Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гришин Н.А.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Сидоров Д.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Росмедтехнологий, Москва

Вашакмадзе Л.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава РФ

Соколов В.В.

Военная медицинская часть, Голицыно, Московская область, Россия, Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Филоненко Е.В.

ФГУ Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Минздравсоцразвития России, Москва

Рубцова Н.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Колобаев И.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ НМИЦ радиологии Минздрава России, Москва, Россия

Сулейманов Э.А.

ГБУ «Республиканский онкологический диспансер», Грозный, Чеченская Республика, Россия

Случай успешного комбинированного лечения больной злокачественной эпителиоидной мезотелиомой брюшины

Авторы:

Гришин Н.А., Сидоров Д.В., Вашакмадзе Л.А., Соколов В.В., Филоненко Е.В., Рубцова Н.А., Колобаев И.В., Сулейманов Э.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4164

Загрузок: 86


Как цитировать:

Гришин Н.А., Сидоров Д.В., Вашакмадзе Л.А., Соколов В.В., Филоненко Е.В., Рубцова Н.А., Колобаев И.В., Сулейманов Э.А. Случай успешного комбинированного лечения больной злокачественной эпителиоидной мезотелиомой брюшины. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2017;6(6):52‑54.
Grishin NA, Sidorov DV, Vashakmadze LA, Sokolov VV, Filonenko EV, Rubtsova NA, Kolobaev IV, Suleimanov EA. A case of successful combined treatment in female patient with malignant epithelioid mesothelioma of the peritoneum. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2017;6(6):52‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog20176652-54

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность ин­ва­зив­ных и не­ин­ва­зив­ных ме­то­дов ле­че­ния цер­ви­каль­ной ин­тра­эпи­те­ли­аль­ной не­оп­ла­зии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):104-108
При­ме­не­ние фо­то­ди­на­ми­чес­кой те­ра­пии в ком­плексном ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го ге­не­ра­ли­зо­ван­но­го па­ро­дон­ти­та сред­ней сте­пе­ни. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):11-15
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния фо­то­ак­ти­ви­ру­емой де­зин­фек­ции в сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-90
Ме­то­ды ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния не­овас­ку­ля­ри­за­ции ро­го­ви­цы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(4):86-92

Мезотелиома является первичной опухолью, растущей из мезотелиальных клеток серозных оболочек. Впервые была описана в 1908 г. Miller и Wynn, частота встречаемости в мире — 1—2 случая на 1 млн. Ежегодно в США выявляют около 800 больных с этим диагнозом [1]. В зависимости от локализации различают мезотелиому брюшины, плевры, реже — перикарда. Среди опухолей этого типа поражение брюшины составляет 10—20% случаев. Развивается она преимущественно у мужчин старше 40 лет [2]. В зависимости от типа роста мезотелиома брюшины может иметь локализованную (узловую) или диффузную форму. В первом случае опухоль имеет вид ограниченного узла, исходящего из париетального или висцерального листка серозы. Мезотелиома брюшины имеет инфильтративный рост без четких границ и распространяется по всей ее поверхности. По гистологическому строению выделяют эпителиоидную (50—70%), саркоматоидную (7—20%) и смешанную (20—35%) формы. К редким типам мезотелиомы относится мультикистозная форма, которая встречается у женщин и поражает брюшину, главным образом, в области дугласова пространства [3]. Считается, что развитие мезотелиомы брюшины и других локализаций напрямую связано с длительным и интенсивным контактом больного с асбестом. При этом от момента контакта до начала болезни могут пройти десятки лет. Среди других факторов не исключается влияние ионизирующего излучения, вирусной инфекции, контакта с силикатами, парафинами [4]. Медиана выживаемости на всю группу не превышает 12 мес. При невозможности хирургического лечения выживаемость при первой линии химиотерапии составляет около 7 мес. При начальных стадиях заболевания циторедуктивная операция с гипертермической химиотерапией позволяет в специализированных центрах добиться медианы выживаемости от 3 до 5 лет [5].

Клиническое наблюдение. Больная Т. в 2004 г. в возрасте 16 лет оперирована в РНЦРР с подозрением на опухоль яичников. При ревизии было выявлено поражение яичников, матки, тазовой брюшины, большого сальника. Произведена экстирпация матки с придатками, резекция большого сальника. При пересмотре стекол и ИГХ-исследовании установлен диагноз: злокачественная эпителиоидная мезотелиома. В послеоперационном периоде проведено 6 курсов ПХТ (гемзар/цисплатин, таксотер/цисплатин). В июне 2005 г. выявлено прогрессирование процесса. Больная обратилась в МНИОИ им. П.А. Герцена. При К.Т. выявлены опухолевые узлы на диафрагмальной поверхности брюшины справа до 1—3,5 см с прорастанием в ткань печени. В полости таза признаков рецидива не выявлено. Уровень СА125 в пределах нормы. 24.08.05 выполнена циторедуктивная перитонэктомия с удалением брюшины правого купола диафрагмы и правого латерального канала, атипичная резекция правой доли печени. Операция дополнена фотодинамической терапией (ФТД) брюшины с фотосенсибилизатором фотогем. В июне 2006 г. выполнена плановая флюоресцентная лапароскопия. При видеоревизии в режимах ауто- и аллофлюоресценции в нижних отделах передней брюшной стенки справа определяется несколько выбухающих очагов флюоресценции, при осмотре в белом свете рубцово-жировая ткань (рис. 1).

Рис. 1. Очаги мезотелиомы на диафрагме.
Проведен курс ФДТ брюшины с иссечением фрагмента измененной брюшины в зоне флюоресценции. При плановом гистологическом исследовании иссеченных фрагментов — инфильтративный рост эпителиодноклеточной мезотелиомы в фиброзно-жировой основе с эмболами в сосудах.

С марта 2007 г. по август 2009 г. больной проведено 6 лапароскопических вмешательств — флюоресцентная ревизия, множественная биопсия брюшины и интраоперационная ФТД. Во всех случаях использовали фотосенсибилизатор фотогем, вводимый внутривенно за 48 ч до операции. Использовали цилиндрический диффузор с экранирующим устройством — трансдьюсер. Последовательно облучали доступные отделы париетальной брюшины: 20 позиций по 2 мин. Мощность лазера 600 мВт, плотность энергии 6 Дж/см2. В 2 случаях стандартную методику дополняли проведением ФДТ в жидкой среде после заполнения брюшной полости 4 л изотонического раствора натрия хлорида. Начиная с 7-й лапароскопии при ревизии и биопсии микроочаги мезотелиомы не выявлялись. При обследовании в апреле 2010 г. больной выполнено КТ и УЗИ брюшной полости и малого таза, а также МРТ, при которой обнаружили опухолевые узлы в области ректосигмоидного и верхнеампулярного отделов толстой кишки (рис. 2).

Рис. 2. Опухолевый узел в мезоректальной клетчатке.

Больной выполнена циторедуктивная операция — флюоресцентная лапароскопия, удаление рецидивной опухоли малого таза, интраоперационная ФДТ. При лапароскопической ревизии в режиме обычного света и в AF-режиме изменений со стороны париетальной и висцеральной брюшины не выявлено. Произведена нижнесреднесрединная лапаротомия. Установлено, что сигмовидная кишка удлинена, дистальный ее отдел уходит в созданную после экстирпации за счет перитонизации диафрагму таза. Произведено рассечение париетальной брюшины. Брыжейка кишки расправлена до истинной тазовой брюшины. При этом в ней определяется образование размером около 2,5×1,5 см. Удалено в пределах здоровых тканей. Произведена мобилизация ректосигмоидного и верхнеампулярного отдела толстой кишки. После этого установлено, что имеется опухолевый узел неправильной формы, состоящий как бы из двух сегментов, интимно прилежащий к передней стенке прямой кишки и мочевому пузырю. Произведено его удаление острым путем с частичной резекцией серозы. Морфологический диагноз: эпителиоидно-клеточная мезотелиома брюшины. Динамическое наблюдение в течение 7 лет не выявило прогрессирования заболевания. К настоящему времени продолжительность жизни составляет 156 мес.

Заключительный диагноз: злокачественная эпителиоидно-клеточная мезотелиома брюшины. Комбинированное лечение в 2004 г. (Экстирпация матки с придатками, резекция большого сальника + 6 курсов ПХТ). Прогрессирование процесса. Циторедуктивная операция + ФДТ брюшины 24.08.05. Прогрессирование процесса. Лапароскопическая ФДТ брюшины 12.07.06, 09.11.06, 07.03.07, 04.07.07, 22.11.07, 09.04.08, 26.11.08, 19.08.2009. Прогрессирование. Циторедуктивная операция + ИОФДТ 05.05.2010. Ремиссия.

Заключение

Нам не удалось в специальной литературе найти подобный пример такого длительного контроля и наблюдения при мезотелиоме брюшины. Произведены 3 циторедуктивные операции, 9 лапароскопических вмешательства и в общей сложности 11 сеансов интраоперационной ФТД, что потребовало значительных физических и эмоциональных затрат от хирургов и от самой пациентки. Циторедукция в комбинации с ФДТ позволили обеспечить локальный контроль в брюшной полости, в то время как в малом тазу внебрюшинно, вне зоны фотодинамического воздействия происходил рост рецидивной опухоли.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Гришин Николай Александрович — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. абдоминального отд-ния; e-mail: grishinlap@mail.ru;

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.