Карпов А.А.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, Обнинск, Россия

Орешко Л.С.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Пащинин А.Н.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Цховребова З.М.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Морфофункциональные особенности клеток назального секрета у больных целиакией с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей

Авторы:

Карпов А.А., Орешко Л.С., Пащинин А.Н., Цховребова З.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2018;26(1): 32‑37

Просмотров: 2348

Загрузок: 63


Как цитировать:

Карпов А.А., Орешко Л.С., Пащинин А.Н., Цховребова З.М. Морфофункциональные особенности клеток назального секрета у больных целиакией с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей. Российская ринология. 2018;26(1):32‑37.
Karpov AA, Oreshko LS, Pashchinin AN, Tskhovrebova ZM. The morphological and functional features of the cells in the nasal secretions of the patients presenting with celiac disease and concomitant chronic upper respiratory tract pathologies. Russian Rhinology. 2018;26(1):32‑37. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino201826132-37

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сли­зис­тая обо­лоч­ка по­лос­ти но­са — мно­го­фун­кци­ональ­ный ор­ган. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):111-116
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го на­заль­но­го спрея, со­дер­жа­ще­го ги­алу­ро­но­вую кис­ло­ту и аль­фа-то­ко­фе­рол, в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде пос­ле эн­до­на­заль­ных хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(4):283-295
Неин­ва­зив­ные би­омар­ке­ры ран­ней ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Альцгей­ме­ра в би­оло­ги­чес­ких жид­кос­тях. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):8-16
Це­ли­акия у муж­чин 18—27 лет: но­вые дан­ные о час­то­те и кли­ни­чес­ких осо­бен­нос­тях. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(1):55-62

Список сокращений:

ИЦК — индекс цитолиза клеток

СПД — средний показатель деструкции

ИДК — индекс деструкции клеток

АГД — аглютеновая диета

Целиакия относится к группе мультифакториальных заболеваний, ее развитие определяется взаимодействием наследственных факторов и факторов внешней среды. В норме фермент пролилэндопептидаза определяет процесс расщепления злаковых культур, его отсутствие при целиакии приводит к накоплению нерасщепленных пептидов с высоким содержанием пролина и глутамина в тонкой кишке. Этот процесс вызывает токсические эффекты, повреждение эпителиального барьера и повышение проницаемости слизистой оболочки пищеварительного тракта [1—3]. Эти отклонения приводят к активации врожденного и приобретенного иммунных ответов в виде иммунопатологических реакций. При этом наличие молекул HLA-DQ2 и HLA-DQ8 обеспечивает появление иммунопатологической реакции в слизистой оболочке пищеварительного тракта, характеризуется поражением органов и систем [4—9], что способствует хроническому воспалению слизистой оболочки тонкой кишки.

Лимфоидные скопления, которые получили название «мукоза-ассоциированная лимфоидная ткань» (mucosa-associated lymphoid tissue), располагаясь в разных областях пищеварительного и дыхательного трактов, имеют общность клеточной организации дискретных Т- и В-клеточных областей и их субпопуляций и обеспечивают реализацию иммунного ответа лимфоидной ткани слизистых оболочек организма в целом [10, 11].

Согласно данным литературы, в основе развития целиакии лежат разнообразные патогенетические механизмы, однако ведущим является нарушение врожденного и адаптивного иммунитета [12—14]. Поэтому патогенетические механизмы иммунорегуляции при целиакии, обусловленные генами гистосовместимости, в процессе презентации антигенов иммунокомпетентными клетками в слизистой оболочке пищеварительного тракта имеют сходство с механизмами иммунорегуляции, происходящими в слизистых оболочках дыхательного тракта [15].

У больных целиакией наблюдаются изменения слизистой оболочки полости носа атрофического характера, проявляющиеся выраженной деструкцией реснитчатого эпителия, а также воспалительной реакцией, характеризующейся увеличением количества нейтрофильных гранулоцитов, что указывает на снижение барьерной функции носа [16].

Ведущая роль в защитной функции носа принадлежит слизистой оболочке, которая покрыта псевдомногослойным эпителием, состоящим из мерцательных, бокаловидных, а также коротких и длинных вставочных эпителиоцитов. В основе поражения верхних дыхательных путей при целиакии, как и при системном аутоиммунном заболевании, лежат расстройства механизмов иммунорегуляции и гиперреактивность организма.

В связи с вышеизложенным изучение морфофункционального состояния слизистой оболочки полости носа как выполняющей его барьерную функцию у больных целиакией является актуальной задачей.

Цель исследования — изучить цитологические особенности мазков-отпечатков со слизистой оболочки носа у больных целиакией.

Пациенты и методы

Обследованы 46 пациентов с целиакией в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст составил 31,4±11,0 года (табл. 1),

Таблица 1. Распределение пациентов с целиакией по полу и возрасту
которые составили основную группу наблюдения.

Риноцитологическое исследование проводилось для определения клеточного состава назального секрета, получаемого по методике Л.В. Ковальчука и соавт. [11]. Подсчет проводили с помощью 100-кратного увеличения, просматривали 20—30 полей не менее 400 клеток, в том числе нейтрофилов, макрофагов, лимфоцитов, эозинофилов и эпителиальных клеток. Морфологические свойства нейтрофилов и эпителиальных клеток оценивали с помощью методики, предложенной Л.А. Матвеевой (1993), с определением класса (0—4) и индекса деструкции клеток (ИДК), среднего показателя деструкции (СПД) и индекса цитолиза клеток (ИЦК) [Л.А. Матвеева, 1993]. Для исследования использовали микроскоп «Микромед-1» (Россия).

Для сравнительной оценки количественных и качественных характеристик риноцитограммы мазков-отпечатков пациентов основной группы использовали аналогичные показатели здоровых людей (группа контроля).

Клиническое обследование пациентов включало анализ жалоб и анамнестических данных, оценку объективного статуса, результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Результаты и обсуждение

Пациенты с целиакией предъявляли жалобы на отрыжку, изжогу, абдоминальные боли, метеоризм, диарею и другие состояния, характерные для данного заболевания. Преобладающими были жалобы на тяжесть в эпигастрии, отрыжку, вздутие, урчание и метеоризм (р<0,01) (рис. 1).

Рис. 1. Частота гастроэнтерологических симптомов у обследованных пациентов с целиакией.

Из рис. 2 следует,

Рис. 2. Частота оториноларингологической симптоматики у обследованных пациентов с целиакией.
что у больных целиакией симптомы патологии ЛОР-органов были представлены жалобами на осиплость голоса, ощущение комка в горле, сухости слизистой оболочки носа, заложенность носа, затруднение носового дыхания, ринорею.

Структура патологии ЛОР-органов у пациентов с целиакией была представлена такими заболеваниями, как хронический, вазомоторный, аллергический и атрофический риниты, хронический тонзиллит, хронический полипозный риносинусит, хронический верхнечелюстной синусит, атрофический фарингит, а также искривлением носовой перегородки.

При этом наиболее часто встречались искривление носовой перегородки (52,2%), атрофический (45,7%) и аллергический (28,2%) риниты, а также хронический тонзиллит (36,9%) (табл. 2).

Таблица 2. Структура патологии ЛОР-органов у пациентов с целиакией

Результаты риноцитограммы у пациентов с целиакией показали, что количество клеток (2,83±0,28%) у них было больше по сравнению с данным показателем в контрольной группе (2,31±0,29%). Так, количество макрофагов было в 2 раза больше у пациентов основной группы, чем в группе контроля, что свидетельствует о повышенной фагоцитарной активности иммунокомпетентных клеток. В мазках обследуемых контрольной группы отмечалось также достаточно низкое содержание клеточных элементов, среди которых встречались отдельно лежащие клетки реснитчатого цилиндрического эпителия и немногочисленные нейтрофилы с сохраненной цитоплазмой и четкими ядрами, выявлялись нейтрофилы с ядром синего цвета и цитоплазмой, полностью заполненной гранулами катионных белков ярко-зеленого цвета, свободно лежащих гранул катионных белков в мазках обнаружено не было.

У больных целиакией с атрофическими изменениями слизистой оболочки носа количество клеток эпителия, нейтрофилов, макрофагов и бокаловидных клеток было сниженным по сравнению с соответствующими показателями пациентов с другими формами патологии ЛОР-органов (p<0,05).

У пациентов с целиакией и аллергическим ринитом в риноцитограмме отмечалось повышенное содержание эозинофилов и тучных клеток (p<0,05).

При полипозном риносинусите у больных целиакией выявлено повышенное содержание в риноцитограмме бокаловидных клеток и нейтрофилов.

При сравнительном анализе количественных и качественных характеристик нейтрофилов в риноцитограмме пациентов с целиакией установлено их достоверное повышение (29,7±2,2% на 100 клеток) по сравнению с аналогичным показателем в группе контроля (11,3±2,7% на 100 клеток).

Как видно из табл. 3, при

Таблица 3. Сравнительная характеристика количественных показателей риноцитограммы пациентов с целиакией и лиц контрольной группы (M±s) Примечание. * — р<0,05; ** — р<0,001; О — основная группа; К — контрольная группа.
изучении количественных характеристик клеток реснитчатого эпителия слизистой оболочки носа максимальные значения СПД, ИДК, ИЦК регистрировались у больных целиакией, что статистически значимо отличалось от аналогичных показателей в группе контроля. Это свидетельствует о дисфункции мерцательного эпителия полости носа у пациентов с целиакией.

Значения СПД, ИДК, ИЦК нейтрофилов у больных целиакией также оказались достоверно выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует о выраженных нарушениях местной иммунологической резистентности.

Для оценки эффективности патогенетической терапии и ее влияния на показатели риноцитологического исследования все пациенты основной группы были распределены на три подгруппы в зависимости от длительности аглютеновой диеты (АГД) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение пациентов с целиакией по степени дистрофических изменений слизистой оболочки носа в зависимости от продолжительности АГД.
Анализируя эффективность АГД у пациентов с хронической ЛОР-патологией, мы наблюдали положительную динамику. Однако следует отметить, что продолжительность диеты менее 1 года является недостаточным сроком для полного восстановления слизистой оболочки носа, так как доля пациентов без дистрофических изменений слизистой оболочки увеличилась по сравнению с исходным периодом незначительно и составила лишь 20,0%. В целом АГД имела положительную динамику у больных целиакией, ассоциированной с ЛОР-патологией. На фоне АГД наблюдалось улучшение морфофункционального состояния слизистой оболочки полости носа.

Заключение

До настоящего времени существуют нерешенные вопросы, касающиеся диагностики и лечения внекишечных проявлений целиакии, механизмов формирования патологических изменений со стороны различных органов и систем при этом заболевании. Как показали исследования, риноцитограмма больных целиакией характеризуется высокой частотой значительных деструктивных изменений нейтрофилов и эпителиальных клеток, что может играть определенную роль в нарушении местной защиты слизистой оболочки верхних дыхательных путей, приводя к дисфункции ее защитных механизмов и хронизации воспалительного процесса верхних дыхательных путей [11]. Атрофические изменения слизистой оболочки полости носа, выявленные в ходе наблюдения, по-видимому, являются вторичными, патогенетически связанными с целиакией.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн, написание текста: А.К.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных: А.К., З.Ц.

Редактирование: Л.О., А.П.

Сведения об авторах

Карпов Анатолий Анатольевич [Anatolii A. Karpov]; адрес: Россия, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41 [address: 41 Kirochnaya str., 191015 Saint Petersburg, Russia]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5285-680X; e-mail: aibolit83@list.ru; Орешко Людмила Саварбековна, д.м.н., профессор [Ludmila S. Oreshkо, MD, PhD, Professor]; адрес: Россия, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41 [address: 41 Kirochnaya str., 191015 Saint Petersburg, Russia]; e-mail: oreshkol@yandex.ru; Пащинин Александр Николаевич, д.м.н., профессор [Aleksandr N. Pashinin, MD, PhD,Professor]; адрес: Россия, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41 [address: 41 Kirochnaya str., 191015 Saint Petersburg, Russia]; e-mail: pachtchinine@mail.ru; Цховребова Зарина Мирабовна [Zarina M. Tskhovrebova]; адрес: Россия, 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41 [address: 41 Kirochnaya str., 191015 Saint Petersburg, Russia]; e-mail: ms.zarina.84@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.