За последние 50 лет сердечно-сосудистые заболевания (CCЗ) прочно удерживают первое место среди всех причин смертности взрослого населения экономически развитых стран. По уровню смертности от ССЗ Россия опережает большинство европейских стран; в возрастной структуре сердечно-сосудистой смертности отчетливо прослеживается преобладание лиц трудоспособного возраста. Показатели общей смертности и смертности от ССЗ среди них в России превышают соответствующие показатели в экономически развитых странах более чем в 4—7 раз [1].
Экспертами Всемирного банка выделены ведущие факторы риска (ФР), вносящие основной вклад в преждевременную смертность и потерю здоровых лет жизни в нашей стране. Основная доля из них приходится на ФР, в той или иной степени обусловленные характером питания [2]. Нерациональное питание как поведенческий фактор способствует развитию вторичных, биологических алиментарно-зависимых ФР: повышенного артериального давления (АД), гиперхолестеринемии (дислипидемии), гипергликемии, избыточной массы тела (ожирения) и др., распространенность которых в нашей стране значительна. Это в свою очередь обусловливает высокую распространенность среди населения ССЗ, онкологических заболеваний, патологических процессов, связанных с нарушениями обмена и эндокринной патологией.
В связи с этим необходимо актуализировать рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России № 593 от 02.08.10, в связи с планом мероприятий по реализации развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (РФ) и планом мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014—2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Р.Ф. № 2028 от 11.10.14 [3, 4].
При разработке предложений по актуализации рекомендаций по рациональным нормам здорового питания были использованы Глобальный план действий ВОЗ по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний (НИЗ) на 2013—2020 гг., Концепция государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. [3, 5, 6]. Также были проанализированы и учтены данные Росстата Р.Ф., результаты научных эпидемиологических исследований фактического питания населения и результативность диспансеризации взрослого населения в отношении выявления поведенческих и алиментарно-зависимых ФР ССЗ [7, 8].
Глобальный план предлагает членам-странам ВОЗ (2013) «дорожную карту» для скоординированной с мировым сообществом активности в области профилактики НИЗ, с достижением согласия между различными заинтересованными партнерами, с созданием межведомственной коалиции на правительственном уровне. В случае разработки плана действий по питанию это предполагает вовлечение законодательных органов, министерств сельского хозяйства, пищевой промышленности, предприятий торговли и общепита, средств массовой информации, общественных организаций, Росздравнадзора, органов социальной защиты, бизнес-структур и др. Внедрение международной системы мониторинга с 25 согласованными показателями позволяет оценить достижение девяти добровольных глобальных целей, включая цель по снижению преждевременной смертности, общей смертности, смертности от ССЗ, онкологических заболеваний, сахарного диабета или хронических болезней органов дыхания к 2020 г. [5].
В настоящее время для исполнение этого плана установлено тесное сотрудничество между Министерством здравоохранения РФ и ВОЗ по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг.
Сотрудничество ВОЗ и Министерства здравоохранения РФ на 2014—2020 гг.
На 136-й сессии Исполнительного комитета в рамках повестки «Неинфекционные заболевания» российской делегацией было принято в резолюции поддержать Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, включающих набор добровольных политик и стратегий для стран-членов ВОЗ на период ее выполнения (2016—2025) [9]. Она отражена в стратегии странового сотрудничества ВОЗ и Минздравоохранения Р.Ф. на 2014—2020 гг. [10].
При разработке Глобального плана действий ВОЗ по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг. в системе мониторинга, включающей 25 показателей и 9 добровольных целей в области профилактики НИЗ и борьбы с ними, особое значение придавалось поведенческим и биологическим ФР, связанным с питанием: 3 из 9 добровольных целей и 7 из 25 показателей (табл. 1).
Предлагая ряд целенаправленных и экономически оправданных вмешательств и различные варианты политических решений, направленных на профилактику НИЗ и борьбу с ними, а также опираясь на то, что уже достигнуто, ВОЗ при планировании учитывает, что: «… эффективная профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними требуют руководства, организации и многосекторальных подходов на уровне законодательных органов и правительств», а также подчеркивает, что в вопросах реализации программ по питанию важен общеправительственный подход к таким секторам и ведомствам, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, средства массовой информации (СМИ), социальная сфера, энергетика, экология, финансы, промышленность, торговля, спорт, транспорт, таможня, городское строительство [5].
Согласно вышеуказанным документам политика и программы по оптимизации питания должны быть нацелены на следующее:
1. Разработку политических мер, нормативно-правовой документации, способствующей привлечению представителей администрации регионов, лиц, принимающих решение, медицинской и научной общественности для решения вопросов, связанных с обеспечением населения РФ здоровым и качественным питанием, согласно рекомендациям по рациональным нормам потребления продуктов в соответствии с планом мероприятий по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ № 376-р1 от 17.03.10.
2. Создание методических рекомендаций по разработке региональных программ Здорового питания во всех субъектах РФ.
3. Совершенствование нормативной базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов, направленной на привлечение различных секторов государства, таких как производители пищевых продуктов и предприятия, занимающиеся их переработкой, оптовая и розничная торговля, предприятия общественного питания, для улучшения доступности более здоровых продуктов питания.
4. Использование экономических инструментов, включая налогообложение, таможенные сборы, установление акцизов и предоставление субсидий, с целью повышения ценовой доступности и поощрения потребления более здоровых продуктов питания, а также для создания препятствий к потреблению менее здоровой пищи.
5. Совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства.
6. Содействие поставкам и доступности здоровых продуктов питания в таких общественных учреждениях, как школы, прочие образовательные учреждения, а также на рабочих местах; соблюдение требований безопасности и пищевой ценности к мучным кондитерским изделиям, полуфабрикатам из рыбы, кулинарным изделиям из рыбы, молоку и молочным продуктам (включая кисломолочные продукты, творог, творожные изделия и сыры), а также к сокам, нектарам, напиткам и другим фруктовым и овощным консервам, используемым в питании обучающихся и воспитанников дошкольного и школьного возраста.
7. Организацию питания рабочих и служащих на рабочих местах; выдача бесплатного лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (в труднодоступных регионах при отсутствии столовых).
8. Проведение культурно-массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и программ социального маркетинга для информирования потребителей о здоровом питании.
Государственная политика в области здорового питания в Российской Федерации
Под государственной политикой РФ в области здорового питания населения понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения [6].
Питание населения в нашей стране характеризуется значительной разбалансированностью с избыточным потреблением животных жиров, простых углеводов и поваренной соли, недостаточным потреблением овощей и фруктов, эссенциальных аминокислот, ώ-3 жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Все это способствует значительной распространенности вторичных алиментарно-зависимых ФР: избыточной массы тела, ожирения, дислипидемий, гипергликемий, артериальной гипертензии и др. [7, 11, 12].
В то же время требуют внимания сферы организации питания для отдельных социально-демографических групп населения: школьников, воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, социальных учреждений, работающих в производстве на крупных промышленных предприятиях и среднем и малом бизнесе.
Все это свидетельствует о необходимости развития и совершенствования программ, направленных на оптимизацию питания населения [4, 6, 13].
Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются:
• расширение отечественного производства (импортозамещение) основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;
• развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами (незаменимые аминокислоты, ώ-3 жирные кислоты, витамины, микроэлементы), продуктов функционального назначения, диетических пищевых продуктов (лечебные и профилактические) и биологически активных добавок к пище;
• производство специализированных продуктов детского питания с учетом возрастной категории и групп здоровья;
• разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;
• совершенствование организации питания в организованных коллективах;
• информирование и образование различных групп населения по вопросам здорового питания;
• мониторинг состояния питания населения и т. д.
Согласно «Основам Государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.», утвержденным распоряжением Правительства Р.Ф. № 1873-р от 25.10.10, ожидаются нижеследующие результаты.
Во-первых, отечественная промышленность должна обеспечить к 2020 г. 80—95% ресурсов внутреннего рынка основными видами продовольственного сырья и пищевых продуктов:
• на 40—50% по продуктам массового потребления, обогащенным витаминами и минеральными веществами;
• до 20—30% по маложирным молочным и мясным продуктам;
• до 45—50% по мясному сырью и продуктам его переработки;
• до 7—8% по рыбной продукции;
• до 40—50% по овощам и фруктам, продуктам их переработки.
Во-вторых, не менее 80% членов организованных коллективов получат сбалансированное горячее питание. Адекватная обеспеченность детей и взрослых витаминами повысится не менее чем на 70%.
Для реализации этой политики имеется план действий, утвержденный правительством № 1134-р от 30.06.12, который предусматривает, ряд мероприятий [13].
Предложения по актуализация рекомендаций по рациональным нормам питания
На основании национальных рекомендаций и рекомендаций ВОЗ, с учетом Плана правительства № 1134 и собственного опыта, актуализация рекомендаций по рациональным нормам питания, на наш взгляд, должна в рекомендуемых нормах потребления пищевых продуктов предусмотреть [14, 15]:
• ограничение потребления поваренной соли с указанием ее содержания на этикетке продуктов; особенно актуальным, на наш взгляд, является ограничение содержания поваренной соли в хлебобулочных и гастрономических изделиях;
• снижение потребления транс-жирных кислот (до 1—2% калорийности) за счет ограничения потребления маргарина, фастфуда, крекеров, продуктов, содержащих промышленно переработанные жиры, с указанием их количества на этикетке;
• сокращение содержания свободных сахаров в продуктах питания и безалкогольных напитках;
• увеличение потребления рыбы и рыбных продуктов населением нашей страны.
С целью реализации этих рекомендаций необходимо выполнить следующие условия.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы (создание соответствующих законодательных актов, нормативно-правовых ориентиров, механизмов для устойчивых действий по улучшению и контролю питания населения):
1.1. разработка национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, касающихся пищевых продуктов и продовольственного сырья;
1.2. принятие технических регламентов Таможенного союза, касающихся продуктов питания;
1.3. совершенствование механизмов контроля качества производимых на территории РФ и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья;
1.4. законодательное закрепление усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции;
1.5. создание усовершенствованной законодательной базы для продвижения на рынок товаров здорового питания, обеспечения диетическими блюдами учреждений общественного питания, запрета сбыта продуктов, вредных для здоровья, вокруг учебных заведений, контроля над выполнением законодательства;
1.6. создание нормативно-правовой базы, условий для увеличения доли отечественного производства молочных и мясных продуктов (в том числе мяса птицы) со сниженным содержанием жира, отечественного производства овощей и фруктов (проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.)[16];
1.7. создание условий для доступности обеспечения потребностей населения в качественной и безопасной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (проект Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса на 2012— 2020 гг.)[16, 17].
2. Повышение информированности населения о поведенческих и алиментарно-зависимых ФР:
2.1. разработка общеобразовательных дополнительных программ по формированию культуры здорового питания среди обучающихся, воспитанников дошкольных учреждений;
2.2. составление, изготовление и распространение буклетов, памяток по здоровому питанию и по различным аспектам диетологической коррекции ФР в медицинских и немедицинских учреждениях;
2.3. создание и размещение рекламы и иных видов рекламно-информационных материалов о здоровом питании в торговых помещениях и предприятиях общепита;
2.4. создание теле- и радиопрограмм о здоровом питании, о профилактике заболеваний, связанных с нарушением принципов здорового питания с позиции доказательной медицины.
3. Совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике ФР, связанных с питанием:
3.1. подготовка кадров для диетологической службы в организациях первичной медико-санитарной помощи.
4. Разработка и проведение мероприятий по улучшению и внедрению новых методов диагностики, лечения и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в систему здравоохранения, создание первичной медико-санитарной и специализированной диетологической помощи:
4.1. разработка стандартов, протоколов и методических рекомендаций для оказания медицинской помощи при алиментарно-зависимых состояниях;
4.2. диспансеризация населения с выявлением поведенческих и алиментарно-зависимых ФР;
4.3. проведение краткого профилактического консультирования с целью повышения информированности пациентов по вопросам здорового питания в процессе I этапа диспансеризации углубленного индивидуального и группового (школы) консультирования в процессе II этапа диспансеризации;
4.4. организация диспансерного наблюдения за лицами с алиментарно-зависимыми ФР и заболеваниями.
5. Организация системы мониторинга и проведения эпидемиологических исследований состояния питания различных контингентов населения в различных регионах страны:
5.1. анализ поведенческих ФР, связанных с питанием (потребление жиров, простых сахаров, овощей и фруктов, поваренной соли);
5.2. изучение распространенности вторичных алиментарно-зависимых ФР (избыточная масса тела, ожирение, дислипидемии, гипергликемия, артериальная гипертензия).
Эти сведения получают как из данных Федеральной службы Государственной статистики, так и в процессе широкомасштабных эпидемиологических исследований в регионах [11, 17, 18]. Огромное значение в настоящее время приобретает анализ результатов набирающей темп диспансеризации населения РФ [8, 12].
Именно разноплановый анализ и учет характера питания населения РФ даст возможность реализации наиболее адекватной современным требованиям, практически реализуемой и эффективной программы по оптимизации питания.
Конфликт интересов отсутствует.
1Собрание законодательства РФ, 2010, № 12, ст. 1401.