие «личность» раскрывает психологическую сторону жизни человека, состояние его психических функций, его самосознания и познания, психическое здоровье, чувства, эмоции, ценности. Понятие «субъект» характеризует качества человека в совокупности его общественных отношений посредством деятельности как члена общества, как элемента определенной социальной группы (медицинской, профессиональной, культурной, религиозной и др.). Таким образом, человек как индивид обладает природным свойством болеть, как личность способен ощущать, осознавать, словесно описать состояние здоровья, а как субъект действовать по сохранению, укреплению и изменению своего здоровья. Схематично виды познания и практики показаны в табл. 1.

Таблица 1. Виды познания и практики

После этих общих замечаний перейдем к патологической анатомии и более подробно рассмотрим ее как науку, как социальный институт и как деятельность.

Патологическая анатомия как наука

Интересно, что ни прежнее многотомное руководство, ни современное национальное руководство по патологической анатомии [5] не дали определения патологической анатомии как науки. По-видимому, авторы руководств были уверены, читатели знают, что такое патологическая анатомия как наука. Однако реальность показывает, что не все врачи понимают значимость деятельности ПА и структуру науки. Отметим, что границы между науками и дисциплинами чаще всего определяют по специфике их объектов, предметов и методов, которые исторически изменчивы. Если на заре патологической анатомии объектом исследования было тело умершего человека, то приоритетом современной науки становится изучение прижизненно удаленных тканей и органов, а также экспериментальный материал. Предметы патологической анатомии значительно изменялись во времени: вначале только строение (анатомия, гистология) больного организма, затем материальная основа болезни на разных структурных уровнях, познание этиологии, патогенеза, патоморфоза, сущности болезни [6, 7]. Современная патологическая анатомия - область научной и практической деятельности специалистов, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о патологии человека и животных и их использование в клинической медицине и в ветеринарии. Можно сказать несколько иначе: патологическая анатомия - совокупность (система) научных (эмпирических и теоретических) знаний о патологии человека, направленная на практику ее диагностики и оценки с различными целями. Современная патологическая анатомия как наука имеет две больших отрасли: патологическую анатомию человека (медицинская патологическая анатомия) и патологическую анатомию животных (ветеринарная патологическая анатомия). Общеизвестно разделение науки на общую и частную патологическую анатомию, клиническую и экспериментальную патологию, практическую и научную области. Многочисленные классификации, принципы и основания разделения наук и дисциплин исторически изменчивы и носят относительный характер, поскольку в реальной патологоанатомической деятельности наблюдается интеграция знаний различных наук, дисциплин и практических действий.

В реальной жизни деятельность ПА не сводится к какой-то единственной цели. Естественно, что врач-патологоанатом больницы и научный работник института имеют различные профессии и цели деятельности. Административное разделение науки и практики не сводится к разделению целей деятельности, поскольку главным продуктом деятельности врача и ученого является знание о ком-то или о чем-то, характер и истинность которого изменяются во времени. Исследование биопсийного, операционного, секционного материала в обыденной жизни может быть не только практическим действием, но и научным исследованием. Соотношение и взаимосвязь обыденного и научного, эмпирического и теоретического в различных обстоятельствах неодинаково и обусловлено множеством причин. Анализ показал, что целью оригинальных исследований, опубликованных в журнале «Архив патологии», в большинстве является «изучение» свойств различных объектов, явлений, процессов; причин и механизмов болезней; экспрессии генов и белков, их диагностической, предсказательной и прогностической значимости, патоморфоза болезней.

Патологическая анатомия как социальный институт

Это понятие оформлено давно, его структуру и практическую деятельность определяют законы и приказы разного уровня и времени [8-10]. Минздрав Российской Федерации утверждает правила организации деятельности разных групп патологоанатомических бюро (отделений) и проведения патологоанатомических исследований по категориям сложности, рекомендует штатные нормативы, определяет стандарты оснащения бюро и протоколы прижизненного и посмертного патологоанатомического исследования. Весомый вклад в науку и практику вносят кафедры патологической анатомии университетов и медицинских академий, лаборатории профильных институтов. Обратим внимание на несколько обстоятельств, требующих разрешения.

По мнению многих ПА, современная российская патологическая анатомия переживает кризис, который многогранный: нехватка квалифицированных кадров, техническое и технологическое несовершенство, чрезмерная рабочая перегрузка, низкий уровень исследований, отрыв от клиники, проблемы финансирования. Эти и другие проявления кризиса долговременны, проводимая реформа здравоохранения внесла некоторые положительные перемены в патологическую анатомию, но они явно недостаточны, чтобы говорить о выходе из кризиса.

Давно поставлен, но не решен вопрос о положении цитологии в системе здравоохранения. До настоящего времени нет специальности врача-цитолога, цитология входит в клиническую лабораторную диагностику и ПА не имеет юридического права давать заключения по цитологии, тогда как врач клинической диагностики часто не имеет цитологической подготовки.

Важная проблема - разработка и утверждение специальных нормативных документов. Давно существовало положение, которое, к сожалению, забыто: методические рекомендации по различным разделам патологической анатомии утверждал Институт морфологии человека. В настоящее время эти полномочия переданы медицинским чиновникам различного уровня, которые не всегда понимают сущность и значимость предлагаемых рекомендаций, а потому тормозят их принятие.

Отдельная проблема - использование современных международных классификаций ВОЗ по онкологии. Принята и опубликована международная классификация онкологических болезней третьего издания. Классификация издана на 14 языках. В числе значимых, кроме английского, немецкого, китайского, французского языков, названы финский, корейский, румынский, фламандский. Русского языка для ВОЗ в данном случае не существовало. Почему представители России в ВОЗ допустили такое? Другой вопрос: будет ли классификация официально принята в России, переведена на русский язык и издана так, как это было в недавнем прошлом в издательстве «Медицина»? Еще сложнее положение с международными классификациями ВОЗ по гистологической диагностике опухолей, которые постоянно обновляются. Официально они не рекомендованы, на русском языке их нет, ПА их используют по своему усмотрению. В заключение этого раздела отметим, что патологическая анатомия как социальный институт организована в Российском обществе патологоанатомов, которое осуществляет многогранную деятельность, регулярно созывает пленумы и съезды. Журнал «Архив патологии» с 1935 г. является главным журналом ПА СССР и России.

Патологическая анатомия как деятельность

Здесь необходимо знать ее специфику и виды, объекты и предметы, средства, методы и результаты. Согласно приказам Минздрава Р.Ф., патологоанатомические исследования проводятся в целях определения диагноза заболевания, мероприятий по лечению пациента или получения данных о причине смерти человека. Последний по дате приказ Минздрава № 179н от 24 марта 2016 г. «О правилах проведения патологоанатомических исследований» определяет деятельность патологоанатомических бюро (отделений).

Патологоанатомические исследования включают:

1) прижизненные патологоанатомические исследования по биопсийному (операционному) материалу;

2) патологоанатомические вскрытия (посмертное патологоанатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов).

В условном плане деятельность ПА можно разделить на повседневную, обыденную и научную двух уровней: эмпирического и теоретического. В прикладной медицине важный элемент - постановка и решение задач [11-13].

Повседневная работа - простой вид деятельности, основанный на прижизненном или посмертном исследовании конкретных реальных объектов на уровне обыденного мышления. Методология представлена в должностных обязанностях, в методических рекомендациях, в различного рода нормативах [14-16]. Итог работы - диагноз болезни в соответствии с принятыми классификациями и номенклатурой, помощь клиницисту в выборе тактики лечения и в оценке его результатов у конкретного больного, данные о структуре заболеваемости и причинах смерти населения, оценка качества диагностики и лечения в медицинских организациях, учетно-отчетная документация.

Научная работа эмпирического уровня - более сложный вид деятельности, также основанный на исследовании конкретных реальных объектов, но на уровне эмпирического мышления с различными целями и с привлечением многих научных методов. Методология уже не дана в «готовом виде», а представлена комплексом рекомендаций выбора, обеспечивающих решение конкретных задач. Итог работы - получение нового знания об объектах и их свойствах, явлениях и процессах, установление эмпирических зависимостей и закономерностей, разработка новых и уточнение старых классификаций, эмпирических понятий.

Научная работа теоретического уровня - самый сложный вид деятельности, основанный на исследовании абстрактных объектов аналитическим мышлением. Итог работы - теоретическая оценка эмпирических фактов, создание моделей, гипотез, теорий, выявление сущности патологии и болезни. В процессе любой работы ПА исследует предметно разные объекты с помощью различных средств и методов.

Как показывает практика, в патологической анатомии давно установлены объекты исследования, но характер исследований со временем меняется значительно. Современный П.А. в идеале располагает широким ассортиментом средств деятельности, относящихся к различным классам. В первую очередь это многочисленные технические средства: микроскопы, станции вырезки и заливки материала, тканевые процессоры, иммуностайнеры, криостаты, сканеры, цифровые системы документирования макро- и микропрепаратов и другие приборы.

Нарастающую долю составляют информационные средства познания. В жизнь включаются методики вычислительной техники, программы различного назначения, средства телекоммуникаций, методики обработки статистических данных. Морфометрический анализ давно является важной составляющей деятельности ПА. Г.Г. Автандилов [17] подчеркивал, что в задачи морфометрии входит не только производство измерений и счета, а главным образом выявление характера и силы связей между параметрами, характеризующими морфологические проявления патологии.

ПА не может обойтись без логических средств познания. Сюда входят такие приемы рассуждений, как индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация и типология, аналогия, обобщение и объяснение, идеализация, абстрагирование и др. Логические действия являются основой различных теоретико-методологических подходов и методов: аксиоматического, гипотетико-дедуктивного, конкретно-исторического, системного и др.

Языковые средства познания начинаются с разработки, определения, уточнения понятий и терминов, их правильного использования в различного рода описаниях, измерениях, сравнениях. В методологической литературе обсуждается проблема идеалов и норм научного познания: описания и объяснения, доказательности и обоснованности знаний, построения и организации научных знаний.

Важной составляющей деятельности является использование математических средств познания, характеризующих пространственные формы и количественные зависимости явлений и процессов, статистическое выявление различных связей, вычисление элементарных статистик. Факторный анализ, метод корреляций, шкалирование широко используются в современных исследованиях.

Методы и методология

В литературе по философии и методологии науки существует множество определений и классификаций методов и методологии. Определения часто противоречивые с различным основанием деления, среди специалистов нет единства в структуре метода. В повседневной жизни часто не проводят различий между методом и методикой исследования. Поэтому окраску гистологических срезов гематоксилином и эозином одни называют методом, а другие - методикой. Для краткости выберем следующие определения:

- методика - технологическое действие, элемент метода, методологическая единица специального уровня;

- метод - способ практического действия и/или научного познания;

 - методология - учение о методах и средствах деятельности, учение о структуре, об организации как научной, так и практической деятельности.

Патологическая анатомия располагает большим арсеналом методик и методов (табл. 2).

Таблица 2. Методики и методы патологоанатомического исследования

Общим считают научный метод - систему предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия исследователя, который подразделяют на эмпирический научный метод и теоретический научный метод. Эмпирический метод основан на чувственных восприятиях (зрительных, тактильных, обонятельных и др.). Основой теоретического научного метода является рациональное (абстрактное, аналитическое) мышление, представленное понятиями, терминами, суждениями, умозаключениями, моделями, теориями и другими конструкциями. Конкретно-научные методы разделяют по наукам и дисциплинам (методы наук): естественнонаучные, гуманитарные и технические. Известно, что ранее патологическую анатомию (патоморфологию) определяли как медицинскую науку, изучающую патологические процессы и болезни морфологическим методом. Особым методом является метод клинико-анатомических конференций, основоположником которых следует считать И.В. Давыдовского [18]. Специфика изучаемых объектов и явлений сказывается на методах исследования и формах представления получаемых знаний. Мы это показали на примере лучевой патологии и лечебного патоморфоза злокачественных новообразований человека [19, 20]. Структура деятельности ПА видна на примере публикаций в журнале «Архив патологии» (табл. 3).

Таблица 3. Характер статей оригинальных исследований в различные годы

Как видно, в настоящее время ПА проводят больше клинико-морфологических исследований, чем экспериментальных, отдавая предпочтение исследованию операционного и биопсийного материала онкологических больных с использованием иммуногистохимических методик.

В заключение раздела отметим, что методология интуитивно или осмысленно постоянно сопровождает деятельность врача и научного работника как в виде учения о научном методе, так и в виде реального выбора методов патологоанатомического исследования. В методологии выделены различные стороны познавательной деятельности: обыденное познание и здравый смысл, научное познание с огромным выбором методов из разных наук и двумя уровнями исследования: эмпирическим и теоретическим. В реальной жизни ПА исследует различные объекты, он наблюдает, измеряет, описывает найденное, проводит анализ и синтез, сравнения и аналогии, находит доказательства, дает клиническую интерпретацию биологических явлений и процессов, пытается найти причинные связи, решить соотношение внешнего и внутреннего в патологии. Предмет научных исследований углубляется от макроуровня (анатомии) к микроуровню и расширяется от изучения отдельных морфологических проблем к биологии организма, от биологии к системному изучению человека и групп населения в определенных географических, экологических и социальных условиях. Оказывается, что результат исследования во многом определяется видением и знаниями ПА (смотрим, но не видим, а видим то, что знаем), методами и средствами исследования. Исследуя биопсийный, операционный и секционный материал, ПА решает множество задач в рамках различных наук: медицины, морфологии, онкологии, патологии, иммунологии, генетики и других, а потому методология играет фундаментальную роль во всех сферах деятельности ПА.

Заключение

В литературе существует множество определений терминов «метод» и «методология» по разным основаниям. В нашем понимании методология - это учение о выборе и использовании практических и научных (эмпирических и теоретических) методов в разных видах и формах деятельности ПА в определенных условиях при решении конкретных задач. В патологической анатомии различны субъекты, объекты, предметы, принципы, цели, средства, методы, формы, результаты и другие элементы деятельности, которые исторически изменчивы. Разработка проблем методологии патологической анатомии - задача ПА в содружестве с методологами и философами науки.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.