Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хитрова А.Н.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Болотина Л.В.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Корниецкая А.Л.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Москвичева Л.И.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Проведение высокоинтенсивной фокусированной ультразвуковой терапии в рамках комбинированного лечения неоперабельной больной раком поджелудочной железы

Авторы:

Хитрова А.Н., Болотина Л.В., Корниецкая А.Л., Москвичева Л.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1933

Загрузок: 48


Как цитировать:

Хитрова А.Н., Болотина Л.В., Корниецкая А.Л., Москвичева Л.И. Проведение высокоинтенсивной фокусированной ультразвуковой терапии в рамках комбинированного лечения неоперабельной больной раком поджелудочной железы. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2020;9(1):50‑54.
Khitrova AN, Bolotina LV, Kornietskaia AL, Moskvicheva LI. High-intensity focused ultrasound therapy as part of combined treatment for inoperable pancreatic cancer. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2020;9(1):50‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog2020901150

Рекомендуем статьи по данной теме:
Под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию боль­ных не­мел­кок­ле­точ­ным ра­ком лег­ко­го III—IV ста­дии в Рос­сии. Пред­ва­ри­тель­ные ре­зуль­та­ты прос­пек­тив­но­го мно­го­цен­тро­во­го не­ин­тер­вен­ци­он­но­го наб­лю­да­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния КАРЛ. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):33-37
Собствен­ный опыт при­ме­не­ния пре­па­ра­та ате­зо­ли­зу­маб у па­ци­ен­тов с рас­простра­нен­ным мел­кок­ле­точ­ным ра­ком лег­ко­го. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):63-67
Вы­со­ко­ин­тен­сив­ная фо­ку­си­ро­ван­ная ультраз­ву­ко­вая те­ра­пия в ле­че­нии боль­ных дес­мо­ид­ной фиб­ро­мой. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):68-74
Ней­ро­па­ти­чес­кая боль, выз­ван­ная ток­си­чес­ким вли­янием хи­ми­оте­ра­пии, у па­ци­ен­тов со зло­ка­чес­твен­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):7-12
Ас­со­ци­иро­ван­ная с хи­ми­оте­ра­пи­ей кли­ни­чес­кая ди­на­ми­ка но­зо­ген­ных ре­ак­ций на мо­де­ли ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы и яич­ни­ков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):78-87
По­ли­ней­ро­па­тия, ин­ду­ци­ро­ван­ная при­ме­не­ни­ем пре­па­ра­тов пла­ти­ны у он­ко­ло­ги­чес­ких боль­ных. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):19-24
Оп­ла­та ле­карствен­ной те­ра­пии де­тей с ос­трым лим­фоб­лас­тным лей­ко­зом за счет средств обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния: те­ку­щая прак­ти­ка и воз­мож­ные пу­ти со­вер­шенство­ва­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(3):47-58
Син­дром зад­ней об­ра­ти­мой эн­це­фа­ло­па­тии у де­тей с за­бо­ле­ва­ни­ями сис­те­мы кро­ви. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):33-42
Ком­плексный под­ход к кор­рек­ции ане­мии и ми­то­хон­дри­аль­ных на­ру­ше­ний цит­ра­том же­ле­за «Син­те­зит» на эта­пах неоадъю­ван­тной хи­ми­оте­ра­пии при ко­ло­рек­таль­ном ра­ке и лим­фоп­ро­ли­фе­ра­тив­ных за­бо­ле­ва­ни­ях. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):21-31
Аго­нис­ты го­на­дот­ро­пин-ри­ли­зинг-гор­мо­на как шанс на ма­те­ринство в бу­ду­щем. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(2):30-36

Рак поджелудочной железы (РПЖ) — заболевание с крайне неблагоприятным прогнозом, являющееся 8-й по частоте причиной смерти от рака у мужчин и 9-й — у женщин во всем мире [1]. Количество больных РПЖ в мире увеличивается с каждым годом [2]. Хотя хирургическая резекция остается единственным радикальным методом лечения такой патологии, ее проведение возможно лишь у 10—20% пациентов [1]. Химиотерапия (ХТ) у пациентов с местно-распространенным и метастатическим РПЖ, а также у пациентов с локализованным опухолевым процессом, признанных неоперабельными в силу тяжести сопутствующих заболеваний, зарекомендовало себя как относительно безопасное средство увеличения продолжительности жизни [3—7].

Так, в клиническом обзоре 2017 г., объединившем исследования нескольких медицинских центров, японскими авторами показано достоверное увеличение продолжительности жизни пациентов со злокачественными новообразованиями поджелудочной железы, получавших ХТ, по сравнению с пациентами, леченными только с помощью симптоматической терапии [7]. Тем не менее показатель общей выживаемости больных РПЖ, получавших только ХТ, не превышает 1 год [7—11].

С начала XXI века в мировой литературе появляется все больше данных о безопасности и эффективности применения у пациентов с РПЖ высокоинтенсивной фокусированной ультразвуковой терапии (High Intensive Focused Ultrasound, HIFU-терапия), основанной на неинвазивном локальном термическом воздействии на опухоль сфокусированных механических волн с частотой выше 20 кГц [12—16].

В основе методики лежат механизмы термической абляции (коагуляционного некроза, возникающего при переходе механической энергии ультразвуковых волн в тепловую) и акустической кавитации (схлопывания микропузырков, образующихся под действием импульсного потока ультразвуковых волн при достижении ими резонансной частоты), формирующиеся в зоне фокуса ультразвуковых лучей, в результате которых разрушаются мелкие сосудистые структуры опухоли, а также развивается местный и системный иммунный ответ на антигены распадающейся ткани [17].

Появились единичные работы с обнадеживающими результатами применения комбинации ХТ и HIFU-терапии у больных РПЖ [18—20]. Так, в работе немецких авторов медиана выживаемости больных РПЖ III—IV стадии, получавших HIFU-терапию и ХТ, составила 16,2 мес от момента диагностики заболевания и 6,8 мес от момента начала специфического лечения [18]. Кроме того, авторы отмечают значительное и долговременное снижение интенсивности болевого синдрома у пациентов, а также уменьшение размеров опухоли на фоне описанного лечения. Тем не менее имеющиеся данные литературы количественно и качественно ограничены.

Цель работы — продемонстрировать преимущества комбинированной терапии (монохимиотерапия (МХТ) препаратом гемцитабин + HIFU-терапия) в лечении рака поджелудочной железы у неоперабельных в связи с соматическим статусом пожилых больных.

Клиническое наблюдение

Пациентка М., 78 лет, в январе 2017 г. самостоятельно обратилась в МНИОИ им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России с жалобами на наличие опухолевого образования в головке поджелудочной железы для обследования и выработки тактики лечения.

Из анамнеза известно, что пациентка считает себя больной с ноября 2016 г., когда впервые отметила у себя появление пожелтения кожного покрова и видимых слизистых оболочек. Обратилась в ГБУЗ «ГКБ им. С.С. Юдина» Департамента здравоохранения Москвы, где при обследовании выявлено опухолевое образование головки поджелудочной железы размером до 2 см и выполнено стентирование желчных протоков.

На момент обращения в МНИОИ им. П.А. Герцена, по данным обследования, в проекции головки поджелудочной железы определялось опухолевое образование с нечеткими неровными контурами размером 25×19 мм, распространяющееся за капсулу поджелудочной железы, не вовлекающее в процесс структуры чревного ствола, крупные вены; данных о наличии регионарных и отдаленных метастатических очагов не получено (рис. 1, 2).

Рис. 1. Эхограмма пациентки М. до начала комбинированного лечения. Опухолевое очаговое образование головки поджелудочной железы.

Рис. 2. Компьютерная томограмма пациентки М. до начала комбинированного лечения. Гиподенсивное опухолевое образование в области головки поджелудочной железы.

С целью верификации процесса 02.02.17 в условиях отделения абдоминальной хирургии МНИОИ им. П.А. Герцена пациентке выполнена тонкоигольная пункционная биопсия опухолевого образования головки поджелудочной железы под УЗ-контролем. Морфологическое исследование от 02.02.17: высокодифференцированная протоковая аденокарцинома.

Оценка онкомаркеров от 02.02.17: уровень в пределах референсных значений: СА 19−9 10,8 ед/мл (норма 0—37), РЭА 4,9 нг/мг (норма 0—5).

Таким образом, на основании клинико-инструментальной картины и данных морфологического исследования поставлен клинический диагноз.

Основной диагноз: рак головки поджелудочной железы IIА стадии, сТ3N0M0 (С25.0).

Сопутствующий диагноз: ИБС: атеросклеротический кардиосклероз, нарушение проводимости и ритма сердца (I25). Артериальная гипертензия II стадии, РССО 4 (I11). Единичные кисты обеих почек (Q61).

Морфологическое исследование от 01.02.17: высокодифференцированная протоковая аденокарцинома.

С учетом локализованного характера опухолевого процесса рассматривался вопрос о выполнении оперативного вмешательства, пациентка консультирована анестезиологом, однако с учетом возраста и наличия выраженной сопутствующей сердечно-сосудистой патологии, а также крайне высокого риска развития интра- и послеоперационных осложнений рекомендовано рассмотрение вопроса о проведении альтернативных консервативных методов лечения с целью дополнительного локального воздействия на опухоль.

10.02.17 на межотделенческом консилиуме выработан план комбинированного лечения: системное введение гемцитабина в монорежиме в комбинации с HIFU-терапией опухолевого образования головки поджелудочной железы.

С марта по август 2017 г. пациентке проведено 6 курсов комбинированного лечения (МХТ препаратом гемцитабин в дозе 1000 мг/м2 в/в в 1, 8, 15-й день 28-дневного цикла + 26 сеансов HIFU-терапии).

Сеансы HIFU-терапии проводили в положении пациентки лежа на животе на столе с помощью аппарата HIFU-2001 (Shenzhen Huikang Medical Apparatus Co., LTD, Китай, 2015) с расположением зоны собственно эпигастрия над диагностическим модулем, находящимся в резервуаре с дегазированной водой. Перед каждым сеансом лечения проводили УЗ-разметку опухоли с наведением зоны фокуса излучающей тарелки на целевую область и оконтуриванием зоны планируемого воздействия. Далее в течение 35—40 мин проводили импульсное высокоинтенсивное фокусированное ультразвуковое воздействие на опухоль в размеченном объеме. Параметры проведения HIFU-терапии были следующие: частота излучения 1,0±0,1 МГц, фокусное расстояние линзы 150 мм, длительность инсонации 200 мс, промежуток между импульсами 50 мс, число повторения импульсов 100—200 ударов в одну точку. Средняя мощность инсонации составила 550 Вт.

После окончания сеанса мягкие ткани в области акустического окна (прежде всего кожа и подкожная клетчатка) визуально, пальпаторно и инструментально (УЗИ) обследовали на предмет развития местных реакций: ожогов, отека и уплотнения кожи и подкожной жировой клетчатки.

Помимо специализированного лечения проводили корригирующую терапию (обезболивающая терапия за 30 мин до сеанса HIFU-терапии нестероидными противовоспалительными препаратами, ферментативная терапия, энтеросорбенты).

Контрольная МРТ от сентября 2017 г.: размеры опухолевого образования в головке поджелудочной железы составили 15×10 мм (редукция максимального размера опухоли на 40%). Онкомаркеры от 11.09.17: СА 19−9 7,2 ед/мл (норма 0—37), РЭА 4,51нг/мг (норма 0—5).

Учитывая достигнутый эффект и объем проведенного лечения, больная была оставлена под строгое динамическое наблюдение. При контрольном обследовании в марте 2018 г. (через 7 мес после завершения лечения) выявлен незначительный рост опухолевого очага в области головки поджелудочной железы в рамках стабилизации процесса (размер опухоли составил 17×14 мм — увеличение максимального размера на 14%). Онкомаркеры от 13.03.18: СА 19−9 7,6 ед/мл (норма 0—37), РЭА 4,38нг/мг (норма 0—5).

30.03.18 клиническая ситуация повторно обсуждена на консилиуме с участием специалиста HIFU-терапии, хирурга отделения абдоминальной онкологии, радиотерапевта, химиотерапевта: учитывая незначительный рост опухолевого образования в головке поджелудочной железы, его небольшие размеры, отсутствие клинических данных о наличии регионарных и отдаленных метастазов, возраст пациентки и имеющуюся у нее выраженную сопутствующую сердечно-сосудистую патологию, решено возобновить только локальное лечение в объеме HIFU-терапии.

С апреля 2018 г. по июнь 2019 г. в качестве локальной терапии пациентке было проведено 7—13 курсов (51 сеанс) HIFU-терапии рака головки поджелудочной железы. По данным контрольных обследований, в июле, октябре 2018 г., январе и апреле 2019 г. отмечалась нарастающая положительная динамика в рамках стабилизации.

При контрольном обследовании в июле 2019 г. зафиксирована полная регрессия опухоли. При К.Т. органов брюшной полости опухоль в головке поджелудочной железы не визуализируется, размеры головки чуть больше нормы (33 мм), отмечаются атрофия тела и хвоста поджелудочной железы, деформация и стеноз панкреатического протока на уровне головки, расширение панкреатического протока до 9 мм, холедоха до 8 мм, в просвете которого визуализируется стент (рис. 3, 4). Онкомаркеры от 09.07.19 г.: СА 19−9 4,3 ед/мл (норма 0—37), РЭА 4,1 нг/мл (норма 0—5).

Рис. 3. Эхограмма поджелудочной железы пациентки М. после 13 курсов HIFU-терапии и 6 курсов монохимиотерапии гемцитабином. Повышение степени эхогенности опухолевого очага, аваскулярного при ЦДК.

Рис. 4. Компьютерная томограмма пациентки М. после 13 курсов HIFU-терапии и 6 курсов монохимиотерапии гемцитабином. Отсутствие четкой визуализации опухоли головки поджелудочной железы.

Во время химиотерапии и HIFU-терапии оценивали клинические проявления болезни по следующим качественным и количественным параметрам: общее состояние и трудоспособность пациентки, наличие болевого синдрома, динамика индекса массы тела. Осуществляли локальный контроль опухолевого роста: оценивали динамику размера опухоли по данным УЗИ, выполняемого перед каждым курсом HIFU-терапии, и КТ, проводимой каждые 3 мес наблюдения.

Результаты

На протяжении всего периода специфического лечения общее состояние пациентки оставалось удовлетворительным, стабильным (0 по шкале ECOG), трудоспособность была сохранена, жалоб на развитие абдоминального болевого синдрома и снижение массы тела пациентка не предъявляла (ИМТ до начала лечения составлял 20,9 кг/м2, на момент достижения полной регрессии опухоли — 21,4 кг/м2). Реализация у данной больной предложенного способа лечения позволила добиться полной клинико-инструментальной регрессии опухоли головки поджелудочной железы. Срок наблюдения за пациенткой составил 33 мес.

Заключение

Приведенное наблюдение позволяет предположить, что комбинированное лечение неоперабельных больных, включающее проведение МХТ и HIFU-терапии до момента достижения устойчивой стабилизации с последующей HIFU-терапией в самостоятельном варианте способно существенно увеличить показатели продолжительности жизни с сохранением ее качества. HIFU-терапия неинвазивна, легко переносится пациентами, не требует проведения наркоза. Этот пример демонстрирует перспективность проводимой в МНИОИ им. П.А. Герцена работы специалистов HIFU и химиотерапевтов по увеличению выживаемости в группе пациентов с РПЖ, получающих комбинированное лечение, а также по контролю возможных местных реакций и нежелательных побочных эффектов, связанных с HIFU-терапией.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Хитрова А. Н. — https://orcid.org/0000-0002-6835-7212

Болотина Л. В. — https://orcid.org/0000-0003-4879-2687

Корниецкая А.Л. — https://orcid.org/0000-0003-0092-0459

Москвичева Л. И. — https://orcid.org/0000-0002-5750-8492

Автор, ответственный за переписку: Москвичева Людмила Ивановна — e-mail: ludamed16@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.