Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Негашева Е.С.

ГБУЗ «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Потекаев Н.Н.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Фриго Н.В.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Гущин А.Е.

ГБУЗ «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Сенина М.Е.

ГБУЗ «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Доля О.В.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Полевщикова С.А.

ГБУЗ «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Урогенитальная хламидийная инфекция. Бактериальная нагрузка возбудителя и особенности клинического течения инфекции

Авторы:

Негашева Е.С., Потекаев Н.Н., Фриго Н.В., Гущин А.Е., Сенина М.Е., Доля О.В., Полевщикова С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1015

Загрузок: 6


Как цитировать:

Негашева Е.С., Потекаев Н.Н., Фриго Н.В., Гущин А.Е., Сенина М.Е., Доля О.В., Полевщикова С.А. Урогенитальная хламидийная инфекция. Бактериальная нагрузка возбудителя и особенности клинического течения инфекции. Клиническая дерматология и венерология. 2023;22(3):252‑259.
Negasheva ES, Potekaev NN, Frigo NV, Gushchin AE, Senina ME, Dolya OV, Polevshchikova SA. Urogenital chlamydia infection. Bacterial load of causative agent and features of infection clinical course. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2023;22(3):252‑259. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202322031252

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия и кли­ни­чес­кое зна­че­ние экстра­ге­ни­таль­ных форм ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем, у жен­щин. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):236-243
Сов­ре­мен­ные ме­то­ды ди­аг­нос­ти­ки ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем. От тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов к тех­но­ло­ги­ям тес­ти­ро­ва­ния на мес­те ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):244-251
Ла­бо­ра­тор­ная ди­аг­нос­ти­ка «клю­че­вых» ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Часть I. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):643-650
Ла­бо­ра­тор­ная ди­аг­нос­ти­ка «клю­че­вых» ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем. Часть II. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(1):6-11
Го­но­кок­ко­вая ин­фек­ция. Уро­вень бак­те­ри­аль­ной наг­руз­ки N. gono­rrhoeae и осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны за­бо­ле­ва­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):283-289
Кли­ни­чес­кие осо­бен­нос­ти те­че­ния ве­не­ри­чес­кой лим­фог­ра­ну­ле­мы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):313-320
Ва­ри­ан­ты кли­ни­чес­ко­го те­че­ния ос­тро­го пе­ри­ода ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та у па­ци­ен­тов мо­ло­до­го и сред­не­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(8-2):32-36
Слу­чай са­моп­ро­из­воль­но­го ис­чез­но­ве­ния кис­ты вер­хне­че­люс­тной па­зу­хи. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(1):68-71

Эпидемиология урогенитального хламидиоза в России и за рубежом

Урогенитальная хламидийная инфекция (УХИ), вызываемая Chlamydia trachomatis серотипами D—K, — самая распространенная бактериальная инфекция, передаваемая половым путем, (ИППП) во всем мире [1, 2]. Так, например, в 2018 г. общий уровень заболеваемости этой инфекцией в странах Евросоюза составил 406 406 случаев, или 146 случаев на 100 000 населения [3]. При этом показатели заболеваемости остаются стабильно высокими.

Стабильность высокого уровня заболеваемости УХИ может быть связана как с патогенетическими особенностями возбудителя и эпидемического процесса, так и с повышением чувствительности внедряемых тестов, увеличением охвата обследуемых групп населения в рамках скрининговых программ, направленных на профилактику развития осложнений [1, 2, 4–7].

Еще более высокий уровень заболеваемости урогенитальным хламидиозом наблюдается в США, где в 2020 г. зарегистрировано 1 579 885 случаев хламидиоза [8].

В Российской Федерации, в соответствии с данными государственной статистики, показатель заболеваемости УХИ на фоне постоянного снижения значительно меньше показателей в США и европейских странах; относительный показатель заболеваемости в 2020 г. составил 19,4 случая на 100 000 населения (рис. 1) [9].

Рис. 1. Заболеваемость УХИ (число абсолютных случаев) в РФ (2014—2020 гг).

В Москве, согласно данным отчета по форме 089/у-кв, с 2014 г. также наблюдалась тенденция к снижению заболеваемости УХИ, однако в связи с введением в 2018 г. в практику государственных бюджетных учреждений города мультиплексного ПЦР-теста АмплиПрайм-NCMT, позволяющего одномоментно выявлять 3 регистрируемых ИППП — гонококковую, хламидийную и трихомонадную, а также инфекцию, вызываемую M. genitalium, с 2019 г. отмечен рост выявления хламидийной инфекции, что может быть связано с общим улучшением качества лабораторной диагностики и увеличением охвата обследуемого населения, в первую очередь за счет лиц с бессимптомным характером течения инфекции (рис. 2).

Рис. 2. Выявляемость УХИ (число абсолютных случаев) в Москве (2014—2021 гг.).

Проблемы терапии УХИ. Бактериальная нагрузка C. trachomatis. Связь с клиникой и эффективностью терапии

В последние годы в научной литературе появляется все больше данных о важности показателя уровня бактериальной нагрузки, или концентрации возбудителя, в очаге инфекции как патогенетического фактора течения инфекционного процесса [10–15]. Ряд научных исследований свидетельствует о том, что концентрация возбудителя, или бактериальная нагрузка, может быть связана с выраженностью симптомов УХИ, в частности с проявлениями слизисто-гнойного цервицита, тазовой боли при воспалительных заболеваниях органов малого таза, с проявлениями ректальной формы хламидийной инфекции [16–21]. Однако в большинстве работ количественная оценка C. trachomatis проводилась культуральным методом с использованием метода прямой иммунофлуоресценции, что ограничивает применение результатов в широкой практике [22–24]. В связи с изложенным целью исследования явилось изучение связи между величиной бактериальной нагрузки, отраженной в концентрации ДНК C. trachomatis и установленной на основе количественной ПЦР, и клиническими проявлениями инфекции у пациентов, обратившихся за дерматовенерологической помощью.

Материал и методы

Объектом исследования явились 497 пациентов обоего пола с установленной неосложненной УХИ, находившиеся под наблюдением в МНПЦДК в 2021 г. Выборка включала 398 (80,1%) мужчин и 99 (19,9%) женщин в возрасте от 16 до 68 лет.

Материалом для лабораторного исследования служили соскобы/отделяемое со слизистой оболочки органов урогенитального тракта пациентов (у мужчины отделяемое уретры, у женщин отделяемое влагалища и цервикального канала). Забор биоматериала осуществляли с помощью одноразовых стерильных зондов-тампонов в одноразовые полипропиленовые пробирки с транспортной средой с муколитиком, которые хранились при комнатной температуре не более 2 ч, а в случае необходимости более длительного хранения помещались в холодильник с температурой 2–8˚C на срок не более 1 сут.

В образцах биологического материала определяли наличие и концентрацию ДНК C. trachomatis, а также N. gonorrhoeae, M. genitalium и T. vaginalis методом мультиплексной ПЦР в режиме реального времени с использованием набора реагентов АмплиПрайм NCMT (РУ №РЗН 2015/3168 от 13.10.2015, ООО «НекстБио», Москва, Россия). Для экстракции ДНК применен набор МагноПрайм ФАСТ (ООО «НекстБио», Россия). Исследования проведены согласно инструкциям к наборам реагентов. Бактериальную нагрузку C. trachomatis условно определяли как «условно низкую» при концентрации возбудителя в пробе биоматериала 104 ГЭ /мл и ниже и как «условно высокую» при концентрации выше 104 ГЭ /мл. Расчет концентрации ДНК C. trachomatis проводили с помощью программного обеспечения FRT Manager (РУ №РЗН 2019/8870 «ООО ИнтерЛабСервис»).

Статистическую обработку данных осуществляли с использованием ПО Excel (пакет MS Office). Для анализа 4-польных таблиц сопряженности (сравнение процентных долей в группах), подсчета критерия χ2 (Хи-квадрат), коэффициента сопряженности Пирсона (С), отношения рисков (OR) и критерия Фишера (F) применяли онлайн калькулятор [25].

Результаты и обсуждение

При использовании мультиплексного ПЦР-теста АмплиПрайм NCMT у 92 (18,5%) пациентов выявлена сочетанная инфекция, в том числе C. trachomatis + N. gonorrhoeae у 77 (83,7% лиц с коинфекцией), C. trachomatis + M. genitalium у 11 (11,9%), C. trachomatis + T. vaginalis у 1 (1,0%), C. trachomatis + M. Genitalium + N. gonorrhoeae у 3 (3,4%) (рис. 3).

Рис. 3. Частота коинфекции C. trachomatis у больных УХИ с другими возбудителями ИППП.

Определение бактериальной нагрузки C. trachomatis в биологическом материале пациентов показало следующее. Концентрация ДНК C. trachomatis 104 ГЭ/мл и ниже выявлена у 312 (62,8%) пациентов, более 104 ГЭ/мл — у 185 (37,2%). Условно низкая концентрация ДНК C. trachomatis выявлена у 240 (60,3%) мужчин и 72 (72,8%) женщин, условно высокая — у 158 (39,7%) мужчин и 27 (27,2%) женщин. Таким образом, среди больных УРИ преобладали пациенты с низкой концентрацией ДНК C. trachomatis как среди мужчин, так и среди женщин (рис. 4).

Рис. 4. Результаты определения концентрации (бактериальной нагрузки) C. trachomatis в биологическом материале мужчин и женщин с неосложненной хламидийной инфекцией.

При сравнении полученных данных проанализирована взаимосвязь клинических проявлений инфекции, обусловленной C. trachomatis, и бактериальной нагрузки возбудителя.

У 118 (75%) мужчин с высокой бактериальной нагрузкой отмечены выраженные клинические симптомы заболевания: дискомфорт в области гениталий (зуд, жжение, болезненность в уретре), выделения (слизисто-гнойные, гнойные) из уретры, дизурия (резь в мочевом пузыре и уретре, учащенное, иногда болезненное мочеиспускание) и гематурия; выраженных клинических проявлений не установлено соответственно у 40 (25,0%) пациентов.

Только у 70 (29,0%) из 240 пациентов с низкой бактериальной нагрузкой выявлены вышеперечисленные симптомы, тогда как остальные 170 (71,0%) пациентов таких симптомов не имели и обращались к врачу при диспансеризации, а также при медицинском обследовании как половые партнеры.

Подсчет достоверности полученных различий с использованием 4-польной таблицы и определением критерия χ2 у мужчин установил достоверную связь между наличием клинических проявлений и величиной бактериальной нагрузки C. trachomatis (критерий Хи-квадрат χ2=42,39; p<0,001; C=0,418 (относительно сильная связь); OR 7,34; F=0,000000 (рис. 5).

Рис. 5. Распределение частоты встречаемости клинических симптомов у мужчин и женщин с высокой и низкой бактериальной нагрузкой C. Trachomatis.

Сравнение частоты встречаемости различных клинических симптомов заболевания у мужчин показало наличие достоверных различий по всем симптомам у пациентов с высокой и низкой бактериальной нагрузкой C. trachomatis (рис. 6). Дискомфорт в области гениталий (зуд, жжение, болезненность в области уретры) наблюдали у 89 мужчин с высокой (75,4% лиц с высокой нагрузкой) и у 70 мужчин с низкой бактериальной нагрузкой (29,0% лиц с низкой нагрузкой) (критерий Хи-квадрат χ2=42,39; p<0,001; C=0,418 (относительно сильная связь); OR 7,34; F=0,000000). Выделения из уретры зарегистрированы у 87 (73,7%) мужчин с высокой и у 70 (29,0%) мужчин с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат ξ2=40,54; p<0,001; C=0,411 (относительно сильная связь); OR 6,97; F=0,000000); дизурия (резь в мочевом пузыре и уретре, учащенное, иногда болезненное мочеиспускание) отмечена у 85 (72,0%) пациентов с высокой и у 65 (24,1%) пациентов с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат ξ2=46,15; p<0,001; C=0,433 (относительно сильная связь); OR 8,14; F=0,000000). Гематурия выявлена у 15 (12,7%) пациентов с высокой и у 2 (0,8%) пациентов с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат ξ2=11,06; p<0,001; С=0,229 (средняя связь); OR 14,79; F=0,001280).

Рис. 6. Частота выявления клинических симптомов у мужчин с высокой и низкой бактериальной нагрузкой.

Среди женщин прослеживалась менее выраженная зависимость. Высокая бактериальная нагрузка C. trachomatis наблюдалась, как правило, у пациенток, обратившихся с жалобами (вагинальные выделения, посткоитальные кровотечения, боль в животе). При этом из 27 женщин с высокой бактериальной нагрузкой выраженные клинические проявления зарегистрированы у 13 (48%); выраженных клинических проявлений не отмечено у 14 (52%) пациенток.

В 72 из 99 положительных образцов определялась низкая бактериальная нагрузка C. trachomatis, при этом у 40 (56,0%) пациенток не было ярко выраженной клинической симптоматики, соответственно такую симптоматику имели 32 (44,0%) женщины.

Подсчет достоверности полученных различий с использованием 4-польной таблицы и определением критерия χ2 у женщин показал отсутствие связи между наличием клинических проявлений и величиной бактериальной нагрузки C. trachomatis (критерий Хи-квадрат, χ2=0,32; p=0,571; C=0,057 (несущественная связь); OR 1,17; F=0,670492) (см. рис. 5).

Сравнение частот встречаемости различных клинических симптомов заболевания у женщин показало отсутствие достоверных различий между частотой встречаемости симптомов у пациенток с высокой и низкой бактериальной нагрузкой C. trachomatis (рис. 7).

Рис. 7. Частота выявления клинических симптомов у женщин с высокой и низкой бактериальной нагрузкой.

Так, дискомфорт в области гениталий наблюдали у 13 (48,0%) пациенток с высокой и у 32 (44,0%) пациенток с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат χ2=0,32; p=0,57; C=0,04 (несущественная связь); OR 1,17; F=0,670492); вагинальные выделения зарегистрированы у 12 (44,4%) пациенток с высокой и у 30 (41,7%) пациенток с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат ξ2=0,082; p=0,776; C=0,020 (несущественная связь); OR 1,09; F=0,886477); дизурия отмечена у 12 (44,4%) женщин с высокой и у 30 (41,7%) женщин с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат ξ2=0,08; p=0,776; C=0,020 (несущественная связь); OR 1,09; F=0,886477); посткоитальные кровотечения выявлены у 1 (3,7%) женщины с высокой и у 4 (5,6%) женщин с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат χ2=0,42; p=0,517; C=0,046 (несущественная связь); OR 0,65; F=0,747529), боль в животе зарегистрирована у 4 (14,8%) женщин с высокой и у 10 (13,9%) женщин с низкой бактериальной нагрузкой (критерий Хи-квадрат χ2=0,04; p=0,841; C=0,014 (несущественная связь); OR 1,08; F=1,000000).

Подсчет достоверности полученных различий с использованием 4-польной таблицы и определением критерия критерий Хи-квадрат у лиц обоего пола показал связь между наличием клинических проявлений и величиной бактериальной нагрузки C. trachomatis (значение критерия Хи-квадрат, χ2=28,93; p<0,001; C=0,355 (средняя связь); нормированное значение коэффициента Пирсона (C’) 0,503 (относительно сильная связь); OR 4,97; F=0,000000).

Таким образом, группе пациентов-мужчин, а также в общей группе пациентов, где преобладали мужчины, определялась достоверная прямая связь между наличием клинических проявлений заболевания и величиной бактериальной нагрузки возбудителя. Вероятным объяснением данного феномена может являться то, что более высокая бактериальная нагрузка C. trachomatis в уретре у мужчин может вызвать более выраженную реакцию воспаления, связанную, в частности, с синтезом провоспалительных цитокинов и хемокинов, провоцируемым внутриклеточным проникновением C. trachomatis [26, 27]. Отсутствие достоверной связи между этими показателями у женщин является дополнительным свидетельством различий в патогенезе хламидийной инфекции по сравнению с мужчинами, меньшей реактивности местного звена иммунитета, что на популяционном уровне выражается более высокой частотой бессимптомно протекающей хламидийной инфекции [28].

Как показывают результаты исследования, величина бактериальной нагрузки C. trachomatis в урогенитальном тракте пациентов может влиять на характер клинического течения хламидиоза среди пациентов-мужчин. При этом женщины в первую очередь с высокой бактериальной нагрузкой возбудителя и бессимптомным течением заболевания являются резервуаром инфекции и способствуют ее распространению. Определение величины бактериальной нагрузки C. trachomatis должно учитываться как в оценке клинической картины заболевания, так и при назначении этиотропной терапии.

Выводы

1. Среди пациентов с неосложненной урогенитальной хламидийной инфекцией преобладают (62,8%) пациенты с условно низкой бактериальной нагрузкой C. trachomatis в урогенитальном тракте, определяемой до лечения, как среди мужчин, так и среди женщин.

2. Отмечена достоверная прямая связь между величиной бактериальной нагрузки C. trachomatis и наличием клинических признаков заболевания среди пациентов-мужчин (OR 7,34; p<0,001), а также в общей группе пациентов, где преобладали мужчины (OR 4,97; p<0,001). Среди пациентов-женщин подобной зависимости не выявлено (OR 1,17; p=0,57), что могло быть обусловлено малым объемом выборки пациентов и преобладанием женщин с бессимптомно протекающей инфекцией.

3. Величину бактериальной нагрузки C. trachomatis рекомендуется учитывать при оценке клинической картины заболевания.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Гущин А.Е., Потекаев Н.Н.

Сбор материала и статистическая обработка — Негашева Е.С., Полевщикова С.А., Сенина М.Е.

Написание текста, анализ данных — Фриго Н.В., Негашева Е.С.

Редактирование — Доля О.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study — Gushchin A.E., Potekaev N.N.

Collecting the data — Negasheva E.S., Senina M.E., Polevshchikova S.A.

Drafting the manuscript, data analysis — Negasheva E.S., Frigo N.V.

Revising the manuscript — Dolya O.V

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.