Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кононова Л.И.

Министерство здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ "Красноярский краевой центр медицинской профилактики"

Кутумова О.Ю.

Министерство здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ "Красноярский краевой центр медицинской профилактики"

Терских Е.В.

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Томск

Шульмин А.В.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, 660022 Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1, Российская Федерация

Петрова М.М.

Кафедра поликлинической терапии и семейной медицины с курсом последипломного образования Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Дыхно Ю.А.

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, 660022 Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.1, Российская Федерация

Демко И.В.

ГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России

Аристов А.И.

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Бас В.В.

Министерство здравоохранения Красноярского края, КГБУЗ "Красноярский краевой центр медицинской профилактики"

Добрецова Е.А.

ГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России

Опыт создания бездымных медицинских учреждений в Красноярском крае

Авторы:

Кононова Л.И., Кутумова О.Ю., Терских Е.В., Шульмин А.В., Петрова М.М., Дыхно Ю.А., Демко И.В., Аристов А.И., Бас В.В., Добрецова Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 295

Загрузок: 6

Как цитировать:

Кононова Л.И., Кутумова О.Ю., Терских Е.В., Шульмин А.В., Петрова М.М., Дыхно Ю.А., Демко И.В., Аристов А.И., Бас В.В., Добрецова Е.А. Опыт создания бездымных медицинских учреждений в Красноярском крае. Профилактическая медицина. 2013;16(4):45‑51.
Kononova LI, Kutumova OIu, Terskih EV, Shulmin AV, Petrova MM, Dykhno YuA, Demko IV, Aristov AI, Bas VV, Dobretsova EA. Experience in setting up smokeless health care facilities in the Krasnoyarsk Territory. Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(4):45‑51. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти учас­тия вра­чей-сто­ма­то­ло­гов в про­фи­лак­ти­ке и от­ка­зе от пот­реб­ле­ния та­бач­ной или иной ни­ко­тин­со­дер­жа­щей про­дук­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):7-16
Та­ба­ко­ку­ре­ние и его ас­со­ци­ации с от­но­ше­ни­ем к здо­ровью муж­чин 25—54 лет, ра­бо­та­ющих эк­спе­ди­ци­он­но-вах­то­вым ме­то­дом в Ар­кти­чес­ком ре­ги­оне За­пад­ной Си­би­ри. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):32-37
Осо­бен­нос­ти та­ба­ко­ку­ре­ния у сов­ре­мен­ных го­род­ских под­рос­тков-школь­ни­ков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):52-59

Табакокурение занимает 3-е место по вкладу семи ведущих факторов риска в преждевременную смертность россиян [1]. Согласно исследованию GATS [2], постоянными курильщиками табака в России являются 39,1% взрослого населения (43,9 млн человек), среди них 60,2% мужчин и 21,7% женщин. Пассивному курению подвержены 34,7% россиян в домашних условиях, 34,9% работающих в закрытых помещениях и более 10% — в медицинских учреждениях. Накоплены убедительные данные об опасности не только активного, но и пассивного курения [1, 3—7]. Исследования [8, 9] показывают, что концентрация взвешенных частиц табачного дыма в воздухе закрытых помещений (в том числе в больницах) превышает предельно допустимые значения от 30 до 100 раз и более. Большинство граждан достаточно информированы об опасности как активного, так и пассивного курения (90,8 и 81,9% респондентов соответственно) и считают необходимым полный запрет на курение на рабочих местах (81,0%) и в медицинских учреждениях (95,2%) [2].

Мировой опыт свидетельствует, что в числе шести важнейших стратегий Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака одним из эффективных механизмов защиты граждан от вредного воздействия табачного дыма является формирование зон, полностью свободных от табака [3, 4]. Наибольшие успехи в этом направлении достигнуты в США, где зарегистрировано не менее 500 государственных больниц, на 100% свободных от табачного дыма [10]. Опыт развитых и развивающихся стран по созданию бездымных госпиталей показал общие проблемы, которые требуют решения как на государственном уровне, так и на уровне руководителей госпиталей и медицинского персонала: курение в помещениях госпиталей, неисполнение антитабачного законодательства, отсутствие наказания для нарушителей, недостаточная доступность медицинской помощи при отказе от курения [11—16].

Первостепенную роль в борьбе с курением в развитых странах берут на себя медицинские работники [17], и особое значение придается медицинским сестрам, помогающим пациентам бросить курить [10]. В России распространенность курения среди медицинских работников значительно выше, чем в других странах [11—14], и не отличается от популяционного показателя [5, 17]. Вместе с тем врач может и должен влиять на образ жизни пациентов [6]. Полный запрет на курение в больницах не только обеспечивает защиту людей от табачного дыма на период лечения, но и является мотивом полного отказа от курения [8]. Показано, что методики вмешательства во время пребывания в стационаре способствуют прекращению курения среди пациентов [6, 18].

В Красноярском крае разработана программа по созданию бездымных медицинских учреждений, внедрение которой начато с 2010 г. При разработке программы учтен международный опыт, рекомендации ВОЗ и принципы Рамочной конвенции по борьбе против табака, которую Россия ратифицировала в 2008 г. Консультативно-методическое руководство программой осуществляет партнер ВОЗ по Глобальной антитабачной инициативе — Международный союз по борьбе с туберкулезом и заболеваниями легких.

Описание программы

Цель программы — снижение воздействия табачного дыма на персонал, пациентов и посетителей медицинских учреждений. Для достижения поставленной цели выполнялись задачи: по повышению осведомленности персонала, пациентов и населения о принципах программы, последствиях курения табака для здоровья и методах помощи при отказе от курения; по организации системы контроля за выполнением запрета на курение среди персонала и пациентов; по созданию системы информирования населения края о вводимом запрете; по организации доступной помощи персоналу и пациентам при отказе от курения.

Реализация программы проводилась поэтапно в 74 медицинских учреждениях стационарного типа в соответствии с разработанной методологией. Начало программы приурочено к Международному дню без табака 31 мая 2010 г. и ознаменовалось пресс-конференцией с участием министра здравоохранения Красноярского края и конференцией для руководителей медицинских учреждений.

На 1-м этапе (начало программы) проведен исходный опрос руководителей учреждений для оценки ситуации, издан приказ министра здравоохранения Красноярского края о запрете курения в медицинских учреждениях и выводе мест для курения за пределы закрытых помещений; разработаны методические рекомендации, включающие методологию программы, проект изменений в правила внутреннего трудового распорядка с мерами дисциплинарной ответственности за нарушение запрета и раздел в коллективный договор.

На 2-м этапе (внедрение программы) изданы внутренние приказы руководителей медицинских учреждений, внесены изменения в правила внутреннего и трудового распорядка в каждом учреждении с мерами дисциплинарного взыскания за нарушение запрета; сформированы группы контроля, размещены почтовые ящики для обращений граждан, проведены по графику рейды группы внешнего контроля с замерами воздуха на содержание взвешенных частиц сгорания табака; реализована программа обучения, включающая лекции для врачей на циклах последипломного образования в Красноярском государственном медицинском университете и для персонала в медицинских учреждениях (за 2 года лекции прослушали 5970 человек, обучены 64 врача на 6 циклах последипломного образования по вопросам лечения табачной зависимости); организовано информирование о введении запрета на курение с установкой в больницах знаков запрета и указывающих знаков, с использованием наружной рекламы, распространением информационных плакатов и листовок, размещением более 11 тыс. прокатов антитабачных роликов на плазменных экранах улиц, кинотеатров, на телевидении и радио.

В поддержку мероприятий антитабачной программы проведены 4 краевые информационные кампании, выставка «Предупредительные надписи о вреде табакокурения на сигаретных упаковках», обучающий семинар по проблемам контроля над табаком в Российской Федерации для 20 региональных журналистов, пишущих на антитабачную тему, 2 конкурса на тему «СМИ против табака!».

Программу освещали 25 средств массовой информации, совместно с которыми были созданы 8 постоянных антитабачных циклов на телевидении, радио, в газетах, и в течение 2 лет опубликовано около 2 тыс. материалов в региональных СМИ.

Третий этап программы включал исследования для оценки эффективности ее исполнения, материалы которых представлены в настоящей статье.

Цель исследования — оценить результаты программы за 2 года по ряду критериев, отражающих выполнение поставленных задач.

Задачи исследования:

— изучить динамику уровня информированности персонала и пациентов о вредном воздействии табачного дыма;

— оценить изменение отношения руководителей медицинских учреждений, персонала и пациентов к проводимым антитабачным мероприятиям;

— оценить динамику численности лиц, отказавшихся от курения, среди персонала и пациентов;

— оценить снижение воздействия табачного дыма на персонал, пациентов и посетителей.

Материал и методы

Проведено исходное анкетирование главных врачей учреждений здравоохранения края на первом этапе выполнения программы о готовности к внедрению программы создания бездымных учреждений здравоохранения и текущее анкетирование о результатах ее исполнения на 2-м этапе.

Также проведено исходное и итоговое анкетирование персонала и пациентов на 2-м этапе выполнения программы (через 6 мес и через 1,5 года от ее начала) в четырех крупных многопрофильных стационарах с числом коек около 1 тыс. и численностью персонала около 2 тыс. человек и в стационарах 4 центральных районных больниц, имеющих около 100 коек в каждой. С учетом того факта, что в многопрофильных краевых стационарах, находящихся в Красноярске, лечится около 50% жителей районов Красноярского края, а 4 районные больницы являются типичными для каждой муниципальной территории края, полученные данные анкетирования были расценены нами как отражающие ситуацию на всей территории края.

В крупных стационарах Красноярска в качестве генеральной совокупности рассматривались персонал и пациенты клинических отделений, где сосредоточено большинство единиц наблюдения и в которых сформирована 10% выборка (метод основного массива). В стационарах центральных районных больниц проведено сплошное анкетирование единиц генеральной совокупности, обладающих типичным значением признака (метод типичных единиц).

Использовались 4 вида анкет: для главных врачей с вопросами, отражающими готовность к внедрению программы и организационные меры по ее исполнению; для врачей и среднего медицинского персонала — участников программы обучения, а также 2 анкеты для персонала и пациентов, используемые при исходном и итоговом анкетировании. Результаты обработки последних двух анкет представлены в настоящей статье. Анкета для персонала состояла из 29 вопросов, анкета для пациентов — из 26 вопросов, которые включали: половозрастной и должностной состав респондентов; сведения о статусе курения; осведомленность о запретительных мерах по отношению к курению, об административных санкциях при нарушении запрета, источник осведомленности, права и обязанности медицинских работников в случае курения в больнице, отношение к запрету и применению административных санкций, знания о последствиях употребления табака, информированность о выделенных для курения местах, возможностях и методах помощи при отказе от курения, ощущения запаха табачного дыма в различных помещениях стационаров, влияние программы на принятие решения у самого респондента в отношении отказа от курения.

При исходном исследовании были опрошены 633 медицинских работника (мужчин — 12,6%, женщин — 87,4%, в структуре опрошенных 17,4% врачей, 64% среднего и 18,6% младшего медицинского персонала. Среди респондентов-мужчин преобладали врачи (72,1%), среди женщин подавляющее большинство составил средний и младший медицинский персонал (70,7%) Около 10% курящих сотрудников категорически отказывались отвечать на вопросы о статусе курения и заполнять анкеты.

Среди пациентов опрошены 729 человек, из них 55,7% женщин и 44,3% мужчин.

При итоговом исследовании опрошены 328 сотрудников и 335 пациентов через год после первого исследования. В отличие от исходного исследования удалось получить отклик на анкетирование только у 48,8%. Среди опрошенного персонала мужчины составили 22,7 %, женщины 77,3 %, врачи — 37,3 %, средний медицинский персонал — 43,9%, младший — 18,8%. Как и в первом исследовании, 9,7% отказались и не ответили на вопросы о курении.

Для объективной оценки эффективности реализации программы проводился регулярный внешний контроль с замерами воздуха монитором аэрозолей TSI SidePak AM510 на наличие взвешенных частиц, выделяемых при сгорании табака, размерами меньше 2,5 мкм (PM 2,5 мкм), являющихся наилучшим индикатором табачного дыма. Замеры проведены в 66 из 74 медицинских учреждениях — участниках программы, за исключением северных территорий. Динамика замеров проведена в тех же медицинских учреждениях по 2—3 раза с интервалом в 6 мес, в том числе в тех, где проводилось анкетирование.

Описательные статистики представлены процентными долями, их стандартными ошибками и доверительными интервалами. Проверка нулевой гипотезы между группами (персонал и пациенты, исходное и итоговое исследование) осуществлялась с помощью критерия χ2 и Z-критерия.

Результаты

Исходное анкетирование главных врачей медицинских учреждений в 2010 г. показало, что только 66 % из них одобряли полный запрет на курение во вверенных им учреждениях. По результатам опроса, проведенного через год после внедрения программы, 87 % главных врачей издали соответствующие приказы, а 84% внесли изменения в правила внутреннего трудового распорядка, предусматривающие в том числе дисциплинарные меры. В 85 % больниц были созданы внутренние группы контроля, в 97% проводилось информирование пациентов при поступлении на лечение в стационар, распространялись печатные материалы по введению запрета и мерах наказания за его нарушение. Во всех медицинских учреждениях отсутствовала продажа табачной продукции и реклама табака.

Результаты анкетирования персонала и пациентов представлены в табл. 1,

где приведена динамика показателей по 7 наиболее важным, на наш взгляд, ответам на 29 вопросов анкеты для персонала и 26 вопросов анкеты для пациентов.

По данным исходного и итогового анкетирования, информированы о введении программы и запрете курения 88—94 % персонала и 84—86 % пациентов.

Настораживает тот факт, что при исходном анкетировании персонал в меньшей степени одобрял полный запрет курения в стационаре по сравнению с пациентами (см. табл. 1). Однако при итоговом анкетировании доля персонала, одобряющего полный запрет курения, возросла на 4% (с 73,8±1,7 до 77,8±1,6%; p<0,05). Доля пациентов, одобряющих введение запрета, не изменилась (77,0±1,6 и 79,9±2,4%; p=0,242).

Доля курящих медицинских работников при исходном исследовании составила 29,1±1,8%, при итоговом — 26,5±2,4%. И хотя средние значения этих показателей были ниже, чем у пациентов (36,8±1,8 и 29,6±2,5% соответственно), значимого различия по доле курящих между персоналом и пациентами не получено.

На обоих этапах исследования как среди сотрудников, так и среди пациентов мужчины курят статистически значимо чаще, чем женщины (р<0,05). Доля курящих мужчин среди персонала (большинство (72,1%) врачи) составила при исходном исследовании 46,4±6,0 %, и через 2 года реализации программы сформировалась тенденция к снижению у них частоты курения (29,4±5,5%; p=0,062). Среди пациентов-мужчин доля курящих при исходном исследовании составляла 51,2±3,0%, при итоговом снизилась до 40,1±3,8% (p=0,029).

В отличие от мужчин, численность курящих сотрудниц-женщин не претерпела изменений при исходном и итоговом исследованиях (25,4±2,0 и 24,2±2,8% соответственно) и не отличалась от таковой среди пациенток. Следует отметить, что подавляющее большинство (70,7%) женщин составляют средний и младший медицинский персонал. Сотрудницы достоверно чаще (8,8±1,1%), чем пациентки (3,8±0,8%), уклонялись от ответа на вопрос о том, курят они или нет.

По данным исходного исследования, бросили курить в первые 6 мес внедрения программы 5,5±0,9% персонала и 6,0±0,9% пациентов.

Итоговое исследование показало, что доля персонала, бросившего курить, осталась прежней (5,5±0,9%), а доля бросивших курить пациентов возросла до 9,0±1,1% (различие незначимо, р=0,108).

Вместе с тем возросла численность медицинских работников, планирующих бросить курить (с 7,6 до 10,7%;, различие незначимо, р=0,135). Среди пациентов численность планирующих бросить курить составила 14,8±1,3% при исходном исследовании и 12,8±1,7% при итоговом исследовании (см. табл. 1).

В целом с учетом бросивших и планирующих бросить курить численность мотивированных к отказу от курения составила 16,2% среди медицинского персонала и 21,8% среди пациентов.

Опасность не только активного, но и пассивного курения отметили при исходном исследовании 77,9±1,6% медицинского персонала. При итоговом исследовании этот показатель практически не изменился (79,9±2,2%), несмотря на проведение образовательной программы

(2 лекции в год в каждой больнице для персонала и обеспечение методическими пособиями). При этом курящие сотрудники (86,0%) признали при итоговом анкетировании, что курение наносит вред окружающим.

Среди пациентов опасность активного и пассивного курения отметили при исходном исследовании всего 34,3±1,8%. При итоговом анкетировании доля пациентов, осознающих опасность активного и пассивного курения, увеличилась более чем в 2 раза и составила 72,2±2,4% (р<0,001).

Анкетирование, проводимое среди медицинских работников, присутствующих на лекциях, показало, что проведение образовательной программы позволило повысить информированность о последствиях табакокурения до 98,2%, о вреде пассивного курения — до 96,4%, о методах помощи при отказе от курения — до 97,7%.

Большинство опрошенных сотрудников указали, что медицинский работник должен: отказаться от курения (76,1%), информировать пациентов о вреде курения (83,6%), быть образцом для подражания (75,2%), помогать пациентам бросить курить (73,5%).

Статистически значимые изменения отмечались по динамике числа персонала и пациентов, чувствуюших запах табачного дыма. При исходном анкетировании 81,7±1,5% сотрудников и только 38,8±1,8% пациентов отметили, что ощущают запах табачного дыма в палатах, на лестничных пролетах, в коридорах, лифтах, холлах для посетителей, помещениях для персонала, у входа в больницы. Возможно, такое различие связано с более активным передвижением персонала внутри стационара по сравнению с пациентами, в том числе в местах скрытого курения. При итоговом анкетировании доля сотрудников, ощущающих запах табачного дыма, уменьшилась до 47,3±2,8% (р<0,001), доля пациентов — до 24,8±2,4% (р<0,001).

Результаты опроса соответствуют контрольным замерам качества воздуха с использованием монитора аэрозолей TSI SidePak AM510 на содержание в воздухе взвешенных частиц, выделяемых при сгорании табака. Согласно рекомендациям ВОЗ, предельно допустимая концентрация твердых частиц размером 2,5 мкм, характерных для табачного дыма, составляет 0,025 мг/м3 и ее превышение оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье [9]. Замеры воздуха в помещениях медицинских учреждений на старте программы показали превышение предельно допустимых концентраций в помещениях больниц от 4 до 500 раз.

На втором году реализации программы максимальная концентрация взвешенных частиц табачного дыма в 12 наиболее крупных стационарах снизилась в 2—16 раз (табл. 2).

Это составило 16 % от 74 учреждений, выполняющих программу запрета на курение. Именно в этих 12 стационарах сосредоточено более 50% всех медицинских работников и пациентов медицинских учреждений края. Наибольшее снижение произошло в 9 стационарах, где руководители проводили последовательные меры по соблюдению запрета и применяли дисциплинарные меры к нарушителям. Однако, несмотря на снижение максимальных концентраций в воздухе взвешенных частиц сгорания табака в ряде стационаров, по-прежнему во всех без исключения медицинских учреждениях при контрольных замерах регистрировалось превышение предельно допустимых концентраций в тех или иных помещениях больниц (в туалетах, коридорах, палатах, на лестничных пролетах, в помещениях для персонала, в холлах для посетителей). Это является прямым подтверждением наличия мест скрытого курения.

В табл. 2 приведены выборочные результаты динамики максимальных и минимальных концентраций взвешенных частиц сгорания табака в 12 крупных медицинских учреждениях.

В ходе реализации программы обозначились проблемы, препятствующие выполнению запрета на курение: нежелание и бездействие руководителей и медицинского персонала, которые не считают курение значительным проступком; отсутствие административных взысканий к нарушителям вследствие недостаточной юридической подготовленности руководителей и кадровой службы медицинских учреждений по применению российского законодательства к введенному запрету; сопротивление программе со стороны курящих сотрудников; недостаточный образовательный уровень персонала в отношении последствий курения для здоровья и методов оказания медицинской помощи при отказе от курения.

Для улучшения оказания медицинской помощи при отказе от курения были организованы тематические циклы последипломного образования на кафедре поликлинической терапии и семейной медицины Красноярского государственного медицинского университета; все медицинские учреждения края обеспечены методическими рекомендациями по оказанию медицинской помощи при отказе от курения; вопросы лечения табачной зависимости включены в перечень вопросов при аттестации врачей-терапевтов; организован мониторинг показателей по оказанию медицинской помощи при отказе от курения на уровне Министерства здравоохранения края; проведен краевой образовательный семинар для руководителей медицинских учреждений и юристов.

К сожалению, за 2 года реализации программы ни в одном медицинском учреждении не удалось достичь критериев, соответствующих статусу бездымных (соблюдение запрета на курение 90% персонала и пациентов, концентрация взвешенных частиц сгорания табака в воздухе закрытых помещений медицинских учреждений менее безопасной нормы). Лишь в 9 (12%) медицинских учреждениях применялись дисциплинарные меры к нарушителям, всего в 3 учреждениях применены санкции в виде выписки больных из стационара за нарушение правил внутреннего распорядка и в 3 учреждениях — экономические санкции к персоналу за нарушение запрета на курение.

Вместе с тем опыт реализации программы запрета на курение в медицинских учреждениях показал реальные возможности улучшения ситуации с табакокурением, препятствия, с которыми приходится сталкиваться, и пути их преодоления. Программа стимулировала дальнейшее развитие медицинской помощи при отказе от курения. На сегодняшний день лечение табачной зависимости проводится в 30 медицинских учреждениях края, что составляет 40,6 % от числа участников программы. По отчетным данным, такая помощь оказывается 4 тыс. пациентов в год.

Инициатива по созданию бездымных медицинских учреждений получила известность в крае и была поддержана другими министерствами и ведомствами. В 2012 г. было подписано Соглашение об антитабачном взаимодействии между 5 министерствами: здравоохранения; культуры; образования и науки; социальной защиты; спорта, туризма и молодежной политики. Соглашением предусмотрено введение запрета на курение в закрытых помещениях, в том числе на демонстрацию курения на сценах театров. При составлении текста соглашения учтен полученный положительный и отрицательный опыт медицинских учреждений.

Обсуждение

Проведенное исследование показало ряд несомненных достижений программы создания бездымных учреждений здравоохранения в Красноярском крае.

Этому способствовало создание необходимых условий: издание приказа руководителя системы здравоохранения региона и соответствующих приказов главных врачей; широкое информирование общественности о необходимости введения запрета на курение в медицинских учреждениях; обучение и методическая поддержка руководителей медицинских учреждений, юристов, врачей и средних медицинских работников, информирование медицинского персонала и пациентов о введении программы и запрета на курение; одобрение запрета на курение в закрытых помещениях подавляющим большинством персонала и пациентов.

Одним из положительных результатов внедрения программы является значительное улучшение осведомленности пациентов о последствиях активного и пассивного курения и повышение уровня знаний среди персонала. Можно полагать, что это мотивировало к принятию решений по отказу от курения и способствовало снижению численности курящих мужчин среди пациентов, формированию тенденции к снижению частоты курения у медицинских работников — мужчин (72,1% врачи) и некоторому увеличению численности персонала, планирующего бросить курить.

К сожалению, программа не мотивировала к отказу от курения женщин-сотрудниц (70,7% — средние и младшие медицинские работники), доля курящих среди которых не уменьшилась в процессе выполнения программы.

Значимым положительным результатом программы является снижение концентрации взвешенных частиц табачного дыма в воздухе помещений медицинских учреждений. Это подтверждает опрос персонала и пациентов (снижение численности ощущающих запах табачного дыма — почти в 2 раза среди сотрудников и в 1,5 раза — среди пациентов) и уровней максимальных концентраций взвешенных частиц табачного дыма в закрытых помещениях медицинских учреждений — преимущественно в тех, где руководители применяли административные меры к нарушителям.

Однако, несмотря на перечисленные достижения, эффективность программы в целом можно расценить как низкую — прежде всего потому, что ни в одном стационаре не удалось достичь критериев, соответствующих статусу бездымных медицинских учреждений. Основная причина такого результата заключается в уровне общей культуры медицинских работников, прежде всего среднего и младшего персонала. Несмотря на увеличение численности персонала, поддерживающего запрет на курение, третья часть медицинских работников не изменили своего отношения к курению в закрытых помещениях больниц. В числе других причин низкая доступность медицинской помощи при отказе от курения для пациентов стационаров; отсутствие системы контроля за исполнением российского законодательства и регионального нормативного акта со стороны руководителей учреждений здравоохранения, а также неприменение административной ответственности за нарушения.

Принятие нового антитабачного закона в России, несомненно, позволит усилить меры ответственности руководителей по организации адекватной защиты граждан, находящихся в медицинских учреждениях, от пагубного воздействия табачного дыма.

Выводы

1. Комплексная программа с введением полного запрета на курение в медицинских учреждениях Красноярского края в течение 2 лет привела к уменьшению воздействия табачного дыма на пациентов и персонал.

2. Повысилась осведомленность пациентов о последствиях активного и пассивного курения (с 34,3±1,8 до 72,2±2,4%; p<0,001).

3. Возросла доля персонала, одобряющего полный запрет на курение (с 73,8 до 77,8%; p<0,05).

4. В результате запрета на курение снизилась численность курящих пациентов в стационарах (с 36,8±1,8 до 29,6±2,5%; p<0,005) и сформировалась тенденция к снижению доли курящих врачей-мужчин (с 46,4± 6,0 до 29,4 ±5,5%; p=0,062).

5. Отказались от курения из-за введенного запрета 9,0% пациентов и 5,5% персонала; появилась мотивация на отказ от курения у 10,7% персонала и у 12,8% пациентов.

6. Значительно снизилась концентрация взвешенных частиц сгорания табака в воздухе в 16% медицинских учреждений, где руководители проводили последовательные меры по соблюдению запрета и применяли административные меры к нарушителям.

7. Отрицательным опытом реализации программы является нежелание руководителей медицинских учреждений применять административные меры к нарушителям запрета на курение и создавать мотивацию к отказу от курения у сотрудников, отсутствие поддержки полного запрета на курение у 22,2% медицинского персонала, стабильная доля курящих женщин — среднего и младшего медицинского персонала (25,4±2,0 — 24,2±2,8%), терпимость медицинских работников по отношению к нарушителям запрета, недостаточный уровень знаний врачей по оказанию медицинской помощи при отказе от курения.

8. Для достижения успеха в создании бездымных медицинских учреждений необходима постоянная система контроля над ситуацией с курением — от руководителя службы здравоохранения региона до исполнителей среднего и младшего звена.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.