Среди хронических воспалительных дерматозов неинфекционного генеза акне (вульгарные угри) занимает исключительное положение. Это одна из наиболее частых патологий кожи у подростков (заболеваемость до 85%), характеризующаяся прогредиентным течением, формированием нозогенных психоэмоциональных расстройств преимущественно депрессивного ряда примерно у 50% пациентов (как результат персистенции заболевания на протяжении десятилетий ввиду неадекватной противоугревой терапии), резко снижающая качество жизни больных. Встречаемость тяжелых форм, приводящих к тяжелым косметическим изъянам в виде гипо- и гипертрофичеcких рубцов (особенно на лице — главенствующем в межличностной коммуникации участке кожного покрова), составляет 5—15% общей заболеваемости акне. Однако в зависимости от выраженности клинических проявлений данное заболевание может быть полностью излечено.
Инициальным звеном в патогенезе заболевания является наследственно обусловленная гиперандрогения, которая может проявляться в виде абсолютного увеличения количества гормонов (абсолютная гиперандрогения) или повышенной чувствительности рецепторов к нормальному или сниженному количеству андрогенов в организме (относительная гиперандрогения). Начало функционирования в пубертатном периоде системы «гипоталамус-гипофиз-гонады» проявляется резким увеличением синтеза тестостерона — основного стероида семенников.
В яичниках начинается образование эстрогенов (в основном эстрадиола), непосредственным предшественником которых является андростендион — основной андроген яичников.
Морфологическим субстратом акне является сально-волосяной фолликул (СВФ), с особым типом сальных желез (СЖ). Большинство СЖ структурно связано с волосяным фолликулом длинных, щетинистых или пушковых волос. В зависимости от вида волоса и размера впадающей в его фолликул СЖ принято выделять три типа СВФ. Первый представлен терминальным волосом и большими СЖ (вовлекаются в патологический процесс при гидрадените). При втором типе — СВФ пушковых волос имеются крошечный волос, большое выводное отверстие и диспропорционально большие СЖ. Третий тип СВФ (при акне в наибольшей степени) состоит из зачаточного волоса, который практически не выходит на поверхность кожи, и больших многодольчатых СЖ.
С морфологической точки зрения, СЖ — простая разветвленная альвеолярная железа с апокриновым типом секреции. Ее концевой отдел представлен 1—2 дольками, каждая из которых состоит из многих ацинусов, или альвеол, открывающихся в общий проток. Альвеолы состоят из двух видов клеток — малодифференцированных (способных к делению) и клеток, находящихся на разных стадиях жирового перерождения. Максимальное количество СЖ (до 900/см2) находится на коже лица, верхней половине туловища, в волосистой части головы, в области ушных раковин. Крайне мало (менее 50/см2) СЖ в области тыльной стороны кистей и на красной кайме губ. Количество активных СЖ в норме достигает 150—250/см2. Количество кожного сала, продуцируемого в норме, варьирует в пределах (6—9)·10-7 г/см2, что суммарно составляет у взрослого человека около 20 г/сут. Средняя продолжительность жизни себоцита 2—3 нед. В норме кожное сало служит для смазки волос, поверхности эпидермиса. Участвуя в формировании водно-липидной мантии Маркионини, оно обладает бактерио- и фунгицидным действием (в основном за счет сапиеновой кислоты) на большинство микроорганизмов, является водоотталкивающим и термоизоляционным агентом. Компоненты липидной пленки на поверхности кожи — производные СЖ и эпидермиса, на 60% представлены триглицеридами (среди которых олеиновая кислота обладает сильным комедоногенным действием), на 20—25% — эфирами воска, на 10—15% — скваленом (окисленные формы обладают выраженным комедоногенным действием), на 1—3% — эстерифицированными стеролами и на 0,5—2,0% — свободным стеролом. Содержание свободных жирных кислот варьирует от 0 до 60%.
До наступления пубертатного периода секреция СЖ ничтожно мала. С началом адренархе (андрогены надпочечников) на 7-м году жизни ребенка активность СЖ несколько повышается и достигает своего пика в пубертате. Постепенно, к пятому десятилетию жизни, активность СЖ снижается (особенно у женщин в менопаузе), а в старческом возрасте большинство сальных желез подвергается необратимой инволюции и атрофии. Секреция кожного сала находится под нейрогенным и гуморальным контролем. Салообразование и салоотделение стимулируют адренокортикотропный гормон, кортикоиды, андрогены, тироксин, подавляют эстрогены. Уровень секреции и состав кожного сала подвержен циркадному ритму с подъемом утром и снижением вечером.
СЖ впадает в фолликулярный канал на определенном уровне, благодаря чему проток СВФ принято делить на две части — верхний (acro-) и нижний (infra-) отделы устья (infundibulum). Эпителий верхней части подобно эпидермису ороговевает, а более длинная нижняя часть протока (4/5 длины) как и протоки СЖ, выстлана многослойным плоским неороговевающим эпителием. В норме сцепленность клеток в нем невелика, они быстро смываются кожным салом на поверхность эпидермиса.
Ключевое звено в патогенезе акне — фолликулярный гиперкератоз. В увеличенном объеме кожного сала снижается концентрация незаменимой α-линоленовой кислоты (цис-9,12,15-октадека-триеновая кислота). Ее недостаток может быть обусловлен как нехваткой в пище, так и недостаточностью ферментативных систем, обеспечивающих ее поступление и распределение в организме. Подавляя экспрессию фермента трансглутаминазы, линоленовая кислота является основным регулятором дифференцировки кератиноцитов. Трансглутаминаза участвует в синтезе кератина 1 и 10 фракций, белков инволюкрина, лорикрина и филагрина — основных компонентов цементирующей межклеточной субстанции корнеоцитов. Повышенная активность трансглутаминазы вызывает ретенционный гиперкератоз в infrainfundibulum СВФ. Преобладание процессов пролиферации и дискератоза над десквамацией эпителия в конечном счете приводит к закрытию протока СВФ. Если обтурация преобладает в acroinfundibulum, формируется открытый комедон, черный цвет которого обусловлен продуктами окисления липидов кожного сала, в основном сквалена, а не меланином, как считалось ранее. Обтурация в области infrainfundibulum СВФ ведет к образованию закрытого комедона. Обтурация комедоном протока СВФ создает благоприятные анаэробные условия для размножения факультативых анаэробов Propionibacterium acnes и P. granulosum. Антигены микроорганизмов привлекают к СВФ из периферической крови мононуклеарные фагоциты и нейтрофилы, которые продуцируют интерлейкины 1α, 1β и 8, фактор некроза опухоли-α, стимулируют систему комплемента. Эти провоспалительные цитокины активируют фермент циклооксигеназу, в результате чего из арахидоновой кислоты образуется главный медиатор воспаления — лейкотриен В4, который стимулирует нейтрофилы, Т-лимфоциты, моноциты и эозинофилы с последующим высвобождением ими гидролитических ферментов и монооксида азота. Разрушение стенки СЖ с выходом ее содержимого в дерму обусловливает картину воспаления, что проявляется в виде папул, пустул, узлов и кист [1].
Исходя из основ этиопатогенеза акне, для лечения этого заболевания адекватными и патогенетически обоснованными являются препараты, влияющие на процессы повышенного салообразования и как следствие — снижающие его комедогенный потенциал — системный изотретиноин (препарат акнекутан) и комбинированные оральные контрацептивы с антиандрогенным действием (препараты джес, джес плюс). Однако ограничения использования этих препаратов обусловлены прежде всего нежеланием специалиста обременять себя длительным наблюдением за пациентом в процессе лечения (в среднем 8 и 6 мес соответственно), желанием больного получить быстрый, хотя и перманентный, косметический эффект, а также наличием у ряда лиц ограничений для данной терапии [2—4].
В патогенезе акне ключевым является не сама себорея, а измененный химический состав кожного сала, поэтому наружные противоугревые средства, не оказывающие влияния на этот фактор (ретиноиды и ретиноидоподобные вещества, азелаиновая кислота, бензоила пероксид, антибактериальные препараты), вне зависимости от сроков лечения не позволяют достичь продолжительной ремиссии и тем более клинического излечения.
Как известно, для того, чтобы справится с акне I и II степени тяжести (по классификации Американской академии дерматологии) и предотвратить дальнейшее прогрессирование воспалительных изменений, бывает достаточно комплексного ухода препаратами лечебной косметики (ЛК), сочетающими регрессирующее воздействие на процессы комедоногенеза и воспаление, восстановление химического состава кожного сала и уход за ней. Кроме того, препараты ЛК оказывают синергическое действие на регресс акне при совместном применении с наружными противоугревыми медикаментами. При совместном использовании с системным изотретиноином эти средства нивелируют его побочные эффекты. При длительном применении ЛК резистентность к ней не формируется.
При более тяжелых формах акне правильно подобранная гамма средств ЛК как на момент медикаментозной терапии, так и после ее окончания позволяет сократить сроки лечения, уменьшить частоту использования противоугревого медикамента и добиться закрепления результатов терапии.
Лабораторией «Биодерма» (Франция) разработана линия средств Себиум для лечебного ухода за кожей больных акне как в процессе медикаментозной терапии, так и в монорежиме при нетяжелых формах заболевания. В качестве ежедневного очищающего средства создан мусс Себиум, который применяется 1—2 раза в сутки для очищения, а мужчинами и как пена для бритья. Благодаря запатентованному компоненту флюидактив нормализуется состав кожного сала и обеспечивается антикомедогенный эффект, сульфат цинка оказывает себорегулирующее, а сульфата меди — бактериостатическое действие.
Мицелловый раствор Себиум Н2О, помимо свойств, присущих муссу Себиум, оказывает мягкое очищающее действие и отлично переносится. Раствор Себиум Н2О особенно популярен у женщин, поскольку, помимо очищения кожи от избытка кожного сала, является прекрасным средством демакияжа. Для глубокого очищения кожи 2—3 раза в неделю самостоятельно или 1 раз в неделю при медикаментозной терапии целесообразно использовать гуммирующий гель Себиум [1, 5].
Среди средств Себиум для лечебного ухода особого внимания заслуживает новинка – крем Себиум Глобаль, который революционизировал наружную противоугревую терапию. Препараты ЛК разных производителей оказывают себостатическое, антикомедоногенное, антибактериальное и противовоспалительное действие, но ни одно из них не влияет на химический состав кожного сала. Крем Себиум Глобаль — единственное дерматологическое средство, восстанавливающее состав кожного сала, приближая его к нормальному, что позволяет предотвратить образование акне на начальных этапах.
Поскольку химический профиль кожного сала у больного акне характеризуется повышенным содержанием олеиновой кислоты и окисленными формами сквалена, что запускает комедоногенез), снижением уровня линоленовой (усиление фолликулярного гиперкератоза) и сапиеновой кислоты (антибактериальное действие) кислот, то научные разработки по совершенствованию наружной противоугревой терапии реализовались в создании крема Себиум Глобаль, оказывающего влияние на все звенья патогенеза заболевания и прежде всего на восстановление химического состава кожного сала. Оказывая воздействие на воспалительные и невоспалительные акне, средство активно влияет на причины и следствия заболевания.
Уменьшение выработки кожного сала достигается за счет наличия в его составе глюконата цинка. Растительный экстракт бакухиол в комбинации с глюконатом цинка и эноксолоном блокирует воспалительный каскад и оказывает бактериостатическое действие. Антикомедогенное действие (снижение соотношения гиперкератоз/десквамация в протоке СВФ) реализуется за счет эфиров α-гидрокси-, цитрусовой и салициловой кислот. Антиоксидантное действие крема Себиум Глобаль обеспечивается молекулой растительного происхождения бакухиол, липофильная структура которого повышает сродство к липидным пероксидазам, а химическая структура сходна с таковой витамина Е, что позволяет возместить его дефицит и блокировать процессы окисления липидов и сквалена.
Таким образом, уникальная комбинация комплекса флюидактив и молекулы бакухиол в креме Себиум Глобаль позволяют заблокировать образование акне на самых ранних стадиях за счет снижения содержания свободных жирных кислот (в частности олеиновой) и уменьшения комедоногенного потенциала сквалена.
По данным зарубежных авторов [6], к концу 2-го месяца лечения кремом Себиум Глобаль в среднем по группе из 32 больных акне комедоны регрессировали на 51%, папуло-пустулезные элементы — на 75%. Под нашим наблюдением находились 15 больных акне (6 мужчин, 9 женщин) с акне I—II степени тяжести. Крем Себиум Глобаль применялся в качестве монотерапии на предварительно очищенную средствами Себиум мусс или Себиум Н2О кожу лица утром и вечером. К концу 3-го месяца количество открытых и закрытых комедонов уменьшилось в среднем по группе на 87%, папул и пустул — на 92%, секреция кожного сала снизилась на 23%. У 3 мужчин, получавших терапию системным изотретиноином по поводу акне IV степени тяжести, в первые 2 мес неизбежные явления ретиноидного дерматита удалось полностью компенсировать кремом Себиум Глобаль, что позволяет рекомендовать его не только как мощное наружное противоугревое средство при легких формах акне, но и в качестве базисного увлажняющего и противовоспалительного препарата для пациентов, получающих терапию системными ретиноидами.