Оптимален ли трансрадиальный доступ при любых эндоваскулярных вмешательствах?
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2023;16(5): 516‑521
Прочитано: 1268 раз
Как цитировать:
Трансрадиальный доступ считается выбором «по умолчанию» при катетеризации сердца в связи с меньшим количеством осложнений в месте доступа, повышением комфорта пациентов и ранней активизацией [1]. По сравнению с бедренным доступом лучевой имеет аналогичную эффективность и сопровождается значительно меньшим риском общей смертности и серьезных неблагоприятных сердечно-сосудистых событий [2]. В 2018 г. трансрадиальный доступ был рекомендован в европейских руководствах в качестве предпочтительного подхода при реваскуляризации миокарда [3]. Несмотря на малое количество осложнений, связанных с трансрадиальным доступом, они существуют — это повреждение, спазм и окклюзия лучевой артерии, псевдоаневризма, артериовенозный свищ, повреждение нервов и комплексный региональный болевой синдром [4]. В качестве альтернативы лучевому методу можно представить трансульнарный доступ. Данный метод имеет схожую безопасность и эффективность при катетеризации сердца, однако он не является предпочтительным из-за необходимости вращения запястья во время процедуры, что увеличивает дискомфорт пациента [5].
Актуальной альтернативой стандартному трансрадиальному доступу стало появление дистального места пункции — доступ через анатомическую табакерку. В 2011 г. А. Бабунашвили и соавт. [6] впервые описали свой опыт ретроградной реканализации окклюзированной лучевой артерии с помощью дистального трансрадиального доступа. В 2017 г. F. Kiemeneij [7] поделился опытом ведения 70 пациентов, которым была проведена катетеризация сердца через левый дистальный трансрадиальный доступ в анатомической табакерке. С этого момента увеличилось количество исследований, где сообщается о возможности и безопасности дистального трансрадиального доступа для коронарографии и чрескожного коронарного вмешательства. В базах данных ClinicalTrials зарегистрированы 15 исследований с целью изучения клинического значения дистального трансрадиального доступа при катетеризации сердца [8].
После глобального поиска в базах данных PubMed, Embase и Google Scholar удалось найти в общей сложности 25 статей [9] с размером выборки более 20 случаев. В различных сообшениях, включая серии случаев, а также нерандомизированные и рандомизированные исследования, сообщается о применении дистального трансрадиального доступа при катетеризации сердца. Успешность дистального лучевого доступа варьировала от 70% до 100% [7, 10—33].
В связи с тем, что глубокая ладонная ветвь играет второстепенную роль в кровоснабжении пальцев (поверхностная ветвь является основным источником кровоснабжения пальцевых артерий), ятрогенная дистальная окклюзия лучевой артерии в анатомической табакерке является допустимой, и проблема окклюзии лучевой артерии решена с помощью дистального трансрадиального доступа [34, 35].
При ангиографии артериальной системы предплечья и кисти в случае окклюзии дистального сегмента лучевой артерии в области анатомической табакерки обнаруживают заполнение артерий дистальнее места окклюзии посредством ветвей и образовавшейся коллатеральной сети. В итоге артериальная недостаточность кисти отсутствует [36].
Бесспорно, дистальный трансрадиальный доступ как новая техника сталкивается с некоторыми проблемами. Первая и самая важная из них — это успешность пункции. Диаметр артерии в области анатомической табакерки меньше, чем на предплечье. Кроме того, артерия более извилистая, что может снизить вероятность успеха пункции. Ввиду этого существует устойчивая кривая обучения: чем больше опыт интервенциониста, тем выше успех пункции. Проведены 24 исследования с размером выборки более 20, степень успеха значительно варьировала — от 70% до 100% [7, 10—33]. В двух крупнейших исследованиях показатель успеха составил 99,7% у 1631 пациента и 97,7% у 2696 пациентов [15, 25]. Подбор пациентов перед вмешательством также оказывает определенное влияние на успех пункции. В частности, использование ультразвукового исследования позволяет идентифицировать анатомические особенности и обеспечивает точный доступ к артерии [19]. Также использование ультразвука облегчает подбор подходящего инструментария для вмешательства (использование различных модификаций диагностических катетеров и проводников) с учетом диаметра артерии [37]. С развитием технологии материалов, при массовом использовании инструментария с гидрофильной оболочкой и уникальной низкопрофильной конструкции катетеров диаметр артерии сегодня не является решающим фактором для эндоваскулярного вмешательства.
Частота стенозов или окклюзий лучевой артерии при использовании дистального лучевого доступа остается относительно низкой (0—5,2%) [17, 27]. В большом ретроспективном исследовании частота окклюзий при использовании дистального трансрадиального доступа составила всего 0,61% (10/1661) [15]. В другом крупном ретроспективном исследовании, проведенном в Российской Федерации, общая частота окклюзий лучевой артерии составила 2,2% (22/1009) [25]. Распределение участков окклюзии имело следующий характер: 0,1% в лучевой артерии предплечья, 1,8% в анатомической табакерке, 0,3% комбинированных окклюзий (в области предплечья и в анатомической табакерке). Частота окклюзий лучевой артерии на предплечье при использовании дистального трансрадиального доступа была уменьшена на 90% по сравнению с использованием стандартного трансрадиального доступа на предплечье (0,4% против 4,2%). С помощью ультразвука определено, что функция эндотелия была сохранена или незначительно нарушена после использования дистального трансрадиального доступа по сравнению с трансрадиальным доступом на предплечье [38].
Благодаря структурным образованиям в области анатомической табакерки (костное основание, артерия, окруженная сухожилиями мышц) серьезные кровотечения, псевдоаневризмы и гематомы встречаются крайне редко. Гемостаз специализированным устройством или повязкой осуществляется в области анатомической табакерки легче и быстрее, чем в области предплечья [17, 28, 30], что может сократить время пребывания в больнице и уменьшить нагрузку на медицинский персонал [39].
В ретроспективном исследовании гематомы объемом более 10 см3 возникли в 0,2% случаев [25]. Появление гематом часто обусловлено неправильной компрессией, назначением двойной антитромбоцитарной терапии и гепарина, пожилым возрастом и множественными попытками пункции артерии [13].
В 2019 г. S.P. Prejean и соавт. [37] описали случай псевдоаневризмы левой лучевой артерии в области анатомической табакерки, возникшей через 20 ч после удаления интродьюсера. Регресс псевдоаневризмы был обеспечен путем компрессии.
В области анатомической табакерки имеется малое пространство, и поверхностная ветвь лучевого нерва достаточно тесно связана с лучевой артерией. Многократные попытки пункции и длительная компрессия могут вызвать повреждение поверхностной ветви лучевого нерва, что, в свою очередь, может привести к онемению пальцев. Однако клинические сообщения об онемении редки [11]. В проспективном исследовании J. Lee и соавт. [11] сообщили об онемении пальцев в 2 (1,4%) из 141 случая. Онемение пальцев рук в 2 (1,0%) случаях также наблюдали в японском многоцентровом исследовании [16].
В 2018 г. D. McCarthe и соавт. [38] впервые сообщили об успешном опыте дистального трансрадиального доступа у 2 пациентов. Одной пациентке была сделана ангиограмма шейки матки с использованием интродьюсера 5 Fr, а другому больному — механическая тромбэктомия и баллонная ангиопластика базилярной артерии с использованием гайд-катетера. F. Al Saiegh и соавт. [39] успешно имплантировали устройство Woven EndoBridge женщине с аневризмой передней соединительной артерии с помощью дистального трансрадиального доступа. В 2019 г. были опубликованы 2 ретроспективных исследования с участием 116 пациентов, которым выполняли диагностическую церебральную ангиографию [43, 45]. Нерандомизированное исследование, включающее 58 случаев использования дистального трансрадиального доступа и 151 случай использования классического трансрадиального доступа на предплечье, было проведено для изучения осуществимости и безопасности дистального доступа при вмешательствах на сонных артериях [44]. Успешность процедур существенно не различалась. Не было различий в объеме рентгеноконтрастного вещества и дозе излучения. Наблюдали 1 случай артериовенозной фистулы, требовавшей хирургического вмешательства в группе дистального доступа, и 2 случая бессимптомной окклюзии лучевой артерии в группе трансрадиального доступа на предплечье. V.M. Srinivasan и соавт. [43] описали 11 из 12 случаев успешного применения дистального трансрадиального доступа в лечении патологии задней циркуляции с помощью коаксиальной техники. При этом 7 случаев представляют собой экстренную механическую тромбэкстракцию при остром нарушении мозгового кровообращении.
Z. Ruzsa и соавт. [44] описали 34 случая лечения пациентов с окклюзионно-стенотическими поражениями поверхностных бедренных артерий с высоким процентом успеха, в том числе при реканализации хронических окклюзий. При этом различий по комбинированной первичной конечной точке (технический успех, MACE, осложнения) и частоте конверсий на бедренной доступ не было. Только по использованию двойного доступа (дистальный лучевой плюс транспедальный) отмечены значимые различия не в пользу дистального трансрадиального доступа.
S. Watanabe и M. Usui описывают лечение 12 пациентов со стенозами артериовенозных фистул для гемодиализа. При баллонной ангиопластике мест анастомозов, когда доступ через вену невозможен, а через лучевую артерию крайне затруднителен, был использован дистальный лучевой доступ со 100% эффективностью и отсутствием осложнений [45].
S.E. Park и соавт. [46] провели многоцентровое исследование, в котором выполнили ряд эндоваскулярных вмешательств в контексте изучения и сравнительной характеристики дистального трансрадиального доступа. Были выполнены следующие интервенционные процедуры: химиоэмболизация по поводу гепатоцеллюлярной карциномы (19/47; 40,4%), эмболизация бронхиальной артерии по поводу кровохарканья (7/47; 14,9%), вмешательства на почках (3/47; 6,4%), включая эмболизацию аневризмы почечной артерии (1/47; 2,1%), эмболизацию почечной ангиомиолипомы (1/47; 2,1%), эмболизацию почечной артерии при гематурии после биопсии почки (1/47; 2,1%), ангиопластика сосудистого доступа для гемодиализа (7/47; 14,9%), ангиопластика со стентированием при стенозе подключичной артерии (5/47; 10,6%), эмболизация маточной артерии при послеродовом кровотечении (1/47; 2,1%), эмболизация по другим причинам (5/47; 10,6%), а именно ввиду кровотечения из-за рака желудка (2/47; 4,3%), из метастатической опухоли печени (1/47; 2,1%), при эмпиеме легкого (1/47; 2,1%) и осложненном раке легкого (1/47; 2,1%). Технический успех достигнут по 46 (97,7%) процедурам. У 1 (2,2%) пациента отмечена конверсия дистального трансрадиального доступа на трансфеморальный доступ в связи с внезапной окклюзией левой подключичной артерии. Через сутки проходимость лучевой артерии оценивали ультразвуковой доплерографией. У 45 из 46 пациентов не было осложнений. У 1 пациента выявлена сегментарная тромботическая окклюзия дистальной лучевой артерии в месте пункции (спустя 3 мес была выполнена доплерография, при которой выявили спонтанную реканализацию окклюзии).
Трансфеморальный доступ ассоциируется с такими недостатками, как длительная иммобилизация пациентов из-за гемостаза и сосудистых осложнений (кровотечение, гематома, псевдоаневризма, артериовенозная фистула и тромбоз). Тем не менее этот доступ широко используется в интервенционной радиологии и нейрорадиологии. Частота осложнений колеблется от 0 до 17% [50—54]. Чтобы избежать или минимизировать эти осложнения, в 1989 г. было предложено использовать трансрадиальный доступ на предплечье в качестве альтернативного метода для коронарной ангиографии [58]. Результаты исследований подтвердили безопасность и эффективность трансрадиального доступа на предплечье. После этого трансрадиальный доступ рекомендован в качестве первичного для коронарных эндоваскулярных вмешательств [55—58].
Несмотря на предыдущие данные, поддерживающие трансрадиальный доступ на предплечье, последующие исследования выявили риск осложнений в месте пункции, таких как окклюзия лучевой артерии [56]. В связи с этим исследователи приступили к поиску лучшей альтернативы. Новый метод дистального трансрадиального доступа был разработан в первую очередь для коронарных вмешательств и отчасти нейрорадиологии [7, 35, 40]. Преимущество дистального трансрадиального доступа заключается в том, что он фокусируется на коллатеральной системе, ладонной дуге, чтобы обеспечить устойчивый кровоток с учетом непредвиденного сосудистого блока.
Большинство отчетов, результатов и выводов об использовании дистального трансрадиального доступа сосредоточено на коронарных вмешательствах и нейроинтервенционных процедурах. В настоящее время использование дистального трансрадиального доступа для интервенционной радиологии ограниченно в связи с немногочисленной доказательной базой. Однако этот доступ может и должен найти свое применение в интервенционной радиологии по аналогии с кардиоинтервенциями и нейроинтервенциями. Это особенно очевидно ввиду того, что длительная иммобилизация и риск кровопотери являются критическими факторами для определенной категории пациентов. Современная медицина также ориентируется в сторону комфортности для пациентов и хирургов. С этой функцией в полном объеме справляется дистальный доступ к лучевой артерии в области анатомической табакерки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.