Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кит О.И.

Ростовский научно-исследовательский онкологический институт, Ростов-на-Дону, Россия

Франциянц Е.М.

ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Бандовкина В.А.

ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Черярина Н.Д.

ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Алейнов В.И.

ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Шалашная Е.В.

ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия

Содержание стероидных гормонов, их предшественников и АКТГ в крови больных с патологией поджелудочной железы

Авторы:

Кит О.И., Франциянц Е.М., Бандовкина В.А., Черярина Н.Д., Алейнов В.И., Шалашная Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4068

Загрузок: 40


Как цитировать:

Кит О.И., Франциянц Е.М., Бандовкина В.А., Черярина Н.Д., Алейнов В.И., Шалашная Е.В. Содержание стероидных гормонов, их предшественников и АКТГ в крови больных с патологией поджелудочной железы. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2020;9(3):29‑33.
Kit OI, Frantsiyants EM, Bandovkina VA, Cheryarina ND, Aleinov VI, Shalashnaya EV. The content of steroid hormones, their precursors and ACTH in the blood of patients with pathology of pancreas. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2020;9(3):29‑33. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog2020903129

Рекомендуем статьи по данной теме:
Де­ся­ти­лет­ний опыт ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния зак­ры­тых травм под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):34-38
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
По­ка­за­те­ли спон­тан­но­го по­ве­де­ния ма­как-ре­зус при суб­хро­ни­чес­ком пот­реб­ле­нии ал­ко­го­ля в мо­де­ли со сво­бод­ным вы­бо­ром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):106-112
Мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный ме­тод чрес­кож­но­го дре­ни­ро­ва­ния ос­трых нек­ро­ти­чес­ких скоп­ле­ний у па­ци­ен­тов с ин­фи­ци­ро­ван­ным пан­кре­онек­ро­зом. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(11):47-55
Му­ци­ноз­ная цис­та­де­но­ма под­же­лу­доч­ной же­ле­зы — не­ти­пич­ный ва­ри­ант те­че­ния за­бо­ле­ва­ния. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(12):118-122
Эн­дос­ко­пи­чес­кая ультра­со­ног­ра­фия и эн­дос­ко­пи­чес­кая ультра­со­ног­ра­фия с тон­ко­иголь­ной ас­пи­ра­ци­он­ной пун­кци­ей в ди­аг­нос­ти­ке ней­ро­эн­док­рин­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(6):19-27

Поджелудочная железа (ПЖ) является необычным органом из-за своей двойной экзокринной и эндокринной функции. Связь ПЖ с половыми стероидами (эстрогенами, прогестинами и андрогенами) косвенно подтверждается многочисленными эпидемиологическими, клиническими, биохимическими исследованиями. Определяли корреляцию пола и риска заболеваний поджелудочной железы, влияние беременности на метаболизм глюкозы, уровень рецепторов половых стероидных гормонов в ткани поджелудочной железы [1, 2]. Несмотря на то что механизмы участия половых гормонов при различных физиологических и патологических состояниях ПЖ еще полностью не определены, предполагается, что она является для них органом-мишенью. Обнаружены рецепторы для трех различных классов стероидных гормонов (эстрогенов, андрогенов и прогестинов), которые экспрессируются как в нормальной, так и опухолевой ткани ПЖ с различными профилями [3]. Рецепторы эстрогена и прогестерона были обнаружены в нормальной и опухолевой ткани ПЖ [4], кроме того, изучается роль рецепторов андрогенов [5]. Установлено, что активность специфических ферментов, участвующих в синтезе и трансформации половых гормонов, увеличивается в некоторых опухолевых тканях ПЖ, что может влиять на циркулирующие концентрации этих гормонов в крови [4, 5].

Рак поджелудочной железы (РПЖ) является одним из ведущих факторов, определяющих глобальную смертность от злокачественных новообразрваний. По прогнозам, заболеваемость этой патологией возрастает и к 2030 г. станет второй по частоте причиной смерти от рака [6]. Заболеваемость РПЖ примерно на 30—50% выше у мужчин, чем у женщин [7]. На сегодняшний день причины РПЖ до сих пор недостаточно известны, хотя около 35% случаев возникновения злокачественных опухолей ПЖ могут быть связаны с использованием табака, ожирением, алкоголизмом, диабетом и хроническим панкреатитом [1, 2]. Риск развития РПЖ увеличивается с возрастом. Средний возраст на момент постановки диагноза составляет 70 лет, и большинство случаев диагностируется на поздней стадии [7]. РПЖ может проявляться иногда как острый панкреатит [8] и занимает 1-е место среди бессимптомных форм рака. В 90% случаев выявляются аденокарциномы (АК). Нейроэндокринные опухоли поджелудочной железы (НЭО ПЖ) встречаются значительно реже, чем распространенные АК, и представляют собой группу биологически и клинически гетерогенных новообразований, возникающих из клеток диффузной нейроэндокринной системы (АПУД-системы) [9, 10]. Нейроэндокринный компонент может привести к гиперпродукции и гиперсекреции гормонов ПЖ, включая инсулин, гастрин, глюкагон и вазоактивный кишечный пептид, что выражается в специфических клинических синдромах [11].

Покольку НЭО ПЖ относится к гормонально-активным патологиям, а в тканях ПЖ обнаружены рецепторы основных классов половых стероидов, логично предположить возможности изменения гормонального фона у больных этим заболеванием. При этом возможность дифференциальной диагностики опухолей ПЖ, имеющих нейроэндокринный компонент, можно реализовать, используя достаточно дешевый и доступный анализ крови, что является очень удобным в клинической практике.

Цель исследования — определить уровень стероидных гормонов и АКТГ в крови у пациентов с заболеваниями ПЖ.

Материал и методы

Исследованы образцы крови у 51 мужчины с патологией ПЖ, средний возраст 58,8±6,7 года. Больные были разделены на группы с хроническим панкреатитом (n=9), аденокарциномой поджелудочной железы (АК ПЖ) (n=10); аденокарциномой с нейроэндокринным компонентом 10—30% (АК ПЖ+НЭО) (n=20), нейроэндокринным раком поджелудочной железы (НЭО) (n=12). В качестве группы сравнения была исследована кровь условно здоровых доноров (n=21), средний возраст которых составил 51,8±7,1 года. У большинства пациентов опухоль локализовалась в головке поджелудочной железы. У всех больных РПЖ диагностирована T1—3 N0—1M0-стадия распространенности процесса. Все пациенты давали информированное письменное добровольное согласие на использование результатов исследования в научных целях. В сыворотке крови РИА-методами определяли содержание АКТГ, ДГЭА-S, 17ОНР, тестостерона, прогестерона (Р4), эстрадиола (Е2) и кортизола (стандартные тест-наборы фирмы «Иммунотех», Чехия; анализатор «Ариан», Россия). Статистическую обработку материала проводили с помощью программы Statistica 10,0, определяли средние значения и стандартные ошибки (M±m). Значимость различий средних показателей оценивали с помощью U-критерия Манна—Уитни и t-критерия Стьюдента (после проверки на нормальность распределения с помощью критерия Шапиро—Уилка). Значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты исследования

У больных хроническим панкреатитом в крови выявлено только повышение уровня тестостерона в 2 раза и кортизола в 1,8 раза (р<0,05), показатели ДГЭА-S, 17ОНР, прогестерона и эстрадиола, а также АКТГ не имели значимых отличий от значений у здоровых доноров. Соотношение кортизол/ДГЭА-S у больных хроническим панкреатитом оказалось выше нормы в 1,6 раза (р<0,05).

Далее провели анализ полученных показателей в крови у больных со злокачественной патологией ПЖ. Установлено, что содержание стероидных гормонов в крови при злокачественных опухолях ПЖ имело свои особенности в зависимости от наличия или отсутствия нейроэндокринного компонента. У пациентов с АК уровень ДГЭА-S в крови был ниже нормы в 1,6 раза, а 17ОНР — в 1,4 раза, однако содержание тестостерона, прогестерона и эстрадиола было выше в 1,8, 4,8 и 2,7 раза соответственно (р<0,05). Кроме того, у больных АК ПЖ выявлено повышение уровня АКТГ в крови в 2,5 раза и кортизола в 2 раза по сравнению с показателями у здоровых доноров, а соотношение кортизол/ДГЭА-S у пациентов с АК ПЖ превышало норму в 3,2 раза (р<0,05). Результаты исследования представлены в таблице.

Уровень стероидных гормонов и АКТГ в крови пациентов с различной патологией поджелудочной железы


Примечание. * — статистически значимые различия по сравнению с показателями доноров; ** — с показателями при хроническом панкреатите; *** — при АК ПЖ; ^ — при НЭО (р<0,05).

У больных НЭО ПЖ в крови по сравнению с показателями у доноров оказалось сниженным содержание ДГЭА-S в 2,4 раза, 17ОНР в 6,4 раза, тестостерона в 1,6 раза и эстрадиола в 1,5 раза. При этом уровень прогестерона, кортизола и АКТГ в крови не отличался от показателей нормы. Коэффициент соотношения кортизол/ДГЭА-S у больных НЭО ПЖ превышал норму в 2,4 раза (р<0,05). НЭО ПЖ имели свои отличия от АК ПЖ по содержанию гормонов в крови. У больных НЭО ПЖ по сравнению с пациентами с АК ПЖ уровень ДГЭА-S в крови оказался ниже в 1,5 раза, 17ОНР — в 4,5 раза, тестостерона — в 2,9 раза, прогестерона — в 5,4 раза, эстрадиола — в 4,2 раза, кортизола и АКТГ —в 2 раза, а кортизол/ДГЭА-S — в 1,3 раза (р<0,05).

Больные АК ПЖ, в опухолях у которых был выявлен нейроэндокринный компонент, имели сниженный уровень ДГЭА-S в 2,5 раза по сравнению с нормой, 17ОНР — в 4,6 раза, тестостерона — в 1,3 раза, но было выше содержание прогестерона в 1,4 раза и АКТГ в 2,2 раза (р<0,05) на фоне нормальной концентрации кортизола. При этом соотношение кортизол/ДГЭА-S было выше нормы в 2,4 раза (р<0,05). Показатели эстрадиола в крови у данной группы больных статистически значимых различий от нормы не имели. При наличии у больных нейроэндокринного компонента в АК ПЖ наблюдалось снижение в крови в 1,6 раза ДГЭА-S, в 3,3 раза 17ОНР, в 2,1 раза кортизола, в 2,4 раза тестостерона, в 3,4 раза прогестерона и в 2,7 раза эстрадиола (р<0,05) по сравнению с показателями в группе больных АК ПЖ. При этом уровень АКТГ в крови у больных АК+НЭО ПЖ не отличался от показателей при АК ПЖ, а соотношение кортизол/ДГЭА-S было ниже в 1,3 раза (р<0,05).

После проведенных исследований было выявлено, что основными отличиями изученных показателей в крови между группами больных с компонентом НЭО в аденокарциноме и в 100% случаев НЭО ПЖ были более низкое содержание у последних 17ОНР — в 1,4 раза и прогестерона — в 1,6 раза, а также более высокие концентрации эстрадиола — в 1,5 раза и АКТГ — в 1,8 раза (р<0,05).

Обсуждение

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что исследованные показатели крови имели различия и зависели не только от наличия или отсутствия злокачественного поражения ПЖ, но и от имеющегося нейроэндокринного компонента в злокачественной опухоли. Известно, что хронический панкреатит увеличивает риск возникновения злокачественных опухолей ПЖ независимо от формы воспаления [12]. Наследственный панкреатит, причина которого связана с мутациями в гене PRSS1, встречается достаточно редко, примерно у 2% пациентов, однако также существенно увеличивает вероятность злокачественного перерождения [13]. Результаты наших исследований свидетельствуют только о повышении уровня тестостерона и кортизола в крови, а также коэффициента соотношения кортизол/ДГЭА-S у больных с хроническим панкреатитом по сравнению с донорами. Если повышение содержания кортизола в крови логично объяснить стрессорной реакцией организма, в частности, на болевой синдром при хроническом панкреатите [14], то повышенный уровень тестостерона в крови у больных с заболеванием, являющимся одним из факторов риска появления злокачественных патологий ПЖ, подтверждается более высоким процентом развития злокачественных опухолей у мужчин по сравнению с женщинами [7]. Однако следует отметить, что у больных со злокачественными опухолями ПЖ изменения исследованных гормонов в крови в большинстве случаев оказались иными, чем у больных хроническим панкреатитом. Возможно, этот факт связан с поздней выявляемостью злокачественных патологий, их частой бессимптомностью, что в результате приводит к обследованию больных с уже сформировавшейся патологией на поздних стадиях.

Основным отличием хронического воспалительного процесса в ПЖ от злокачественного опухолевого роста явилось снижение в крови больных РПЖ (в разной мере в зависимости от наличия или отсутствия нейроэндокринного компонента) содержания ДГЭА-S и 17ОНР. Известно, что ДГЭА-S и 17ОНР являются метаболическими предшественниками половых стероидов, в частности, андрогенов, и секретируются в ответ на воздействие гипофизарного АКТГ [15]. ДГЭА-S является наиболее распространенным стероидом в сыворотке крови человека и секретируется корой надпочечников [16]. Установлено снижение содержания ДГЭА-S с возрастом [17] и под влиянием стрессорных факторов [18], кроме того, выявлен низкий уровень гормона в крови у больных с различными иммунопатологическими состояниями, включающими аутоиммунные заболевания, ревматоидные артриты, ряд нейродегенеративных заболеваний, диабет, ВИЧ-инфекции [17]. Ряд исследователей показывают, что ДГЭА-S обладает нейропротекторным, антиоксидантным и противовоспалительным действием [19]. Кроме того, предполагается, что ДГЭА-S играет роль в формировании устойчивости и успешной адаптации к стрессу [20]. Определено также, что 17-гидроксипрогестерон является непосредственным предшественником цепи синтеза стероидных гормонов [21]. Существуют и другие исследования, свидетельствующие о влиянии 17OHP на инсулинорезистентность организма [22].

Следует отметить, что у всех обследованных больных вне зависимости от наличия злокачественных опухолей или нейроэндокринного компонента в ней установлено повышение коэффициента соотношения кортизол/ДГЭА-S. При этом максимальное повышение зафиксировано в группе больных АК ПЖ, а минимальное, но статистически значимо отличающееся от нормы, — при хроническом панкреатите. Расчет соотношения кортизол/ДГЭА-S используют в различных исследованиях, так как ДГЭА-S играет защитную роль во время острого стресса как антагонист воздействия гормона стресса кортизола [17]. В ряде научных работ показано, что низкие уровни ДГЭА-S и высокое соотношение кортизол/ДГЭА-S связаны со способностью организма реагировать на стресс и были установлены в случаях высокой смертности у пожилых пациентов, при деменции, метаболическом синдроме и снижении иммунитета после физического стресса. Кроме того, диссонирующая секреция этих двух гормонов надпочечников связана со старением [14]. Поэтому секреция кортизола и ДГЭА-S в надлежащем балансе имеет важное значение для поддержания гомеостаза. ДГЭА и кортизол вырабатываются в разных отделах коры надпочечников; слой zona flaviculata секретирует кортизол, в то время как слой zona reticularis — ДГЭА и его сульфатированный метаболит ДГЭА-S [17]. Кортизол участвует в различных физиологических процессах, включая метаболизм, иммунный ответ и реакцию организма на стресс. Так, повышение соотношения кортизол/ДГЭА-S у всех обследованных больных может свидетельствовать о развитии стрессорной реакции, снижении сопротивляемости организма и об ухудшении адаптивных реакций.

Уровень АКТГ в крови превышал норму у больных АК ПЖ как в «чистом» варианте, так и при наличии от 10 до 30% нейроэндокринного компонента. Кроме того, только у больных АК ПЖ оказался повышенным уровень тестостерона и эстрадиола в крови, а выявленный эндокринный компонент вызывал их снижение. Возможно, повышение уровня АКТГ в крови является системным сбоем организма при длительно развивающейся патологии, а высокое содержание в крови кортизола и АКТГ у больных АК ПЖ свидетельствует о нарушении обратных регуляторных связей.

Наличие нейроэндокринного компонента в злокачественной опухоли ПЖ усугубляло снижение ДГЭА-S и 17ОНР по сравнению с АК ПЖ. Такое резкое падение содержания предшественников половых стероидов при наличии нейроэндокринного компонента сказывалось также на уменьшении в крови уровня тестостерона у больных с НЭО и АК+НЭО ПЖ, а также эстрадиола у больных только с НЭО ПЖ.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно говорить о нарушении гормонального баланса в крови. У больных со злокачественными опухолями ПЖ выявлено резкое снижение уровня ДГЭА-S и 17ОНР в крови, которое усугублялось наличием нейроэндокринного компонента и приводило к падению в крови содержания тестостерона и эстрадиола (при НЭО ПЖ). Высокий уровень кортизола и АКТГ у больных АК ПЖ свидетельствовал о нарушении центральной гормональной регуляции, а высокий коэффициент соотношения кортизол/ ДГЭА-S — об угнетении противоопухолевой защиты и адаптационых возможностей организма.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.И.К., Е.М.Ф.

Сбор и обработка материала — Н.Д. Ч., В.И. А.

Статистическая обработка материала — В.А. Б., Е.В. Ш.

Написание текста — Е.М. Ф., В.А. Б.

Редактирование — Е.М. Ф., Н.Д. Ч.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.