Введение
Одной из основных задач современной системы здравоохранения является своевременное выявление и предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди населения. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. №3468-р «О Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года», предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации должно быть достигнуто в том числе посредством постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции [1]. Одним из способов раннего выявления ВИЧ-инфекции является своевременное обеспечение охвата населения эффективным скринингом ВИЧ-инфекции [2], в особенности основных групп риска, что позволяет выявить заболевание в наиболее ранние сроки и тем самым предотвратить его распространение [2—4].
Изучение региональных аспектов распространения ВИЧ-инфекции является важным фактором определения уровня профилактических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации и государства в целом, так как регионы различаются степенью доступности медицинской помощи населению, миграционными потоками и социально-экономическими условиями [5]. Охват населения Российской Федерации тестированием на предмет наличия антител к ВИЧ-инфекции за весь период ее распространения сохранялся на высоком уровне. Однако в 2020 г. на фоне распространения новой коронавирусной инфекции, согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» [6], а также Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. №710-р «О временном приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации» [7], количество профилактических медицинских осмотров снизилось, в том числе снизилось число обследований на наличие антител к ВИЧ-инфекции [6—8]. В условиях распространения новой коронавирусной инфекции доступность профилактических методов по борьбе с ВИЧ-инфекцией, а также доступность медицинской помощи для ВИЧ-инфицированных снизилась [9, 10].
Так, по данным государственного доклада Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году», в 2020 г. медицинское обследование на ВИЧ-инфекцию прошли около 35,5 млн россиян, что на 12,4% меньше, чем в 2019 г. [11]. Согласно государственному докладу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году», в 2021 г. 41 927 341 российский гражданин обследован на наличие антител к ВИЧ-инфекции, что составило 28,8% численности постоянного населения страны и на 18,4% превысило этот показатель за предыдущий год [12, 13]. Для контроля уровня заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией, своевременного осуществления комплекса профилактических мероприятий необходим постоянный мониторинг динамики охвата обследованием на наличие антител к ВИЧ-инфекции, что и определило цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования — провести анализ динамики заболеваемости и пораженности населения Курской области ВИЧ-инфекцией до и во время пандемии COVID-19.
Материал и методы
Проанализированы данные информационных бюллетеней ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора о заболеваемости и пораженности ВИЧ-инфекцией в Курской области, Российской Федерации и Центральном федеральном округе (ЦФО) за период с 2011 по 2020 г.; данные информационных бюллетеней Центра профилактики и борьбы со СПИД ОБУЗ «Курская областная многопрофильная клиническая больница» о числе обследованных на антитела к ВИЧ-инфекции и числе новых случаев обнаружения антител к ВИЧ на 100 тыс. обследованного населения в Курской области с 2017 по 2022 г. Для статистической обработки данных использовались методы дескриптивной и аналитической статистики, получены абсолютные и относительные (интенсивные) величины, выполнены сводка и группировка материалов статистического наблюдения, их представление в графической форме с помощью интегрированных функций Microsoft Office. Статистический анализ полученных результатов проведен с использованием программы Microsoft Excel 2022. Статистическая значимость различий относительных величин оценивалась по t-критерию для относительных величин. Данные представлены в виде P±m, где P — относительная величина, а m — ее стандартная ошибка. Статистические различия считали достоверными при p<0,05 [14, 15].
Результаты
Пораженность ВИЧ-инфекцией в Курской области в течение 10 лет наблюдения с 2011 г. существенно ниже, чем в Российской Федерации и ЦФО (рис. 1).
Рис. 1. Динамика пораженности ВИЧ-инфекцией (на 100 тыс. населения) в Российской Федерации, Центральном федеральном округе и Курской области с 2011 по 2020 г. (по данным информационных бюллетеней ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора).
Так, в 2020 г. пораженность ВИЧ-инфекцией в Курской области была в 3,1 раза ниже, чем в Российской Федерации, и в 2,2 раза ниже, чем в ЦФО. При этом следует отметить, что пораженность ВИЧ-инфекцией в Курской области за 10 лет выросла в 4,2 раза, что может быть связано с увеличением продолжительности жизни пациентов с данной патологией и выявлением новых случаев заболевания.
За период с 2011 по 2017 г. отмечен рост первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации, ЦФО и Курской области. Так, в Курской области за 6 лет данный показатель вырос в 3,9 раза (рис. 2).
Рис. 2. Динамика первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией (на 100 тыс. населения) в Российской Федерации, Центральном федеральном округе и Курской области с 2011 по 2020 г. (на 100 тыс. населения) (по данным информационных бюллетеней ФБУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора).
С 2018 по 2020 г. снизился показатель первичной заболеваемости как в Российской Федерации, так и в ЦФО и в Курской области. При этом в Курской области в 2018 г. по сравнению с 2017 г., а также в 2019 г. по сравнению с 2018 г. не выявлены статистически значимые различия. Однако в 2020 г. отмечено существенное (в 1,7 раза) снижение показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией. На протяжении всего периода наблюдения заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Курской области была существенно ниже, чем в Российской Федерации и ЦФО.
Число лиц, обследованных на антитела к ВИЧ-инфекции в Курской области, с 2017 по 2019 г. постепенно увеличивалось, а в 2020 г. резко снизилось на 42 947 человек, что могло стать результатом эпидемического распространения новой коронавирусной инфекции и введения соответствующих ограничительных мероприятий, касающихся организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению (рис. 3).
Рис. 3. Число обследованных на антитела к ВИЧ-инфекции в Курской области с 2017 по 2022 г.
В 2021 г. число обследованных резко увеличилось (на 113 819 человек). Возможной причиной этого стала компенсация дефицита профилактических осмотров предшествующего года. В 2022 г. число обследований на наличие антител к ВИЧ-инфекции было несколько ниже, чем в 2021 г. (на 9567 человек), но все же значительно выше, чем в период до пандемии COVID-19.
Следует отметить, что число новых случаев обнаружения антител к ВИЧ-инфекции на 100 тыс. обследованного населения за период с 2017 по 2022 г. неуклонно снижалось (рис. 4).
Рис. 4. Число новых случаев обнаружения антител к ВИЧ на 100 тыс. обследованного населения в Курской области с 2017 по 2022 г.
* — p<0,05, статистически значимые отклонения по сравнению с предыдущем годом.
При этом снижение данного показателя за период с 2017 по 2019 г. не было статистически значимым. Наиболее существенным (в 1,5 раза) данное снижение было именно в 2020 г. по сравнению с предшествующим годом. В 2021 г. данный показатель также имел статистически значимое снижение по сравнению с 2020 г. (в 1,2 раза), а в 2022 г. по сравнению с предшествующим годом статистически значимой разницы не было.
Обсуждение
Пораженность ВИЧ-инфекцией в Курской области за период с 2011 по 2020 г. существенно выросла, при этом рост имел линейный характер. В Российской Федерации и ЦФО отмечена схожая динамика изменения данного показателя. Пораженность ВИЧ-инфекцией в Курской области была значительно ниже, чем в Российской Федерации и ЦФО за весь период наблюдения.
Известно, что одним из значимых факторов риска распространения ВИЧ-инфекции является употребление инъекционных наркотических средств [4]. В Курской области отмечается выраженный спад первичной заболеваемости наркоманией и токсикоманией на протяжении длительного времени, данный показатель существенно ниже, чем в Российской Федерации и ЦФО [16]. Тем самым объясняется более низкий уровень пораженности ВИЧ-инфекцией в Курском регионе по сравнению с уровнем в ЦФО, а также в Российской Федерации в целом.
Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Курской области носит нелинейный характер: с 2011 до 2017 г. отмечался рост, а затем снижение, наиболее существенное в 2020 г. В Российской Федерации и ЦФО наблюдается схожая динамика. Это свидетельствует о том, что механизмы формирования динамики заболеваемости ВИЧ-инфекцией едины в Курском регионе и стране и различаются только уровнем. Первичная заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Курской области также существенно ниже, чем в Российской Федерации и ЦФО, за весь период наблюдения. Это говорит о благоприятной эпидемиологической обстановке по ВИЧ-инфекции в Курской области.
Во время пандемии COVID-19 на территории Российской Федерации в целом и Курской области в частности были временно приостановлены диспансеризация населения и профилактические медицинские осмотры в связи с перегруженностью системы здравоохранения и предотвращением распространения инфекции в медицинских организациях (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. №710-р «О временном приостановлении проведения Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации») [6, 7].
В связи с этим выявление новых случаев заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы, в том числе ВИЧ-инфекции, нарушилось, что подтверждается снижением численности обследованного населения на предмет выявления ВИЧ-инфекции в 2020 г.
Данные различных международных исследований также подтверждают снижение выявления новых случаев ВИЧ-инфекции, связанное с уменьшением доступности медицинской помощи, а также с боязнью заражения COVID-19 в медицинской организации [8—10, 14]. Это, в свою очередь, могло стать одной из причин снижения заболеваемости ВИЧ-инфекцией и привести к более позднему выявлению заболевания и дальнейшему распространению инфекции, так как инфицированные люди не знают о наличии болезни. Следовало бы ожидать компенсаторного всплеска первичной заболеваемости после снятия ограничительных мероприятий в 2021 и 2022 г., когда при росте числа обследованных росло бы и число выявленных случаев, но этого не произошло. Число новых случаев обнаружения антител к ВИЧ-инфекции на 100 тыс. обследованного населения в Курской области с 2017 по 2022 г. постоянно снижалось, что говорит об истинном снижении числа новых случаев заболевания и сохранении положительной динамики.
Одним из основных путей передачи ВИЧ-инфекции является половой путь [4]. Ограничительные мероприятия, связанные с COVID-19, могли также косвенно повлиять на него. Динамичная стратегия Российской Федерации по борьбе с COVID-19 также могла частично нарушить передачу ВИЧ-инфекции и еще больше замедлить ее распространение. Причиной этому, на наш взгляд, стало введение комплекса ограничительных мероприятий, работа и учеба в дистанционном режиме, закрытие общественных культурных и развлекательных заведений, ограничение возможности путешествовать, снижение социальных контактов, сокращение встреч с сексуальными партнерами и случайных половых контактов, что привело в итоге к снижению риска заражения в данный период [14, 17, 18].
Заключение
В Курской области сохраняется положительная динамика первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией в допандемийный и постпандемийный периоды. При увеличении числа лиц, обследуемых на антитела к ВИЧ-инфекции, заболеваемость продолжает снижаться. Несмотря на снижение заболеваемости, актуальность данной проблемы сохраняется. При планировании профилактических мероприятий в Курской области необходимо учитывать динамику распространения ВИЧ-инфекции в регионе. Для повышения выявляемости ВИЧ-инфекции необходимо активное привлечение волонтеров из числа студентов и ординаторов ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России для проведения целенаправленной санитарно-просветительной работы с определенными группами населения, как из категорий риска, так и не входящих в данные категории, с целью повышения их осведомленности в вопросах профилактики распространения ВИЧ-инфекции и необходимости соответствующего обследования. Сохраняется актуальность введения обследования на антитела к ВИЧ-инфекции в перечень исследований при прохождении медицинских осмотров и диспансеризации категорий граждан, у которых данное исследование не является в настоящее время обязательным.
Финансирование. Исследование поддержано грантом Российского научного фонда в рамках конкурса 2023 г. «Проведение фундаментальных научных исследований малыми отдельными научными группами (региональный конкурс)» — проект «Социально-демографические аспекты эпидемиологии и профилактики инфекций, передаваемых половым путем, и наркологических расстройств среди молодежи в новых медико-социальных условиях» (грант РНФ №23-28-10301).
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — И.В. Пашина, А.В. Бреусов, Е.А. Берсенева; сбор и обработка материала — И.В. Пашина, Д.В. Алферов, М.Е. Алферова; статистический анализ данных — И.В. Пашина, М.Е. Алферова, Д.В. Алферов; написание текста — И.В. Пашина, А.В. Бреусов, Е.А. Берсенева, Д.В. Алферов, М.Е. Алферова; Агамов З.Х.; редактирование — И.В. Пашина, А.В. Бреусов, Е.А. Берсенева, З.Х. Агамов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.