Известно, что нитроглицерин-индуцированная вазодилатация (НИВД) оценивается по изменению диаметра плечевой артерии в ответ на сублингвальное введение нитроглицерина. Изменение диаметра плечевой артерии под влиянием экзогенного оксида азота связывают преимущественно с активацией цитозольной гуанилатциклазы клеток гладкой мускулатуры (гЦМФ) и рассматривают как эндотелий-независимую вазодилатацию (ЭНВД). Степень прироста диаметра плечевой артерии при ЭНВД у здоровых лиц составляет в среднем, по данным большинства авторов [1], 14-17%. Имеются сообщения о корреляции величины НИВД с возрастом, артериальным систолическим и диастолическим давлением, сердечно-сосудистым риском у бессимптомных пациентов (оцененным по Фремингемской шкале), что позволяет рассматривать этот показатель как маркер атеросклероза [2]. Известно также об отрицательном влиянии на величину НГВД мужских половых гормонов [3] и положительном - женских [4]. Сообщения о взаимосвязи ЭНВД и функции щитовидной железы, по данным экспериментальных и клинических исследований, весьма противоречивы, а механизмы изменения активности гуанилатциклазы при тиреоидной патологии остаются неизвестными.
Выявление закономерностей изменения ЭНВД на фоне медикаментозного и хирургического лечения токсического зоба позволит уточнить влияние патологически измененной щитовидной железы и тиреоидной дисфункции на внутриклеточные механизмы вазомоторной регуляции, оценить неизвестные ранее сано- (или пато-)генные эффекты тиреоидэктомии (ТЭ) при токсическом зобе.
Цель исследования - изучить согласованность гуанилатциклазного механизма вазодилатации с продукцией факторов сосудистого эндотелия и показателями липидного обмена и оценить изменчивость величины эндотелийнезависимой вазодилатации до и после ТЭ при токсическом зобе.
Материал и методы
Критерием включения в исследование определено наличие показаний к хирургическому лечению токсического зоба (декомпенсированная функциональная автономия, рецидив тиреотоксикоза, синдром компрессии органов шеи). Критериями исключения из исследования больных служили сопутствующие ИБС и гипертоническая болезнь, нарушение ритма сердца, а также обострение интеркурентных заболеваний. Обследованы 49 женщин, медиана возраста составила 44 года (33-50 лет). Исследование выполнено с соблюдением этических принципов медицинских исследований с участием человека, изложенных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации.
Состояние гуанилатциклазной активности миоцитов (ГЦАМ), оцененное по приросту диаметра плечевой артерии в ответ на экзогенное введение нитроглицерина (
Нитроглицериновую пробу осуществляли путем сублингвального приема нитропруссида натрия и измерения диаметра плечевой артерии (D) с помощью дуплексного сканирования плечевой артерии на границе интима-медия мультичастотным линейным датчиком 5-10 МГц на ультразвуковом сканере GE LOGIC-700 pro (США). Измерение диаметра артерии производили дважды - до и после приема препарата. Расчет отклонения диаметра сосуда проводили в сравнении с исходной величиной в относительных единицах (
Исследование уровня тиреотропного гормона (ТТГ), свободного тироксина (свТ4) и антител к тиреоидной пероксидазе (АТ-ТПО) в сыворотке крови проводили методом иммуноанализа. Клинико-инструментальное обследование включало ультразвуковое исследование щитовидной железы, гамма-сцинтиграфию с использованием Тс99m (74 МБк), электрокардиографию и эхокардиографию, оценку систолического и диастолического артериального давления.
Кроме того, непосредственно перед исследованием ЭНВД проводили забор венозной крови для определения концентрации эндотелийзависимых факторов и показателей липидного обмена. Концентрацию нитритов в плазме крови оценивали с помощью реактива Грисса по интенсивности окраски при длине волны 540 нм на фотометре V-50 (Германия). Уровень нитритов использовался как косвенный показатель продукции оксида азота (NO). Содержание эндотелина-1 в плазме определяли с помощью иммуноферментного набора эндотелин (1-21) Biomedica Gruppe (кат. №442-0052) по протоколу, рекомендуемому фирмой, на иммуноферментном анализаторе Stat Fax-2600 «Labsystems» (США). Содержание малонового диальдегида в плазме крови (МДАпл) и эритроцитах (МДАэр) определяли в тесте с тиобарбитуратовой кислотой. Уровень общего холестерина (ХС), ЛПВП, ЛПНП и ТГ устанавливали с помощью автоматического биохимического анализатора Синхрон-9 фирмы «Bekman» (США), коэффициент атерогенности липидов (КА) рассчитывали по формуле (ХС ЛПВП)/ЛПВП.
Анализ полученных данных проводили методами описательной, непараметрической и параметрической (после проведения оценки нормальности распределения) статистики с использованием программного обеспечения Statistica 6.0.
Результаты
Величина
Распределение величины
МКТ не сопровождалась статистически значимым изменением
Результаты корреляционного анализа признаков, связанных с
Полученные данные корреляционного анализа демонстрируют взаимосвязь
Предикторные свойства признаков, связанных с ГЦАМ, тестированы в многофакторном линейном регрессионном анализе. Для выполнения условий применимости метода все ненормально распределенные признаки математически преобразованы.
В результате анализа получена статистически значимая множественная линейная регрессия, отражающая влияние возраста и уровня свТ4 на
Возраст и тиреоидный статус, оцененный по уровню свТ4, оказались независимыми факторами, влияющими на величину
Диаграмма рассеяния фактических и рассчитанных по регрессионной модели значений показана на рис. 1.
Величина
После ТЭ (в сравнении с пробами, проведенными в стадии ДКТ) выявлен более высокий уровень холестерина (p=0,006), более низкий уровень МДА в эритроцитах (p=0,028) и значений пиковой систолической скорости кровотока (p=0,002) при отсутствии статистически значимых различий в возрасте и диаметре плечевой артерии (p=0,38; критерий Манна-Уитни).
Взаимосвязь величины ЭНВД при токсическом зобе и факторов, ассоциированных с возрастом, сердечно-сосудистой и тиреоидной патологией, состоянием липидного обмена и сосудистого эндотелия представлена на рис. 3.
Обсуждение
В нашем исследовании установлена отрицательная зависимость между уровнем свТ4, содержанием метаболитов NO в крови и величиной ЭНВД. Эта зависимость ограничивалась наличием сохраненной ГЦАМ, несмотря на влияние возраста и сопряженных с ним факторов (КА, D) (
В нашем исследовании установлена отрицательная связь между содержанием эндотелина-1 в крови и величиной ЭНВД. Эта зависимость выявлена только при снижении ГЦАМ (
В то же время авторы показали взаимосвязь между величиной ЭНВД и наличием мутаций в генах, кодирующих белки - рецепторы эндотелинов вне зависимости от основных сердечно-сосудистых факторов риска, что позволяет рассматривать состояние рецепторов эндотелинов в качестве возможных предикторов изменения ГЦАМ.
В нескольких клинических исследованиях выявлена связь между повышением уровня эндотелина-1 в периферической крови и заболеваниями щитовидной железы. Повышение уровня эндотелина-1 установлено при токсическом зобе, аутоиммунном тиреоидите и болезни Грейвса [11, 12]. В плазме венозной крови щитовидной железы концентрация эндотелина-1 выше, чем в периферической крови [13]. По результатам одних исследований [12], не выявляется зависимости между уровнем эндотелина-1 в периферической крови и другими параметрами заболевания, такими как концентрация тиреотропного гормона и тироксина в крови, объемом щитовидной железы. По другим данным [11], повышение уровня эндотелина-1 в сыворотке крови при тиреотоксикозе положительно связано с тиреоидными гормонами. В нашем исследовании выявлена отрицательная связь между уровнем эндотелина-1 в крови и содержанием МДАпл, что позволяет рассматривать изменение процессов перекисного окисления липидов и уровня эндотелина-1 при токсическом зобе взаимосвязанными факторами. При этом содержание МДАпл оказалось положительно связано с величиной ЭНВД только при снижении ГЦАМ (
В нашем исследовании не выявлено взаимосвязи между величиной ЭНВД и выраженностью аутоиммунного компонента заболевания, а при снижении ГЦАМ отсутствие зависимости оказалось статистически значимым. Оба этих показателя оказались в отрицательной корреляции с возрастом больных. В противоположность нашим данным, имеется сообщение о снижении величины ЭНВД в ответ на нитроглицериновую пробу при аутоиммунном тиреоидите, более выраженном в состоянии гипотиреоза [20]. Возможно, это противоречие связано с различиями в состоянии ГЦАМ при токсическом зобе и аутоиммунном тиреоидите.
Нами установлено, что после ТЭ отмечается уменьшение PSV, активности процессов перекисного окисления липидов в эритроцитах и повышение уровня холестерина. Такая динамика показателей объясняется снижением уровня тиреоидных гормонов в раннем послеоперационном периоде. Учитывая выявленную нами сопряженность признаков (см. рис. 3), метаболические изменения должны были привести к усугублению исходного состояния ГЦАМ: уменьшению ЭНВД после операции при дооперационном уровне
Неожиданный саногенный эффект ТЭ в отношении внутриклеточной вазомоторной регуляции нуждается в обсуждении. Возможной причиной разнонаправленных изменений ГЦАМ является полиморфизм генов, кодирующих синтез белков - рецепторов эндотелина. В соответствии с гипотезой изменение ГЦАМ после ТЭ происходит в зависимости от чувствительности рецепторов, блокирующих ГЦАМ, к эндотелину вследствие устранения эндогенного источника его повышенного синтеза (патологически измененной щитовидной железы).
Изменения чувствительности гладкой мускулатуры артериальной стенки к воздействию NO при токсическом зобе носят обратимый характер. Взаимосвязь ГЦАМ с множеством эндогенных факторов, ассоциированных с возрастом, состоянием липидного обмена, тиреоидного статуса, эндогенного синтеза вазоконстрикторов и вазодилататоров, а так же полиморфизмом генов, кодирующих синтез белков - рецепторов эндотелина, объясняет существующие противоречия в экспериментальных и клинических исследованиях и диктует необходимость дальнейшего изучения данного вопроса.
Выводы
Величина ГЦАМ, оцененная по
Установлено, что восстановление ГЦАМ - один из саногенных эффектов ТЭ при токсическом зобе.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования - Е.А. Ильичева, Ю.И. Пивоваров
Сбор и обработка материала - И.Ф. Тарнуева, Л.Б. Корякина, Е.А. Чижова
Статистическая обработка данных - Е.А. Ильичева, И.Ф. Тарнуева
Написание текста - Е.А. Ильичева, И.Ф. Тарнуева
Редактирование - Ю.И. Пивоваров
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.