Введение
Кожа является основным органом интегументарной системы и выполняет много функций, таких как защита организма от механических, химических и бактериальных воздействий, терморегуляция, рецепция (восприятие) различных раздражителей, синтез витамина D3 и множество других функций, которые играют немаловажную роль в защите организма [1].
Барьерная функция кожи — это способность кожи защищать организм от внешних воздействий и предотвращать потерю влаги. Кожный покров регулирует потерю воды с помощью образования иммунного и механического барьеров. Благодаря этому кожа защищает организм человека от воздействия агрессивных факторов. Важнейшие компоненты кожного барьера располагаются в эпидермисе. Он включает в себя барьер проницаемости — биологическую мембрану, которая обеспечивает выживание в потенциально обезвоживающей среде, а также антимикробный барьер, который, с одной стороны, защищает кожу от роста на ней микробных патогенов, с другой — способствует заселению кожи организмами нормальной флоры [2].
Роговой слой также является немаловажной частью эпидермального барьера. Его основная функция — постоянная регенерация ороговевших чешуек, для того чтобы очистить организм человека от воздействия внешних агрессивных факторов, таких как патогенные микроорганизмы или воздействие аллергенов [3]. Большая часть рогового слоя состоит из чешуек (корнеоцитов), объединенных между собой липидным матриксом. Межклеточный липидный матрикс включает в себя три основных класса: холестерин, насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты и церамиды. Церамиды составляют около 50% от всех липидов рогового слоя и представляют собой длинноцепочечные церамиды, которые содержат линолевую кислоту. Доказано, что именно церамиды предотвращают трансэпидермальную потерю влаги, а синтез филаггрина способствует дифференцировке кератиноцитов. При повышенном испарении воды из рогового слоя защитный барьер нарушается. Аллергены и микроорганизмы проникают в кожу, что приводит к развитию воспаления [4]. Это, в свою очередь, вызывает зуд, покраснение и шелушение.
Выраженная сухость кожи называется ксерозом, или ксеродермией. Ксероз кожи — одно из наиболее распространенных дерматологических заболеваний. Примерно каждый третий человек в возрасте от 16 до 70 лет страдает ксерозом [5]. Распространенность этого заболевания увеличивается с возрастом. Так, в возрасте 75 лет 55,6% людей страдают ксерозом [6], а в возрасте старше 80 лет — более 99% [7].
Клинически ксероз характеризуется усиленным шелушением и поверхностными трещинами кожи. Субъективно пациента может беспокоить чувство напряжения, дискомфорта, ощущение жжения и зуда. Проявления ксероза могут быть тесно связаны с различными кожными заболеваниями, такими как псориаз (возникает вторично на фоне дерматоза), атопический дерматит (может быть вызван патогенетическими механизмами дерматоза), пиодермия, экзема (может являться причиной развития данных заболеваний) и многие другие [8].
Известно, что ксероз кожи имеет генетический компонент, который связан с мутациями в генах, приводящими к функциональным и структурным нарушениям в поверхностных слоях эпидермиса [9]. Доказано, что одним из факторов, способствующих развитию ксероза, является мутация гена FLG. Данный ген кодирует основной белок кожного барьера, филаггрин, при недостатке которого наблюдаются снижение плотности корнеодесмосом и увеличение потери воды, что приводит к нарушению барьерной функции кожи [10]. Мутации в гене FLG также являются генетически обусловленным фактором риска развития атопического дерматита [11—13].
Белок филаггрин образуется из профилаггрина и взаимодействует с промежуточными нитями кератина. Профилаггрин — это нерастворимый полипротеин, который в результате разложения и дефосфорилирования создает в роговом слое кожи мономеры филаггрина. Филаггрин, в свою очередь, связывается с кератином типов 1 и 10, а также с нитевидными структурами кератинового цитоскелета. Таким образом, между волокнами образуются плотные связи и клетки сплющиваются и сужаются на поверхности рогового слоя. В результате этого образуются так называемые чешуйки. Внутри этих чешуек белок филаггрин расщепляется на гигроскопичные аминокислоты, которые потом преобразуются в молекулы под названием NMF.
NMF является естественным увлажняющим фактором — комплексом молекул, которые обнаруживаются в роговом слое кожи. Он обладает свойством притягивать большое количество молекул воды, которые включают мочевину, гигроскопические аминокислоты, поликарбоновые кислоты, лактатные соединения и ионы металлов, которые будут удерживать влагу в корнеоцитах [1]. Все это позволяет поддерживать необходимый уровень водородного показателя в эпидермисе.
При потере белка филаггрина или профилаггрина происходит недостаточное формирование рогового слоя, что может привести к развитию такого заболевания, как ихтиоз. У больных с недостаточностью филаггрина также обнаружена склонность к потере влаги (ксерозу). Следовательно, у пациентов с недостаточной экспрессией гена филаггрина, а также у больных, страдающих атопическим дерматитом, снижается гидратация рогового слоя и увеличивается трансэпидермальная потеря воды. Все это приводит к повышению уровня pH.
Таким образом, недостаток белка филаггрина приводит к повышению уровня водородного показателя и снижению увлажненности кожи, что отрицательно сказывается на ее микробиоме [1].
Уровень водородного показателя (pH) кожи — еще один фактор, который влияет на ее качество и здоровье. Физиологический уровень водородного показателя (pH) рогового слоя находится в диапазоне 4,1—5,8. Существует несколько факторов, под действием которых может изменяться уровень pH: высвобождение меланосом, расщепление белка филаггрина, содержание жирных кислот, а также активация натрий-водородного обменника (NHE1) [14]. Помимо этого, на уровень pH влияет большое количество эндогенных и экзогенных факторов, таких как возраст пациента, тип кожного покрова и даже определенная часть тела. Интенсивность потоотделения, использование гигиенических средств, применение наружных препаратов также играют роль в регуляции уровня водородного показателя кожи человека. Например, кожа новорожденного имеет нейтральный уровень (pH 7). С возрастом же наблюдается отклонение от нормальных параметров, и это связано с физиологическим дефицитом в коже липидных молекул — церамидов.
Уровень водородного показателя различен на разных участках тела: у пациентов пожилого возраста самый высокий уровень pH наблюдается в межпальцевых промежутках, а у детей он самый высокий на щеках, ягодицах и разгибательных поверхностях тела [15]. Кислотность также имеет большое значение для поддержания целостности рогового слоя [16]. Ранее pH рогового слоя кожи считался барьером, препятствующим микробной колонизации, но спустя время было обнаружено, что водородный показатель также влияет и на барьерную функцию кожи, синтез липидов, дифференцировку эпидермиса и его отшелушивание [14].
Имеются данные о влиянии pH на молекулярную структуру мембран и их свойства. Изменение нейтрального pH замедляет регенерацию и ускоряет шелушение кожи [17].
Одной из наиболее важных терапевтических целей наружной терапии является достижение низкого кислотного pH для нормального функционирования кожи. К факторам, влияющим на pH кожи, относятся использование мыла, температура воды и частота нанесения смягчающих средств на кожу [15].
Как и прежде, актуальным остается вопрос нормализации pH кожи в комплексной наружной терапии хронических дерматозов, сопровождающихся ксерозом. Важно правильно подобрать косметическое средство для сухой и очень сухой кожи.
Атопический дерматит и экзема — это хронические зудящие дерматозы. Для них характерны изменения барьерной функции кожи и нарушение иммунной регуляции. Большую роль в лечении и профилактике этих заболеваний играет использование смягчающих и увлажняющих средств.
С учетом вышесказанного для ухода за сухой и очень сухой кожей, а также для поддержания комфортного состояния у пациентов с хроническим дерматозом со значительным ксерозом оправданно комплексное использование как очищающих, так и смягчающих и увлажняющих косметических средств с pH 5,0.
Цель исследования — оценка эффективности и безопасности комплексной терапии косметическими средствами КСЕОС 5.0 с pH 5,0 у пациентов с хроническими дерматозами (атопический дерматит, экзема).
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 30 пациентов в возрасте от 18 до 40 лет (8 мужчин и 22 женщины), из них 15 пациентов с атопическим дерматитом, 15 — с экземой. Диагноз был поставлен на основании жалоб, анамнеза и клинической картины заболевания. Эффективность комплекса косметических средств оценивали по динамике сухости кожи, увлажнению.
Пациентам в начале лечения назначали ТГКС 2 раза в сутки 14 дней, затем 2 раза в неделю 2 нед, в остальные дни — специальные средства по уходу за кожей КСЕОС 5.0 — 4 нед.
В случае досрочного регресса клинических проявлений пациенты могли перейти на применение средств линии КСЕОС 5.0.
Результаты лечения фиксировали в 1-й, на 7-й, 14-й, 28-й дни, а также изучали отдаленные результаты лечения (3 мес от начала терапии).
Всем пациентам с атопическим дерматитом до лечения и в конце определяли индекс SCORAD, с экземой — EASI, индекс зуда по шкале VAS.
Результаты
Индекс SCORAD к концу лечения уменьшился на 81,2%, зуд не беспокоил. Кроме того, все пациенты с атопическим дерматитом отметили положительную динамику (рис. 1).
Рис. 1. Пациентка 18 лет, диагноз «атопический дерматит», до (а) и после (б) лечения.
У больных с экземой также наблюдали положительную динамику: зуд отсутствовал, индекс EASI снизился к концу лечения на 91% (рис. 2).
Рис. 2. Пациентка 24 лет, диагноз «экзема кистей», до (а) и после (б) лечения.
У всех пациентов после проведенной терапии получены положительные результаты. Пациенты отмечали уменьшение сухости и увлажнение кожи, хорошую впитываемость и отсутствие жирного блеска. Побочных эффектов на фоне проводимой терапии не зарегистрировано. Дана положительная оценка применению специальных средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0.
Важным фактором в лечении пациентов, страдающих атопическим дерматитом и экземой, является рациональный уход за кожей. Результаты клинического наблюдения демонстрируют хороший увлажняющий, а также смягчающий эффект специальных средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0.
Кроме того, применение в качестве базового ухода за кожей линейки КСЕОС 5.0 способствовало продлению достигнутого результата в период ремиссии.
Заключение
Результаты исследования позволяют рекомендовать включение в комплексную терапию пациентов с атопическим дерматитом и экземой специальных косметических средств по уходу за кожей КСЕОС 5.0 (эмульсия увлажняющая, крем восстанавливающий и гель очищающий), которые способствуют восстановлению кожного барьера, что, в свою очередь, приводит к значительному уменьшению сухости кожи, увлажнению и позволяет добиться стойкой длительной ремиссии. Данные средства можно характеризовать как эффективные, безопасные и рекомендовать к применению в клинической практике.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.