Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лопатина М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Яковлева В.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Международные подходы к комплексной оценке грамотности населения в вопросах вакцинации

Авторы:

Лопатина М.В., Яковлева В.А., Концевая А.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(12): 128‑134

Просмотров: 3032

Загрузок: 1


Как цитировать:

Лопатина М.В., Яковлева В.А., Концевая А.В., Драпкина О.М. Международные подходы к комплексной оценке грамотности населения в вопросах вакцинации. Профилактическая медицина. 2023;26(12):128‑134.
Lopatina MV, Yakovleva VA, Kontsevaya AV, Drapkina OM. International approaches to a comprehensive assessment of the adults vaccination literacy. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(12):128‑134. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202326121128

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оп­ре­де­ле­ние фак­то­ров, влияющих на эф­фек­тив­ность дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния, про­жи­ва­юще­го в сельской мес­тнос­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):23-28
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го здо­ровья жи­те­лей Юр­гин­ско­го ра­йо­на Тю­мен­ской об­лас­ти. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):35-39

Введение

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вакцинация ежегодно спасает 2—3 млн жизней во всем мире [1]. В качестве стратегии политики в области укрепления общественного здоровья вакцинация доказала свою эффективность в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний [2, 3]. Вакцинация населения является наиболее эффективной мерой профилактики, обеспечивает снижение заболеваемости и смертности от заболеваний, увеличивает продолжительность жизни в целом и здоровой жизни в частности, уменьшает необходимость использования антибиотиков и других лекарственных средств, улучшает качество жизни, предотвращает госпитализацию и уменьшает финансовые затраты [4]. Вакцинопрофилактика сегодня представляет стратегическую инвестицию в охрану здоровья, благополучие человека, семьи и общества в целом как инструмент демографической политики и обеспечения биологической безопасности, а также как один из способов борьбы с антибиотикорезистентностью [4].

Обеспечение высоких показателей охвата вакцинацией возможно при условии высокого уровня общественного и индивидуального доверия к программам вакцинации и к лицам, инициирующим эти программы. Однако исследования показали, что доверие к вакцинации снизилось во всем мире, и это привело к увеличению количества случаев откладывания вакцинации или отказа от нее, несмотря на доступность предоставляемых услуг в данной сфере [1, 5]. Снижение охвата вакцинацией может приводить к возобновлению инфекционных заболеваний, что подтверждается недавними вспышками кори в Европе [5].

Опрос, проведенный в рамках проекта «Доверие к вакцинам» в 67 странах в 2016 г., показал, что население Европейского региона ВОЗ имеет самую низкую степень доверия к безопасности и эффективности вакцин по сравнению с другими регионами мира [6]. Этот результат подтвержден более поздним сравнительным анализом данных, полученных в 149 странах мира [7]. Поэтому сомнения в отношении необходимости вакцинации являются актуальной проблемой общественного здоровья, особенно в Европейском регионе, что наглядно продемонстрировала пандемия COVID-19 [8].

Достоверная информация о вакцинации зачастую труднодоступна населению и очень сложна для понимания [6]. В то же время население сталкивается с большим количеством необъективной и недостоверной медицинской информации, которая распространяется в основном через средства массовой информации, интернет и социальные сети, то есть с «инфодемией» [9—13].

Анализ отечественной литературы позволил выявить большой опыт изучения информированности и отношения населения к вакцинации [14—18]. В то же время исследования на тему изучения и оценки грамотности в вопросах вакцинации в Российской Федерации не обнаружены.

Следует отметить различия понятий «информированность» и «грамотность». Информированность подразумевает наличие у населения информации в отношении какой-либо темы, что, как правило, не приводит к определенным направленным действиям или изменению поведения [9]. В то же время грамотность может включать не только информацию и знания о предмете или событии, но и навыки управления информацией или изменение поведения на основании имеющейся информации и знаний [10]. Данные исследований свидетельствуют, что одной только информированности недостаточно для принятия обоснованных решений и применения информации в жизни [3, 10, 11]. Для принятия решений и действий на основании информации большую роль играет грамотность в вопросах здоровья (ГЗ), а в данном контексте — грамотность в вопросах вакцинации (Г-ВАК) [10, 19]. При этом достаточный уровень Г-ВАК населения является необходимым условием для способности оценить достоверность и качество информации, а также для ее рационального использования [10, 11].

Цель исследования — провести анализ международных подходов к комплексной оценке грамотности взрослого населения в вопросах вакцинации.

Материал и методы

Для подбора публикаций по представленной проблеме использованы данные PubMed, баз инструментов для оценки грамотности в вопросах здоровья Health Literacy Tool Shed [20] и сети Интернет с применением метода контент-анализа.

Критерии включения работ для комплексного анализа опубликованных результатов:

— тип статьи и время опубликования: оригинальная статья, метаанализ или обзор литературы, содержащие термин vaccin(ation) (health) literacy (adult), опубликованные на английском языке в период с 1 января 2013 г. по 31 января 2023 г.;

— описание в тексте статьи инструмента для измерения грамотности в вопросах вакцинации населения 18 лет и старше на популяционном уровне, который доступен полностью в самой публикации, по ссылке или по запросу у авторов. При этом описанный инструмент направлен на изучение грамотности в вопросах вакцинации в целом, а не отдельной вакцины или инфекционного заболевания, включая оценку знаний, а также навыков находить, понимать, оценивать и применять информацию.

Критерии исключения:

— статьи, редакционные статьи, тезисы на иностранных языках, кроме английского, не содержащие термин vaccin(ation) (health) literacy (adult) и опубликованные до 2013 г.;

— инструмент может быть использован только для оценки знаний, осведомленности и отношения к вакцинации, грамотности в вопросах, касающихся отдельной вакцины или отдельного инфекционного заболевания, неприменим на популяционном уровне, предназначен для изучения Г-ВАК населения младше 18 лет.

Из 289 статей, выявленных в PubMed, Health Literacy Tool Shed и сети Интернет, только 20 соответствуют ключевым словам и запросу. Остальные публикации имеют отношение либо к конкретным видам инфекционных заболеваний (COVID-19 — 95, вирус папилломы человека — 16, грипп — 10, пневмококковая инфекция — 3, герпес — 1, гепатит B — 2), либо к отдельным группам населения (например, родители в отношении вакцинации детей — 15). Детально изучены 20 отобранных публикаций, из которых только 4 соответствуют критериям включения (рисунок).

Схема формирования данных для анализа.

Г-ВАК — грамотность в вопросах вакцинации.

Результаты и обсуждение

Понимание концепции «грамотность в вопросах вакцинации»

Выявленный в зарубежной литературе термин «грамотность в вопросах вакцинации» (Г-ВАК) основывается на определении общей грамотности в вопросах здоровья (ГЗ), разработанном европейским консорциумом европейского исследования грамотности в вопросах здоровья HLS-EU [21]. Определение адаптировано к вопросам вакцинации и гласит: грамотность в вопросах вакцинации — это знания, мотивация и навыки людей в отношении поиска, понимания и оценки информации о вакцинации для принятия обоснованных решений по ее проведению и получению [22]. Таким образом, Г-ВАК подразумевает комплексный подход к знаниям и пониманию концепции, который охватывает функциональные, интерактивные/коммуникативные и основополагающие характеристики Г-ВАК, включая не только индивидуальные навыки и способности людей, но понятность и доступность, а также применимость информации в отношении вакцинации [3]. В современных условиях, при широком распространении дезинформации и наличии «инфодемии» (изобилии ложной и недостоверной информации), Г-ВАК является важным условием для успешного взаимодействия населения с информацией в отношении вакцинопрофилактики [10].

Для понимания концепции Г-ВАК необходимо отличать ее от других соответствующих детерминант вакцинального поведения. Исследования причин отказа от вакцинации показали, что решения за или против вакцинации определяются не только личными знаниями и убеждениями, но также социальными, ситуационными или контекстными условиями (доступность к информации о вакцинации, отношение и знания врачей, наличие антипрививочного лобби и т.д.) [12, 23—25]. При этом выявлены некоторые общие факторы, влияющие на решение о вакцинации. Наиболее важные из этих факторов обобщены в модели 7Cs M. Geiger и соавт. [26]:

1. Уверенность — (недостаточное) доверие к эффективности и безопасности вакцинации, к медицинским работникам, которые ее проводят, и к организациям/лицам, которые рекомендуют и утверждают вакцины.

2. Самоуспокоенность — (низкая) осведомленность о рисках заболеваний, предотвращаемых вакцинами, и о необходимости вакцинации.

3. Ограничения — (низкие) структурные или психологические барьеры, затрудняющие вакцинацию (их наличие, ценовая доступность, доступ к информации, понимание необходимости вакцинации, затрачиваемые усилия и т.д.).

4. Расчет степень взвешивания личных затрат и выгод от вакцинации.

5. Коллективная ответственность — (низкое) чувство ответственности перед обществом за вклад в снижение распространения инфекционных заболеваний путем вакцинации для защиты других (например, детей или больных людей).

6. Соблюдение рекомендаций — степень поддержки, социального контроля и применения мер наказания к людям, не прошедшим вакцинацию.

7. Конспирологическая настроенность — степень веры в теорию заговора и ложную информацию о вакцинации.

Сомнения в вакцинации могут привести к задержке с принятием решения о вакцинации или отказу населения вакцинироваться, несмотря на предоставляемые услуги по вакцинации в системе здравоохранения. Этот поведенческий фактор зависит от контекста проведения вакцинации, что представляет собой результат сложного процесса принятия решений [24].

Таким образом, грамотность в вопросах вакцинации — это комплексный показатель, включающий множество факторов, а не только и не столько осведомленность. Комплексный подход к изучению этой проблемы и успешный поиск инструмента для оценки может способствовать обеспечению всестороннего подхода к ее решению.

Комплексная оценка грамотности населения в вопросах вакцинации

Проведенный анализ демонстрирует, что инструменты для комплексной оценки грамотности населения в вопросах вакцинации ограниченны, что отражено в выводах опубликованных систематических обзоров, посвященных актуальности и подходам к изучению Г-ВАК [27—29]. В систематическом обзоре E. Zhang и соавт., опубликованном в 2023 г., подчеркнута важность Г-ВАК в преодолении недоверия населения к вакцинации и повышении уровня иммунизации [27]. В то же время инструменты, применяемые в выбранных исследованиях по Г-ВАК, представляют ограниченное число факторов, влияющих на вакцинальное поведение населения, и адаптированы на основании инструментов по оценке ГЗ у пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями [30]. К примеру, итальянский инструмент оценки Г-ВАК (HLVa-IT) [28] разработан на основании шкалы изучения грамотности пациентов в вопросах диабета H. Ishikawa и соавт. [30] (таблица). Следует отметить высокую популярность и проработанность темы Г-ВАК среди взрослого населения в Италии. Об этом свидетельствует и тот факт, что 2 из 4 выбранных нами инструментов для оценки Г-ВАК разработаны в Италии [28, 31].

Инструменты комплексной оценки грамотности в вопросах вакцинации

Инструмент, страна

Количество вопросов

Комплексная модель измерения Г-ВАК

Характеристика

Валидизирован

Грамотность в вопросах здоровья в Португалии: результаты популяционного исследования 2019—2021 гг.

(Health Literacy in Portugal: Results of the Health Literacy Population Survey Project 2019-2021) [36].

Португалия

14

3 модуля:

знания о вакцинации (3 вопроса);

уверенность в прививках (4 вопроса);

грамотность в вопросах вакцинации (4 вопроса)

Адаптированная версия международного опросника HLS19-VAC

Да

Измерение цифровой грамотности в вопросах вакцинации: развитие и психометрическая оценка шкалы цифровой грамотности в вопросах вакцинации

(Measuring Digital Vaccine Literacy: Development and Psychometric Assessment of the Digital Vaccine Literacy Scale) [32].

Франция

7

3 модуля:

понимание и доверие официальной информации о вакцинации;

понимание и доверие информации в социальных сетях;

оценка онлайн-информации о вакцинах (с целью принятия решений о вакцинации и применения информации)

Оценка Г-ВАК в отношении цифровых источников информации

Да

Валидизация итальянского инструмента оценки грамотности в вопросах вакцинации у взрослых: пилотное исследование

(Validation of an Italian Tool to Assess Vaccine Literacy in Adulthood Vaccination: A Pilot Study) [28].

Италия

14

3 модуля:

оценка функциональных, интерактивных, критических навыков в отношении информации о вакцинации

Адаптирован на основании инструмента для оценки грамотности в вопросах здоровья пациентов с сахарным диабетом

Да

Детерминанты грамотности в вопросах здоровья итальянского населения

(The Determinants of Vaccine Literacy in the Italian Population: Results from the Health Literacy Survey 2019) [31].

Италия

11

3 модуля:

знания о вакцинации (3 вопроса);

уверенность в прививках (4 вопроса);

грамотность в вопросах вакцинации (4 вопроса)

Адаптированная версия международного опросника HLS19-VAC

Да

Примечание. Г-ВАК — грамотность в вопросах вакцинации; ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

По мнению ряда авторов, на Г-ВАК влияет много факторов, не только индивидуальные, но и социальные [3, 27], включая не только иммунологические и эпидемиологические аспекты, но также нормативные, коммуникативные, экономические и этические вопросы [23]. В настоящее время большинство таких аспектов не учитываются в инструментах для изучения Г-ВАК.

Тема Г-ВАК приобрела особую актуальность во время пандемии COVID-19, о чем свидетельствует включение в опубликованный обзор большинства публикаций по данному направлению [27]. Именно после вспышки COVID-19 во Франции разработан инструмент комплексной оценки цифровой Г-ВАК взрослого населения в отношении не только COVID-19, но и вакцинации в целом [32]. Такой инструмент позволяет изучать три аспекта комплексной оценки Г-ВАК взрослого населения: понимание и доверие к официальной информации о вакцинации; понимание и доверие к информации в социальных сетях; критическую оценку онлайн-информации о вакцинах с целью принятия решений о вакцинации. При этом данный инструмент имеет ограничение в связи с тем, что изучаются только цифровые источники информации и не учитываются другие источники получения информации, например медицинские специалисты, которые, по результатам многочисленных исследований, также оказывают влияние на вакцинальное поведение своих пациентов [3, 7, 33]. Несмотря на то что многие современные инструменты Г-ВАК включают изучение отношения населения к вакцинации и его желание вакцинироваться, необходимы также научные исследования по прогнозированию эффективности программ вакцинации [29, 34]. Проведение таких исследований облегчит диалог между населением и системой здравоохранения и может способствовать преодолению сомнений населения в отношении вакцинации [29].

Следующим инструментом, который соответствует представленным ранее критериям включения в анализ исследований, является инструмент HLS19-VAC, разработанный в рамках международного исследования HLS19 сети действий ВОЗ по измерению ГЗ на популяционном и организационном уровне (WHO Action Network M-POHL) [35]. Инструмент представляет собой ряд вопросов, позволяющих измерить понимание, оценку и применение информации о вакцинации вне зависимости от контекста или какой-либо конкретной вакцины. Инструмент включает 1 вопрос о личном поведении в отношении вакцинации за последние 5 лет (поведение), 4 вопроса о личной уверенности в прививках (доверие), 3 вопроса в отношении мифов и возможных рисков вакцинации (расчет) и 1 вопрос о риске заражения инфекционным заболеванием, от которого есть вакцина, при отказе от вакцинации (самоуспокоенность) [35]. Данный инструмент оценки Г-ВАК адаптирован и валидизирован в 11 странах (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Израиль, Италия, Норвегия, Португалия, Словения и Чехия), его внутренняя согласованность показала среднее значение индекса альфа Кронбаха 0,72 (в диапазоне от 0,60 до 0,85 для разных стран), что указывает на надежность и приемлемость инструмента для большинства стран. В зависимости от страны данные собирались методом личных интервью с помощью компьютера (computer-assisted personal interview — CAPI), телефонных интервью с помощью компьютера (computer-assisted telephone interview — CATI), онлайн-интервью с помощью компьютера (computer aided web interview — CAWI). В общей сложности, данные о Г-ВАК получены от 25 000 респондентов стран-участниц.

Участники исследования с низким уровнем образования (в 6 странах), самооценки в обществе (в 10 странах), с финансовыми ограничениями (во всех 11 странах) и проблемами со здоровьем (в 8 странах) имели более низкое среднее значение Г-ВАК [35].

Для большинства стран Г-ВАК положительно коррелировала с уверенностью в вакцинации, знаниями о рисках, связанных с вакцинами, и оценкой риска развития заболевания в случае отсутствия вакцинации. Показатель вакцинального поведения, определяемый как вероятность того, что кто-то из членов семьи будет вакцинирован в течение 5 лет, был выше при более высоких показателях уровня Г-ВАК в 5 из 7 стран с учетом социально-демографических и социально-экономических характеристик [35].

В двух публикациях, из Италии и Португалии, включенных в наш анализ, использованы адаптированные версии инструмента HLS19-VAC [31, 36].

Исследования показали, что значительная часть респондентов имеют более низкий уровень Г-ВАК, а также выявили в большинстве стран социальный градиент Г-ВАК, что вместе или в отдельности влияет на принятие решений и, следовательно, поведение населения в отношении вакцинации. Кроме того, в результате исследования подчеркнута важность изучения Г-ВАК медицинских работников, мнение и поведение которых в отношении вакцинации влияет на их пациентов [35].

Заключение

Проблема грамотности в вопросах вакцинации стала как никогда актуальной в связи с пандемией COVID-19 и «инфодемией». Взаимодействие с информацией о вакцинации вызывает существенные затруднения у населения во всем мире, что ассоциировано с уровнем грамотности в вопросах вакцинации. При этом на вакцинальное поведение влияют не только индивидуальные факторы (знания, информированность), но и социальные. В этой связи важную роль играет комплексная оценка грамотности в вопросах вакцинации.

Обзор международных исследований показал, что инструменты для комплексной оценке грамотности взрослого населения в вопросах вакцинации ограниченны. При этом необходим учет не только индивидуальных, но и социальных факторов, влияющих на Г-ВАК и вакцинальное поведение населения.

На сегодняшний день инструмент HLS19-VAC, разработанный в сети действий ВОЗ и адаптированный в 11 странах Европы, лучше других изученных инструментов соответствует концепции комплексной оценки грамотности в вопросах вакцинации и обеспечивает всестороннее изучение Г-ВАК взрослого населения, вне зависимости от типа вакцины, отдельных категорий населения или пациентов.

Полученные данные могут быть использованы исследователями, специалистами в области укрепления общественного здоровья, лицами, принимающими решения, в качестве обоснования при выборе и формировании доказательных подходов к комплексной оценке грамотности в вопросах вакцинации взрослого населения на популяционном уровне.

Ограничение исследования. Ограничением данной работы является то, что обзор не систематический.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — М.В. Лопатина; сбор и обработка материала, написание текста — М.В. Лопатина, В.А. Яковлева; редактирование — А.В. Концевая, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.