Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хардикова С.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Мартынова В.Г.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Семченко Е.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Применение косметических средств у пациентов с хроническими дерматозами (атопический дерматит, экзема)

Авторы:

Хардикова С.А., Мартынова В.Г., Семченко Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1074

Загрузок: 13


Как цитировать:

Хардикова С.А., Мартынова В.Г., Семченко Е.А. Применение косметических средств у пациентов с хроническими дерматозами (атопический дерматит, экзема). Клиническая дерматология и венерология. 2023;22(5):601‑605.
Khardikova SA, Martynova VG, Semchenko EA. Cosmetic products application in patients with chronic dermatosis (atopic dermatitis, eczema). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2023;22(5):601‑605. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202322051601

Рекомендуем статьи по данной теме:
Опыт при­ме­не­ния ли­пи­до­вос­пол­ня­юще­го кре­ма с би­оти­чес­ким ком­плек­сом в на­руж­ной те­ра­пии ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):701-706
Ле­че­ние ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та с уче­том оцен­ки со­дер­жа­ния ней­ро­ме­ди­ато­ров в кро­ви. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):368-376
Мик­ро­би­ом ко­жи у де­тей с ато­пи­чес­ким дер­ма­ти­том: воз­мож­нос­ти пре­би­оти­чес­кой и про­би­оти­чес­кой кор­рек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):429-436
Ксе­роз как ос­но­ва дер­ма­то­зов в по­жи­лом воз­рас­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):592-596

Введение

Кожа является основным органом интегументарной системы и выполняет много функций, таких как защита организма от механических, химических и бактериальных воздействий, терморегуляция, рецепция (восприятие) различных раздражителей, синтез витамина D3 и множество других функций, которые играют немаловажную роль в защите организма [1].

Барьерная функция кожи — это способность кожи защищать организм от внешних воздействий и предотвращать потерю влаги. Кожный покров регулирует потерю воды с помощью образования иммунного и механического барьеров. Благодаря этому кожа защищает организм человека от воздействия агрессивных факторов. Важнейшие компоненты кожного барьера располагаются в эпидермисе. Он включает в себя барьер проницаемости — биологическую мембрану, которая обеспечивает выживание в потенциально обезвоживающей среде, а также антимикробный барьер, который, с одной стороны, защищает кожу от роста на ней микробных патогенов, с другой — способствует заселению кожи организмами нормальной флоры [2].

Роговой слой также является немаловажной частью эпидермального барьера. Его основная функция — постоянная регенерация ороговевших чешуек, для того чтобы очистить организм человека от воздействия внешних агрессивных факторов, таких как патогенные микроорганизмы или воздействие аллергенов [3]. Большая часть рогового слоя состоит из чешуек (корнеоцитов), объединенных между собой липидным матриксом. Межклеточный липидный матрикс включает в себя три основных класса: холестерин, насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты и церамиды. Церамиды составляют около 50% от всех липидов рогового слоя и представляют собой длинноцепочечные церамиды, которые содержат линолевую кислоту. Доказано, что именно церамиды предотвращают трансэпидермальную потерю влаги, а синтез филаггрина способствует дифференцировке кератиноцитов. При повышенном испарении воды из рогового слоя защитный барьер нарушается. Аллергены и микроорганизмы проникают в кожу, что приводит к развитию воспаления [4]. Это, в свою очередь, вызывает зуд, покраснение и шелушение.

Выраженная сухость кожи называется ксерозом, или ксеродермией. Ксероз кожи — одно из наиболее распространенных дерматологических заболеваний. Примерно каждый третий человек в возрасте от 16 до 70 лет страдает ксерозом [5]. Распространенность этого заболевания увеличивается с возрастом. Так, в возрасте 75 лет 55,6% людей страдают ксерозом [6], а в возрасте старше 80 лет — более 99% [7].

Клинически ксероз характеризуется усиленным шелушением и поверхностными трещинами кожи. Субъективно пациента может беспокоить чувство напряжения, дискомфорта, ощущение жжения и зуда. Проявления ксероза могут быть тесно связаны с различными кожными заболеваниями, такими как псориаз (возникает вторично на фоне дерматоза), атопический дерматит (может быть вызван патогенетическими механизмами дерматоза), пиодермия, экзема (может являться причиной развития данных заболеваний) и многие другие [8].

Известно, что ксероз кожи имеет генетический компонент, который связан с мутациями в генах, приводящими к функциональным и структурным нарушениям в поверхностных слоях эпидермиса [9]. Доказано, что одним из факторов, способствующих развитию ксероза, является мутация гена FLG. Данный ген кодирует основной белок кожного барьера, филаггрин, при недостатке которого наблюдаются снижение плотности корнеодесмосом и увеличение потери воды, что приводит к нарушению барьерной функции кожи [10]. Мутации в гене FLG также являются генетически обусловленным фактором риска развития атопического дерматита [11—13].

Белок филаггрин образуется из профилаггрина и взаимодействует с промежуточными нитями кератина. Профилаггрин — это нерастворимый полипротеин, который в результате разложения и дефосфорилирования создает в роговом слое кожи мономеры филаггрина. Филаггрин, в свою очередь, связывается с кератином типов 1 и 10, а также с нитевидными структурами кератинового цитоскелета. Таким образом, между волокнами образуются плотные связи и клетки сплющиваются и сужаются на поверхности рогового слоя. В результате этого образуются так называемые чешуйки. Внутри этих чешуек белок филаггрин расщепляется на гигроскопичные аминокислоты, которые потом преобразуются в молекулы под названием NMF.

NMF является естественным увлажняющим фактором — комплексом молекул, которые обнаруживаются в роговом слое кожи. Он обладает свойством притягивать большое количество молекул воды, которые включают мочевину, гигроскопические аминокислоты, поликарбоновые кислоты, лактатные соединения и ионы металлов, которые будут удерживать влагу в корнеоцитах [1]. Все это позволяет поддерживать необходимый уровень водородного показателя в эпидермисе.

При потере белка филаггрина или профилаггрина происходит недостаточное формирование рогового слоя, что может привести к развитию такого заболевания, как ихтиоз. У больных с недостаточностью филаггрина также обнаружена склонность к потере влаги (ксерозу). Следовательно, у пациентов с недостаточной экспрессией гена филаггрина, а также у больных, страдающих атопическим дерматитом, снижается гидратация рогового слоя и увеличивается трансэпидермальная потеря воды. Все это приводит к повышению уровня pH.

Таким образом, недостаток белка филаггрина приводит к повышению уровня водородного показателя и снижению увлажненности кожи, что отрицательно сказывается на ее микробиоме [1].

Уровень водородного показателя (pH) кожи — еще один фактор, который влияет на ее качество и здоровье. Физиологический уровень водородного показателя (pH) рогового слоя находится в диапазоне 4,1—5,8. Существует несколько факторов, под действием которых может изменяться уровень pH: высвобождение меланосом, расщепление белка филаггрина, содержание жирных кислот, а также активация натрий-водородного обменника (NHE1) [14]. Помимо этого, на уровень pH влияет большое количество эндогенных и экзогенных факторов, таких как возраст пациента, тип кожного покрова и даже определенная часть тела. Интенсивность потоотделения, использование гигиенических средств, применение наружных препаратов также играют роль в регуляции уровня водородного показателя кожи человека. Например, кожа новорожденного имеет нейтральный уровень (pH 7). С возрастом же наблюдается отклонение от нормальных параметров, и это связано с физиологическим дефицитом в коже липидных молекул — церамидов.

Уровень водородного показателя различен на разных участках тела: у пациентов пожилого возраста самый высокий уровень pH наблюдается в межпальцевых промежутках, а у детей он самый высокий на щеках, ягодицах и разгибательных поверхностях тела [15]. Кислотность также имеет большое значение для поддержания целостности рогового слоя [16]. Ранее pH рогового слоя кожи считался барьером, препятствующим микробной колонизации, но спустя время было обнаружено, что водородный показатель также влияет и на барьерную функцию кожи, синтез липидов, дифференцировку эпидермиса и его отшелушивание [14].

Имеются данные о влиянии pH на молекулярную структуру мембран и их свойства. Изменение нейтрального pH замедляет регенерацию и ускоряет шелушение кожи [17].

Одной из наиболее важных терапевтических целей наружной терапии является достижение низкого кислотного pH для нормального функционирования кожи. К факторам, влияющим на pH кожи, относятся использование мыла, температура воды и частота нанесения смягчающих средств на кожу [15].

Как и прежде, актуальным остается вопрос нормализации pH кожи в комплексной наружной терапии хронических дерматозов, сопровождающихся ксерозом. Важно правильно подобрать косметическое средство для сухой и очень сухой кожи.

Атопический дерматит и экзема — это хронические зудящие дерматозы. Для них характерны изменения барьерной функции кожи и нарушение иммунной регуляции. Большую роль в лечении и профилактике этих заболеваний играет использование смягчающих и увлажняющих средств.

С учетом вышесказанного для ухода за сухой и очень сухой кожей, а также для поддержания комфортного состояния у пациентов с хроническим дерматозом со значительным ксерозом оправданно комплексное использование как очищающих, так и смягчающих и увлажняющих косметических средств с pH 5,0.

Цель исследования — оценка эффективности и безопасности комплексной терапии косметическими средствами КСЕОС 5.0 с pH 5,0 у пациентов с хроническими дерматозами (атопический дерматит, экзема).

Материал и методы

Под нашим наблюдением находились 30 пациентов в возрасте от 18 до 40 лет (8 мужчин и 22 женщины), из них 15 пациентов с атопическим дерматитом, 15 — с экземой. Диагноз был поставлен на основании жалоб, анамнеза и клинической картины заболевания. Эффективность комплекса косметических средств оценивали по динамике сухости кожи, увлажнению.

Пациентам в начале лечения назначали ТГКС 2 раза в сутки 14 дней, затем 2 раза в неделю 2 нед, в остальные дни — специальные средства по уходу за кожей КСЕОС 5.0 — 4 нед.

В случае досрочного регресса клинических проявлений пациенты могли перейти на применение средств линии КСЕОС 5.0.

Результаты лечения фиксировали в 1-й, на 7-й, 14-й, 28-й дни, а также изучали отдаленные результаты лечения (3 мес от начала терапии).

Всем пациентам с атопическим дерматитом до лечения и в конце определяли индекс SCORAD, с экземой — EASI, индекс зуда по шкале VAS.

Результаты

Индекс SCORAD к концу лечения уменьшился на 81,2%, зуд не беспокоил. Кроме того, все пациенты с атопическим дерматитом отметили положительную динамику (рис. 1).

Рис. 1. Пациентка 18 лет, диагноз «атопический дерматит», до (а) и после (б) лечения.

У больных с экземой также наблюдали положительную динамику: зуд отсутствовал, индекс EASI снизился к концу лечения на 91% (рис. 2).

Рис. 2. Пациентка 24 лет, диагноз «экзема кистей», до (а) и после (б) лечения.

У всех пациентов после проведенной терапии получены положительные результаты. Пациенты отмечали уменьшение сухости и увлажнение кожи, хорошую впитываемость и отсутствие жирного блеска. Побочных эффектов на фоне проводимой терапии не зарегистрировано. Дана положительная оценка применению специальных средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0.

Важным фактором в лечении пациентов, страдающих атопическим дерматитом и экземой, является рациональный уход за кожей. Результаты клинического наблюдения демонстрируют хороший увлажняющий, а также смягчающий эффект специальных средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0.

Кроме того, применение в качестве базового ухода за кожей линейки КСЕОС 5.0 способствовало продлению достигнутого результата в период ремиссии.

Заключение

Результаты исследования позволяют рекомендовать включение в комплексную терапию пациентов с атопическим дерматитом и экземой специальных косметических средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0 (эмульсия увлажняющая, крем восстанавливающий и гель очищающий), которые способствуют восстановлению кожного барьера, что, в свою очередь, приводит к значительному уменьшению сухости кожи, увлажнению и позволяет добиться стойкой длительной ремиссии. Данные средства можно характеризовать как эффективные, безопасные и рекомендовать к применению в клинической практике.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.