Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лопатина М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Яковлева В.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Международные подходы к комплексной оценке грамотности населения в вопросах вакцинации

Авторы:

Лопатина М.В., Яковлева В.А., Концевая А.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(12): 128‑134

Прочитано: 3820 раз


Как цитировать:

Лопатина М.В., Яковлева В.А., Концевая А.В., Драпкина О.М. Международные подходы к комплексной оценке грамотности населения в вопросах вакцинации. Профилактическая медицина. 2023;26(12):128‑134.
Lopatina MV, Yakovleva VA, Kontsevaya AV, Drapkina OM. International approaches to a comprehensive assessment of the adults vaccination literacy. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(12):128‑134. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202326121128

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вакцинация ежегодно спасает 2—3 млн жизней во всем мире [1]. В качестве стратегии политики в области укрепления общественного здоровья вакцинация доказала свою эффективность в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний [2, 3]. Вакцинация населения является наиболее эффективной мерой профилактики, обеспечивает снижение заболеваемости и смертности от заболеваний, увеличивает продолжительность жизни в целом и здоровой жизни в частности, уменьшает необходимость использования антибиотиков и других лекарственных средств, улучшает качество жизни, предотвращает госпитализацию и уменьшает финансовые затраты [4]. Вакцинопрофилактика сегодня представляет стратегическую инвестицию в охрану здоровья, благополучие человека, семьи и общества в целом как инструмент демографической политики и обеспечения биологической безопасности, а также как один из способов борьбы с антибиотикорезистентностью [4].

Обеспечение высоких показателей охвата вакцинацией возможно при условии высокого уровня общественного и индивидуального доверия к программам вакцинации и к лицам, инициирующим эти программы. Однако исследования показали, что доверие к вакцинации снизилось во всем мире, и это привело к увеличению количества случаев откладывания вакцинации или отказа от нее, несмотря на доступность предоставляемых услуг в данной сфере [1, 5]. Снижение охвата вакцинацией может приводить к возобновлению инфекционных заболеваний, что подтверждается недавними вспышками кори в Европе [5].

Опрос, проведенный в рамках проекта «Доверие к вакцинам» в 67 странах в 2016 г., показал, что население Европейского региона ВОЗ имеет самую низкую степень доверия к безопасности и эффективности вакцин по сравнению с другими регионами мира [6]. Этот результат подтвержден более поздним сравнительным анализом данных, полученных в 149 странах мира [7]. Поэтому сомнения в отношении необходимости вакцинации являются актуальной проблемой общественного здоровья, особенно в Европейском регионе, что наглядно продемонстрировала пандемия COVID-19 [8].

Достоверная информация о вакцинации зачастую труднодоступна населению и очень сложна для понимания [6]. В то же время население сталкивается с большим количеством необъективной и недостоверной медицинской информации, которая распространяется в основном через средства массовой информации, интернет и социальные сети, то есть с «инфодемией» [9—13].

Анализ отечественной литературы позволил выявить большой опыт изучения информированности и отношения населения к вакцинации [14—18]. В то же время исследования на тему изучения и оценки грамотности в вопросах вакцинации в Российской Федерации не обнаружены.

Следует отметить различия понятий «информированность» и «грамотность». Информированность подразумевает наличие у населения информации в отношении какой-либо темы, что, как правило, не приводит к определенным направленным действиям или изменению поведения [9]. В то же время грамотность может включать не только информацию и знания о предмете или событии, но и навыки управления информацией или изменение поведения на основании имеющейся информации и знаний [10]. Данные исследований свидетельствуют, что одной только информированности недостаточно для принятия обоснованных решений и применения информации в жизни [3, 10, 11]. Для принятия решений и действий на основании информации большую роль играет грамотность в вопросах здоровья (ГЗ), а в данном контексте — грамотность в вопросах вакцинации (Г-ВАК) [10, 19]. При этом достаточный уровень Г-ВАК населения является необходимым условием для способности оценить достоверность и качество информации, а также для ее рационального использования [10, 11].

Цель исследования — провести анализ международных подходов к комплексной оценке грамотности взрослого населения в вопросах вакцинации.

Материал и методы

Для подбора публикаций по представленной проблеме использованы данные PubMed, баз инструментов для оценки грамотности в вопросах здоровья Health Literacy Tool Shed [20] и сети Интернет с применением метода контент-анализа.

Критерии включения работ для комплексного анализа опубликованных результатов:

— тип статьи и время опубликования: оригинальная статья, метаанализ или обзор литературы, содержащие термин vaccin(ation) (health) literacy (adult), опубликованные на английском языке в период с 1 января 2013 г. по 31 января 2023 г.;

— описание в тексте статьи инструмента для измерения грамотности в вопросах вакцинации населения 18 лет и старше на популяционном уровне, который доступен полностью в самой публикации, по ссылке или по запросу у авторов. При этом описанный инструмент направлен на изучение грамотности в вопросах вакцинации в целом, а не отдельной вакцины или инфекционного заболевания, включая оценку знаний, а также навыков находить, понимать, оценивать и применять информацию.

Критерии исключения:

— статьи, редакционные статьи, тезисы на иностранных языках, кроме английского, не содержащие термин vaccin(ation) (health) literacy (adult) и опубликованные до 2013 г.;

— инструмент может быть использован только для оценки знаний, осведомленности и отношения к вакцинации, грамотности в вопросах, касающихся отдельной вакцины или отдельного инфекционного заболевания, неприменим на популяционном уровне, предназначен для изучения Г-ВАК населения младше 18 лет.

Из 289 статей, выявленных в PubMed, Health Literacy Tool Shed и сети Интернет, только 20 соответствуют ключевым словам и запросу. Остальные публикации имеют отношение либо к конкретным видам инфекционных заболеваний (COVID-19 — 95, вирус папилломы человека — 16, грипп — 10, пневмококковая инфекция — 3, герпес — 1, гепатит B — 2), либо к отдельным группам населения (например, родители в отношении вакцинации детей — 15). Детально изучены 20 отобранных публикаций, из которых только 4 соответствуют критериям включения (рисунок).

Схема формирования данных для анализа.

Г-ВАК — грамотность в вопросах вакцинации.

Результаты и обсуждение

Понимание концепции «грамотность в вопросах вакцинации»

Выявленный в зарубежной литературе термин «грамотность в вопросах вакцинации» (Г-ВАК) основывается на определении общей грамотности в вопросах здоровья (ГЗ), разработанном европейским консорциумом европейского исследования грамотности в вопросах здоровья HLS-EU [21]. Определение адаптировано к вопросам вакцинации и гласит: грамотность в вопросах вакцинации — это знания, мотивация и навыки людей в отношении поиска, понимания и оценки информации о вакцинации для принятия обоснованных решений по ее проведению и получению [22]. Таким образом, Г-ВАК подразумевает комплексный подход к знаниям и пониманию концепции, который охватывает функциональные, интерактивные/коммуникативные и основополагающие характеристики Г-ВАК, включая не только индивидуальные навыки и способности людей, но понятность и доступность, а также применимость информации в отношении вакцинации [3]. В современных условиях, при широком распространении дезинформации и наличии «инфодемии» (изобилии ложной и недостоверной информации), Г-ВАК является важным условием для успешного взаимодействия населения с информацией в отношении вакцинопрофилактики [10].

Для понимания концепции Г-ВАК необходимо отличать ее от других соответствующих детерминант вакцинального поведения. Исследования причин отказа от вакцинации показали, что решения за или против вакцинации определяются не только личными знаниями и убеждениями, но также социальными, ситуационными или контекстными условиями (доступность к информации о вакцинации, отношение и знания врачей, наличие антипрививочного лобби и т.д.) [12, 23—25]. При этом выявлены некоторые общие факторы, влияющие на решение о вакцинации. Наиболее важные из этих факторов обобщены в модели 7Cs M. Geiger и соавт. [26]:

1. Уверенность — (недостаточное) доверие к эффективности и безопасности вакцинации, к медицинским работникам, которые ее проводят, и к организациям/лицам, которые рекомендуют и утверждают вакцины.

2. Самоуспокоенность — (низкая) осведомленность о рисках заболеваний, предотвращаемых вакцинами, и о необходимости вакцинации.

3. Ограничения — (низкие) структурные или психологические барьеры, затрудняющие вакцинацию (их наличие, ценовая доступность, доступ к информации, понимание необходимости вакцинации, затрачиваемые усилия и т.д.).

4. Расчет степень взвешивания личных затрат и выгод от вакцинации.

5. Коллективная ответственность — (низкое) чувство ответственности перед обществом за вклад в снижение распространения инфекционных заболеваний путем вакцинации для защиты других (например, детей или больных людей).

6. Соблюдение рекомендаций — степень поддержки, социального контроля и применения мер наказания к людям, не прошедшим вакцинацию.

7. Конспирологическая настроенность — степень веры в теорию заговора и ложную информацию о вакцинации.

Сомнения в вакцинации могут привести к задержке с принятием решения о вакцинации или отказу населения вакцинироваться, несмотря на предоставляемые услуги по вакцинации в системе здравоохранения. Этот поведенческий фактор зависит от контекста проведения вакцинации, что представляет собой результат сложного процесса принятия решений [24].

Таким образом, грамотность в вопросах вакцинации — это комплексный показатель, включающий множество факторов, а не только и не столько осведомленность. Комплексный подход к изучению этой проблемы и успешный поиск инструмента для оценки может способствовать обеспечению всестороннего подхода к ее решению.

Комплексная оценка грамотности населения в вопросах вакцинации

Проведенный анализ демонстрирует, что инструменты для комплексной оценки грамотности населения в вопросах вакцинации ограниченны, что отражено в выводах опубликованных систематических обзоров, посвященных актуальности и подходам к изучению Г-ВАК [27—29]. В систематическом обзоре E. Zhang и соавт., опубликованном в 2023 г., подчеркнута важность Г-ВАК в преодолении недоверия населения к вакцинации и повышении уровня иммунизации [27]. В то же время инструменты, применяемые в выбранных исследованиях по Г-ВАК, представляют ограниченное число факторов, влияющих на вакцинальное поведение населения, и адаптированы на основании инструментов по оценке ГЗ у пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями [30]. К примеру, итальянский инструмент оценки Г-ВАК (HLVa-IT) [28] разработан на основании шкалы изучения грамотности пациентов в вопросах диабета H. Ishikawa и соавт. [30] (таблица). Следует отметить высокую популярность и проработанность темы Г-ВАК среди взрослого населения в Италии. Об этом свидетельствует и тот факт, что 2 из 4 выбранных нами инструментов для оценки Г-ВАК разработаны в Италии [28, 31].

Инструменты комплексной оценки грамотности в вопросах вакцинации

Инструмент, страна

Количество вопросов

Комплексная модель измерения Г-ВАК

Характеристика

Валидизирован

Грамотность в вопросах здоровья в Португалии: результаты популяционного исследования 2019—2021 гг.

(Health Literacy in Portugal: Results of the Health Literacy Population Survey Project 2019-2021) [36].

Португалия

14

3 модуля:

знания о вакцинации (3 вопроса);

уверенность в прививках (4 вопроса);

грамотность в вопросах вакцинации (4 вопроса)

Адаптированная версия международного опросника HLS19-VAC

Да

Измерение цифровой грамотности в вопросах вакцинации: развитие и психометрическая оценка шкалы цифровой грамотности в вопросах вакцинации

(Measuring Digital Vaccine Literacy: Development and Psychometric Assessment of the Digital Vaccine Literacy Scale) [32].

Франция

7

3 модуля:

понимание и доверие официальной информации о вакцинации;

понимание и доверие информации в социальных сетях;

оценка онлайн-информации о вакцинах (с целью принятия решений о вакцинации и применения информации)

Оценка Г-ВАК в отношении цифровых источников информации

Да

Валидизация итальянского инструмента оценки грамотности в вопросах вакцинации у взрослых: пилотное исследование

(Validation of an Italian Tool to Assess Vaccine Literacy in Adulthood Vaccination: A Pilot Study) [28].

Италия

14

3 модуля:

оценка функциональных, интерактивных, критических навыков в отношении информации о вакцинации

Адаптирован на основании инструмента для оценки грамотности в вопросах здоровья пациентов с сахарным диабетом

Да

Детерминанты грамотности в вопросах здоровья итальянского населения

(The Determinants of Vaccine Literacy in the Italian Population: Results from the Health Literacy Survey 2019) [31].

Италия

11

3 модуля:

знания о вакцинации (3 вопроса);

уверенность в прививках (4 вопроса);

грамотность в вопросах вакцинации (4 вопроса)

Адаптированная версия международного опросника HLS19-VAC

Да

Примечание. Г-ВАК — грамотность в вопросах вакцинации; ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

По мнению ряда авторов, на Г-ВАК влияет много факторов, не только индивидуальные, но и социальные [3, 27], включая не только иммунологические и эпидемиологические аспекты, но также нормативные, коммуникативные, экономические и этические вопросы [23]. В настоящее время большинство таких аспектов не учитываются в инструментах для изучения Г-ВАК.

Тема Г-ВАК приобрела особую актуальность во время пандемии COVID-19, о чем свидетельствует включение в опубликованный обзор большинства публикаций по данному направлению [27]. Именно после вспышки COVID-19 во Франции разработан инструмент комплексной оценки цифровой Г-ВАК взрослого населения в отношении не только COVID-19, но и вакцинации в целом [32]. Такой инструмент позволяет изучать три аспекта комплексной оценки Г-ВАК взрослого населения: понимание и доверие к официальной информации о вакцинации; понимание и доверие к информации в социальных сетях; критическую оценку онлайн-информации о вакцинах с целью принятия решений о вакцинации. При этом данный инструмент имеет ограничение в связи с тем, что изучаются только цифровые источники информации и не учитываются другие источники получения информации, например медицинские специалисты, которые, по результатам многочисленных исследований, также оказывают влияние на вакцинальное поведение своих пациентов [3, 7, 33]. Несмотря на то что многие современные инструменты Г-ВАК включают изучение отношения населения к вакцинации и его желание вакцинироваться, необходимы также научные исследования по прогнозированию эффективности программ вакцинации [29, 34]. Проведение таких исследований облегчит диалог между населением и системой здравоохранения и может способствовать преодолению сомнений населения в отношении вакцинации [29].

Следующим инструментом, который соответствует представленным ранее критериям включения в анализ исследований, является инструмент HLS19-VAC, разработанный в рамках международного исследования HLS19 сети действий ВОЗ по измерению ГЗ на популяционном и организационном уровне (WHO Action Network M-POHL) [35]. Инструмент представляет собой ряд вопросов, позволяющих измерить понимание, оценку и применение информации о вакцинации вне зависимости от контекста или какой-либо конкретной вакцины. Инструмент включает 1 вопрос о личном поведении в отношении вакцинации за последние 5 лет (поведение), 4 вопроса о личной уверенности в прививках (доверие), 3 вопроса в отношении мифов и возможных рисков вакцинации (расчет) и 1 вопрос о риске заражения инфекционным заболеванием, от которого есть вакцина, при отказе от вакцинации (самоуспокоенность) [35]. Данный инструмент оценки Г-ВАК адаптирован и валидизирован в 11 странах (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Израиль, Италия, Норвегия, Португалия, Словения и Чехия), его внутренняя согласованность показала среднее значение индекса альфа Кронбаха 0,72 (в диапазоне от 0,60 до 0,85 для разных стран), что указывает на надежность и приемлемость инструмента для большинства стран. В зависимости от страны данные собирались методом личных интервью с помощью компьютера (computer-assisted personal interview — CAPI), телефонных интервью с помощью компьютера (computer-assisted telephone interview — CATI), онлайн-интервью с помощью компьютера (computer aided web interview — CAWI). В общей сложности, данные о Г-ВАК получены от 25 000 респондентов стран-участниц.

Участники исследования с низким уровнем образования (в 6 странах), самооценки в обществе (в 10 странах), с финансовыми ограничениями (во всех 11 странах) и проблемами со здоровьем (в 8 странах) имели более низкое среднее значение Г-ВАК [35].

Для большинства стран Г-ВАК положительно коррелировала с уверенностью в вакцинации, знаниями о рисках, связанных с вакцинами, и оценкой риска развития заболевания в случае отсутствия вакцинации. Показатель вакцинального поведения, определяемый как вероятность того, что кто-то из членов семьи будет вакцинирован в течение 5 лет, был выше при более высоких показателях уровня Г-ВАК в 5 из 7 стран с учетом социально-демографических и социально-экономических характеристик [35].

В двух публикациях, из Италии и Португалии, включенных в наш анализ, использованы адаптированные версии инструмента HLS19-VAC [31, 36].

Исследования показали, что значительная часть респондентов имеют более низкий уровень Г-ВАК, а также выявили в большинстве стран социальный градиент Г-ВАК, что вместе или в отдельности влияет на принятие решений и, следовательно, поведение населения в отношении вакцинации. Кроме того, в результате исследования подчеркнута важность изучения Г-ВАК медицинских работников, мнение и поведение которых в отношении вакцинации влияет на их пациентов [35].

Заключение

Проблема грамотности в вопросах вакцинации стала как никогда актуальной в связи с пандемией COVID-19 и «инфодемией». Взаимодействие с информацией о вакцинации вызывает существенные затруднения у населения во всем мире, что ассоциировано с уровнем грамотности в вопросах вакцинации. При этом на вакцинальное поведение влияют не только индивидуальные факторы (знания, информированность), но и социальные. В этой связи важную роль играет комплексная оценка грамотности в вопросах вакцинации.

Обзор международных исследований показал, что инструменты для комплексной оценке грамотности взрослого населения в вопросах вакцинации ограниченны. При этом необходим учет не только индивидуальных, но и социальных факторов, влияющих на Г-ВАК и вакцинальное поведение населения.

На сегодняшний день инструмент HLS19-VAC, разработанный в сети действий ВОЗ и адаптированный в 11 странах Европы, лучше других изученных инструментов соответствует концепции комплексной оценки грамотности в вопросах вакцинации и обеспечивает всестороннее изучение Г-ВАК взрослого населения, вне зависимости от типа вакцины, отдельных категорий населения или пациентов.

Полученные данные могут быть использованы исследователями, специалистами в области укрепления общественного здоровья, лицами, принимающими решения, в качестве обоснования при выборе и формировании доказательных подходов к комплексной оценке грамотности в вопросах вакцинации взрослого населения на популяционном уровне.

Ограничение исследования. Ограничением данной работы является то, что обзор не систематический.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — М.В. Лопатина; сбор и обработка материала, написание текста — М.В. Лопатина, В.А. Яковлева; редактирование — А.В. Концевая, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. World Health Organization. Department of Immunization, Vaccines and Biologicals (IVB). SAGE: Strategic Advisory Group of Experts on Immunization; 2017. Accessed September 28, 2023. https://terrance.who.int/mediacentre/data/sage/SAGE_Docs_Ppt_Oct2017/SAGE_Yellow_Book_Oct_2017.pdf
  2. Andre FE, Booy R, Bock HL, et al. Vaccination greatly reduces disease, disability, death and inequity worldwide. Bulletin of the World Health Organization. 2008;86(2):140-146.  https://doi.org/10.2471/BLT.07.040089
  3. Ratzan SC. Vaccine Literacy: A New Shot for Advancing Health. Journal of Health Communication. 2011;16(3):227-229.  https://doi.org/10.1080/10810730.2011.561726
  4. Драпкина О.М., Брико Н.И., Костинов М.П. и др. Иммунизация взрослых. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; 2020.
  5. Rowlands G, Russell S, O’Donnell A, et al. What is the evidence on existing policies and linked activities and their effectiveness for improving health literacy at national, regional and organizational levels in the WHO European Region? Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2018. Accessed September 28, 2023. https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/326251/9789289053198-eng.pdf?sequence=3
  6. Larson HJ, De Figueiredo A, Xiahong Z, et al. The state of vaccine confidence 2016: global insights through a 67-country survey. EBioMedicine. 2016;12:295-301.  https://doi.org/10.1016/j.ebiom.2016.08.042
  7. De Figueiredo A, Simas C, Karafillakis E, et al. Mapping global trends in vaccine confidence and investigating barriers to vaccine uptake: a large-scale retrospective temporal modelling study. The Lancet. 2020;396(10255):898-908.  https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)31558-0
  8. Griebler R, Straßmayr C, Dietscher C, et al. Bereitschaft zur corona-schutzimpfung und gesundheitskompetenz. ÖPGK-Factsheet. Version 02/2021. Accessed September 28, 2023. https://jasmin.goeg.at/1726
  9. Nutbeam D. Health literacy as a public goal: A challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century. Health Promotion International. 2000;15(3):259-267.  https://doi.org/10.1093/heapro/15.3.259
  10. Lorini C, Santomauro F, Donzellini M, et al. Health literacy and vaccination: A systematic review. Human Vaccines and Immunotherapeutics. 2018; 14(2):478-488.  https://doi.org/10.1080/21645515.2017.1392423
  11. Rowlands G. Health literacy. Human Vaccines and Immunotherapeutics. 2014;10(7):2130-2135. https://doi.org/10.4161/hv.29603
  12. Dubé E, Laberge C, Guay M, et al. Vaccine hesitancy: An overview. Human Vaccines and Immunotherapeutics. 2013;9(8):1763-1773. https://doi.org/10.4161/hv.24657
  13. Puri N, Coomes EA, Haghbayan H, et al. Social media and vaccine hesitancy: new updates for the era of COVID-19 and globalized infectious diseases. Human Vaccines and Immunotherapeutics. 2020;16(11):2586-2593. https://doi.org/10.1080/21645515.2020.1780846
  14. Сысоев П.Г., Геворкян А.Г., Сарманаева С.Ф. Уровень информированности подростков по вопросам туберкулеза и его профилактики. Modern Science. 2022;5(2):219-223. 
  15. Баюш М.А., Миронова С.С., Насыбуллина Г.М. Информированность и приверженность жителей города Екатеринбурга к мерам профилактики гриппа и ОРВИ. Российский вестник гигиены. 2022;3:23-28.  https://doi.org/10.24075/rbh.2022.053
  16. Гармаева Е.В., Санданова Е.В., Саганова Д.Н. и др. Анализ информированности студентов выпускных курсов ЧГМА о вакцинации за 2018 год в рамках Европейской недели иммунизации. Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2019;4(9):181. 
  17. Мамчиц Л.П., Филлипова А.Д. Информированность населения по вопросу вакцинации против ветряной оспы. Тезисы XXIII Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». М.: ПедиатрЪ; 2021:123. 
  18. Канестри В.Г., Коннов Д.С., Дегтярева С.Ю. Информированность населения о необходимости вакцинации от управляемых инфекций. Тезисы IX Конгресса с международным участием «Контроль и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП-2021)». М.: ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора; 2021:56-57. 
  19. Wang X, Zhou X, Leesa L, et al. The effect of vaccine literacy on parental trust and intention to vaccinate after a major vaccine scandal. Journal of Health Communication. 2018;23(5):413-421.  https://doi.org/10.1080/10810730.2018.1455771
  20. Health Literacy Tool Shed. Accessed September 28, 2023. https://healthliteracy.bu.edu
  21. Sørensen K, Van den Broucke S, Fullam J, et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models. BMC Public Health. 2012;12(1):1-13.  https://doi.org/10.1186/1471-2458-12-80
  22. Zhang F, Or PP, Chung JW. The effects of health literacy in influenza vaccination competencies among community-dwelling older adults in Hong Kong. BMC Geriatrics. 2020;14;20(1):103.  https://doi.org/10.1186/s12877-020-1504-5
  23. Larson HJ, Jarrett C, Schulz WS, et al. Measuring vaccine hesitancy: The development of a survey tool. Vaccine. 205;33(34):4165-4175. https://doi.org/10.1016/j.vaccine.2015.04.037
  24. MacDonald NE. Vaccine hesitancy: Definition, scope and determinants. Vaccine. 2005;33(34):4161-4164. https://doi.org/10.1016/j.vaccine.2015.04.036
  25. Thomson A, Robinson K, Vallée-Tourangeau G. The 5As: A practical taxonomy for the determinants of vaccine uptake. Vaccine. 2016;34(8):1018-1024. https://doi.org/10.1016/j.vaccine.2015.11.065
  26. Geiger M, Rees F, Lilleholt L, et al. Measuring the 7Cs of vaccination readiness. European Journal of Psychological Assessment. 2022;38(4):261-269.  https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000663
  27. Zhang E, Dai Z, Wang S, et al. Vaccine literacy and vaccination: A systematic review. International Journal of Public Health. 2023;68:1605606. https://doi.org/10.3389/ijph.2023.1605606
  28. Biasio LR, Giambi C, Fadda G, et al. Validation of an Italian tool to assess vaccine literacy in adulthood vaccination: A pilot study. Annali di Igiene Medicina Preventiva e di Comunità. 2020;32:205-222.  https://doi.org/10.7416/ai.2020.2344
  29. Biasio LR, Zanobini P, Lorini C, et al. Relevance of vaccine literacy assessment tools. International Journal of Public Health. 2023;68:1605945. https://doi.org/10.3389/ijph.2023.1605945
  30. Ishikawa H, Takeuchi T, Yano E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients. Diabetes Care. 2008;31(5): 874-879.  https://doi.org/10.2337/dc07-1932
  31. Cadeddu C, Regazzi L, Bonaccorsi G, et al. The Determinants of Vaccine Literacy in the Italian Population: Results from the Health Literacy Survey 2019. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(8):4429. https://doi.org/10.3390/ijerph19084429
  32. Montagni I, Pouymayou A, Pereira E, et al.; CONFINS Group. Measuring digital vaccine literacy: development and psychometric assessment of the digital vaccine literacy scale. Journal of Medical Internet Research. 2022;24(12): e39220. https://doi.org/10.2196/39220
  33. Scott K, Batty ML. HPV vaccine uptake among Canadian youth and the role of the nurse practitioner. Journal of Community Health. 2016;41:197-205.  https://doi.org/10.1007/s10900-015-0069-2
  34. Biasio LR. Vaccine literacy is undervalued. Human Vaccines and Immunotherapeutics. 2019;15(11):2552-2553. https://doi.org/10.1080/21645515.2019.1609850
  35. Bøggild H. International Report on the Methodology, Results, and Recommendations of the European Health Literacy Population Survey 2019-2021 (HLS19) of M-POHL. Austrian National Public Health Institute; 2021. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.27894.06721
  36. Arriaga M, Francisco R, Nogueira P, et al. Health Literacy in Portugal: Results of the Health Literacy Population Survey Project 2019-2021. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(7):4225. https://doi.org/10.3390/ijerph19074225

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.