Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Погосова Н.В.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Вергазова Э.К.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Аушева А.К.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Суворов С.В.

ФГБУ «Государственный научно-практический центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Исакова С.С.

ФГБУ «Государственный научно-практический центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Бойцов С.А.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», Москва, Россия

Центры здоровья: достигнутые результаты и перспективы (продолжение)

Авторы:

Погосова Н.В., Вергазова Э.К., Аушева А.К., Суворов С.В., Исакова С.С., Бойцов С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1812

Загрузок: 41


Как цитировать:

Погосова Н.В., Вергазова Э.К., Аушева А.К., Суворов С.В., Исакова С.С., Бойцов С.А. Центры здоровья: достигнутые результаты и перспективы (продолжение). Профилактическая медицина. 2015;18(5):34‑42.
Pogosova NV, Vergazova K, Ausheva AK, Suvorov SV, Isakova SS, Boytsov SA. Health centers: achieved results and prospects (continued). Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(5):34‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518534-42

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Ме­ха­низ­мы мо­ти­ва­ции от­ветствен­но­го от­но­ше­ния де­тей и мо­ло­де­жи к сво­ему здо­ровью. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):45-51
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47

Прошлая статья была посвящена обоснованию открытия центров здоровья, основным методологическим аспектам их функционирования, а также наиболее важным результатам работы [1]. В настоящей публикации представлены актуальные результаты работы центров здоровья, как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе федеральных округов, при этом основной акцент сделан на ряд качественных аспектов работы центров здоровья.

Создание центров здоровья в 2009—2010 гг. послужило началом нового этапа в реализации широкого комплекса мер по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) в Российской Федерации [2—4]. Единая инфраструктура центров здоровья явилась базой для обеспечения единообразного системного подхода к организации мероприятий по оздоровлению образа жизни населения и профилактике НИЗ в субъектах страны. Одинаково важными и взаимодополняющими являются оба направления деятельности центров здоровья — популяционная профилактика НИЗ и профилактика на индивидуальном уровне, которая осуществляется центрами здоровья в рамках комплексного обследования и включает оценку функциональных резервов организма, выявление у обратившихся в центры здоровья граждан факторов риска НИЗ и подозрений на НИЗ, а также проведение индивидуального и группового профилактического консультирования, в том числе углубленного профилактического консультирования в рамках второго этапа диспансеризации определенных групп взрослого населения (начиная с 2013 г.).

Количественные показатели работы центров здоровья, а именно — более 2 млн 360 тыс. граждан, обратившихся в 2010 г., более 3 млн 880 тыс. — в 2011 г., более 4 млн 270 тыс. — в 2012 г., более 4 млн 600 тыс. — в 2013 г. и более 4 млн 700 тыс. — в 2014 г. (рис. 1), а также выборочные опросы населения свидетельствуют о том, что концепция центров здоровья была принята населением, и медицинские услуги, оказываемые центрами здоровья, оказались востребованы. Именно поэтому органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в 2011—2013 гг. из средств региональных бюджетов стали открывать новые центры здоровья. Исходно за 2 года (2009—2010) в стране были открыты и начали полноценно функционировать 695 центров здоровья (в том числе 502 для взрослого населения и 193 — для детей), позднее в 2011—2015 гг. по инициативе субъектов РФ были открыты дополнительно 59 центров здоровья. Таким образом, по состоянию на март 2015 г. в Российской Федерации функционируют 754 центра здоровья без учета мобильных центров и 806 с учетом мобильных центров здоровья, в том числе 501 центр здоровья для взрослых, 219 центров здоровья для детей, 23 смешанных центров здоровья и 63 мобильных центров здоровья.

Рис. 1. Число пациентов, принятых центрами здоровья для взрослого населения и центрами здоровья для детей в Российской Федерации в 2010—2014 гг.

Практический опыт работы центров здоровья диктовал необходимость совершенствования организационных форм деятельности. Руководители центров здоровья и органы управления здравоохранением ряда субъектов РФ пришли к выводу о том, что одной из наиболее востребованных населением форм работы является возможность посещения центра здоровья всей семьей с целью обследования и последующего консультирования по факторам риска как детей, так и их родителей (что крайне важно, поскольку поведенческие привычки родителей во многом определяют стереотипы поведения детей). В этой связи некоторые центры здоровья, открытые в 2009—2010 гг. были трансформированы в семейные центры здоровья. Примерами могут служить Ивановская область, Смоленская область, Челябинская область, Забайкальский край (имеют по 2 смешанных центра здоровья), Калининградская область, Кемеровская область, Курская область, Псковская область, Республика Саха-Якутия (имеют по 1 смешанному центру здоровья). В 2011—2015 гг. новые смешанные центры здоровья были созданы в Архангельской области, Чеченской Республике, Республике Саха-Якутия (по 1 центру) и Самарской области (2).

Еще одной перспективной организационной формой работы центров здоровья была признана выездная работа. Выездные акции центров здоровья на предприятия, организации, учебные заведения, сельские районы и труднодоступные районы Севера неизменно вызывают положительный отклик у населения. Регулярная выездная работа потребовала создания мобильных центров здоровья, абсолютное большинство которых было открыто на базе стационарных. Мобильные центры здоровья располагают собственным полным комплектом оборудования (в соответствии с нормативными документами), некоторые имеют приспособленные для автономной выездной работы транспортные средства (как правило, специальные автобусы). Выезды мобильных центров здоровья в труднодоступные районы Севера осуществляются на вертолетах. Наибольшее число мобильных центров здоровья функционирует на сегодняшний день в Красноярском крае и Республике Башкортостан (по 7 центров), в Республике Саха-Якутия (6) и Московской области (5). По 4 мобильных центра здоровья имеют Омская область и Пермский край, 3 — Ханты-Мансийский автономный округ, 2 — Воронежская, Саратовская, Свердловская, Челябинская области и Забайкальский край. Одним мобильным центром здоровья располагают Калининградская, Рязанская, Волгоградская, Курганская, Новгородская, Тульская, Ярославская, Орловская и Томская области, Краснодарский край, Республики Татарстан, Чувашия и Мордовия.

Очевидно, постоянное совершенствование за прошедшие годы организационных форм работы центров здоровья и обеспечило стабильно высокую востребованность как центров здоровья для взрослых, так и центров здоровья для детей (см. рис. 1). Доля детей в общем количестве обратившихся в центры здоровья по Российской Федерации составила в 2011 г. — 24,8%, в 2012 г. — 27,3%, в 2013 г. — 26,8% и в 2014 г. — 25,9%.

Следует подчеркнуть, что по всей стране, начиная с 2013 г., в государственных медицинских учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, проводятся масштабные профилактические мероприятия — диспансеризация определенных групп взрослого населения и профилактические медицинские осмотры, на которые направлено основное внимание, в том числе по активному привлечению граждан. Тем не менее посещаемость центров здоровья для взрослых в 2013 и 2014 гг. не только не снизилась, но и несколько возросла (на 9,8 и 0,7% соответственно по сравнению с 2012 г.).

Показатель охвата населения услугами центров здоровья (доля обращений на 100 000 населения) в Российской Федерации за период с 2010 по 2012 г. существенно увеличился (в 2010 г. он составлял 1,7 на 100 000 населения; в 2012 г. — 3,4) и оставался примерно на том же уровне в последующие годы (в 2013 г. — 3,2; 2014 г. — 3,3 на 100 000 населения) (табл. 1). При этом отмечается существенная неоднородность показателей по федеральным округам (ФО) России. Три Ф.О. (Приволжский, Уральский и Дальневосточный) все эти годы демонстрировали наилучшие показатели охвата населения услугами центров здоровья. Так, в 2014 г. посещаемость центров здоровья в этих ФО была на 18% выше, чем в среднем по стране (4,0 против 3,3 на 100 000 населения). Напротив, реже всего в центры здоровья обращались жители Северо-Западного ФО (1,8 на 100 000 населения).

Таблица 1. Число обращений в центры здоровья (на 100 000 населения)

Результаты комплексного обследования граждан в центрах здоровья страны неизменно свидетельствуют о высокой отягощенности факторами риска НИЗ как взрослого, так и детского населения. Доля лиц с факторами риска среди впервые обратившихся в центры здоровья взрослого населения остается стабильно высокой и составляет 74,8% в 2010 г., 84,5% — в 2011 г., 84,9% — в 2012 г., 83,1% — в 2013 г. и 84,2% — в 2014 г. Среди детского населения данные показатели были несколько ниже, тем не менее 50—70% детей, впервые обратившиеся в центры здоровья, имели факторы риска: 55,1% — в 2010 г., 72,4% — в 2011 г., 71,6% — в 2012 г., 71,3% — в 2013 г. и 69,4% — в 2014 г.

Ранее нами описаны существенные различия между ФО по отягощенности факторами риска НИЗ как впервые обратившихся в центры здоровья взрослых, так и детей (по данным обследований 2010—2012 гг.). В 2013 г. наиболее высокая отягощенность факторами риска среди взрослых лиц установлена в Дальневосточном (98,1%), Приволжском (91,4%) и Северо-Западном (89,3%) ФО, а среди детей — в Уральском (83,4%), Сибирском (80,3%), Приволжском (77,9%) ФО.

Качественные аспекты работы центров здоровья тесно взаимосвязаны с частотой повторных посещений, укомплектованностью кадрами, профессиональной компетенцией сотрудников, подходами к проведению профилактической работы.

Важнейшей составной частью комплексной услуги центров здоровья является проведение врачом профилактического консультирования по результатам проведенного обследования и предоставление пациентам индивидуального плана по оздоровлению образа жизни, включая вопросы питания, физической активности, отказа от вредных поведенческих стереотипов.

Абсолютному большинству пациентов центров здоровья врачами проводится индивидуальное профилактическое консультирование с обучением основам здорового образа жизни (табл. 2, 3). Так, в 2012 и 2013 г. консультирование было проведено у 85% пациентов, посетивших центры здоровья для взрослого населения (наиболее активно в Сибирском, Северо-Западном и Уральском ФО) и 82% пациентов центров здоровья для детей (более 90% детей были проконсультированы в Сибирском, Уральском и Приволжском ФО).

Таблица 2. Пациенты, которым проведено индивидуальное профилактическое консультирование с обучением основам здорового образа жизни врачом центра здоровья для взрослых

Таблица 3. Дети, которым проведено индивидуальное профилактическое консультирование с обучением здоровому образу жизни врачом центра здоровья

В связи с тем, что при однократном консультировании невозможно добиться изменения сложившихся годами стереотипов поведения людей, особую значимость, с точки зрения достижения целевых уровней факторов риска, приобретают повторные посещения центров здоровья. Важность повторных посещений пациентами центров здоровья неоднократно подчеркивалась в ходе видеоселекторных совещаний, проводимых Министерством здравоохранения Российской Федерации с органами управления здравоохранением субъектов страны. При повторных посещениях центров здоровья оценивается динамика корригируемых факторов риска (например, снижение числа выкуриваемых сигарет и/или снижение массы тела при коррекции ожирения) и проводится повторное профилактическое консультирование — индивидуальное или групповое. Актуальность повторных посещений центров здоровья возросла в связи с задачами, поставленными перед центрами здоровья в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения, в частности, задачами по проведению углубленного профилактического консультирования и последующего диспансерного наблюдения за пациентами со 2-й группой здоровья, установленной по результатам проведенной диспансеризации.

Несомненно, позитивным представляется тот факт, что число повторных посещений центров здоровья с 2010 по 2014 г. неуклонно увеличивалось (табл. 4), при этом отмечались существенные различия между ФО (рис. 2). В то же время представленные данные наглядно показывают, что в 2013—2014 гг. существенного увеличения числа повторных посещений центров здоровья для взрослых, которого следовало ожидать, исходя из концепции и нормативных документов по диспансеризации, не произошло (в сравнении с 2012 г.). В этой связи стало очевидным, что потенциал вовлеченности центров здоровья в оказание профилактической помощи пациентам со 2-й группой здоровья используется недостаточно. Данный вопрос требует особого внимания, поскольку эффективная коррекция факторов риска у пациентов 2-й группы здоровья (с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском) может внести существенный вклад в снижение риска смерти от ССЗ.

Таблица 4. Повторные посещения центров здоровья в Российской Федерации в 2010—2014 гг.

Рис. 2. Повторные посещения центров здоровья для взрослых лицами с факторами риска в Российской Федерации в 2013 г.: от 13,2% в Уральском Ф.О. до 27,5% в Приволжском Ф.О..

Особое место в работе центров здоровья занимает групповая форма профилактического консультирования — Школы здоровья. О высокой эффективности групповой формы работы по коррекции факторов риска свидетельствует как отечественный, так и зарубежный опыт [5].

В 2012—2014 гг. каждый третий пациент центров здоровья страны, имеющий факторы риска НИЗ, прошел обучение в Школах здоровья (рис. 3). В 2012 г. обучение в Школах здоровья прошли 32,1% (950 060) пациентов, в 2013 г. — 31,5% (996 974), в 2014 г. — 33,3% (1 049 975). Обращает на себя внимание тот факт, что дети с факторами риска чаще направлялись в Школы здоровья, чем взрослые.

Рис. 3. Пациенты центров здоровья с факторам риска, прошедшие обучение в школах здоровья.

Если пациенты центров здоровья для взрослых чаще всего направлялись в Школу профилактики артериальной гипертонии (почти каждый третий пациент посетил такую Школу), то дети чаще всего направлялись в Школу профилактики заболеваний костно-мышечной системы (очевидно, вследствие широкой распространенности нарушений осанки каждый пятый ребенок посетил данную Школу) (табл. 5). Вследствие особенностей отчетной документации центров здоровья в графу «прочие школы здоровья» попадают Школа здорового питания, Школа по физической активности, Школа по отказу от курения и другие. Именно поэтому в процентном отношении число «прочих школ здоровья» так велико и составляет более 40% у взрослых и более 55% у детей.

Таблица 5. Школы здоровья, проведенные в центрах здоровья Российской Федерации, в 2012—2014 гг.

В большинстве Ф.О. Российской Федерации обучение в Школах здоровья прошли около 1/3 пациентов центров здоровья, имеющих факторы риска. Существенно реже Школы здоровья проводились в Дальневосточном Ф.О. и в 2 раза чаще — в Северо-Кавказском ФО (рис. 4).

Рис. 4. Пациенты центров здоровья с факторами риска, прошедшие обучение в Школах здоровья по федеральным округам в 2012—2014 гг.

Качественные показатели работы центров здоровья невозможно оценить в отрыве от кадровых вопросов. Особую значимость в этой связи приобретают вопросы укомплектованности центров здоровья врачами и средним медицинским персоналом.

Необходимо отметить, что, как и во всей отрасли здравоохранения, в центрах здоровья существует проблема недостаточной укомплектованности кадрами, особенно в отдельных регионах (рис. 5). Наличие данной проблемы обусловлено рядом причин, в том числе причинами организационного характера и дисбалансом в оплате труда. В ряде субъектов РФ до настоящего времени оплата труда медицинских работников ниже среднеотраслевой по субъекту, кроме того, в части случаев оплата труда работников центров здоровья ниже средней по медицинской отрасли. На этом фоне сохраняется высокий процент совместительства, текучесть кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки.

Рис. 5. Занятые врачебные ставки и ставки среднего медицинского персонала (от общего числа ставок) центров здоровья по федеральным округам в 2012—2013 гг. (%).

Так, по данным отчетности, в 2013 и 2014 г. наибольшая занятость врачебных ставок имела место в Уральском (83,3 и 75,4%, соответственно) и Приволжском (72,2 и 71,6% соответственно) Ф.О. Вместе с тем только половина врачебных ставок центров здоровья занята в Южном и Северо-Кавказском ФО (табл. 6).

Таблица 6. Занятые врачебные ставки и ставки среднего медицинского персонала (от общего числа ставок) центров здоровья в 2014 г., в том числе по федеральным округам

Несколько лучшее положение наблюдалось в центрах здоровья с занятостью ставок среднего медицинского персонала. В 2013 г. наибольшая занятость ставок среднего медицинского персонала имела место в Уральском, Приволжском и Северо-Кавказском ФО, а в 2014 г. — в Уральском, Приволжском и Сибирском Ф.О. Самая низкая укомплектованность средним медицинским персоналом в 2013 г. отмечена в Северо-Западном ФО (до 74,5%), близкие показатели зафиксированы в Центральном Ф.О., а в 2014 г. — в Центральном и Северо-Кавказском ФО (см. рис. 5, табл. 6).

Существуют объективные трудности в подборе персонала для работы в профилактических структурах вообще и в центрах здоровья, в частности, связанные с предубеждением многих врачей в отношении профилактической работы, как менее важной и значимой в сравнении с лечебной. Очевидно, что работа в центрах здоровья связана с необходимостью изменения парадигмы мышления врача и среднего медицинского персонала с лечебной на профилактическую. Крайне важно прохождение обучения сотрудников по формированию здорового образа жизни и профилактики НИЗ.

В 2012—2014 гг. активно осуществлялась работа по подготовке кадров для центров здоровья страны. С 2011 г. проводились циклы тематического усовершенствования на базе ФГБУ «Государственный научно-исследовательский Центр профилактической медицины» Минздрава России. Проведено 10 циклов последипломного образования по направлению «Формирование здорового образа жизни» для руководителей и врачей центров здоровья для взрослых и циклы для руководителей и врачей центров здоровья для детей, в очной и заочной формах обучения, в том числе с использованием видеоселекторной связи. Практика проведения циклов показала высокую востребованность обучения по данному направлению, а также широкую представленность регионов. Наиболее высокая активность по направлению врачей на обучение пришлась на 2012—2013 гг. При этом в 2013 г. доля врачей центров здоровья, прошедших тематическое усовершенствование, была наибольшей в Южном, Уральском и Приволжском Ф.О. (87,8, 78,2 и 85,0% соответственно), а наименьшей — в Центральном Ф.О. (55,6%) (рис. 6). В 2014 г. увеличение числа врачей центров здоровья, прошедших обучение (в сравнении с 2013 г.), имело место в трех ФО — Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном.

Рис. 6. Врачи центров здоровья, прошедшие тематическое усовершенствование в 2012—2014 гг., по федеральным округам.

Невзирая на имеющиеся проблемы, центры здоровья выполняют сегодня очень важную функцию и являются носителями принципиально новой идеологии — идеологии оказания медицинской помощи не по факту каких-либо заболеваний, а по профилактическому принципу — по факту обращения гражданина, который сам пожелал оценить состояние своего здоровья и получить рекомендации врачей.

Очевидно, следует принять во внимание положительный опыт некоторых регионов по созданию семейных центров здоровья, обеспечивающих приток в центры здоровья молодого трудоспособного населения (молодые родители с детьми), а также опыт работы мобильных центров здоровья, позволяющих максимально приблизить медицинскую помощь к населению, в том числе проживающему в сельских и труднодоступных районах.

Несомненно, положительным представляется тот факт, что в условиях активно приводящейся программы по диспансеризации взрослого населения, посещаемость центров здоровья для взрослых в 2013 и 2014 гг. не только не снизилась, но и несколько возросла (на 9,8 и 0,7% соответственно по сравнению с 2012 г.). В то же время в проекте «Порядка организации профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» установлены новые задачи центров здоровья, в частности, проведение диспансерного (динамического) наблюдения за пациентами группы высокого риска развития хронических НИЗ, находящихся на обслуживании в медицинских организациях, где функционируют центры здоровья. С учетом этих задач и очень большого числа граждан, прошедших диспансеризацию взрослого населения, каждый пятый из которых имел высокий суммарный сердечно-сосудистый риск (2-я группа здоровья у 23% в 2013 г. и 21% — в 2014 г.), число пациентов, посетивших центры здоровья, должно было увеличиться по сравнению с 2012 г. в существенно большей степени. Препятствиями на этом пути являются организационные и финансовые вопросы функционирования медицинских организаций.

Негативно отражаются на реализации новых задач центров здоровья следующие факторы:

1. Отсутствие должного взаимодействия отделений/кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья и участковой службы;

2. Погружение оплаты комплексной и иных услуг центров здоровья в подушевое финансирование в части субъектов Российской Федерации;

3. Отказы страховых компаний принимать к оплате услуги центров здоровья, оказанные в течение месяца (а в части случаев и в течение года) после прохождения диспансеризации.

Представляется целесообразным продолжить работу над повышением эффективности взаимодействия центров здоровья с отделениями/кабинетами медицинской профилактики и участковой службой в медицинских организациях, совершенствованием механизмов оплаты профилактических услуг в рамках обязательного медицинского страхования и подушевого финансирования для максимально эффективной реализации задач по проведению диспансеризации взрослого населения и совершенствования всего комплекса профилактической помощи с целью снижения распространенности факторов риска, профилактики НИЗ и их осложнений.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн, написание текста — Н.П.

Сбор и обработка материала — А.А., С.И.

Статистическая обработка данных — С.С.

Редактирование — С.Б., Э.В.

* Начало см. в № 4 2014; с. 16—24.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.