Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гавриленко А.В.

ФГБНУ «РНЦХ имени академика Б.В. Петровского»;
ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Абрамян А.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского»;
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Куклин А.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Офосу Д.

ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского», Москва, Россия

Сравнительный анализ эффективности реконструктивных операций и консервативного лечения у больных с патологической извитостью внутренней сонной артерии на основании динамики неврологического и офтальмологического статусов

Авторы:

Гавриленко А.В., Абрамян А.В., Куклин А.В., Офосу Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 224

Загрузок: 1


Как цитировать:

Гавриленко А.В., Абрамян А.В., Куклин А.В., Офосу Д. Сравнительный анализ эффективности реконструктивных операций и консервативного лечения у больных с патологической извитостью внутренней сонной артерии на основании динамики неврологического и офтальмологического статусов. Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2017;10(1):51‑55.
Gavrilenko AV, Abramyan AV, Kuklin AV, Ofosu D. A comparative analysis of the reconstructive surgery and conservative treatment efficacy in patients with internal carotid artery tortuosity according to neurologic and ophthalmologic status. Russian Journal of Cardiology and Cardiovascular Surgery. 2017;10(1):51‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kardio201710151-55

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния боль­ных с па­то­ло­ги­чес­кой из­ви­тос­тью внут­рен­ней сон­ной ар­те­рии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(1):64-70

Патологическая извитость (ПИ) внутренних сонных артерий (ВСА) играет важную роль в развитии хронической сосудисто-мозговой недостаточности (ХСМН). Распространенность деформаций сонных артерий (СА) в общей популяции, по данным различных исследований, варьирует от 10 до 40% [1, 2, 4].

Общепринятой классификации ПИ ВСА в мире на данный момент нет. Наиболее популярной остается классификация J. Weibel и W. Fields, предложенная в 1965 г. Они разделили все долихоартериопатии на три типа:

1-й — tortuosity (извитость), все S- и С-образные формы ВСА;

2-й — kinking, перегибы под острым углом одного или нескольких сегментов ВСА, чаще ассоциирующиеся со стенозами;

3-й — coiling, удлинение ВСА с образованием петли [5].

Этиология таких изменений до сих пор окончательно не выяснена. Одни ученые считают, что ангуляции брахицефальных артерий являются результатом врожденных факторов из-за асинхронного развития частей организма в эмбриональном периоде [6—9]. Другие авторы приводят данные в пользу атеросклеротических и гемодинамических факторов [10, 11]. Вероятно, в формировании ПИ ВСА участвуют как врожденные, так и приобретенные факторы.

Клиническая картина ПИ ВСА богата симптомами и синдромами, но лишена специфических проявлений, и в то же время может протекать полностью асимптомно. Пациенты чаще предъявляют жалобы на головные боли, головокружения, эпизоды потери сознания, тошноту, шум и звон в ушах, снижение памяти, ментальные нарушения. Симптомы могут быть связаны с поворотами головы [12, 13]. К специфическим признакам ПИ ВСА можно отнести усиление пульсации на шее, дисфагию, ощущение инородного тела, особенно при глотании, симптомы сдавления блуждающего, подъязычного и добавочного нервов [14—16].

Патологические процессы в СА нередко сопровождаются нарушениями кровообращения в артериальной системе глаза и развитием глазного ишемического синдрома (ГИС). ГИС — многофакторное заболевание, проявляющееся группой симптомов ишемического поражения глазного яблока, в результате нарушения кровоснабжения структур глаза по глазным и сонным артериям. Интерес к этой проблеме растет в связи с увеличением доли сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и соответственно ростом таких осложнений ГИС, как слепота и инвалидность по зрению среди населения. Социальная значимость ГИС состоит в том, что он ассоциируется с патологией СА и наиболее часто встречается у людей трудоспособного возраста. Мужчины в возрасте от 40 до 70 лет страдают в 4 раза чаще, чем женщины [17, 18].

Общепринятой классификации ГИС на сегодняшний день не разработано. Т.Н. Киселева и соавт. [17] различают два типа течения ГИС: острый и первично-хронический. При остром типе течения встречаются следующие клинические формы: преходящая монокулярная слепота, или amaurosis fugax, окклюзия центральной артерии сетчатки (ЦАС) и ее ветвей, острая ишемическая окулопатия и нейропатия, а также острая ишемия хориоидеи. Первично-хронический тип включает пять клинических форм: хроническую ишемическую оптическую нейропатию, ретинопатию, окулопатию, хориоидеопатию и увеопатию.

Острый тип течения характеризуется острым началом, односторонним поражением, высоким риском слепоты, окклюзионными и выраженными спазматическими изменениями сосудов сетчатки и зрительного нерва, высокой частотой выявления патологии СА. Первично-хронический тип течения ГИС отличается постепенным снижением зрения, двусторонним поражением на фоне прогрессирующих патологических изменений внутренней сонной и глазничной артерий, внутриглазных сосудов [3, 17].

По данным разных авторов [3, 19, 20], у больных с ПИ ВСА в 15—46% случаев диагностируются ишемические поражения органа зрения. В действительности частота ГИС может быть гораздо выше, но далеко не всем больным с патологиями СА проводят офтальмологическое обследование. В связи с этим диагностика и правильная оценка офтальмологических симптомов, поиск их связи с патологией СА имеет значение как в ангиохирургии, так и в офтальмологии.

Материал и методы

В отделении хирургии сосудов РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН обследованы 63 пациента в возрасте от 24 до 80 лет, наблюдаемых по поводу ПИ ВСА и сопутствующего ГИС. В исследование включены 26 (41,3%) мужчин и 37 (58,7%) женщин.

Протокол обследования всех пациентов включал: оценку гемодинамики ВСА (систолическая скорость кровотока (Vs), индекс резистентности (IR) и изменение спектра кровотока) с помощью ультразвукового дуплексного сканирования (УЗДС), транскраниальной допплерографии (ТКДГ) и мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ); оценку неврологического статуса; методы исследования органа зрения — определение остроты зрения в стандартных условиях освещенности, тонометрия, исследование полей зрения с помощью стандартной кинетической периметрии и автоматической компьютерной периметрии, биомикроскопия, прямая и обратная офтальмоскопия в условиях медикаментозного мидриаза, электрофизиологическое исследование (ЭФИ) зрительного анализатора, цветовое допплеровское картирование (ЦДК) артерий глаза. В зависимости от тактики лечения всех больных разделили на две группы:

1-я группа — пациенты (n=37), которым выполняли реконструктивные операции, 2-я — больные (n=26), получавшие только консервативную терапию (дезагрегантная, антиоксидантная, гипотензивная терапия).

В каждой группе выделили подгруппы, А и Б. В подгруппу, А включали пациентов с асимптомным течением ПИ ВСА, в подгруппу Б — с симптомным.

Характер нарушения мозгового кровообращения у больных оценивали по классификации А.В. Покровского. Асимптомное течение (I стадия ХСМН) ПИ ВСА наблюдалось у 25 (39,7%) больных, ТИА (II стадия ХСМН) — у 18 (28,6%), ДЭП (III стадия ХСМН) — у 12 (19%) и больных с инсультом в анамнезе (IV стадия ХСМН) было 8 (12,7%) человек. Распределение стадий ХСМН по группам отражено в табл. 1. По степени ХСМН статистически значимых различий между группами не выявлено (р>0,05).

Таблица 1. Распределение степеней ХСМН по группам больных, абс. (%) Примечание. * — р>0,05 — достоверность различий между подгруппами, А и Б.

При исследовании органа зрения диагностированы острые формы ГИС у 40 (63,5%) и первично-хронические — у 23 (36,5%) пациентов. У 20 (31,8%) больных в анамнезе были классические приступы amaurosis fugax, которые проявлялись кратковременным снижением зрения от 1 до 7 мин с последующим частичным или полным восстановлением зрения. Во время приступов пациенты отмечали вспышки света в глазах, орбитальные боли, сужение полей зрения по типу «шторы» и появления темных пятен. Частота приступов варьировала от 1 раза в 6 мес до 3—4 раз ежемесячно. Окклюзия ЦАС диагностирована у 2 (3,2%) пациентов. Проявлялась внезапной потерей зрения и болями в области орбиты. Острота зрения снижалась до счета пальцев у лица или полной слепоты. Окклюзия ветвей ЦАС обнаружена у 5 (7,9%) пациентов и сопровождалась внезапным снижением зрения. Острота зрения колебалась в пределах 0,1—0,5, обнаружены сегментарные дефекты полей зрения и зоны депрессии светочувствительности. У 13 (20,6%) больных выявлена острая ишемическая нейропатия, которая характеризовалась снижением остроты зрения до сотых долей, секторальными выпадениями полей зрения, головными и орбитальными болями. Хроническая ишемическая нейропатия наблюдалась у 14 (22,2%) больных. Данная форма ГИС проявлялась постепенным в течение нескольких лет снижением остроты зрения до 0,3, концентрическим сужением полей зрения, центральными и парацентральными скотомами. У 9 (14,3%) пациентов установили хроническую ишемическую ретинопатию, проявлявшуюся болями в орбите, пеленой перед глазами и снижением остроты зрения до 0,5.

Наряду с различными формами ГИС, у большинства больных — 49 (77,8%) выявлены признаки макулодистрофии, которая сопровождалась снижением светочувствительности, сужением полей зрения на 10—20°. При офтальмоскопии преимущественно наблюдались участки гиперпигментации в макулярной области и участки атрофии ретинального пигментного эпителия. Таким образом, изучение офтальмологических симптомов показало, что у одного и того же пациента могут встречаться два и более признаков. Распределение офтальмологических симптомов по группам отражено в табл. 2. По офтальмологической клинике 1-я и 2-я группы сопоставимы (р>0,05).

Таблица 2. Распределение офтальмологических признаков по группам больных Примечание. * — р>0,05 — достоверность различий между 1-й и 2-й группами по офтальмологическим симптомам.

При исследовании кровотока в сосудах глаза с помощью УЗДС выявлено снижение максимальной систолической скорости кровотока и увеличение индекса резистентности в глазной артерии (ГА) и центральной артерии сетчатки (ЦАС). Ухудшение гемодинамических параметров глаза свидетельствует о дефиците кровотока.

Пациентам 1-й группы выполнены следующие виды операций: резекция ВСА с низведением устья — 27 (72,97%) больных, резекция ВСА с анастомозом конец в конец — 2 (5,41%) и резекция ВСА с протезированием протезом Gortex — 8 (21,62%).

Результаты

После проведения реконструктивных операций и курсов консервативной терапии у больных оценивались: изменения степени ХСМН, динамика офтальмологической клиники и нормализация показателей скорости кровотока в ВСА, ГА и ЦАС. Проанализированы ближайшие (на 30-е сутки) и отдаленные (1 год) результаты.

У пациентов 1-й группы в ближайшем и отдаленном послеоперационном периодах выявлено достоверное улучшение гемодинамических показателей в ВСА и артериях глаза (р<0,05). По данным ЦДС, в ВСА зарегистрировано снижение ЛСК почти до нормальных значений, восстановление ламинарного течения крови, сохранение «прямолинейности» хода артерии в отдаленном периоде. У всех пациентов в послеоперационном периоде отмечалось повышение максимальной систолической скорости кровотока и снижение индекса резистентности в ГА и ЦАС (табл. 3). В подгруппе, А 1-й группы в течение года неврологических симптомов не зарегистрировано и у всех больных сохранилась ХСМН I степени. В подгруппе Б 1-й группы у 11 больных с ХСМН II степени на дооперационном этапе отмечались жалобы на головокружения, шум в ушах, онемение и чувство покалывания на лице и конечностях. После хирургического лечения данные симптомы исчезли, и в течение года повторных эпизодов ТИА не зарегистрировано. У 6 из 8 больных с ХСМН III степени наблюдалась положительная динамика по неврологическому статусу, и больные перешли в категорию асимптомных. У 4 из 7 больных с ХСМН IV степени прекратились головокружения, исчез шум в голове и ушах, отмечалось улучшение и восстановление двигательных нарушений и чувствительности (см. рисунок).

Таблица 3. Динамика показателей скорости кровотока в ВСА и артериях глаза Примечание. N — норма; * — р<0,05; ** — р>0,05 — достоверность относительно группы до лечения.

Динамика хронической сосудисто-мозговой недостаточности. * — р<0,05, ** — р>0,05.

В отдаленном послеоперационном периоде в 1-й группе также оценили динамику офтальмологических симптомов. У всех 12 пациентов прекратились приступы amaurosisfugax (р<0,05). Зарегистрировано повышение остроты зрения, расширение периферических границ полей зрения, исчезновение скотом, а также улучшение функционального состояния и активности зрительного нерва. Важным признаком эффективности реконструктивных операций явилось отсутствие прогрессирования патологических процессов макулодистрофии и улучшение функционального состояния сетчатки (р=0,04) (табл. 4). Сравнительная оценка хирургического лечения у пациентов с различными формами ГИС выявила большую эффективность при острых формах заболеваний глаза.

Таблица 4. Динамика офтальмологической клиники Примечание. * — р<0,05 — достоверность относительно группы до лечения.

У пациентов 2-й группы в ближайшем и отдаленном периодах после консервативного лечения достоверного улучшения гемодинамических показателей в ВСА и артериях глаза не выявлено (р>0,05) (см. табл. 3). По неврологическому статусу наблюдалась отрицательная динамика. У 2 пациентов с ХСМН I степени были зарегистрированы ТИА и у 1 больного с исходной ХСМН III степени случился инсульт (см. рисунок). Со стороны органа зрения положительная динамика была слабо выраженной (см. табл. 4). Приступы amaurosis fugax в течение года зарегистрированы у 6 из 8 больных. Острота зрения у 2 пациентов в течение года ухудшилась на 0,1—0,2, также у 3 больных отмечено прогрессирование процессов макулодистрофии с появлением твердых друз (p=0,01).

Таким образом, положительная динамика по неврологическому и офтальмологическому статусу была значительно выше в группе оперированных больных.

Заключение

Проведен сравнительный анализ эффективности реконструктивных операций и консервативного лечения у больных с ПИ ВСА на основании динамики неврологического и офтальмологического статусов. Хирургическое лечение позволило значительно улучшить как неврологический, так и офтальмологический статус, причем эффективность реконструктивных операций была более выражена у пациентов с острыми формами ГИС. У прооперированных больных отмечено увеличение остроты зрения на 0,1 и более, прекращение приступов amaurosis fugax, расширение полей зрения, уменьшение скотом, отсутствие прогрессирования патологических процессов макулодистрофии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.