Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Филиппенков И.Б.

Институт молекулярной генетики НИЦ «Курчатовский институт»

Дергунова Л.В.

Институт молекулярной генетики НИЦ «Курчатовский институт»

Роль кодирующих и регуляторных РНК при остром стрессе

Авторы:

Филиппенков И.Б., Дергунова Л.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1063

Загрузок: 12

Как цитировать:

Филиппенков И.Б., Дергунова Л.В. Роль кодирующих и регуляторных РНК при остром стрессе. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. 2020;38(3):103‑107.
Filippenkov IB, Dergunova LV. The role of coding and regulatory RNAs during acute stress. Molecular Genetics, Microbiology and Virology. 2020;38(3):103‑107. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/molgen202038031103

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль мик­роРНК в па­то­ге­не­зе за­бо­ле­ва­ний, свя­зан­ных с на­ру­ше­ни­ем фун­кции слез­ной же­ле­зы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):112-118
Роль мик­роРНК в нор­ме и при па­то­ло­гии эн­до­мет­рия. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(4):27-34
Вас­ку­ло­ген­ная ми­мик­рия. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(6):62-69

Введение

Проблема стресса приобретает все возрастающую значимость и становится одной из главных проблем в жизни современного общества. Стресс определяют как совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что хронический и острый стресс оказывает влияние на поведение, способность к обучению и память человека. Имеются данные, что около 20% населения Земли страдают теми или иными расстройствами, являющимися последствиями перенесенного стресса [1]. Клинические исследования показали, что у пациентов, перенесших стрессирующие воздействия различной степени тяжести, часто наблюдаются серьезные когнитивные расстройства, такие как дефицит рабочей памяти, селективного внимания и долговременной памяти [2, 3]. Несомненно, что изучение последствий, вызванных стрессирующими воздействиями на физиологическое и психическое состояние организма, является крайне актуальной проблемой, а вопрос о купировании негативных последствий стресса требует принципиально новых путей решения.

Большие надежды в области изучения особенностей стресс-вызванных нарушений можно возлагать на исследования с помощью транскриптомных подходов, которые появились относительно недавно и основаны на полногеномном секвенировании клеточных РНК. Как свидетельствуют многие современные исследования, в ответе на патологическое воздействие участвуют не только кодирующие мРНК, но и различные типы РНК, которые не кодируют белок. Так, микроРНК представляют собой короткие молекулы некодирующих РНК из 20—22 нуклеотидов в длину, которые взаимодействуют с сайтами-мишенями на мРНК. В результате образование микроРНК—мРНК дуплекса приводит к деградации мРНК или репрессии ее трансляции.

В последнее время активно развивается представление о том, что длинные некодирующие РНК (днРНК) могут взаимодействовать с микроРНК и снижать их активность. Такие функции приписывают новому и активно изучаемому в настоящее время типу РНК циклической структуры (циклоРНК). Анализ транскриптома позволяет выявить отдельные гены или РНК, которые специфичны в отношении того или иного физиологического воздействия, а также сигнальные пути и биологические процессы, активность которых может быть связана с природой индуцируемого физиологического ответа у клетки. В рамках настоящего обзора охарактеризовано современное состояние исследований роли мРНК и некодирующих РНК при остром стрессе, а также при действии противострессовых препаратов.

Физиологические особенности острого стресса

Исследования последних лет указывают на то, что хронический и острый стресс оказывает воздействия, которые несут значительные последствия для жизнедеятельности организма [1, 3, 4]. Стресс-вызванные изменения когнитивных функций часто связаны с рядом психических нарушений, такими как тревожность, депрессия, посттравматические стрессовые расстройства и др. [5, 6]. Направленность, выраженность и длительность стресс-вызванных изменений когнитивных функций определяются природой, интенсивностью и длительностью стрессового воздействия. Острый стресс также оказывает значительное влияние на различные фазы процесса обучения — восприятие, выработку рефлекса, консолидацию, приводя зачастую к нарушению извлечения следа памяти [7, 8]. Для изучения механизмов действия стресса на организм используют различные модели стресс-вызванных нарушений у животных. В качестве стрессирующих факторов используются ограничение подвижности (иммобилизация), вынужденное плавание, электроболевое воздействие и др. [9, 10]. Следует отметить, что стресс-вызванные изменения поведения у животных могут во многом определяться их физической выносливостью, болевой чувствительностью и рядом других факторов. Так, иммобилизация для грызунов является неизбегаемой и неконтролируемой стрессорной ситуацией, которая вызывает безусловный нейроэндокринный ответ, включающий значительное возрастание уровня кортикостерона в крови [11, 12]. Модель иммобилизации активно используется для изучения патологических состояний, связанных со стрессом, и последствий острого стресса [12]. Результаты, полученные в условиях моделей, указывают на конкретные пути в разработке терапевтических методов, направленных на уменьшение или предотвращение стресс-вызванных нарушений, одними из которых являются молекулярно-генетические подходы [13].

Роль транскриптома при стрессовых нарушениях

Анализ транскриптома является одним из эффективных подходов к исследованию молекулярно-генетических механизмов, определяющих развитие патологических и стрессовых состояний. К числу исследований в данной области относится работа по анализу молекулярных механизмов стресс-индуцированной депрессии с помощью высокопроизводительного секвенирования РНК в медиальной префронтальной коре у модельных мышей [14]. Эти авторы показали, что был существенно снижен уровень мРНК, которые кодируют белки нейротрансмиттерных систем (ГАМКергические синапсы, дофаминергические синапсы, образование и функционирование синаптических везикул, рост аксонов, амфетамин- и морфин-зависимые процессы). Результат хорошо согласуется с данными о снижении активности нейронов в условиях депрессии [15, 16]. В частности, показано, что на 35-й день хронического непредсказуемого стресса нейроны Cornu Ammonis 1 (CA1) области гиппокампа крыс имеют тонкий пирамидальный клеточный слой с разупорядоченной структурой, нерегулярной морфологией и увеличенным количеством пикнотических клеток по сравнению с контрольной группой [17].

Имеются данные, что уровень микроРНК, которые нацелены на мРНК генов нейротрансмиттерных систем, активируется при стресс-индуцированной депрессии [14]. Известно, что микроРНК как компоненты РНК-индуцированного сайленсинга преимущественно негативно влияют на экспрессию мРНК, вызывая ее деградацию или репрессию ее трансляции [18, 19]. Выявляемая разнонаправленность в изменении экспрессии между микроРНК и мРНК может указывать на возможность реализации микроРНК-опосредованной регуляции экспрессии генов нейротрансмиттерных систем в условиях модели стресс-индуцированной депрессии. В работе M. Zhou и соавт. [17] представлены результаты экспрессии микроРНК в условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса у крыс. Анализ с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) и микрочипов показал, что в гиппокампе в условиях модели изменяется содержание большого количества микроРНК, ассоциированных с сигнальными путями нейротрофинов, Toll-рецепторов, метаболизма глутатиона, играющих ключевую роль в стрессовом и воспалительном ответе. В другом исследовании было показано, что из 321 микроРНК, изменивших экспрессию в условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса, 271 микроРНК увеличила экспрессию в гиппокампе [20]. Таким образом, вышеописанные случаи микроРНК-опосредованной регуляции биологических процессов при стрессе, включая репрессию нейротрансмиттерных систем и активацию стрессового и воспалительного ответов, могут служить примерами негативного влияния микроРНК в условиях стресса [14, 17, 20].

В настоящее время активно развивается концепция, связанная с нивелированием действия микроРНК с помощью днРНК, выполняющих функции конкурентных эндогенных РНК (кэРНК). Эти транскрипты конкурируют с мРНК за связывание с микроРНК и подавляют действие микроРНК на транскрипционном и посттранскрипционном уровнях регуляции экспрессии генов [21, 22]. В ряде последних работ отмечается, что эффективные кэРНК должны иметь множество сайтов связывания микроРНК, а также повышенную стабильность или высокий уровень экспрессии [22, 23]. На сегодняшний день имеются данные о том, что значительная часть днРНК имеет циклическую структуру [24—29]. ЦиклоРНК являются новым и относительно малоизученным классом днРНК, обнаруженным преимущественно в клетках млекопитающих. ЦиклоРНК не подвергаются действию экзонуклеаз [26, 27], чем обеспечивается повышенная устойчивость этого класса РНК. Таким образом, циклоРНК могут более эффективно играть роль кэРНК, что было доказано для их отдельных представителей [23, 30]. В частности, была выявлена способность циклоРНК гена CDR1 (CIRs-7) предотвращать репрессию генов SNCA, EGFR и IRS2, которые являются известными мишенями микроРНК miR-7 [30]. Кроме того, при спорадической болезни Альцгеймера была показана корреляция между уровнем miR-7 и CIRs-7 [31]. Совсем недавно была установлена роль CIRs-7, связанная с ее функционированием в качестве кэРНК, в предотвращении психоневрологических нарушений у мышей [32].

Способность циклоРНК выступать в качестве кэРНК может существенно расширить наши представления о возможности этого типа РНК обеспечивать противострессовое действие. Недавно с помощью высокопроизводительного секвенирования РНК детально были проанализированы профили экспрессии циклоРНК в условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса у мышей [33]. Было определено большое количество циклоРНК, которые могли бы играть ключевые роли в патогенезе депрессии. Также у больных депрессией была выявлена дифференциальная экспрессия мРНК и днРНК, включая циклоРНК, и построены сети регуляторных взаимодействий между разными типами РНК, ассоциированными с депрессией [34].

Роль транскриптома в терапии стрессовых состояний

К перспективным противострессовым лекарственным препаратам относятся средства на основе природных регуляторных пептидов. Одним из них является синтетический аналог тафтцина селанк. Он представляет собой короткий фрагмент тяжелой цепи иммуноглобулина G человека (Thr-Lys-Pro-Arg), удлиненный с C-конца трипептидом Pro-Gly-Pro для повышения метаболической стабильности [35]. Селанк вошел в клиническую практику в качестве анксиолитического и ноотропного средства. Оценка влияния введения пептида селанк на транскрипционный профиль клеток гиппокампа крысы с использованием технологии кДНК микрочипов позволила обнаружить воздействие селанка на ионзависимые процессы, к которым относятся обучение и формирование памяти [36]. Изучение влияния селанка на уровень мРНК ряда генов в лобной коре крыс с помощью ПЦР показало, что этот пептид влияет на экспрессию генов Adcy7, Cx3cl1, Gabra6, Gabrb1, Gabrb3, Gabre, Gabrq, Hcrt, Slc6a1 и Slc6a11, участвующих в нейросигнализации [37]. Это дает основания рассматривать селанк как модулятор экспрессии генов белков ГАМКергической системы, нейрорецепции и передачи сигналов в нервных клетках в норме и при стрессе.

Также была изучена роль микроРНК в купировании последствий стресса под действием противострессовых агентов. В условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса 72 микроРНК изменили свою экспрессию в противоположном направлении по отношению к действию стресса после добавления антидепрессанта 7-хлоркинуреновой кислоты [20]. Было показано, что в функционировании данного антидепрессанта участвуют 15 микроРНК TrkB-ERK/Akt сигнального пути, 14 из которых под действием 7-хлоркинуреновой кислоты экспрессию снижают.

Результаты исследований показывают, что микроРНК являются критическими регуляторами центральной нервной системы и играют важную роль в депрессии, а также могут иметь отношение в дальнейшем к терапии стрессовых состояний.

Также в условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса у мышей были изучены механизмы действия сапонинов растений, препятствующих развитию депрессии, которые влияют на функционирование циклоРНК. Было показано, что сапонины могут значительно ингибировать развитие депрессии у мышей в условиях модели хронического непредсказуемого умеренного стресса, что ведет к существенным изменениям профилей циклоРНК в вентральной медиальной префронтальной коре и тканях гиппокампа. С помощью клеточной линии PC12 было показано, что сверхэкспрессия mmu_circ_0001223 значительно повышала уровни белков CREB1 и BNDF, что может быть важным механизмом, лежащим в основе ингибирования депрессии с помощью сапонинов [33]. Также T. An и соавт. [38] было проведено первое систематическое профилирование мРНК, днРНК и циклоРНК у пациентов с депрессией, которые занимались традиционной китайской лечебной физкультурой Baduanjin. Было показано, что антидепрессантное действие Baduanjin связано с ответом генов иммунной и воспалительной систем, а также с различными сигнальными путями с участием IL-17 и цитокина TNF. Авторами были построены регуляторные сети между мРНК и некодирующими РНК, связанные с антидепрессантным действием Baduanjin. Результаты указывают на существенный вклад транскриптома в регуляцию восстановительных процессов при купировании стрессовых состояний.

Заключение

Различные формы стрессовых состояний относятся к числу главных проблем человека в современном обществе. В борьбе с ними большие надежды возлагаются на новые подходы в изучении развития стрессовых состояний для разработки эффективных противострессовых препаратов. Анализ транскриптома является одним из таких подходов. Данные, представленные в обзоре, показывают, что помимо кодирующих белок мРНК важную роль в формировании физиологических ответов клеток мозга при стрессовых состояниях играют некодирующие РНК, среди которых особый интерес представляют микроРНК и циклоРНК. Реакция на стресс-вызванные нарушения, а также на терапевтическое противострессовое воздействие сопровождается существенными изменениями профилей мРНК, микроРНК и днРНК, включая циклоРНК. Становится очевидным, что изучение механизмов действия терапевтических средств и определение стратегии в достижении нейроактивного эффекта препаратов невозможны без учета вклада различных типов клеточных РНК и их взаимодействий.

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект №19-14-00268).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.