Зорина О.А.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Кречина Е.К.

отделение функциональной диагностики ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Абаев З.М.

ГБОУ ВПО "Первый МГМУ имени И.М. Сеченова"

Коршунова А.В.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава России, Москва, Россия

Пономарев Г.В.

НИИ неврологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Рябова А.В.

Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, Москва, Россия

Макаров В.И.

ГБОУ ВПО "Владивостокский государственный медицинский университет", Городской центр амбулаторной хирургии, Владивосток

Анализ глубины проникновения геля фотосенсибилизатора в структуру тканей зубов

Авторы:

Зорина О.А., Кречина Е.К., Абаев З.М., Коршунова А.В., Пономарев Г.В., Рябова А.В., Макаров В.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2018;97(6): 22‑27

Прочитано: 1846 раз


Как цитировать:

Зорина О.А., Кречина Е.К., Абаев З.М., Коршунова А.В., Пономарев Г.В., Рябова А.В., Макаров В.И. Анализ глубины проникновения геля фотосенсибилизатора в структуру тканей зубов. Стоматология. 2018;97(6):22‑27.
Zorina OA, Krechina EK, Abaev ZM, Korshunova AV, Ponomarev GV, Ryabova AV, Makarov VI. Analysis of photosensitizer gel penetration through the teeth structure. Stomatology. 2018;97(6):22‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20189706122

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ная оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ме­то­дов фо­то­те­ра­пии они­хо­ми­ко­зов. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(3):313-318
Спо­соб фо­то­ди­на­ми­чес­ко­го воз­действия при хи­рур­ги­чес­ком ле­че­нии мес­тно­го от­гра­ни­чен­но­го пе­ри­то­ни­та в эк­спе­ри­мен­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2025;(2-2):77-86
Фо­то­ди­на­ми­чес­кая те­ра­пия ра­ка ко­жи у ре­ци­пи­ен­тов трансплан­та­та. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(4):496-503
Ап­па­рат­ные тех­но­ло­гии в ле­че­нии ро­за­цеа. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(6):814-821

Эстетика улыбки с каждым днем все больше волнует наших пациентов. В настоящее время существует много новых методов отбеливания зубов. Впервые попытка отбеливания зубов была проведена в 1878 г. в Америке. Несмотря на многочисленные системы отбеливания, остается открытым вопрос об их безопасности. Одним из негативных результатов профессионального отбеливания является гиперестезия эмали, так как перекись водорода, проходя через эмаль и дентин (через 5—15 мин раствор достигает пульпы зуба), вызывает раздражение пульпы [9, 10]. Также нежелательным эффектом отбеливания зубов является воспаление маргинальной десны, что ведет к развитию рецессии [17]. Выявлены изменения на поверхности эмали, выраженные в удалении пелликулы и обнажении эмалевых призм при отбеливании зубов [7, 8].

Развитие эстетической стоматологии напрямую связано с появлением новых препаратов и технологий для отбеливания зубов [4, 15]. Сейчас в арсенале врача-стоматолога для отбеливания зубов применяются отбеливающие системы, содержащие концентрированные препараты перекиси водорода и карбамида.

В настоящее время на стоматологическом рынке появились беспероксидные системы для отбеливания зубов и светодиодные лампы, излучающие холодной свет, что повышает безопасность и эффективность отбеливания зубов [13]. Нами был выбран новый принцип отбеливания зубов методом фотодинамической терапии (ФДТ).

На сегодняшний день применение ФДТ в стоматологии привлекает все большее внимание [12, 13, 16], были проведены исследования в области лечения кариеса зубов, его осложнений и заболеваний пародонта [1—3, 5, 6]. Метод ФДТ основан на фотохимических реакциях и заключается в введении фотосенсибилизатора (ФС) в зону поражения и локальной активации накопившегося в тканях ФС лазерным излучением длиной волны, соответствующей пику поглощения Ф.С. Реакция протекает при обязательном присутствии кислорода, в результате чего молекулярный кислород переходит в синглетную форму и образуются свободные радикалы, что приводит к цитотоксическому эффекту. Фотохимические реакции происходят в тканях на глубине, до которой проникают ФС и лазерное излучение, и эффект ФДТ зависит от количества ФС и глубины его проникновения. В качестве ФС в стоматологии используют производные хлорина е6, — Гелеофор, Фотодитазин, Радахлорин и др. Одним из новых методов применения ФДТ в стоматологии может стать фотодинамическое отбеливание зубов. Несмотря на использование широкого спектра систем отбеливания, всегда остается открытым вопрос их безопасности. Однако в результате анализа литературы не удалось найти методик проведения фотоотбеливания с использованием ФС и оценки его эффективности.

Цель нашего исследования — определение глубины и концентрации ФС хлорина е6 в тканях зубов в зависимости от времени аппликации ФС на эмаль.

Материал и методы

В качестве ФС был использован хлорин е6 в составе 1% геля Гелеофор. Исходным сырьем для его производства является микроводоросль Chlorella ellipsoidea, содержащая хлорофилл А. Хлорофилл А, извлеченный из Chlorella путем последовательных химических трансформаций, превращается в лекарственную субстанцию — трикислоту хлорина е6 (см. рис. 1)

Рис. 1. Структурная химическая формула хлорина Е6.
[11] (патент RU 2523380 C1 от 21.05.13). 1% гель — комбинированный препарат, в состав которого входит лидокаина гидрохлорид, оказывающий местно-анестезирующее действие, цетилпиридиния хлорид — антисептическое средство, подавляющее рост ряда бактерий и грибов, и хлорин е6 — ФС хлоринового ряда.

По данным литературы, проникновение и накопление ФС хлоринового ряда было исследовано только на слизистых оболочках полости рта и кожных покровах. Исследований о его накоплении и распределении в твердых тканях зубов в зависимости от длительности его аппликации не проводилось.

Исследования проведены на 20 удаленных зубах фронтальной группы. На вестибулярную поверхность эмали зубов наносили 1% гель в течения 1, 5, 10 и 20 мин, затем смывали (рис. 2, а,

Рис. 2 Изучение накопления ФС в тканях зуба. а — зуб 21 до нанесения ФС 1%; б — зуб 21 после нанесения ФС 1%.
б).

Зубы были распилены бором с охлаждением вдоль оси зуба и исследованы методами флюоресцентной спектроскопии и конфокальной микроскопии в лаборатории лазерной биоспектроскопии Центра естественно-научных исследований Института общей физики РАН. В качестве контроля использовали зубы, на которые не наносили ФС.

Накопление хлорина е6 в эмали и дентине зубов оценивали по спектрам флюоресценции, регистрируемым с поверхности зубов и со стороны спила волоконно-оптическим спектрометром ЛЭСА-01-БИОСПЕК при возбуждении лазером длиной волны 633 нм.

Глубину проникновения хлорина е6 в ткани зуба оценивали методом флюоресцентной конфокальной микроскопии (LSM-710, «Карл Цейсс», Германия). Для этого шлифы зубов помещали на тонкие покровные стекла толщиной 0,17 мм и наблюдали в плоскости распила. Для возбуждения автофлюоресценции тканей зуба и флюоресценции хлорина е6 использовали лазер длиной волны 488 нм, детектировали автофлюоресценцию и флюоресценцию хлорина е6 со спектральным разрешением в диапазоне 500 — 750 нм. Для получения изображений использовали объектив Plan-Apochromat с увеличением 10× (апертура 0,3).

Статистический и спектральный анализы проводили, используя программу ZEN («Карл Цейсс», Германия).

Результаты и обсуждение

В результате исследований было получено спектрально-разрешенное флюоресцентное изображение с эмали и дентина зубов (рис. 3 и

Рис. 3. Накопление Ф.С. в эмали зуба. а — диаграмма накопления ФС в эмали зуба в зависимости от времени его экспозиции; б — спектры флюоресценции ФС, измеренные в эмали зуба. Основной пик флюоресценции находится в области 650−700нм.
4).

В процессе исследований получена статистическая оценка проникновения ФС внутрь тканей зуба (эмаль и дентин) в зависимости от времени экспозиции ФС на эмаль. Обнаружен значительный разброс результатов для зубов, удаленных у разных пациентов, что может быть связано с индивидуальными структурными особенностями строения твердых тканей зубов. Максимально интенсивный флюоресцентный сигнал в эмали наблюдался через 10 мин после аппликации Ф.С. Средняя внутритканевая концентрация хлорина е6 составляла около 5 мг/кг. Через 20 мин после аппликации отмечено незначительное снижение интенсивности регистрируемой флюоресценции, что, вероятно, связано с ее тушением вследствие излишне высокой концентрации ФС в эмали. По данным флюоресцентной спектроскопии, концентрация ФС в дентине примерно в 20 раз меньше (см. рис 4, а,

Рис. 4. Накопление Ф.С. в дентине зуба. а — диаграмма накопления ФС в дентине в зависимости от времени его экспозиции; б — спектры флюоресценции ФС, в дентине зуба. Основной пик флуоресценции находится в области 650−700нм.
б), чем в эмали (см. рис. 3, а, б), что свидетельствует о низкой способности проникновения ФС в дентин.

Данные о распределении хлорина е6 в глубине эмали, полученные с помощью исследования спилов методом конфокальной микроскопии, указывают на равномерное насыщение всей толщи эмали (до 600—700 µм) и присутствие хлорина е6 в поверхностном слое дентина (до 100—200) (рис. 5, а,

Рис. 5. Распределение Ф.С. в тканях зуба. а — флюоресцентное изображение спила зуба со спектральным разрешением, на изображении от поверхности эмали сверху вниз вглубь эмали до дентина выделены прямоугольные области с шагом 40 µм, которым соответствуют спектры слева от изображения; б — график зависимости внутритканевой флюоресценции ФС от расстояния от поверхности зуба.
б).

На основании анализа полученных результатов можно утверждать, что через 10 мин концентрация ФС 1% геля в твердых тканях зубов достигает значений, достаточных для проведения фотодинамического отбеливания. В то же время проникновения ФС в глубокие слои дентина не обнаружено, что позволяет выполнять процедуру фотодинамического отбеливания только в пределах эмали и эмалево-дентинной границы, не затрагивая глубокие слои, а это препятствует воспалению пульпы зуба и появлению чувствительности зубов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Зорина Оксана Александровна — д.м.н., проф., зав. отделением терапевтической стоматологии ФГБУ ЦНИИС и ЧЛХ Минздрава
России; профессор кафедры стоматологии Института стоматологии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
https://orcid.org/0000-0002-4143-4513; e-mail: zorina-cniis@yandex.ru; тел.: +7(910)469-3849

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.