Особенности демографических показателей на Северном Кавказе
Эпидемиологические исследования, проведенные в 80-х годах прошлого столетия, и данные официальной статистики свидетельствуют, что на Северном Кавказе демографическая ситуация несколько отличалась от среднестатистической ситуации в РФ и от соседних стран СНГ. Так, по сравнению с другими регионами России среди взрослого населения Северного Кавказа наблюдают более низкую заболеваемость и смертность, связанную с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). По данным В.В. Константинова [1], в этом регионе прогнозируемый риск смерти от ССЗ на 30-40% ниже, чем в Северо-Западном, Центральном регионах и Западной Сибири. В настоящее время эта тенденция сохраняется. По данным Росстата [2], коэффициенты смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. населения по основным классам причин смерти и ССЗ в 2 раза меньше, чем в среднем по РФ (табл. 1
Однако такие факторы, как старение населения, урбанизация, ряд серьезных социально-экономических проблем в перспективе могут негативно отразиться на частоте заболеваемости и развития осложнений от ССЗ, что приведет к демографической катастрофе в регионе. Для предотвращения этих изменений необходимо уже сейчас начинать реализовывать комплекс мер для долгосрочной профилактики, включающий первичную и вторичную профилактику, экстренную и плановую хирургическую помощь, реабилитацию, улучшение лекарственного обеспечения и т.д.
Анализ реализации плана борьбы по снижению заболеваемости ишемической болезнью сердца
Годом борьбы с ССЗ объявлен 2015 г. Для этого Минздрав России разработал долгосрочный план действий для снижения заболеваемости и смертности, обусловленных ССЗ. Группой экспертов был разработан комплекс мер, направленных на сокращение смертности от ишемической болезни сердца (ИБС), состоящий из четырех блоков:
1) оценка проведения мероприятий, направленных на совершенствование первичной профилактики ИБС;
2) комплекс мер, направленных на вторичную профилактику осложнений ИБС, в том числе острого коронарного синдрома;
3) комплекс мер, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи больным с ИБС;
4) мониторинг основных демографически-статистических показателей [3].
Мониторинг ситуации по выполнению плана борьбы с ССЗ, в частности с ИБС, в пяти республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария) продемонстрировал некоторые успехи и ряд серьезных недостатков в реализации плана борьбы с ИБС. Мониторинг состоял из двух частей: совещание в министерствах здравоохранения с участием заместителя министра, руководителя отдела статистики Минздрава, главного терапевта (кардиолога), руководителя республиканского центра здоровья, руководителя республиканской службы скорой помощи, руководителя регионального сосудистого центра, сотрудников департаментов Минздрава, включая ответственных за диспансеризацию населения, главных врачей республиканских больниц. Вторая часть мониторинга - избирательное ознакомление с медицинской документацией и общение с врачами и средним медперсоналом.
Комплекс мероприятий по первичной профилактике предусматривает проведение активной работы в средствах массовой информации, акции по популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ) среди населения, диспансеризацию, в том числе выезд мобильных бригад в сельские местности, достижение целевых уровней основных факторов риска, в частности контроль артериального давления (АД).
Со слов руководителей центров здоровья, на местных телевизионных каналах эфирное время без оплаты не представляется. Демонстрация коротких сюжетов по профилактике и выявлению таких факторов риска, как артериальная гипертензия, высокий уровень сахара и холестерина в крови, с привлечением авторитетных общественных деятелей, спортсменов и работников искусства является одним из эффективных методов популяризации ЗОЖ, выявления и контроля факторов риска. Есть отдельные успешные примеры в реализации этого проекта в Кабардино-Балкарии, где министерство здравоохранения с начала года подготовило пять видеосюжетов об инсульте и инфаркте миокарда, которые регулярно демонстрируют по местному каналу. В Ингушетии активно развивается мобильная реклама с призывом к контролю факторов риска. Наружная реклама в местах массового пребывания людей практически отсутствует. Безусловно, без активного содействия местного правительства, Президента и комитета социальной защиты населения этот вопрос не может быть решен.
Одной из важных проблем является достижение целевых уровней АД и его контроль. Именно отсутствие контроля АД, недостижение целевых значений вносит большой вклад в развитие мозгового инсульта и инфаркта миокарда [4]. Результаты проверки первичной медицинской документации продемонстрировали, что такой показатель, как целевой уровень АД (<140/90 мм рт.ст.), достигается и поддерживается не более чем в 30% случаев (от 15 до 35%). Аналогичная, хотя и менее выраженная ситуация наблюдается и по контролю уровня холестерина (в среднем на 20%: от 10 до 30%). В целом Федеральная программа диспансеризации взрослого населения была выполнена на 65%. В этом направлении предстоит огромная работа, в том числе с использованием административных рычагов на местах и на предприятиях. Именно диспансеризация позволяет выявить скрытые или недиагностированные случаи ССЗ [5, 6]. Так, степень выявления ССЗ при диспансеризации в 2013 г. была в 3,5 раза выше таковой при самообращаемости в первичное звено здравоохранения [7].
Для пропаганды ЗОЖ необходимо наладить сотрудничество с духовенством, общественными организациями, а также систематически проводить акции по повышению знаний населения о факторах риска в общественных местах и на крупных предприятиях. К сожалению, на местах этот ресурс практически не используется.
Вторичная профилактика ИБС в республиках Северного Кавказа имеет некоторые успехи. По данным Министерства здравоохранения, высокотехнологическая помощь оказывается в 70% случаев. Причем пациенты могут выбрать оказание помощи в центральных федеральных институтах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Однако в республиканских сосудистых центрах (они функционируют во всех республиках) в плановом порядке чрескожные вмешательства проводятся только в 20% от необходимого числа процедур.
В Республике Ингушетия бригада специалистов оказывает круглосуточную помощь по проведению коронарографии и ангиопластики. Осложнения этих процедур составляют не более 1%, что соответствует международным показателям.
При остром коронарном синдроме время приезда к пациенту бригад скорой медицинской помощи не превышает 20 мин в 80% случаев. Доля больных с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар в сроки менее 1 ч от начала заболевания, достигает 30%. Безусловно, первые часы - важнейший фактор для снижения вероятности развития осложнений, который необходимо увеличивать [8].
Одной из главных проблем в оказании экстренной помощи остается проведение тромболизиса на догоспитальном этапе. Службы скорой помощи и кардиологические бригады на местах тромболитическую терапию проводят не более чем в 5% случаев. Это обусловлено недостаточным опытом персонала в проведении процедуры и стоимостью современных тромболитических препаратов. В стационарных условиях эту процедуру проводят не чаще чем в 15% случаев. Основные результаты мониторинга
реализации плана по снижению ИБС представлены в табл. 2
Такой важный аспект, как реабилитация пациентов с ИБС, не реализуется должным образом. Известно, что второй и третий этапы реабилитации имеют важное прогностическое значение [9, 10]. Полноценное лекарственное обеспечение пациентов, перенесших сердечно-сосудистые инциденты с ограничением трудоспособности, является серьезной проблемой. В большинстве республик этот вопрос ждет своего решения. Позитивным моментом является укомплектованность медицинских организаций во всех республиках на 90-100% штатными врачами-кардиологами.
Согласно данным, представленным министерствами здравоохранения Северо-Кавказских республик, вклад региона в ожидаемое снижение числа умерших в целом по стране за 2015 г. небольшой (см. рисунок
Заключение
Реализация плана борьбы с ИБС в республиках Северного Кавказа затруднена в связи с отсутствием комплексного подхода к снижению смертности от ССЗ на межведомственном и министерском уровнях. Наряду с этим на оказание качественной медицинской помощи влияют такие факторы, как финансирование на административном уровне, внедрение новых технологий диагностики и лечения, наличие высококвалифицированных специалистов для оказания экстренной интервенционной помощи, соблюдение этапов госпитализации и амбулаторного лечения, реабилитации больных ИБС, охват профилактическими мероприятиями населения.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Разработка концепции - Р.О.
Обработка данных - З.А., Р.Д., З.Т., И.Т.
Оформление статьи - М.М.
Редактирование - Н.А.