Американскими исследователями подсчитано, что в мире к 2030 г. количество людей, достигнувших 65-летнего рубежа, составит 20% [1]. У пожилых людей в полости рта имеется частичная адентия, но количество сохраненных зубов, по сравнению с данными 50-летней давности, увеличивается благодаря инновационным технологиям для улучшения гигиены полости рта [2, 3]. Все больше становится доказательств о взаимосвязи системных заболеваний с патологиями ротовой полости, в частности, заболевания пародонта сочетаются с сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми патологиями, пневмонией, ревматоидным артритом и заживлением раны [4]. Плохое состояние полости рта у пожилых пациентов чаще связывают с низким экономическим статусом, отсутствием медицинской страховки, физической нетрудоспособностью, вызываемой артритом или неврологическими состояниями [5]. Поэтому такие пациенты чаще посещают врачей лечебного профиля, чем стоматолога. Наличие хронических заболеваний заставляет геронтологических пациентов принимать большое количество лекарственных препаратов, которые зачастую оказывают отрицательное воздействие на ткани полости рта. Прием пожилыми пациентами антидепрессантов, диуретиков, гипотензивных средств, противосудорожных препаратов, анальгетиков, нестероидных противовоспалительных и антигистаминных препаратов статистически коррелирует с возникновением у них ксеростомии, которая сопровождается повреждением слизистой оболочки полости рта [6, 7]. Другие проявления в полости рта, вызываемые приемом этих препаратов, связаны с образованием язв, пигментных пятен на поверхности слизистой оболочки, кандидоза, дисколоритом зубов, а также наличием неприятного запаха изо рта и развитием отека тканей в полости рта [8]. Возникающие побочные эффекты на фоне лекарственной терапии нарушают жевательную функцию и социальную адаптацию пожилого пациента, так как они приводят к риску развития инфекции в полости рта, выпадению зубов и усилению болевых симптомов. Поэтому у пожилых пациентов для улучшения качества жизни необходимо выявлять причину повреждения тканей полости рта для разработки комплекса мероприятий, направленных на лечение и восстановление структур тканей полости рта.
Цель исследования: изучить взаимосвязь развития патологий в полости рта у лиц пожилого возраста на фоне длительного приема per os системных лекарственных препаратов.
Материал и методы
Обследованы 42 пациента в возрасте от 58 до 78 лет с соматической патологией. Все пациенты были разделены на группы в соответствии с принимаемым per os лекарственным средством (см. таблицу). Для сравнения была выделена группа пациентов, которые, несмотря на рекомендации врачей, не принимают химические лекарственные препараты.
У пациентов проводили осмотр тканей полости рта с целью оценки слюноотделения, состояния твердых тканей имеющихся зубов, десны. Выявление тканевых дефектов в ротовой полости регистрировали по принципу да/нет. Интенсивность кариеса определяли по показателю среднего количества кариозных зубов на 1 человека по индексу КПУ: К — кариес, П — пломбы, У — удаленные зубы. В зависимости от активности кариозного процесса выделяли три степени по ВОЗ: 1) очень низкая (0,2—1,5); 2) низкая (1,6—6,2); 3) умеренная (6,3—12,7). Пациентам предлагали заполнить опросник, включающий вопросы по оценке общего состояния и качества жизни. Полученные данные заносили в амбулаторную карту.
Сбор смешанной слюны осуществляли путем сплевывания без стимуляции в стерильную градуированную пробирку в течение 5 мин. В образцах слюны измеряли скорость слюноотделения (мл/мин) и рН слюны рН-метром Hanna (Германия). Затем образцы слюны центрифугировали при 3000 об/15 мин и в полученном супернатанте спектрофотометрическим методом определяли содержание общего белка (г/л) с использованием стандартного набора фирмы «Вектор-Бест» (Россия). Все полученные результаты были обработаны методами вариационной статистики и корреляционного анализа по Spearmen (R&). Достоверными считались значения при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Осмотр целостности зубов и зубных рядов у пожилых пациентов, длительно принимающих per os системные лекарственные препараты, показал, что наибольшее количество зубов, пораженных кариесом, выявлено у пациентов, принимающих ингибиторы протонной помпы (рис. 1). Несколько меньше кариозных поражений наблюдалось в группе пожилых пациентов, принимающих β1-адреноблокаторы и блокаторы кальциевых каналов. В группе пациентов, принципиально не принимающих лекарственные средства, АР ангиотензина 2 и диуретики, кариозных дефектов выявлено не было. Большое количество запломбированных зубов было установлено в группах пациентов, принимающих блокаторы кальциевых каналов и АР ангиотензина 2. Количество удаленных зубов было максимальным у тех пожилых пациентов, которые не принимают препараты, и которым было назначено принимать блокаторы кальциевых каналов и ингибиторы АПФ. У пожилых пациентов, которые принимают β2-адреномиметики и диуретики, выявлено наименьшее количество дефектов зубов и зубных рядов.
Интенсивность кариеса по индексу КПУ была изучена в группах обследуемых (рис. 2).
Согласно параметрам, установленным ВОЗ, очень низкие значения индекса КПУ были зарегистрированы в группе возрастных пациентов, которые принимают β2-адреномиметики и диуретики. Умеренная интенсивность кариеса наблюдалась в группе пациентов, которые принимают per os блокаторы кальциевых каналов. В остальных случаях индекс КПУ был низким. Установлена положительная достоверная взаимосвязь между индексом КПУ и приемом блокаторов кальциевых каналов (R=0,66). Причем полученные значения индекса КПУ достоверно были выше у женщин (R=–0,54).
Помимо интенсивности кариеса была изучена распространенность некариозных поражений твердых тканей зубов у пожилых пациентов, длительно принимающих per os системные лекарственные препараты (рис. 3).
Так, у пожилых пациентов, принимающих по назначению врача β2-адреномиметики, диуретики и ингибиторы протонной помпы, некариозных дефектов твердых тканей зубов выявлено не было. В остальных группах по количеству пораженных зубов доминировал клиновидный дефект (31%). При этом гиперчувствительность зубов выявлялась у тех пациентов, которые принимают блокаторы Са2+-каналов и ингибиторы АПФ. Патологическая стираемость эмали зубов была выявлена в группе пациентов, которые не принимают лекарственные препараты.
Проведенная оценка состояния десны показала, что кровоточивость десны наблюдалась у тех пациентов, которые принимали β1-адреноблокаторы, АР ангиотензина 2, β2-адреномиметики (рис. 4). У пациентов, которые не принимали препараты, помимо кровоточивости десны наблюдалась ее гиперемия и отек.
У пожилых пациентов, которые принимают диуретики, ингибиторы АПФ, ингибиторы протонной помпы, воспалительных явлений в десне не наблюдалось.
При длительном приеме лекарственных препаратов может возникать извращение вкуса и дисбактериоз, которые проявляются в виде неприятных ощущений в полости рта. Полученные данные представлены на рис 5.
На наличие неприятного запаха изо рта жаловались 2 пациента, принимающих блокаторы кальциевых каналов, β1-адреноблокаторы, и 1 пациент, который не принимает лекарственные препараты. Явления галитоза в полости рта у обследованных пациентов совпадали с высокими показателями индекса КПУ (R=0,62) за счет параметров «пломба» (R=0,54) и «удаленные зубы» (R=0,64). На ощущения сухости в полости рта указали 7 пациентов, принимающих блокаторы кальциевых каналов, β1-адреноблокаторы, АР ангиотензина 2, β2-адреномиметики и ингибиторы АПФ. Появление ощущения сухости в полости рта достоверно совпадало с возрастом пациентов (R=0,59). В группе пациентов, не принимающих препараты, был зарегистрирован только 1 случай наличия сухости в полости рта.
На кислый привкус жаловались пожилые пациенты, принимающие блокаторы кальциевых каналов, β1-адреноблокаторы, ингибиторы протонной помпы, АР ангиотензина 2 и ингибиторы АПФ. Проведенный корреляционный анализ установил прямую достоверную взаимосвязь между приемом ингибитора АПФ и кислым привкусом в полости рта (R=0,53). Чувство горечи выявлялось во всех группах пациентов, кроме тех, кто принимает β2-адреномиметики и диуретики. Кстати, прием диуретиков пациентами не вызывает у них неприятных ощущений в полости рта.
Количество общего белка в смешанной слюне пациентов, длительно принимающих системные лекарственные препараты, было самым высоким (11,2±1,40 г/л) в группе лиц, принимающих диуретики, и наименьшим (6,81±0,03 г/л) в группе пациентов, принимающих ингибиторы протонной помпы (рис. 6).
Таким образом, проведенное обследование состояния полости рта пожилых пациентов, длительно принимающих per os системные лекарственные препараты, показало, что наименее повреждающее действие на ткани полости рта оказывает прием диуретиков. Фармакологический эффект диуретиков, направленный на выведение воды из организма, объясняет увеличение количества белковых молекул в смешанной слюне. Явления деструкции тканей полости рта были в большей степени выражены у пожилых пациентов, принимающих блокаторы кальциевых каналов.