Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Голикова Н.С.

ЧУОО ВО «Московский медицинский университет «Реавиз»

Присяжная Н.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Тарасов В.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Возможности совершенствования фармацевтического образования в России: опрос учащихся, преподавателей вузов и специалистов фармацевтической отрасли

Авторы:

Голикова Н.С., Присяжная Н.В., Тарасов В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 569

Загрузок: 2


Как цитировать:

Голикова Н.С., Присяжная Н.В., Тарасов В.В. Возможности совершенствования фармацевтического образования в России: опрос учащихся, преподавателей вузов и специалистов фармацевтической отрасли. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2023;(4):85‑94.
Golikova NS, Prisyazhnaya NV, Tarasov VV. Improvement of pharmaceutical education in Russia: survey of students, university teachers and specialists in pharmaceutical industry. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2023;(4):85‑94. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20234504185

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния Рос­сии и стран СНГ. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):54-62

Введение

В последнее время усилия по развитию системы профессионального фармацевтического образования оправданы динамичным развитием отечественного фармацевтического рынка в области производства дженериков и биоаналогов, а также разработки оригинальных препаратов [1—5]. Образовательные программы, разработанные и реализуемые вузами, должны соответствовать требованиям работодателей к будущим сотрудникам с учетом новых стандартов качества [6—10]. В настоящее время цели профильных вузов заключаются в усилении технологической и методологической составляющей учебного процесса (например, при дистанционном обучении), развитии взаимосвязи с фармпредприятиями и актуализации образовательных программ с учетом потребностей отрасли, прогнозируемых тенденций развития науки и техники, новых порядков и этапов обращения лекарств [11—14]. Одним из важнейших направлений развития российского фармацевтического рынка является интенсивное применение биотехнологий в области разработки и изготовления отечественных лекарственных средств.

Перечисленные тенденции выявили необходимость реализации социологического исследования, направленного на сравнение мнений студентов, профессорско-преподавательского состава вузов Москвы и сотрудников компаний отрасли об актуальности действующих программ по специальности «Фармация».

В Москве и Московской области работает большое число предприятий, научных и других организаций в области фармации. Наполнение профильными кадрами предприятий региона во многом формируют восемь вузов: ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» Минобрнауки России, ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (ранее ФГБУ ВПО «Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова»), ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, филиал ЧУОО ВО «Медицинский университет «Реавиз» в городе Москве, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», которые ежегодно выпускают около 2000 молодых специалистов. Общая численность преподавательского состава перечисленных вузов по профильным предметам около 250 человек.

Цель исследования — изучить возможности модернизации образовательного подхода при подготовке провизоров с учетом их социализации в профессии.

Материал и методы

Стратегический план и программа медико-социологического исследования составлены в соответствии с методиками, изложенными в публикациях по общей социологии и социологии медицины. Реализация и процедура эмпирического исследования соответствует конкретным методикам сбора, обработки и анализа данных.

Проведенное авторами комплексное медико-социологическое исследование, методика которого ранее опубликована [15] и создана на основе трудов основоположников социологии медицины [16, 17], включало разработку программы исследования, методики и инструментария и их апробацию, сбор и обработку заполненных бланков анкет, транскрипцию аудиозаписей, проведение анализа и интерпретацию полученных данных.

Структура анкет и бланка формализованного интервью, разработанных авторами и использованных в данном медико-социологическом исследовании, позволяет сравнить мнения респондентов всех трех групп в отношении качества профессиональной подготовки в вузах по специальности «Фармация».

Для проведения опроса профессорско-преподавательского состава образовательных организаций Москвы разработан авторский вопросник — бланк формализованного интервью, на основании которого изучены собственный выбор респондентами рода профессиональной деятельности; мнение о готовности выпускников к работе в отрасли; характеристика трудоустройства выпускников; портрет выпускника фармацевтического факультета; уровень подготовки выпускников по различным профессиональным дисциплинам; предлагаемые возможности изменения образовательного процесса.

Разработанный бланк интервью профессорско-преподавательского состава включал 21 вопрос, направленный на выявление востребованности выпускников.

Одновременно разрабатывалась анкета для опроса студентов старших курсов вузов Москвы, с помощью которой исследовали причину выбора вуза и специальности; удовлетворенность качеством обучения; предложения по усовершенствованию получаемого образования; ожидания от профессии и осведомленность о ней; желание продолжать обучение.

Проводя анкетный опрос сотрудников фармацевтических компаний, анализировали соответствие полученного образования и уровня подготовки к текущей работе; необходимые компетенции; просили охарактеризовать потребности их организации в специалистах и удовлетворенность уровнем подготовки сотрудников.

Вопросы данных анкет позволяли охватить основные темы экспертного опроса.

Базы исследования: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет); ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (ранее ФГБУ ВПО «Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова»); ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России; ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России; филиал ЧУОО ВО «Медицинский университет «Реавиз» в городе Москве; ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»; Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения; ООО «МБЦ «Генериум»; ООО «Селлтера Фарм»; ФГУП «Московский эндокринный завод»; БК «Биокад»; АО «Р-Фарм»; АО «БАЙЕР»; ООО «Индукерн-рус»; ООО «Натива»; АО «Биннофарм»; ООО «Биоинтегратор»; ООО «Технология лекарств»; ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика»; «Ассоциация аптечного менеджмента и маркетинга»; ООО «Ригла»; ТЕА ФАРМА ООО (представительство Laboratoires Théa, Россия); Представительство компании «Эспарма ГмбХ» в России; ГК «Фармконтракт»; ООО Аналитическая компания «АРЭНСИ Фарма»; ООО «Олфарм»; ООО «Фармтехнологии»; ООО «ДЛН»; ООО «Глювекс»; «Ассоциация российских фармацевтических производителей».

План расчета выборки по различным блокам комплексного исследования представлен в табл. 13.

Таблица 1. Расчет выборки по генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава исследуемых фармацевтических факультетов или специализированных выпускающих кафедр образовательных организаций Москвы

Образовательная организация

Генеральная совокупность

Квота, %

Выборка

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России

131

66,5

88

ФГАОУ ВО РУДН им. Патриса Лумумбы

30

15,2

20

ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»

11

5,6

7

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»

7

3,6

5

ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России

0

0

0

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

13

6,6

9

Филиал ЧУОО ВО «Медицинский университет «Реавиз» в городе Москве

0

0

0

ФГБОУ ВПО «МГУПП»

5

2,5

3

Итого

197

100

132

Таблица 2. Расчет выборки по генеральной совокупности студентов исследуемых фармацевтических факультетов или специализированных выпускающих кафедр образовательных организаций Москвы

Образовательная организация

Генеральная совокупность

Квота, %

Выборка

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России

961

73,5

442

ФГАОУ ВО «РУДН им. Патриса Лумумбы»

121

9,3

56

ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»

45

3,4

20

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»

84

6,4

38

ФГБОУ ВО «МГУ им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России»

40

3,1

19

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

56

4,3

26

Итого

1307

100

601

Таблица 3. Расчет выборки по генеральной совокупности специалистов организаций фармацевтической отрасли Москвы

Фармацевтическая организация/биотехнологическая компания (предприятие)

Генеральная совокупность

Квота, %

Выборка

ООО «МБЦ «Генериум»

47

25

12

ФГУП «Московский эндокринный завод»

128

25

32

БК «Биокад»

227

25

56

ООО «Технология лекарств»

106

25

27

ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика»

42

25

10

ООО «Фармтехнологии»

3

25

1

Esparma GmbH

7

25

2

ООО «Глювекс»

9

25

2

Общее количество респондентов

569

25

142

Фактически участие в опросе приняли 127 преподавателей.

Фактически участие в опросе приняли 708 студентов старших курсов.

Фактически участие в опросе приняли 211 сотрудников фармацевтических и биотехнологических компаний и предприятий.

Анализ данных осуществляли с помощью пакетов программ SPSS Statistics 21 и Excel.

Результаты

Сравнивая данные опросов сотрудников предприятий и профессорско-преподавательского состава о престиже работы в отрасли с мнением студентов, можно отметить схожесть результатов: престижной работу считают большинство опрошенных (69,8±4,7% преподавателей, 56,0±2,5% учащихся и 59,0±4,4% работников отрасли).

Из перечня личностных качеств, необходимых провизору, большинство студентов отметили увлеченность профессией (68,6±1,7%), организованность (67,2±1,7%), понимание личной ответственности за последствия своих действий (61,6±1,8%), эмоциональную устойчивость (57,3±1,8%), умение работать в коллективе (55,5±1,8%), исполнительность (54,5±1,8%), навыки организации работы (53,7±1,8%), соблюдение профессиональной этики (52,5±1,8%), способность принимать самостоятельные решения (50,6±1,8%).

Сотрудники отрасли выбрали «понимание личной ответственности за последствия своих действий» (64,3±4,1%), «увлеченность профессией» (59,0±4,4%) и «организованность» (56,5±4,6%) — аналогично ответам учащихся. Представители профессорско-преподавательского состава отметили увлеченность профессией (более 67,7±4,8%), понимание личной ответственности за последствия собственной деятельности (43,8±5,0%) и умение работать в коллективе (43,8±5,0%). Среди наиболее важных предметов в программе обучения отмечены фармакология, управление и экономика фармации, далее фармацевтическая химия и фармацевтическая технология. На важность изучения фармакогнозии и фармацевтической информации указали представители профессорско-преподавательского состава (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые профессиональные дисциплины, изучаемые в образовательной организации.

Интересно, что анализ результатов сравнения удовлетворенности студентов и преподавателей качеством лекций свидетельствует о более низкой оценке студентами, чем преподавателями (рис. 2). Схожее распределение отмечено и при оценке качества семинаров (рис. 3).

Рис. 2. Оценка качества лекционных занятий.

Рис. 3. Оценка качества семинарских занятий.

Качество студенческих практик не удовлетворяет студентов: примерно каждый третий учащийся (27,2±1,6%) отметил средний уровень, а каждый пятый — уровень ниже среднего (19±1,4) (рис. 4). В то же время учащиеся довольны профессиональной подготовкой сотрудников вузов (рис. 5).

Рис. 4. Оценка качества учебных и производственных практик.

Рис. 5. Оценка профессионального уровня преподавателей.

В отношении уровня оснащения учебных аудиторий и лабораторий фармацевтических факультетов техникой, моделями и реактивами выявлены схожие результаты опроса студентов и преподавателей — примерно каждый третий отметил нормальный уровень технического оснащения помещений (рис. 6).

Рис. 6. Оценка технического оснащения аудиторий и лабораторий.

Учащиеся указали на отставание учебной литературы от реальной практики (32,2±1,8% и 12,0±1,2%). Одновременно большинство (66,2±4,8%) преподавателей считают предлагаемую для обучения литературу актуальной и современной (рис. 7).

Рис. 7. Оценка актуальности учебной литературы.

Похожим образом различаются оценки участия студентов в научной деятельности кафедр учащимися и преподавателями (рис. 8).

Рис. 8. Оценка степени привлечения учащихся к научной деятельности.

Практически каждый третий учащийся отметил среднюю удовлетворенность качеством организации педагогической и внеклассной работы в вузах Москвы. Профессорско-преподавательский состав оценил степень организации данной работы намного выше (рис. 9). Схожее распределение ответов показано в отношении оценки помощи при трудоустройстве (рис. 10).

Рис. 9. Оценка организации воспитательной и внеучебной работы в образовательных организациях.

Рис. 10. Оценка помощи образовательной организации при трудоустройстве выпускников.

Оценивая предложения студентов и преподавателей фармацевтических факультетов по повышению качества образовательного процесса, можно отметить, что большинство считают эффективными производственную практику, профилирование в ходе обучения и привлечение к работе в вузах сотрудников фармацевтических компаний (рис. 11). Исследование мнений работников предприятий о совмещении работы и учебы показало, что это способствует будущей работе (47,1±3,4%). Преподаватели и учащиеся по этому вопросу расходятся: мнения в обеих группах разделены примерно поровну. Преподаватели также отметили пользу от работы научных кружков внутри вуза.

Рис. 11. Предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Преподаватели и сотрудники фармацевтической отрасли отметили, что причиной ухода выпускников из профессии может быть низкая заработная плата (34,6±4,8% и 34,3±5,5) или предпочтения самих студентов (около 32,3±4,8%). При этом нужно учесть, что лишь 16,2±2,5% сотрудников отрасли имеют базовое фармацевтическое образование.

Работой молодых специалистов, принимаемых на работу в их компании, довольны 71,0±3,7% опрошенных. Мнения сотрудников о необходимости «доучивания» выпускников представлены на рис. 12.

Рис. 12. О необходимости дополнительных знаний для принимаемых на работу в фармацевтические организации молодых специалистов.

Результаты исследования показали, что максимальную потребность фармацевтическая отрасль испытывает именно в провизорах (46,5±3,5%), ниже потребность в специалистах с химическим (42,9±3,4%) и биологическим (26,3±3,0%) образованием, а также в биотехнологах (25,8±3,0%) и медицинских работниках (23,0±2,9%).

Обсуждение

Изменения, происходящие в профессии провизора и его положении в системе здравоохранения, влияют на оценку провизорами своей деятельности [18]. Исследование престижа профессии выявляет причину перемещения кадров из других профессий в фармацию, рост кадровой потребности и помогает планировать подготовку профильных специалистов. Сегодня тема кадрового обеспечения в области фармации приобретает особое значение [19]. Но вопросы актуализации профессиональной подготовки в социологических работах освещены недостаточно [20, 21].

Проведенное исследование является новаторским, освещает различные аспекты гармонизации образовательной потребности региона в фармацевтических кадрах с точки зрения социологического осмысления и в подобном объеме не встречается в ранее опубликованных источниках. Отдельные аспекты модернизации фармацевтического образования, но без использования социологической методологии, изучались многими специалистами в области фармацевтического образования [3, 4, 6—9, 12, 14, 19, 22—24].

Полученные нами результаты свидетельствуют о потребности отрасли в гармонизации профильного высшего образования и практики работы провизоров, анкетные опросы преподавателей, студентов и представителей отрасли выявили ряд проблем, которые должны быть решены в рамках образовательного процесса.

Так, требуется модернизация исторически сложившейся системы фармацевтического образования с учетом тесного взаимодействия вузов и предприятий отрасли. Исследование уровня профессиональной ориентированности выпускников свидетельствуют, что менее 50% из них считают профессию провизора подходящей. Это свидетельствует о кардинальном и изменении представления о профессии в процессе обучения. Однако большинство (83,7±1,4%) предполагают после окончания обучения работать в сфере фармации.

Выпускники также испытывают серьезные трудности в профессиональном самоопределении, социализации и адаптации на протяжении первых лет работы, что приводит к оттоку специалистов в другие отрасли и наполнению отрасли взамен подготовленных провизоров представителями смежных специальностей. При этом увеличивающийся «кадровый голод» в фармацевтической отрасли при недостатке фармацевтических кадров способствовал размыванию границ профессии провизора, переходу от монопрофессионализма к полипрофессионализму.

Следует отметить, что исследование проведено в Московском регионе, и его результаты не могут быть экстраполированы на другие регионы России.

Заключение

По результатам исследования выявлена потребность в специализированных кадрах, обладающих в то же время знаниями, умениями и навыками в смежных специальностях. По мнению авторов, предварительным этапом модернизации образовательной программы по специальности 33.05.01. «Фармация» в деятельности вузов должно быть осуществление комплексного медико-социологического исследования по оптимизации профильной подготовки провизоров в конкретном регионе России. Для наполнения российской фармацевтической отрасли высококвалифицированными кадрами фармацевтическим предприятиям необходимо улучшить информационную работу со студентами профильных вузов, установить непосредственное сотрудничество с ними и формировать совместные программы обучения в различных формах. С целью повышения профессиональной ориентированности и профессиональной социализации в период учебы студентам необходимо увеличить активность участия в мероприятиях фармацевтической отрасли, самостоятельно изучать возможность прохождения стажировок в компаниях, отслеживать ключевые документы и новейшие научные разработки, включая работу с публикациями в их сфере.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.