В настоящее время наблюдается неуклонный рост заболеваемости флегмонами лица, и в первую очередь за счет лиц мужского пола молодого и среднего возраста [1]. Существенную роль в патогенезе флегмон лица играет эндогенная интоксикация [2], обусловленная прежде всего продуктами распада тканей организма. Кроме этого, зачастую пациенты с флегмоной лица имеют существенную коморбидную патологию [3], которая не может не оказывать влияния на течение воспалительного процесса.
В развитии воспалительного процесса принимают участие лейкоциты и различные медиаторы, от активности которых зависят выраженность процесса, развитие осложнений и тактика лечения [4]. Флегмона лица, как правило, развивается по одонтогенным причинам [5], именно поэтому интерес представляет изучение состава лейкоцитов периферической крови, численность которых отражает актив-ность воспалительного процесса [6]. С другой стороны, анализ изменений биохимических показателей крови позволяет оценить состояние смежных органов, что особенно важно при лечении пациентов с коморбидной патологией.
Цель исследования — оценка изменения состава клеток и биохимических показателей периферической крови пациентов с флегмоной лица.
Материал и методы
Проведен ретроспективный анализ 132 историй болезни пациентов с диагнозом флегмоны лица (L03.2), находившихся на лечении в Стоматологической больнице клинического многопрофильного медицинского центра ФГБОУ ВО «Пермский госу-дарственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России. Все пациенты были разделены на две группы по значению лейкоцитарного индекса (1-я группа — 80 человек, 2-я — 52). Группу сравнения составили 26 практически здоровых людей. Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Средний возраст пациентов составил 28,9±0,8 года, добровольцев — 30,2±0,9 года.
Для характеристики эндогенной интоксикации использовали комплекс лейкоцитарных индексов [7—9]. Известно, что лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) представляет собой соотношение уровня клеток, количество которых повышается при воспалительных и гнойных процессах, и клеток, количество которых при этих процессах может снижаться. Вычисляется индекс по формуле Я.Я. Кальф-Калифа:
ЛИИ = (4 мц. + 3 ю. + 2 п. + с.) × (пл.кл. + 1) /(лимф. + мон.) × (э. + 1),
где мц. — миелоциты, ю. — юные нейтрофилы, п. — палочкоядерные нейтрофилы, с. — сегменто-ядерные нейтрофилы, пл. кл. — плазматические клетки, лимф. — лимфоциты, мон. — моноциты, э. — эозинофилы. Возрастание данного показателя говорит о повышении уровня эндогенной интоксикации и активации процессов тканевого распада. Индекс резистентности организма (ИРО) представляет собой отношение количества лейкоцитов к произведению возраста больного на ЛИИ. Гематологический показатель интоксикации (ГПИ) рассчитывали с учетом изменения количества лейкоцитов и скорости оседания эритроцитов:
ГПИ = ЛИИ × Кл × Кс,
где Кл — поправочный коэффициент на количество лейкоцитов, Кс — поправочный коэффициент на СОЭ. Показатель тяжести интоксикации (ПТИ) вычислялся по формуле: ПТИ = нейтрофилы/лимфоциты.
Для статистической оценки полученных данных использовали непарный вариант t-критерия Стьюдента. Кроме этого, использовали метод корреляционного анализа, вычисляя коэффициент корреляции Пирсона (r). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты и обсуждение
ЛИИ, являясь неспецифическим показателем, позволяет не только выразить изменения лейкоцитарной формулы одной величиной, но и оценить реакцию организма в целом, а также служит общепринятым критерием для диагностики эндотоксикоза при различных заболеваниях. Известно, что ЛИИ, равный 1—3, считается нормальным для большинства практически здоровых людей [7, 8]. В ходе исследования было установлено, что у 80 (60,6%) пациентов с диагнозом флегмоны лица данный индекс не превышал 3 и в среднем составил 1,42±0,16 у.е. Все эти пациенты были включены в 1-ю группу. У остальных 52 пациентов, из которых сформировали 2-ю группу, значение индекса превышало 3 (6,61±0,71 у.е.; p<0,05 к 1-й группе). В группе практически здоровых людей лейкоцитарный индекс составил 0,60±0,04 (p<0,05 в 1-й и 2-й группе). Мужчин в 1-й группе было 73,1%, во 2-й — 53,3%, однако разница в половой структуре статистически не значима. Пациенты 1-й группы поступали на стационарное лечение спустя 69,8±7,4 ч, а 2-й — через 102,4±11,8 ч (p<0,05).
При оценке показателей клинического анализа крови выявлено, что у пациентов 2-й группы более выражен сдвиг лейкоцитарной формулы влево (табл. 1).
При анализе показателей эндогенной интоксикации установлено, что таковая более выражена у пациентов 2-й группы (табл. 2),
У пациентов с флегмоной лица установлены изменения биохимических показателей крови. Так, среди лиц 1-й группы наблюдали увеличение концентрации фибриногена и глюкозы больше, чем в группе сравнения. У пациентов 2-й группы уровень фибриногена был ниже, что, вероятно, обусловлено истощением белково-синтетической функции печени из-за наличия коморбидной патологии. Как показано нами ранее, коморбидная патология широко распространена среди пациентов 2-й группы [3]. Уровень общего белка в сравниваемых группах статистически значимо не различался (табл. 3).
При проведении корреляционного анализа установлено, что пациенты с высоким уровнем С-реактивного белка находятся на стационарном лечении дольше (r=0,30), у них более высокий уровень лейкоцитов (r=0,31) преимущественно за счет гранулоцитов (r=0,31). В этой группе увеличение С-реактивного белка, как правило, ассоциировано со снижением количества лимфоцитов (r= –0,35). В сыворотке крови пациентов 1-й группы уровень фибриногена выше, чем во 2-й, а его повышение связано с активностью лейкоцитов (r=0,32). Однако во 2-й группе эта картина нивелируется, поскольку из-за высокой токсической нагрузки уровень фибриногена падает, что можно расценивать как ключевое звено патогенеза.
В целом у пациентов с флегмонами лица наблюдаются изменения состава клеток крови и некоторых биохимических показателей, что может быть обусловлено развитием эндогенной интоксикации, в формировании которой в первую очередь играют продукты тканевого распада. Одним из противодействующих факторов может быть С-реактивный белок, который обладает, как известно, опсонизирующей и комплемент-активирующей функциями. Так, в настоящем исследовании показано увеличение концентрации С-реактивного белка прямо пропорционально увеличению степени эндогенной интоксикации (r=0,4).
Заключение
Таким образом, у пациентов с флегмонами лица наблюдается характерное для острого воспалительного процесса изменение соотношения клеток периферической крови. Наличие у таких пациентов эндогенной интоксикации коррелирует с изменением биохимических показателей крови.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Боев И.А. — https://orcid.org/0000-0002-9682-7680; е-mail: iosifboev@gmail.com
Штраубе Г.И. — https://orcid.org/0000-0002-1890-840X
Годовалов А.П. — https://orcid.org/0000-0002-5112-2003
Антаков Г.И. — https://orcid.org/0000-0002-4949-3294
Автор, ответственный за переписку:
Боев И.А. — https://orcid.org/0000-0002-9682-7680; е-mail: iosifboev@gmail.com
Как цитировать:
Боев И.А., Штраубе Г.И., Годовалов А.П., Антаков Г.И. Изменение показателей периферической крови у пациентов с флегмоной лица. Российская стоматология. 2019;12 (3):19-23. https://doi.org/10.17116/rosstomat201912031