Введение
За последние три десятилетия в мире возросло число проблем, связанных с психическим здоровьем [1]. Этот рост значительно усилился вследствие чрезвычайных ситуаций и пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [2—4]. В 2019 г. каждый 8-й человек в мире, то есть около 970 млн человек, страдал от психических расстройств, преобладающими из которых были тревожные и депрессивные [5, 6]. В 2020 г. наблюдалось увеличение числа людей, подверженных тревоге и депрессии. Предварительные оценки свидетельствуют, что за один год распространенность тревожных и серьезных депрессивных расстройств в мире увеличилась на 26% и 28% соответственно [2, 6]. В Российской Федерации (РФ), по данным исследования ЭССЕ-РФ, общая распространенность повышенного уровня тревоги и депрессии составляет 46,3% и 25,6% соответственно [7].
По данным Всемирной организации здравоохранения, несмотря на наличие эффективных методов профилактики и лечения, в мире большинство лиц, страдающих психическими расстройствами, ограничены в доступе к эффективной медицинской помощи. Многие из них сталкиваются с предубеждениями, дискриминацией, стигматизацией, недостатком знаний в отношении психических расстройств у медицинских работников и нарушением прав человека [6, 8]. В связи с этим лидеры мирового здравоохранения все чаще призывают к интеграции и использованию научно обоснованных цифровых решений в рутинной практике медицинских работников [9].
Рост популярности мобильных телефонов и мобильного интернета в мире в целом и в нашей стране в частности открыл большие возможности для разработки и использования мобильных приложений в области лечения и профилактики психических расстройств [10, 11]. Мобильные приложения могут быть использованы для образовательных целей, оценки и мониторинга симптомов, оценки приверженности лечению, поддержки в выздоровлении, кризисного управления, укрепления здоровья и профилактики заболеваний [11, 12]. Они предоставляют собой экономически эффективные, доступные, анонимные и удобные ресурсы, которые могут снизить барьеры, связанные с поиском традиционной медицинской помощи, поддержать и вовлечь пациента в лечение [11]. Систематические обзоры и метаанализы, анализирующие различные интервенции с использованием мобильных приложений, сообщают об их эффективности в снижении симптомов тревоги и депрессии [11, 13—15].
Однако, несмотря на широкую доступность и распространенность мобильных приложений в сфере психического здоровья, выбор для пользователей эффективных и проверенных приложений остается сложной задачей. Некачественная информация, отсутствие доказательной базы и тестирования в реальной практике и/или в научных исследованиях могут представлять опасность для пользователей, начиная от дезинформации и заканчивая неверными оценками уровня риска [15].
Научные и медицинские сообщества должны проводить оценку подобных приложений, чтобы информировать пользователей о проблемах в этой области, и предоставлять обзор в формате, удобном для широкой общественности. Ряд баз данных с проверенными мобильными приложениями в области mHealth уже доступен в Израиле, США и нескольких странах Европейского союза: M-Health Index and Navigation Database, MindTools.io, mHealthHUB [16—18]. В РФ подобные базы пока отсутствуют, однако имеется опыт оценки качества русскоязычных мобильных приложений с помощью международной шкалы оценки качества мобильных приложений — Mobile App Rating Scale (MARS) [19]. Исследователями изучены приложения для сокращения потребления алкоголя или отказа от него, для контроля и коррекции избыточной массы тела, для поддержки отказа от курения [20—23]. Однако оценка качества мобильных приложений, предназначенных для контроля симптомов тревоги и депрессии, ранее в нашей стране не проводилась.
Цель исследования — оценить с применением шкалы MARS качество доступных и используемых русскоязычных мобильных приложений, предназначенных для контроля симптомов тревоги и депрессии.
Материал и методы
Поиск мобильных приложений
Поиск мобильных приложений был проведен в Google Play и App Store в июле 2022 г. Для поиска использовали следующие ключевые слова: тревога, помощь при тревоге, тревожность, депрессия, помощь при депрессии. Ключевые слова по очереди вводили в поисковую строку магазинов приложений и все обнаруженные приложения включали в базы данных.
В каждую базу данных выгружали название приложения, пользовательский рейтинг, данные о разработчике, ссылку на сайт разработчика, число скачиваний и отзывов, платформу, текущую версию, последнее обновление, стоимость покупки дополнительных функций и подписок, краткое описание функций приложения и URL-адрес.
После завершения поиска базы данных экспертов были объединены в одну, из них удалены дубликаты приложений. Оставшиеся приложения были проанализированы с учетом критериев включения. В исследование включили работающие бесплатные мобильные приложения на русском языке, разработанные для контроля симптомов тревоги и депрессии. Из исследования исключили англоязычные приложения, платные приложения, приложения развлекательного характера (игры, обои для рабочего стола), а также одну из версий мультиплатформенных приложений (iOS, Android).
Оценка качества мобильных приложений
Оценку качества мобильных приложений осуществляли с помощью шкалы MARS в соответствии с методологией оригинального исследования [19]. Шкала MARS состоит из описательной части и 23 вопросов, сгруппированных в 5 разделов, по которым оценивают различные параметры мобильного приложения (табл. 1). Каждый вопрос шкалы оценивается по 5-балльной шкале (1 балл — плохо, не соответствует требованиям; 5 баллов — отлично, отвечает всем требованиям). Итоговую оценку качества мобильного приложения получают путем вычисления суммарного среднего балла по четырем первым разделам. Оценка по разделу «субъективная оценка качества» представлена в рейтинге отдельно [19, 24] и не была учтена в исследовании ввиду ее субъективности.
Таблица 1. Разделы и параметры шкалы MARS
Раздел | Параметр |
Вовлеченность | 1. Развлекательность — увлекательность использования приложения. 2. Интерес — интересность использования приложения. 3. Персонализация — возможность настроить приложение под пользовательские предпочтения. 4. Интерактивность — возможность ввода данных, получения обратной связи, отправки запросов. 5. Целевая аудитория — соответствие содержания приложения запросу целевой аудитории |
Функциональность | 1. Производительность — быстрота и точность работы элементов функций и приложения. 2. Простота использования — простота обучения, понятность элементов приложения. 3. Навигация — перемещения между экранами, работа ссылок. 4. Дизайн жестов — согласованность и интуитивность взаимодействия с экранами/элементами приложения |
Эстетичность | 1. Макет — расположение элементов приложения на экране, масштабирование. 2. Графика — качество графики элементов приложения. 3. Визуальная привлекательность — привлекательность элементов приложения |
Информативность | 1. Точность описания — соответствие описания приложения содержанию. 2. Цели — наличие у приложения конкретных достижимых целей. 3. Качество информации — соответствие содержания приложения его цели и теме, правильность информации. 4. Количество информации — охват информацией темы приложения, ее краткость, ясность. 5. Визуальная информация — объяснение информации приложения через графики/картинки/видео, его логичность, правильность. 6. Достоверность — надежность разработчика. 7. Доказательная база — тестирование приложения в разных видах научных исследований |
Субъективная оценка качества | Мнение исследователя о: 1) возможности рекомендации приложения другим людям; 2) возможности повторного использования приложения; 3) возможности покупки приложения; 4) впечатлении от работы с приложением |
Перед проведением оценки качества исследователи изучили инструкцию по работе со шкалой MARS [25]. После инструктажа был выполнен пилотный тренажер по независимой параллельной оценке каждым экспертом 10 случайных приложений из области mHealth. Каждое приложение устанавливали на устройства Lenovo Tablet TB-X704L 64G (Android, версия 7), iPhone 11 (iOS, версия 15.6), POCO X3 Pro (Android, версия 13.0.2), iPhone XR (iOS, версия 15.6) и оценивали отдельно в течение как минимум 10 мин. Если в ходе проведения оценки баллы исследователей различались больше чем на 1, то результаты оценки выносили на обсуждение до достижения консенсуса. После завершения пилотной оценки проводили оценку качества приложений, включенных в исследование.
Для оценки параметра MARS «доказательная база» исследователями был проведен поиск публикаций в электронных библиотеках и библиографических базах данных Cyberleninka.ru, eLIBRARY.RU и Google Scholar.
Статистический анализ
Статистический анализ данных осуществляли с использованием программного обеспечения IBM SPSS Statistics 23.0. Выполнен описательный анализ данных — рассчитаны внутриклассовый коэффициент корреляции (Intraclass Correlation Coefficient — ICC) для измерения надежности оценок двух исследователей, средние значения и стандартные отклонения (standard deviation — SD) для пользовательского рейтинга, каждого из разделов и параметров шкалы MARS, медианы для числа скачиваний и отзывов в отношении оцениваемых мобильных приложений.
Результаты
По ключевым словам в магазинах мобильных приложений Google Play, App Store было обнаружено 184 приложения. После исключения дубликатов оставшиеся 138 приложений были проверены на критерии включения. Исследователями были исключены англоязычные приложения (n=53), приложения развлекательного характера (n=25), платные приложения (n=3), одна из версий мультиплатформенных мобильных приложений (n=14). В результате было идентифицировано 43 мобильных приложения, предназначенных для контроля симптомов тревоги и депрессии. Приложения были загружены для установки на мобильные устройства исследователей. После установки 11 приложений оказались неработающими и были исключены. В итоге для оценки было подготовлено 32 приложения (рис. 1).
Рис. 1. Схема поиска мобильных приложений в App Store, Google Play.
Большинство мобильных приложений (n=15) были разработаны для платформы Android, несколько приложений (n=3) — для iOS, ряд мобильных приложений (n=14) были доступны для скачивания на двух платформах. Разработчиками мобильных приложений в 15 случаях выступали коммерческие организации или психологи, ведущие частную практику, в 3 случаях — некоммерческая организация. Анализ остальных 14 приложений был затруднен, так как в описании к приложению отсутствовала ссылка на веб-сайт или любая другая информация.
Больше половины (56,2%; 18/32) мобильных приложений провели последнее обновление в 2022 г. Одиннадцать приложений имели платную версию обновления, позволяющую пользователю удалять рекламу и использовать дополнительные функции. Исходя из статистики Google Play (по App Store нет данной статистики в открытом доступе), среднее число скачиваний (медиана) всех 32 приложений составило 5000. С учетом статистики Google Play и App Store средний рейтинг всех мобильных приложений составил 4,43±0,46 при среднем количестве отзывов пользователей (медиана) 101.
Большинство (n=19) мобильных приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии содержали в своем составе дневники для фиксации мыслей и/или эмоций, возникших в ответ на какую-то жизненную ситуацию, тесты для определения уровня тревоги или симптомов депрессии (n=11), материалы для самопомощи (дневник благодарностей, книги, статьи, упражнения, медитации, игры, подкасты, контакты специалистов). В 3 приложениях встроен чат-бот, в 6 приложениях реализована возможность онлайн-записи на прием к психологу.
В части идентифицированных мобильных приложений (n=16) не требуется прохождения регистрации при первом запуске и дальнейшем входе в личный кабинет и/или создания пароля/пин-кода, доступ в такие приложения свободный. Конфиденциальность вводимых в приложения данных не изучали.
В табл. 2 представлены результаты оценки русскоязычных мобильных приложений, полученные с помощью шкалы MARS. Внутриклассовый коэффициент корреляции (ICC) был высокий и составил 0,95 (95% ДИ 0,93—0,96). Качество приложений по шкале MARS для всех приложений составило 3,4±0,50 из 5 возможных. Средние оценки качества приложений были высокими по разделу MARS «функциональность» (4,59±0,26), приемлемыми по разделам «эстетичность» (3,57±0,80) и «вовлеченность» (3,25±0,80) и низкими по разделу «информативность» (2,19±0,66).
Таблица 2. Результаты оценки качества русскоязычных мобильных приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии
Название | Платформа | Разработчик | Рейтинг | Число скачиваний | Число отзывов | MARS | ||||
вовлеченность | функциональность | эстетичность | информативность | качество приложения | ||||||
АнтиДепрессия | Android/iOS | iCognito | 4,6 | 100 000 | 8460 | 2,70 | 4,50 | 3,17 | 2,29 | 3,16 |
КтоЯ: Депрессия, Тревога, Сон | Android/iOS | ktoicorp | 4,3 | 100 000 | 1030 | 4,00 | 4,75 | 4,17 | 2,86 | 3,94 |
Дневник ментального здоровья | Android | Даниил Сугоняев | 4,7 | 100 000 | 3570 | 4,00 | 4,25 | 5,00 | 3,43 | 4,17 |
Дневник и трекер настроения | Android | Reflexio Team | 4,5 | 1 000 000 | 13 100 | 4,20 | 4,50 | 5,00 | 2,86 | 4,14 |
Шкала депрессии Бека | Android | yokasi | 4,6 | 5000 | 131 | 2,00 | 4,38 | 3,00 | 1,71 | 2,77 |
Тест на депрессию | Android/iOS | Byron System Developer | 3,6 | 100 000 | 1020 | 2,00 | 4,00 | 2,00 | 1,71 | 2,43 |
Когнитивная терапия: КПТ | Android | Hlist studio | 4,9 | 5000 | 47 | 3,50 | 4,63 | 3,17 | 2,93 | 3,56 |
Тест на депрессию | Android | DisfAP | 4,4 | 10 000 | 59 | 1,40 | 4,38 | 2,33 | 1,57 | 2,42 |
Без Паники | Android | Nepanikař Tým | 4,3 | 100 000 | 1320 | 4,20 | 4,75 | 3,00 | 2,71 | 3,67 |
Анти-стресс и здоровье | Android/iOS | iCognito | 4,6 | 5000 | 437 | 2,80 | 4,75 | 3,67 | 2,14 | 3,34 |
КПТ дневник мыслей (СМЭР) | Android | Даниил Сугоняев | 4,8 | 5000 | 243 | 4,00 | 4,75 | 4,67 | 2,71 | 4,03 |
Тест на депрессию | Android | Funny Psychology | — | 1000 | — | 2,40 | 4,38 | 2,33 | 2,21 | 2,83 |
АнтиТревога | Android/iOS | Союз охраны психического здоровья | 4,3 | 1000 | 31 | 3,40 | 4,75 | 3,67 | 1,86 | 3,42 |
Без тревог | Android/iOS | CUBECODE | 4,9 | 1000 | 81 | 3,40 | 4,50 | 3,00 | 2,14 | 3,26 |
АнтиПаника Lite | Android/iOS | Союз охраны психического здоровья | 4,6 | 10 000 | 118 | 3,50 | 4,75 | 3,50 | 3,36 | 3,78 |
КПТ выручалка | Android/iOS | Sergei Pasko | 4,3 | — | 3 | 3,80 | 4,13 | 3,67 | 2,29 | 3,47 |
Mentally — ментальное здоровье | iOS | Timur Sadykov | 4,8 | — | 13 | 4,10 | 4,75 | 5,00 | 2,50 | 4,09 |
Thera: мой дневник настроения | Android/iOS | Nick Malezh | 4,7 | — | 128 | 4,40 | 5,00 | 4,00 | 2,57 | 3,99 |
Эмоции: Дневник и Описание | iOS | vasili siniak | 5 | — | 38 | 3,60 | 4,75 | 3,83 | 2,14 | 3,58 |
КПТ дневник | Android/iOS | Система здорового мышления | 4 | 10 000 | 104 | 3,10 | 4,50 | 3,67 | 1,86 | 3,28 |
Qualia | Android/iOS | Oleg Kovpak | 4,7 | 1000 | 32 | 3,20 | 4,75 | 3,83 | 2,57 | 3,59 |
Мозгоправ — мой карманный психолог | Android/iOS | Светлана Осипова | 3,9 | 5000 | 35 | 4,00 | 4,25 | 3,00 | 2,64 | 3,47 |
OpenCBT — дневник мыслей | Android | Viktor Vyalichkin | 4,9 | 1000 | 68 | 3,90 | 4,75 | 2,67 | 1,50 | 3,20 |
Clarity+ | iOS | Larry-Elvis Ngomirakiza | 5 | — | 3 | 3,60 | 5,00 | 5,00 | 3,21 | 4,20 |
CBT FOR ME | Android/iOS | Dextechnology Ltd. | 3,6 | — | 9 | 3,40 | 4,50 | 3,33 | 1,57 | 3,20 |
Тест на депрессию | Android | yokasi | 3,7 | 5000 | 29 | 2,00 | 4,75 | 3,67 | 1,43 | 2,96 |
Трекер настроения Гриндекс | Android | JSC Grindeks | — | 5000 | — | 3,20 | 4,00 | 3,33 | 2,14 | 3,17 |
Тест на тревожность | Android | Byron System Developer | — | 10 000 | — | 2,20 | 4,75 | 3,00 | 0,57 | 2,63 |
Дневник с вопросами для самоанализа и саморазвитие | Android | Bazimo | 4,5 | 500 000 | 14 200 | 3,80 | 4,75 | 3,33 | 2,14 | 3,51 |
Шкала HADS | Android | Chernyshkov Evgeny | — | 5000 | — | 2,40 | 4,63 | 3,17 | 1,43 | 2,91 |
Иммунитет от депрессии | Android | Aleksandr Pankratov | — | 50 | — | 2,20 | 4,75 | 3,33 | 1,14 | 2,86 |
АнтиДепрессия | Android/iOS | Союз охраны психического здоровья | 3,4 | 10 000 | 101 | 3,60 | 4,75 | 4,67 | 1,86 | 3,72 |
На рис. 2 представлен средний балл по каждому параметру шкалы MARS в отношении русскоязычных приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии.
Рис. 2. Средний балл по каждому параметру шкалы MARS в отношении русскоязычных приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии (n=32).
Наименьшие оценки получили следующие параметры:
— доказательная база (0,28±0,77) — в электронных библиотеках и библиографических базах данных было обнаружено только две научные публикации, связанные с тремя оцениваемыми приложениями. Одно исследование описывало основной функционал двух приложений, второе исследование проводило оценку эффективности одного приложения [26, 27];
— визуальная информация (1,22±2,01) — в большинстве (23 из 32) приложений отсутствовало визуализированное объяснение информации через графики/картинки/видео.
— количество информации (1,80±1,92) — используемая информация охватывала не все стороны проблемы или, наоборот, приложения были переполнены информацией;
— качество информации (2,00±1,98) — правильность представленной в мобильном приложении информации для пользователя вызывала сомнения;
— персонализация (2,27±1,16) — часть приложений (14 из 32) допускала настройки, которые учитывают личные предпочтения пользователя (настройку уведомлений, звука и т.д.).
Наивысшие оценки получили следующие параметры:
— дизайн жестов (4,81±0,30) — взаимодействия между всеми элементами/экранами приложений интуитивно понятные, согласованные;
— навигация (4,73±0,40) — перемещения между экранами логичные и правильные;
— простота использования (4,66±0,43) — приложениями легко научиться пользоваться, элементы приложений понятные;
— целевая группа (4,47±0,84) — приложения разрабатывались для конкретной целевой аудитории;
— макет (4,34±0,76) — все элементы приложений соответствуют масштабу экрана и читабельны.
Обсуждение
В настоящем исследовании проведена оценка качества русскоязычных мобильных приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии, доступных в App Store и Google Play, с помощью шкалы MARS. Их анализ показал, что приложения имеют низкие баллы по разделу «информативность» и параметру «персонализация» раздела «вовлеченность». Сходные результаты получены исследователями из Испании, Великобритании и Кувейта, которые оценивали мобильные приложения для мониторинга симптомов тревоги и депрессии в своих странах [28, 29]. Эти исследования показали, что наблюдаемые проблемы, вероятно, связаны с нехваткой экспертов в области психического здоровья в командах разработчиков мобильных приложений, которые могут предоставить качественную, основанную на фактических данных информационную базу, провести исследования и оценить работу приложений в практике [28, 29]. Помимо этого, J. Torous и соавт. [30] в своей работе подчеркнули важность привлечения исследователей пользовательского опыта (User Experience — UX) в команды разработчиков для создания более интерактивных, персонализированных и привлекательных приложений.
Важным аспектом настоящего исследования является то, что значительная часть русскоязычных мобильных приложений, предназначенных для мониторинга симптомов тревоги и депрессии, была разработана коммерческими организациями. Интересно, что государственные научные учреждения ограниченно участвуют в этой области. Эта ситуация поднимает вопросы о необходимости государственной поддержки (например, выделения грантов на разработку приложений) и активного участия для обеспечения разработки качественных приложений, основанных на научных принципах.
В последнее время все большее внимание уделяется вопросам, связанным с безопасностью в интернете, особенно в отношении персональных данных в области психического здоровья [31]. Примечательно, что в шкале MARS отсутствует параметр, который позволил бы всесторонне оценить этот аспект. В текущем исследовании исследователями отмечено, что только в половине приложений для контроля симптомов тревоги и депрессии предусмотрена возможность установить пароль и/или пройти регистрацию. Это подчеркивает необходимость для пользователей проявлять осторожность при использовании этих мобильных приложений и показывает, что в будущем разработчики должны уделять первоочередное внимание решению этой важной проблемы.
Ограничения
Магазины мобильных приложений — динамичные, непредсказуемые и постоянно меняющиеся структуры, и вполне вероятно, что на момент выхода статьи некоторые анализируемые мобильные приложения могут стать недоступными или обновить свой функционал.
Заключение
Цифровые технологии в области психического здоровья обладают огромным потенциалом. Мобильные приложения для контроля симптомов тревоги и депрессии оказывают положительное влияние на состояние здоровья пользователей. Результаты представленного исследования демонстрируют, что русскоязычные приложения пользуются высоким спросом у пользователей мобильных устройств, имеют большой потенциал в функциональности, эстетически привлекательны для пользователя. Однако в отношении этой группы приложений остаются трудности с персонализацией настроек/предпочтений пользователя, качеством и количеством информации, ее визуальным представлением и научным обоснованием. Дальнейшие исследования в этой области должны быть посвящены подробному анализу содержательной части этих приложений, анализу их конфиденциальности, изучению пользовательского опыта (UX) с привлечением специалистов в этой сфере и в сфере охраны психического здоровья.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.С. Бунова; сбор и обработка материала — А.С. Бунова, Д.В. Шикова; статистическая обработка данных и написание текста — А.С. Бунова; редактирование — А.С. Бунова, Д.В. Шикова
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.