Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Крукиер И.И.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Авруцкая В.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Нарежная Е.В.

ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет» Минобрнауки России

Левкович М.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Кравченко Л.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Никашина А.А.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Рожков А.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Галусяк А.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Роль продукции аминокислот в формировании церебральных поражений у новорожденных, родившихся у матерей с плацентарной недостаточностью и внутриутробной задержкой роста плода

Авторы:

Крукиер И.И., Авруцкая В.В., Нарежная Е.В., Левкович М.А., Кравченко Л.В., Никашина А.А., Рожков А.В., Галусяк А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1967

Загрузок: 26


Как цитировать:

Крукиер И.И., Авруцкая В.В., Нарежная Е.В., и др. Роль продукции аминокислот в формировании церебральных поражений у новорожденных, родившихся у матерей с плацентарной недостаточностью и внутриутробной задержкой роста плода. Российский вестник акушера-гинеколога. 2022;22(4):19‑24.
Krukier II, Avrutskaya VV, Narezhnaya EV, et al. Role of amino acids production in the formation of cerebral lesions in newborns of patients with placental insufficiency and delayed fetal growth retardation. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2022;22(4):19‑24. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosakush20222204119

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ный под­ход к ди­аг­нос­ти­ке на­ру­ше­ний мик­ро­цир­ку­ля­ции в аку­шерстве. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):30-35
Из­ме­не­ние моз­го­вой ге­мо­ди­на­ми­ки пло­да при за­дер­жке его рос­та. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):36-41
Осо­бен­нос­ти экспрес­сии пла­цен­тар­ных мик­роРНК у па­ци­ен­ток с пре­эк­лам­пси­ей и за­дер­жкой рос­та пло­да. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(6):14-25
Роль FABP4 в раз­ви­тии за­дер­жки рос­та пло­да у жен­щин с гес­та­ци­он­ным са­хар­ным ди­абе­том и уг­ро­жа­ющим поз­дним вы­ки­ды­шем, ди­аг­нос­ти­ро­ван­ны­ми во вто­ром три­мес­тре бе­ре­мен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):50-56

Введение

Перинатальное поражение мозга занимает ведущее место в структуре заболеваемости и детской смертности, что обусловлено прогрессирующим ростом частоты неврологических нарушений у новорожденных, ведущей их ролью в формировании инвалидности с детства. Такая проблема выходит за рамки медико-биологической и приобретает также социальное значение [1]. В современном акушерстве актуальна проблема ассоциированных с плацентой осложнений у беременной, к которым относятся задержка роста плода.

Пренатальные факторы, приводящие к неврологическим нарушениям, часто наблюдаются у новорожденных с задержкой роста плода (ЗРП) и могут быть различными (заболевания, перенесенные женщиной в течение беременности, перинатальные инфекции, иммунный дисбаланс, метаболические нарушения в организме матери). Однако ведущую роль среди них играет внутриутробная гипоксия — один из основных клинических признаков плацентарной недостаточности (ПН) любого генеза.

ЗРП как одно из выраженных проявлений ПН характеризуется высоким риском развития неблагоприятных исходов как в неонатальном периоде, так и в отдаленном будущем [2]. Такая патология также является фактором риска развития «программируемых заболеваний», которые обусловлены метаболической и эндокринной перестройкой во внутриутробном периоде.

Аминокислоты, играющие роль строительными блоками пептидов и белков, выполняют ряд важных функций, влияющих на большинство процессов в организме. Кроме аминокислот, входящих в состав белков, в организме имеется постоянный резерв «свободных» аминокислот, содержащихся в тканях и различных биологических жидкостях, которые находятся в динамическом равновесии.

В течение беременности свободные аминокислоты могут служить индукторами синтеза стероидных гормонов, участвуют в процессе биосинтеза гликопротеинов, порфиринов, нейромедиаторов, полиаминов и оксида азота.

Уровень аминокислот в тканях и биожидкостях может служить диагностическим показателем при развитии некоторых патологических состояний [3].

Одной из свободных полузаменимых аминокислот является аргинин — предшественник в синтезе множества молекул, таких как оксид азота и полиамины, которые играют решающую роль во время беременности и развития плода. Пролину также принадлежит определенная роль в составе основного белка соединительной ткани — коллагена. Известно его влияние на развитие плаценты и плода за счет усиления плацентарного транспорта питательных веществ, ангиогенеза и синтеза белка [4].

Важную роль при беременности осуществляет орнитин, который вместе с аргинином причастен к синтезу соматотропного гормона, ответственного за рост и анаболические процессы, пролиферацию, стимуляцию биосинтеза ДНК и РНК и оказывающего влияние на синтез белка [5, 6].

Амниотическая жидкость — это сложная биологически активная среда, с помощью которой осуществляется нормальная жизнедеятельность плода. Вероятно, что изменение содержания свободных аминокислот в биологических жидкостях может свидетельствовать о развитии той или иной патологии [7].

Несмотря на достигнутые успехи, сохраняются трудности в точной и объективной диагностике и особенно прогнозировании перинатальных нарушений центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных с ЗРП.

Таким образом, существует необходимость разработки новых методов прогнозирования неврологических нарушений у новорожденных с ЗРП с целью своевременного проведения адекватной патогенетической терапии, способствующей снижению частоты манифестации и тяжести течения такой патологии.

Цель работы — разработка методов ранней диагностики церебральных поражений у новорожденных с ЗРП на основе изучения содержания L-аргинина, L-пролина, L-орнитина в амниотической жидкости и пуповинной крови и влияния этих показателей на формирование этой патологии у детей раннего возраста.

Материал и методы

Были обследованы 67 беременных и родившихся у них новорожденных, составивших две группы. У всех пациенток было получено информированное согласие на включение в программу научных исследований; кроме того, получено одобрение на проведение исследований от локального этического комитета ФГБОУ ВО «Р остГМУ» Минздрава России.

В 1-ю (контрольную) группу вошли 30 пациенток с физиологической беременностью и родами. Во 2-ю (основную) группу были включены 37 беременных, у которых во II триместре беременности диагностирована плацентарная недостаточность (по данным УЗИ был поставлен диагноз ЗРП I—II степени).

Критерии включения в основную группу: беременность, осложненная ПН и ЗРП I—II степени в III триместре беременности (асимметричная форма).

Критерии исключения: эндокринная патология и инфекционные процессы в органах малого таза в стадии декомпенсации, симметричная форма ЗРП, пороки развития плода, отслойка нормально расположенной плаценты, оболочное прикрепление пуповины, обвитие пуповиной шеи плода, аномалии развития пуповины, многоплодная беременность.

Материалом исследования служили амниотическая жидкость (взятая в родах), пуповинная кровь новорожденных (взятая сразу после рождения до первого вдоха путем пункции сосудов пуповины системой для забора пуповинной крови) и сыворотка крови, взятая у детей в возрасте 1 мес, в которых определяли содержание аминокислот — аргинина, пролина и орнитина методом капиллярного зонного электрофореза (КЗЭ) [8].

Количественное определение аминокислот проводили методом капиллярного электрофореза на приборе Капель-105 с переменной полярностью, используя ультрафиолетовый детектор и при помощи пневматического ввода пробы. В работе использован немодифицированный кварцевый капилляр с внешней полиамидной пленкой общей длиной 60 см и внутренним диаметром 75 мкм. Электронные спектры поглощения получали на спектрофотометре Cary 50 Scan. Сбор и обработку данных осуществляли, применяя программу IBM PC Мультихром.

Все действия проходили с соблюдением холодового режима. Образцы для исследования хранили в морозильной камере при температурном режиме –80 °C.

На следующем этапе были обследованы новорожденные обеих групп в возрасте 1 мес.

При формировании базы данных и проведении статистического анализа были использованы табличный процессор Excel 2003 и пакет прикладных программ (Statistica 6.0). Для определения статистически значимых различий применяли критерий Манна—Уитни (для независимых групп) и критерий Вилкоксона (для зависимых групп). Описательная статистика представлена абсолютными значениями и в процентах. Статистически значимыми считали различия при з<0,05.

Результаты и обсуждение

Обследование беременных женщин проведено в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.11.20 №1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология». При обследовании беременных были использованы общепринятые методы (анализ крови, мочи, биохимические исследования крови и т.д.), при каждом визите беременной пациентки после 20 нед беременности измеряли окружность живота (ОЖ), высоту дна матки (ВДМ), все данные отражали на гравидограмме. УЗИ проводили в регламентируемые сроки.

Клинически ЗРП проявлялась уменьшением размеров живота беременной (окружность живота, высота стояния дна матки) по сравнению с нормативными показателями, характерными для данного срока беременности. На основании результатов ультразвуковой фетометрии определяли степень ЗРП. В нашем исследовании отставание показателей фетометрии от нормативных составляло 2—3 нед. Непропорциональное развитие плода преимущественно характеризовалось уменьшением размера окружности живота и грудной клетки, что связано с отставанием развития паренхиматозных органов (в первую очередь, печени) и подкожной жировой клетчатки. Размеры головки и конечностей плода в 72% соответствовали показателям, характерным для данного срока беременности. С целью определения состояния плода при установлении диагноза ЗРП беременным проводили допплерометрический контроль фетоплацентарного кровотока (ДПМ) и кардиотокографию (КТГ) каждые 2 нед. Нарушение маточно-плацентарной и фетоплацентарной гемодинамики I степени отмечалось у 69% беременных.

Средний возраст беременных клинических групп был сопоставимым. Менархе в клинических группах отмечалось в основном в возрасте 12 лет, продолжительность менструального цикла составила от 27 до 30 дней. Клинически значимых различий между группами по длительности менструации в днях не обнаружено, однако у 23 (62,2%) беременных с ПН отмечено более позднее наступление менархе и становление менструаций. Проявления дисменореи у пациенток основной группы встречались в 2 раза чаще, чем в контрольной группе. Анализ перенесенных экстрагенитальных заболеваний выявил преобладание в основной группе пациенток с хроническим тонзиллитом — 8 (21,6%), хроническим пиелонефритом — 12 (32,4%), заболеваниями дыхательной системы 5 (13,5%), тогда как в контрольной группе процент экстрагенитальных заболеваний был в 3—3,5 раза ниже. В структуре гинекологической заболеваемости в основной группе у пациенток преобладали хронические заболевания органов малого таза — 16 (43,2%), кисты яичников — 4 (10,8%), в контрольной группе — 3 (10%) и 1 (3,3%) соответственно.

В структуре осложнений гестационного периода у беременных основной группы преобладала коагулопатия беременных — 12 (32,4%), анемия беременных 19 (51,4%), вторичная хроническая плацентарная недостаточность, которая у 37 женщин основной группы составила 100%.

Все женщины контрольной группы были родоразрешены в сроки доношенной беременности. Роды велись под кардиомониторным контролем. Плановое кесарево сечение в сроке 39—40 нед было проведено у 3 (10%) пациенток, которым было показано исключение потуг в связи с миопией.

В группе женщин с ЗРП роды через естественные родовые пути происходили в сроках 37—39 нед. Плановое оперативное родоразрешение было проведено у 5 (13,5%) пациенток в сроки 39—40 нед беременности в связи с заключением смежных специалистов. Экстренное кесарево сечение было проведено у 6 (16,2%) по показаниям у плода в связи с нарушением фетоплацентарной гемодинамики.

Масса новорожденных детей контрольной группы составила 3600±220 г, рост 52,0±1,0 см. Показатели ростовесовых параметров в группе с ЗРП составили 2900±240 г и рост 47,0±2,0 см соответственно.

Оценка по шкале Апгар у новорожденных на 1-й и 5-й минутах в контрольной группе составила в среднем 8 и 9 баллов. В группе женщин с ЗРП оценка новорожденных составила на 1-й минуте — 6—7 баллов, на 5-й минуте — 7—8 баллов за счет снижения мышечного тонуса и рефлексов, а также цвета кожных покровов.

Все родильницы и их новорожденные контрольной группы были выписаны на 3—4-е сутки в удовлетворительном состоянии. Переведены в отделение патологии новорожденных 9 (24,3%) новорожденных основной группы на второй этап выхаживания.

Следующий этап состоял в обследовании детей матерей с ЗРП в возрасте 1 мес. При этом в клинической картине в 100% имелось перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. У этих детей также отмечались следующие синдромы: гипертензионный — 15 (40,5%), нервно-рефлекторной возбудимости — 17(45,9%), вегето-висцеральных дисфункций 18 — (48,6%), пирамидной недостаточности — 5 (13,5%).

Следует отметить, что клинические проявления нарушений неврологического статуса наблюдались с такой же симптоматикой, как и в раннем неонатальном периоде, однако были менее выраженными.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что у беременных основной группы уровень аргинина в амниотической жидкости был повышен на 69% (p<0,05), а содержание пролина и орнитина, наоборот, снижалось на 64% (p<0,05) и 45% (p<0,05) соответственно по сравнению с этими показателями при физиологической беременности (см. таблицу).

Содержание аминокислот в амниотической жидкости, пуповинной крови и сыворотке крови новорожденных в возрасте 1 мес, М±m

Показатель,

мкг/мл

Амниотическая жидкость

Сыворотка крови пуповины

Сыворотка крови новорожденных в 1 мес

Контрольная

группа

Основная

группа

Контрольная

группа

Основная группа

Контрольная

группа

Основная группа

L-аргинин

36,6±5,7

61,9±4,49*

20,5±4,2

15,2±5,4*

14,2±3,4

18,4±3,2*

L-пролин

24,7±6,47

9,2±1,54*

12,4±2,5

5,5±1,02*

9,8±1,2

15,2±2,2*

L-орнитин

80,2±6,7

54,6±4,81*

37,8±5,5

31,5±8,7

25,5±3,2

31,1±3,3*

Примечание. * — достоверность отличий от показателей основной группы (p<0,05).

Выявленный нами дисбаланс в уровне изученных аминокислот может служить причиной нарушенной плацентарной продукции или трансплацентарного перехода аминокислот в амниотическую жидкость. Следствием же снижения уровня пролина и орнитина в околоплодных водах может быть дезадаптация, которая и приводит к ЗРП [9, 10]. Известно, что потребность растущего организма в пролине очень велика. Показано, что орнитин играет большую роль в биосинтезе мочевины и служит предшественником полиаминов (спермина и спермидина). Снижение его уровня может свидетельствовать, по-видимому, о смещении метаболизма орнитина в сторону полиаминного пула [5, 11].

Что касается группы новорожденных с ЗРП, то уровень аргинина в пуповинной крови был снижен на 24% (p<0,05), пролина на 75% (p<0,05) и орнитина на 17% по сравнению с показателями контрольной группы.

В сыворотке периферической крови детей основной группы в возрасте первого месяца жизни изученные показатели повышались: аргинин — на 29% (p<0,05), пролин — на 55% (p<0,05) и орнитин на 22% (p<0,05) по сравнению с таковыми контрольной группы (см. рисунок).

Изменение содержания L-аргинина, L-пролина, L-орнитина в амниотической жидкости, пуповинной крови новорожденных, в сыворотке периферической крови новорожденных первого месяца жизни.

* — p<0,05.

Сопоставление содержания изученных аминокислот может дать ценную информацию о пути метаболизма аргинина, пролина и орнитина в организме и служить способом диагностики различных патологических состояний.

Известно, что активация аргиназы, принимающей участие в обмене аргинина, сопровождается усилением продукции пролина, содержание которого может влиять на структуру сосудистой стенки [12].

Следует отметить, что ведущее место в проведении лечебных мероприятий при данной патологии беременности занимает лечение основного заболевания или осложнения, на фоне которого формировалась ЗРП. Ранняя диагностика ЗРП, определение оптимальных сроков родоразрешения, адекватные наблюдения и коррекция предсказуемых постнатальных осложнений позволят существенно снизить заболеваемость и смертность новорожденных с ЗРП.

Заключение

Можно полагать, что возникновение патологических состояний у новорожденных связано с модификацией аминокислотного состава в амниотической жидкости и сыворотке пуповинной крови новорожденных.

Формирование задержки роста плода сопряжено с нарушенным балансом в содержании аргинина, пролина и орнитина, что ассоциировано с церебральными поражениями у новорожденных. Изученные показатели могут быть использованы в качестве тестов ранней диагностики церебральных поражений у новорожденных с внутриутробной задержкой роста.

Можно предполагать, что сопоставление содержания аминокислот в изученных биожидкостях плода может дать возможность прогнозирования отсроченных неврологических нарушений у детей, а ранняя доклиническая диагностика церебральных поражений позволит своевременно назначить персонифицированную терапию. Необходимо дальнейшее проведение научных исследований.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.И. Крукиер, А.А. Никашина, В.В. Авруцкая

Сбор и обработка материала — Л.В. Кравченко, А.В. Рожков, Е.В. Нарежная, А.В. Галусяк

Статистическая обработка — Е.В. Нарежная

Написание текста — И.И. Крукиер, В.В. Авруцкая, М.А. Левкович

Редактирование — Е.В. Нарежная, А.В. Галусяк

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Participation of authors:

Concept and design of the study — I.I. Krukier, A.A. Nikashina, V.V. Avrutskaya

Data collection and processing — L.V. Kravchenko, A.V. Rozhkov, E.V. Narezhnaya, A.V. Galusyak

Statistical processing of the data — E.V. Narezhnaya

Text writing — I.I. Krukier, V.V. Avrutskaya, M.A. Levkovich

Editing — E.V. Narezhnaya, A.V. Galusyak

Authors declare lack of the conflicts of interests.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.