Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Каган И.И.

ГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Бажитова Е.А.

Оренбургский филиал ФГАУ НМИЦ «МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России

Макромикроскопическая характеристика анатомического строения и топографии век

Авторы:

Каган И.И., Бажитова Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1524

Загрузок: 31


Как цитировать:

Каган И.И., Бажитова Е.А. Макромикроскопическая характеристика анатомического строения и топографии век. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2021;5(1):5‑12.
Kagan II, Bazhitova EA. Macromicroscopic characteristics of the anatomical structure and topography of the eyelids. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2021;5(1):5‑12. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg202150115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Им­му­но­гис­то­хи­ми­чес­кие осо­бен­нос­ти и па­то­ге­нез ги­пер­рас­тя­жи­мых век. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):25-33

Введение

В первые десятилетия XXI века из вопросов анатомии век глаза в журнальных публикациях нашли отражение постнатальное развитие и инволютивные изменения век [1—3], анатомическое строение тарзальных (мейбомиевых) желез [4, 5], значительное внимание уделено клинической анатомии век, в том числе при различных видах их патологии [6—11]. Выделяется исследование по ультразвуковой биомикроскопии век в условиях нормы и при врожденном птозе [12]. В 2003—2017 гг. в отечественной и зарубежной литературе опубликован ряд руководств, атласов, учебных пособий, содержащих специальные разделы по морфологии век [13—17]. В большинстве из них, как и в журнальных публикациях, приводится описание строения век на макроскопическом и микроскопическом (преимущественно цитологическом) уровне. Почти нет описаний и особенно фотографий препаратов на макромикроскопическом уровне, т.е. при небольших увеличениях стереоскопического микроскопа, соответствующих оптическим увеличениям операционных микроскопов. Такие макромикроскопические исследования могли бы, во-первых, заполнять «оптический диапазон» в морфологии век, во-вторых, служить анатомической основой микрохирургических вмешательств на веках. Методически в решении такой задачи был бы полезен широко применяемый в последние десятилетия гистотопографический метод [18].

Цель исследования — получение данных по макромикроскопической анатомии структур век глаза и представление фотографий структур век в макромикроскопическом диапазоне.

Материал и методы

Материалом исследования явились 24 комплекса, включившие верхнее и нижнее веко, медиальный или латеральный угол глаза, полученные от 12 трупов людей зрелого и пожилого возраста, умерших от причин, не связанных с патологией лица или органа зрения. Материал получен в соответствии со статьей 68-й «Использование тела, органов и тканей умершего человека» Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ №750 от 21 июля 2012 г. «Об утверждении правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях».

В исследовании применен гистотопографический метод, включающий приготовление серийных, пространственно ориентированных гистотопограмм, их окраску пикрофуксином по Ван Гизону и гематоксилином и эозином, изучение, морфометрию и фотографирование под стереоскопическим микроскопом МБС-10 при 6- и 12-кратных увеличениях.

Результаты и обсуждение

На поперечных гистотопограммах верхнего и нижнего века (рис. 1) хорошо определяются основные слои век: кожа, подкожная клетчатка, вековая часть круговой мышцы глаза, хрящ века и конъюнктива (на рис. 1, а сверху вниз, на рис. 1, б снизу вверх). Толщина верхнего и нижнего века 2,6—3,2 мм. Толщина основных слоев верхнего и нижнего века: кожи — 0,7—0,9 мм, подкожной клетчатки — 0,8—1,0 мм, вековой части круговой мышцы глаза — 0,7—1,1 мм, тарзальной пластинки — 0,8—0,9 мм, конъюнктивы — 20—35 мкм.

Рис. 1. Поперечные гистотопограммы верхнего (а) и нижнего (б) века.

Окраска по Ван Гизону, увеличение МБС-10, окуляр 6, объектив 2.

Кожа век хорошо выявляется на гистотопограммах, окрашенных гематоксилином и эозином. На участках, где выходят ресницы или открываются выводные протоки потовых желез, она имеет волнистый контур, так как содержит многочисленные углубления от выходящих ресниц и отверстий протоков желез (рис. 2, а). Кожа на большем протяжении век образует ровную поверхность на верхнем и нижнем веке (рис. 2, б).

Рис. 2. Гистотопограммы поверхностных слоев верхнего века.

а, б — кожа и подкожная клетчатка с фолликулами ресниц, окраска гематоксилином и эозином, ув. МБС-10, ок. 6, об. 2; в — луковицы и начало ресниц в подкожной клетчатке, окраска по Ван Гизону, ув. МБС-10, ок. 6, об. 1; г — сальные железы (Цейса), окраска гематоксилином и эозином, ув. МБС-10, ок. 6, об. 1; д — деталь г, ув. МБС-10, ок.6, об. 2; е — потовые железы (Молля), окраска гематоксилином и эозином, ув. МБС-10, ок. 6, об. 2.

Подкожная клетчатка содержит фолликулы ресниц, сальные и потовые железы.

Фолликулы ресниц располагаются на разной глубине подкожной клетчатки, образуя от 2 до 5 слоев. В отдельных наблюдениях отмечено расположение фолликулов между краевыми мышечными пучками вековой части мышцы верхнего века. На гистотопограммах (см. рис. 2, а и 2, б), окрашенных гематоксилином и эозином, фолликулы представлены колечками или овалами с интенсивно окрашенным клеточным слоем и расположенным внутри кольца корнем ресницы. Иначе выглядят фолликулы ресниц на гистотопограммах, окрашенных по Ван Гизону (рис. 2, в). На таких препаратах окрашенными являются внутривековые стержни ресниц, хорошо видно их расположение на разной глубине подкожной клетчатки. Наружный диаметр фолликулов (луковиц ресниц) может достигать 0,9 мм. Глубина расположения в подкожной клетчатке составляет 1,5—2,2 мм, плотность расположения — 3—4 в 1 мм2.

Сальные и потовые железы хорошо выявляются на гистотопограммах с преимущественной окраской гематоксилином. Так, на рис. 2, г, д сальные железы располагаются в непосредственном контакте с фолликулой ресниц в поверхностном слое подкожной клетчатки, на расстоянии 0,3—0,5 мм от кожного покрова. Как правило, у одного фолликула располагаются две железы с выводными протоками, открывающимися непосредственно в фолликул. Поперечный размер сальной железы равен 0,3—0,7 мм. Она представлена гроздевидным скоплением долек со сходящимися протоками к фолликулу ресницы. Такая структура хорошо различима при 12-кратном увеличении (рис. 2, е). Плотность расположения сальных желез достигает 2—3 железы в 1 мм2.

Потовые железы располагаются в более глубоких слоях подкожной клетчатки, на глубине 0,4—1,1 мм, как правило, глубже сальных желез. Плотность расположения потовых желез 1—2 железы в 1 мм2. Железа имеет вид скрученного клубка диаметром 0,5—0,9 мм (см. рис. 2, е).

Вековая часть круговой мышцы глаза в верхнем и нижнем веке представляет собой мышечные пласты с поперечным по плоскости века расположением мышечных волокон, собранных в мышечные пучки (рис. 3, а, б).

Рис. 3. Гистотопограммы вековой части круговой мышцы глаза и тарзальных желез верхнего века.

Окраска по Ван-Гизону, ув МБС-10, ок. 6, об. 1.

а, б — различия в пучковом строении мышцы; в — тарзальные железы верхнего века; г — деталь в, ок. 6, об. 2.

Поперечник мышечных пучков равен 20—80 мкм. Мышечные пучки располагаются параллельно друг другу по плоскости и длине век. Плотность расположения мышечных пучков может быть различной от плотного расположения до рыхлого с разделением пучков значительными прослойками соединительной ткани. Край мышцы в верхнем веке не достигает края века, отделяясь от него значительным слоем подкожной клетчатки. В нижнем веке он может почти вплотную подходить к краю века. За мышечным слоем располагается тонкая прослойка соединительной ткани толщиной до 80 мкм, отделяющая его от тарзальной пластинки.

В хряще верхнего и нижнего века на плоскостных гистотопограммах, окрашенных по Ван Гизону, прекрасно выявляются тарзальные (мейбомиевы) железы (рис. 3, в, г). Каждая железа имеет вид множественных долек, расположенных вокруг и вдоль протока железы, расположенного в плоскости хряща и направляющегося к его краю. Длина каждой железы в середине хряща верхнего века равна 2,8—3,0 мм, нижнего века — 2,0—2,6 мм. Длина желез уменьшается к медиальному и латеральному концам хряща. Поперечник тарзальной железы равен 0,8 мм.

Гистотопограммы позволяют выявить определенные детали макромикроанатомического строения углов глаза.

Так, на рис. 4 представлены поперечные срезы медиального угла со слезными путями: слезными канальцами, слезным мешком, носослезным протоком, а также слезным мясцом. На гистотопограммах видно, что слезный мешок имеет в поперечнике неправильную овальную форму с угловатым контуром стенки, а носослезный проток — неправильную округло-четырехугольную форму с извилистым краем. Мы не можем утверждать, что это их прижизненная форма просвета, так как здесь возможно влияние формалиновой фиксации материала.

Рис. 4. Гистотопограммы зоны медиального угла глаза и слезных путей.

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. МБС-10, ок. 6, об. 2 (в — ок. 6, об. 1).

а — слезное мясцо; б — слезный каналец; в — зона медиального угла; г — деталь в; слезный мешок и слезный каналец; д — носослезный проток.

Существенные детали выявляются на гистотопограммах латерального угла глаза.

Прежде всего представляет интерес взаимоотношение между вершиной латерального угла и кожным покровом латеральной поверхности глазничной области (рис. 5, а, б). Как видно на гистотопограмме, расстояние между вершиной латерального угла и кожей глазничной области, особенно если на ней имеется поперечная складка, может составлять всего 3 мм. В других крайних случаях это расстояние может равняться 15 мм.

Рис. 5. Гистотопограммы латерального угла глазной щели. Ув. МБС-10, ок. 6, об 1.

а, б — различия взаимоотношений латерального угла с кожей области глазницы, окраска гематоксилином и эозином; в—е — различия прикрепления и взаимоотношений мышечных пучков верхнего и нижнего века вековой части круговой мышцы глаза, окраска по Ван Гизону.

Другая деталь касается латеральных концов мышцы верхнего и нижнего века. Общепринято, что мышечные пучки в латеральном углу глаза прикрепляются к латеральной связке век (рис. 5, в). Однако, как видно на представленных гистотопограммах (рис. 5, г—е), часть мышечных пучков может переходить с верхнего века в нижнее или наоборот, продолжаясь или заканчиваясь там.

Приведенные данные в общем виде свидетельствуют о целесообразности применения гистотопографического метода для изучения макромикроскопической анатомии и микротопографии век. Метод позволяет документировать получаемые сведения микрофотографиями гистотопограмм при выбранных увеличениях стереоскопического микроскопа. На этой основе получена серия микрофотографических изображений структур век в макромикроскопическом диапазоне.

В результате исследования получены морфометрические данные о макромикроскопических структурах век: фолликулах ресниц, сальных, потовых, тарзальных железах, вековой части круговой мышцы глаза. В значительной степени новыми являются дополнительные сведения по макромикроскопической анатомии и микротопографии этих образований, сведения о различиях в расстоянии между вершиной латерального угла и кожей области глазницы, межвековых переходах мышечных пучков вековых частей верхнего и нижнего века. Наличие тонкой соединительнотканной прослойки между мышцей и хрящом века анатомически обосновывает возможность разделения хирургическим путем века на кожно-мышечную и тарзоконъюнктивальную части при пластических операциях на веках.

Прикладное значение полученных данных можно использовать в качестве составной части анатомической основы микрохирургических вмешательств на веках, особенно в восстановительной и пластической хирургии век.

Заключение

В статье представлены морфометрические параметры основных структур век, особенности их микротопографии. Полученный комплекс морфометрических, макромикроскопических сведений и изображений внутривековых структур дополняет и развивает макромикроскопическую анатомию и микротопографию век. Он имеет значение для дальнейшей детализации анатомического строения век и представляет интерес для современной офтальмомикрохирургии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.И. Каган

Сбор и обработка материала — И.И. Каган, Е.А. Бажитова

Статистическая обработка — И.И. Каган, Е.А. Бажитова

Написание текста — Е.А. Бажитова

Редактирование — И.И. Каган

The participation of the authors:

Research concept and design — I.I. Kagan

Collection and processing — I.I. Kagan, E.A. Bazhitova

Statistical processing — I.I. Kagan, E.A. Bazhitova

Writing — E.A. Bazhitova

Editing — I.I. Kagan

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.