Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Курмангулов А.А.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России;
Тюменский кардиологический научный центр — филиал ФГБНУ «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук» Минобрнауки России

Егоров В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Крошка Д.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Совершенствование системы визуализации в ПМСП

Авторы:

Курмангулов А.А., Егоров В.А., Крошка Д.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 563

Загрузок: 39


Как цитировать:

Курмангулов А.А., Егоров В.А., Крошка Д.В. Совершенствование системы визуализации в ПМСП. Профилактическая медицина. 2024;27(1):25‑29.
Kurmangulov AA, Egorov VA, Kroshka DV. Improvement of the visualization system in PHC. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(1):25‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242701125

Рекомендуем статьи по данной теме:
Со­ци­аль­но-де­мог­ра­фи­чес­кий пор­трет учас­тни­ка прог­рам­мы «Зем­ский док­тор» на се­вер­ных тер­ри­то­ри­ях Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):16-24
Эф­фек­тив­ность тран­сил­лю­ми­на­ци­он­ной ди­аг­нос­ти­ки в эн­до­дон­ти­чес­кой прак­ти­ке. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):17-20
Оцен­ка ре­зуль­та­тов бле­фа­роп­лас­ти­ки с по­мощью пси­хо­мет­ри­чес­ких шкал. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4-2):72-79

Введение

Современные системы визуализации медицинских организаций представлены разнообразными по способу передачи информации и исполнению конструкциями, которые являются ключевыми средствами управления потоками пациентов в здании и на прилегающей территории любого учреждения здравоохранения [1, 2]. Рациональная система визуализации, а также оптимальные архитектурно-организационные и информационные решения при создании планировочной схемы помещений могут не только положительно сказаться на уровне удовлетворенности условиями пребывания пациентов в медицинской организации, но и напрямую снизить количество пересечений различных потоков пациентов и существенно повысить уровень доступности и безопасности внутренней среды медицинской организации [3].

Возможности создания системы визуализации с разными формами и типами элементов благодаря современному уровню развития дизайна и полиграфии открывают широкие перспективы для организаторов здравоохранения с точки зрения управления потоками пациентов, организации эргономичных рабочих пространств и формирования системы оперативного управления процессами в рамках информационного центра для персонала медицинской организации [4]. Вместе с тем с точки зрения управленческой концепции бережливого производства изготовление элементов системы визуализации должно находиться в рамках экономической и технологической целесообразности [5]. По этой причине оценка эффективности визуализации медицинской организации предполагает разработку методологической основы для ее квалиметрии.

Поводом к проведению настоящего экспериментального исследования стала необходимость практической валидации разработанной коллективом авторов методики ALIDS (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2021660423 от 25.06.21 «Способ оценки навигационных систем медицинских организаций по методу ALIDS»; Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2022612641 от 28.02.22 «Конфигуратор интента систем визуализации медицинских организаций с возможностью комплексирования позиций и атрибутов») и установления степени влияния системы визуализации медицинской организации, соответствующей высокому уровню организации согласно квалиметрической оценке по методике ALIDS, на эффективность протекания процессов оказания медицинской помощи с точки зрения бережливого производства. Следует отметить, что в данной предметной области выполнены единичные научные исследования.

Цель исследования — оценить динамику показателей эффективности функционирования медицинской организации с точки зрения ресурсосберегающих принципов при совершенствовании системы визуализации на основе методики ALIDS.

Материал и методы

Объектом экспериментального исследования стал процесс оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, характеризующийся пространственной ограниченностью (место протекания процесса в пределах здания медицинской организации), временной ограниченностью (наличие точки входа в процесс и точки выхода из процесса) и возможностью количественного измерения (единица измерения — процесс оказания медицинской помощи конкретному пациенту).

Критерии включения в экспериментальное исследование: обращение для оказания медицинской помощи по предварительной записи пациента, оказавшегося в здании медицинской организации впервые; наличие информированного добровольного согласия пациента на участие в исследовании. Предмет экспериментального исследования — рассматриваемые в бережливом производстве показатели процесса оказания медицинской помощи в медицинской организации.

В основе процедуры формализации квалиметрических параметров системы визуализации находилась методика ALIDS, состоящая из пяти блоков оценки системы визуализации медицинской организации по ключевым характеристикам архитектурно-организационных, содержательных, информационных, дизайнерских и конструктивно-технологических решений. Основные термины и понятия, относящиеся к области бережливого производства, использованы в соответствии с интерпретацией ГОСТ Р 56020-2020 Бережливое производство. Основные положения и словарь1. Процесс совершенствования системы визуализации включал дополнение существующих табличек и навигационных стендов новыми элементами, изменение расположения существующих табличек и навигационных стендов, исправление существующих табличек и навигационных стендов.

Расчет требуемого размера выборки выполнен табличным способом по методике К.А. Отдельновой. Базами исследования выбраны пять медицинских организаций, расположенных на территории пяти субъектов Российской Федерации: Вологодской, Калининградской, Тюменской, Челябинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. В каждой медицинской организации изучался процесс оказания медицинской помощи по предварительной записи 20 пациентам.

Сбор первичных данных осуществлялся посредством прямого наблюдения за пациентом, хронометража, построения карты потока создания ценности и диаграммы спагетти. Участникам исследования разрешалось использовать для поиска объектов любые визуальные ориентиры, включая элементы системы визуализации, но запрещалось обращаться за помощью к персоналу и другим посетителям медицинской организации. Рассчитаны следующие показатели эффективности процесса с точки зрения ресурсосберегающих принципов, рассматриваемых в бережливом производстве: общее время протекания процесса (ВПП), время действия (ВД), время перемещения (ВП), время ожидания (ВО), общее время ценности, общее время потерь первого рода, общее время потерь второго рода.

Анализ данных проведен с применением программного пакета Statistica (Версия 6.0). Количественные показатели оценивали на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова—Смирнова. Количественные показатели описаны с помощью медианы (Me), нижнего и верхнего квартилей (Q1—Q3), а также минимального (Xmin) и максимального (Xmax) значений при оценке значений блоков по методике ALIDS. Качественные показатели описаны в виде частоты встречаемости в процентном соотношении и 95% доверительного интервала (ДИ). Статистическое сравнение групп по качественному признаку осуществляли с помощью критерия χ2 и χ2 с поправкой Йейтса, если хотя бы в одной ячейке четырехпольной таблицы ожидаемое явление принимало значение <10. Для сравнения двух зависимых совокупностей использовали T-критерий Вилкоксона. Направление и тесноту корреляционной связи между двумя количественными показателями определяли с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs). Силу корреляций оценивали в соответствии со шкалой Чеддока: от 0,0 до 0,3 расценивали как ее отсутствие или показатель слабой тесноты связи; от 0,4 до 0,7 — как умеренную связь; больше 0,70 — как сильную. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принят равным 0,05.

Результаты

Совершенствование системы визуализации медицинских организаций привело к статистически значимому повышению суммарных значений общей балльной оценки критериев и суммарных значений балльной оценки отдельных блоков (табл. 1). При этом ни одна из принявших участие в исследовании медицинских организаций не получила оценку по методике ALIDS 100 баллов исходно и/или в динамике. Максимальные средние значения после совершенствования систем визуализации установлены в блоке «Содержательные решения», минимальные — в блоке «Дизайнерские решения» без статистически значимых различий между блоками ALIDS и медицинскими организациями.

Таблица 1. Значения блоков оценки систем визуализации медицинских организаций по методике ALIDS исходно и после совершенствования систем визуализации

Показатель

Исходный уровень

В динамике

Me

Xmin

Xmax

Me

Xmin

Xmax

Блок A

10

10

12

20*

19

20

Блок L

5

3

7

20*

19

20

Блок I

11

11

12

20*

18

20

Блок D

14

11

17

18*

16

20

Блок S

6

4

7

18*

17

20

ALIDS

48

42

49

94*

92

99

Примечание.* — p<0,001, уровень значимости различий по сравнению с исходными данными, критерий Вилкоксона.

Общий уровень удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи повысился (χ2=19,8; df=1; p<0,001) с 43% (95% ДИ 33—53) до 74% (95% ДИ 65—83), без статистически значимых различий между разными медицинскими организациями как исходно, так и в динамике. При этом уровень удовлетворенности системами визуализации показал статистически значимо (χ2 с поправкой Йейтса =43,5; df=1; p<0,001) более выраженное повышение: с 48% (95% ДИ 38—58) до 91% (95% ДИ 85—97). Динамика данного показателя оказалась комплементарной (χ2=30,3; df=1; p<0,001) с динамикой показателя удовлетворенности качеством, полнотой и доступностью информации о деятельности медицинских организаций, размещенной на информационных элементах в медицинских организациях: с 51% (95% ДИ 41—61) до 87% (95% ДИ 80—94).

В контексте полученных результатов необходимо рассмотреть различные социопсихологические феномены влияния визуальной составляющей процесса оказания медицинской помощи на посетителей, прежде всего, различные варианты эффекта ожидания: гало-эффект, хоторнский эффект, эффект Пигмалиона и др. Эффект ожидания строится на принципе единства восприятия и поведения, на которые существенно влияют ожидания людей [6]. Например, хоторнский эффект восприятия систем визуализации пациентами может заключаться в повышении удовлетворенности организацией медицинской помощи и общей оценки медицинской организации с высоким уровнем визуального оформления внутренних пространств.

Общий уровень оценки медицинских организаций на фоне совершенствования систем визуализации повысился (χ2=5,8; df=1; p=0,016) с 46% (95% ДИ 36—56) до 62% (95% ДИ 52—72), без статистически значимых различий между медицинскими организациями исходно и в динамике.

В ходе проведенного экспериментального исследования удалось доказать наличие статистически значимой корреляционной прямой связи сильной силы между уровнем удовлетворенности системами визуализации и оценкой приема врача-специалиста в рамках получения медицинской помощи: rs=0,735; p=0,004. Полученные закономерности подтверждают эффект Розенталя—Пигмалиона, который основан на оценке события в зависимости от его ожидания и окружающих внешних факторов. Обращает внимание тот факт, что с момента совершенствования системы визуализации в коммуникационных помещениях медицинских организаций установлено статистически значимое (χ2=4,1; df=1; p=0,044) повышение уровня удовлетворенности условиями труда, оцениваемыми медицинским и немедицинским персоналом медицинских организаций, с 28% (95% ДИ 18—37) до 42% (95% ДИ 32—52).

В процессе построения карт потока создания ценности установлено, что значения ВПП имели межгрупповые различия (H=10,10; p=0,039) с минимальными и максимальными значениями соответственно 22 и 82 мин. В структуре ВПП исходно наибольшая доля установлена для ВД (Me=47,5%; Xmin=25,6%; Xmax=68,2%), далее по уменьшению — для ВО (Me=37,3%; Xmin=13,6%; Xmax=58,8%) и ВП (Me=15,3%; Xmin=5,3%; Xmax=28,9%).

В структуре ВПП в динамике также наибольшая доля установлена для ВД (Me=50,0%; Xmin=28,9%; Xmax=75,0%), далее по уменьшению — для ВО (Me=38,7%; Xmin=15,0%; Xmax=60,6%) и ВП (Me=11,3%; Xmin=1,8%; Xmax=25,5%). Установлены межгрупповые различия в показателе ВП (H=45,3; p<0,001 для исходных данных и H=43,2; p<0,001 для данных в динамике): в медицинской организации №2 ВП пациентов оказались статистически значимо меньше по сравнению с другими медицинскими организациями исходно и в динамике. Данные различия могут быть объяснены архитектурно-планировочными особенностями здания медицинской организации №2 — расположением всех помещений на одном (первом) этаже с однокоридорной схемой и центральным входом.

Динамика различных видов потерь времени пациентом представлена в табл. 2. Установлено статистически значимое (p<0,001) снижение времени, потраченного пациентами на лишние движения в процессе получения медицинской помощи. Время других видов потерь существенно не изменилось, что согласуется с классической методологией внедрения бережливого производства: для устранения и сокращения потерь предлагается более 200 различных методов и инструментов, каждый из которых направлен на тот или иной вид потерь [7, 8]. Вместе с тем снижение излишних перемещений при многих поводах обращений может стать ключевым в оценке уровня удовлетворенности процессом оказания медицинской помощи, например при травмах, нарушениях координации, неврологических и онкологических заболеваниях.

Таблица 2. Динамика видов потерь времени пациентов при совершенствовании системы визуализации медицинской организации

Показатель

Исходный уровень

В динамике

p*

Ненужная транспортировка

2,2 [1,4; 2,3]

2,0 [1,2; 2,5]

0,579

Ожидание

22 [16,75; 22]

21 [16,75; 22]

0,432

Дополнительные действия

8,2 [7,2; 9,2]

8,3 [7,4; 8,8]

0,459

Лишние движения

4,5 [3,7; 5,9]

0,9 [0,8; 1,1]

<0,001

Перепроизводство

2,0 [1,2; 2,5]

2,1 [1,5; 2,3]

0,621

Трансакционные издержки

1,2 [1,0; 1,6]

1,2 [0,9; 1,6]

0,597

Примечание. * — уровень значимости различий при сравнении исходных данных с данными в динамике, критерий Вилкоксона.

После совершенствования систем визуализации во всех точках ветвления маршрутов всех медицинских организаций размещены элементы систем визуализации. Анализ содержания элементов систем визуализации показал, что исходно только в 46% элементах систем визуализации присутствовала информация, необходимая для движения к объекту навигации. В процессе совершенствования содержательных решений элементов систем визуализации удалось достичь 100% размещения релевантной информации.

Заключение

Совершенствование систем визуализации на основе методики ALIDS повышает эффективность функционирования медицинской организации с точки зрения ресурсосберегающих принципов, рассматриваемых в управленческой концепции бережливого производства, за счет снижения времени перемещения пациентов (p<0,001), увеличения общего и условного коэффициента эффективности процесса оказания медицинской помощи (p<0,001), сокращения потерь первого рода у пациентов (p<0,01), снижения времени поиска информации на элементах систем визуализации в точках ветвления маршрута (p<0,001), а также повышения общего уровня удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи (p<0,001) со стороны пациентов и общего уровня удовлетворенности условиями труда (p<0,05) со стороны работников медицинских организаций. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что рациональные архитектурно-организационные, содержательные, информационные, дизайнерские и конструктивно-технологические решения при создании отдельных элементов системы визуализации позволяют статистически значимо повысить эффективность основных процессов медицинской организации, а сама система визуализации является ключевым инструментом устранения потерь, рассматриваемых в бережливом производстве. Руководителям медицинских организаций рекомендуется совершенствовать системы визуализации, проводя их квалиметрическую оценку на соответствие ресурсосберегающим принципам.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.А. Курмангулов; сбор и обработка материала — А.А. Курмангулов, В.А. Егоров; статистическая обработка — Д.В. Крошка, В.А. Егоров; написание текста — А.А. Курмангулов, Д.В. Крошка, В.А. Егоров; редактирование — А.А. Курмангулов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 ГОСТ Р 56020-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь. Дата введения 2021-08-01. Ссылка активна на 15.10.23. https://docs.cntd.ru/document/1200174885?ysclid=lnyes3vkao764584330

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.