Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Симакова А.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Горбатова Л.Н.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Гржибовский А.М.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России;
Казахский национальный университет им. аль-Фараби;
Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова

Горбатова М.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Гольдберг М.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Удовлетворенность пациентов взаимодействием с врачами-стоматологами муниципальной поликлиники: общий уровень и влияющие на него факторы

Авторы:

Симакова А.А., Горбатова Л.Н., Гржибовский А.М., Горбатова М.А., Гольдберг М.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2023;102(2): 34‑39

Просмотров: 1000

Загрузок: 15


Как цитировать:

Симакова А.А., Горбатова Л.Н., Гржибовский А.М., Горбатова М.А., Гольдберг М.А. Удовлетворенность пациентов взаимодействием с врачами-стоматологами муниципальной поликлиники: общий уровень и влияющие на него факторы. Стоматология. 2023;102(2):34‑39.
Simakova AA, Gorbatova LN, Grjibovski AM, Gorbatova MA, Goldberg MA. Satisfaction with dentist-patient interaction at the municipal polyclinic: level and affecting factors. Stomatology. 2023;102(2):34‑39. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202310202134

Рекомендуем статьи по данной теме:
Не­ко­то­рые ас­пек­ты ор­га­ни­за­ции и ана­лиз по­ка­за­те­лей ор­то­дон­ти­чес­кой по­мо­щи в Ря­за­ни и Ря­зан­ской об­лас­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6):28-32
Оцен­ка па­ци­ен­та­ми эф­фек­тив­нос­ти кур­са про­це­дур би­оре­ви­та­ли­за­ции ко­жи ли­ца: прос­пек­тив­ное ис­сле­до­ва­ние. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):93-100
Тре­нинг меж­ве­домствен­ной ком­му­ни­ка­ции вра­чей — су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):57-61
Вли­яние внед­ре­ния стан­дар­та ISO 9001 на эф­фек­тив­ность де­ятель­нос­ти ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):43-52
Ста­тис­ти­чес­кий ана­лиз жа­лоб па­ци­ен­тов при пер­вич­ной и вто­рич­ной ри­ноп­лас­ти­ке. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):28-35

Введение

Стоматологические вмешательства сопровождаются большим эмоциональным стрессом, поэтому для успешного взаимодействия с пациентом врач-стоматолог должен проявить к нему повышенное внимание и участие [1]. Все методики по уменьшению уровня тревоги на стоматологическом приеме основаны на установлении доверительного контакта между врачом и пациентом [2]. Эффективное общение во время приема оказывает прямое влияние на результат лечения [3, 4].

Современный пациент имеет свободный доступ к источникам информации и осведомлен о достижениях медицинской науки [5]. В связи с этим врачи стали отмечать увеличение количества конфликтов с пациентами и связывают это с повышением требований к оказываемому лечению [6]. Большинство жалоб, поступающих на медицинских работников, обусловлены именно претензиями к уровню общения в системе «врач — пациент». Умение выслушать, построить доверительный контакт, создать необходимые комфортные условия для пациента является важным аспектом в повседневной работе врача [7].

Опросы пациентов, испытывающих страх по поводу стоматологического лечения, показали, что для пациентов понимание и принятие стоматологами их потребностей и опасений важнее, чем профессиональная компетентность врача [2]. По данным анализа онлайн-отзывов, оставленных пациентами на сайтах в Норвегии, доля положительных отзывов составила 93,3%, а в США — 63% [8, 9]. В результате анализа отзывов из другого онлайн-источника в США установлены взаимосвязь с полом и возрастом врача, а также влияние такого фактора, как длительность ожидания приема [10].

При оценке анкетирования пациентов в стоматологических клиниках Калуги 84,6% оказались удовлетворены приемом, 5,5% — не удовлетворены, затруднились ответить 9,9% респондентов [11]. В Свердловске показатель удовлетворенности достигал 98,27%, в Москве и Рязани — 75% [12, 13]. В клиниках Казани анкетирование показало более высокий уровень оценок в негосударственном секторе стоматологических услуг по сравнению с государственным [14]. В исследованиях использовали разные инструменты измерения результативного признака, поэтому сравнить оценки между собой невозможно.

Цель исследования — оценка уровня удовлетворенности пациентов взаимодействием с врачами-стоматологами муниципальной стоматологической поликлиники и того, влияют ли специальность и возраст врача, а также пол и возраст пациента или его законного представителя на этот уровень.

Материал и методы

Пациенты, обратившиеся за медицинской помощью в государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области «Северодвинская стоматологическая поликлиника» в период с 01.03.21 по 17.01.22, были приглашены принять участие в исследовании.

Из 7285 пациентов, обратившихся к 8 врачам, в исследовании приняли участие 596. Пациентам было предложено заполнить анонимную анкету из 10 вопросов (табл. 1), выбрав один из предложенных вариантов ответа на вопрос и поставив оценку от 1 («плохо») до 5 («отлично») или («невозможно оценить»). В случае если возраст пациента составлял менее 15 лет, анкета заполнялась его законным представителем. Оценку проводили по 10 доменам с помощью валидированной анкеты (табл. 2) [15].

Таблица 1. Анкета пациента

Пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы предоставить обратную связь для врача, который лечил Вас.

Как это было? Поведение врача

Плохо

Средне

Хорошо

Очень хорошо

Отлично

Невозможно оценить

1. Рассказывал Вам все. Был правдивым, искренним и откровенным. Не скрывал информацию, которую Вам следовало знать

1

2

3

4

5

#

2. Тепло Вас приветствовал, предпочитал называть Вас по имени и отчеству. Был дружелюбен и никогда не был раздражительным или грубым

1

2

3

4

5

#

3. Обращался с Вами как с равным. Никогда не говорил с Вами свысока или как с ребенком

1

2

3

4

5

#

4. Предоставлял Вам возможность рассказывать свою историю. Слушал внимательно. Задавал точные вопросы. Не прерывал Вас, пока Вы говорили

1

2

3

4

5

#

5. Проявлял к Вам интерес как к личности. Не показывал, что ему скучно. Не игнорировал то, что Вам нужно было сказать

1

2

3

4

5

#

6. Предупреждал Вас во время осмотра о том, что собирается делать и почему. Говорил Вам, что обнаружил

1

2

3

4

5

#

7. Обсуждал с Вами варианты, спрашивал Ваше мнение, предлагал выбор и позволял Вам помочь решить, что делать. Спрашивает Вас, что Вы думаете, перед тем как объяснить, что будет делать

1

2

3

4

5

#

8. Поощрял Вас задавать вопросы. Отвечал на них четко, никогда не избегал вопросов или возможности дать полную информацию

1

2

3

4

5

#

9. Объяснял, что Вам надо знать о Ваших проблемах, как и почему они появились и чего ожидать в будущем

1

2

3

4

5

#

10. Использовал слова, которые Вы можете понять, когда объяснял Ваши проблемы и лечение. Объяснял любые технические и медицинские термины на понятном языке

1

2

3

4

5

#

Таблица 2. Коэффициенты регрессии (β) и 95% доверительные интервалы (ДИ), величина достигнутого уровня значимости (p) для оценки связи между коммуникативными навыками, специальностью и возрастом врача

Коммуникативный навык

Специальность врача

Возраст врача

хирург

детский стоматолог

терапевт

β

95% ДИ

p

β

95% ДИ

p

β

95% ДИ

p

β

95% ДИ

p

Информирование

–0,12

–0,35; 0,11

0,299

–0,56

–0,80; –0,31

<0,001

–0,76

–0,97; –0,55

<0,001

–0,01

–0,01; 0,00

0,020

Тон общения

–0,14

–0,37; 0,08

0,215

–0,62

–0,87; –0,38

<0,001

–0,88

–1,00; –0,58

<0,001

–0,00

–0,01; 0,01

0,404

Общение на равных

–0,18

–0,38; 0,02

0,083

–0,38

–0,60; –0,16

<0,001

–0,82

–1,01; –0,63

<0,001

–0,01

–0,02; –0,01

<0,001

Активное слушание

–0,32

–0,55; –0,09

0,006

–0,61

–0,85; –0,36

<0,001

–0,72

–0,93; –0,50

<0,001

–0,01

–0,02; 0,00

0,004

Проявление интереса

–0,46

–0,72; –0,20

0,001

–0,52

–0,80; –0,24

<0,001

–0,95

–1,19; –0,41

<0,001

–0,01

–0,01; 0,00

0,040

Объяснение

–0,32

–0,53; –0,11

0,003

–0,70

–0,95; –0,47

<0,001

–0,83

–1,03; –0,64

<0,001

–0,01

–0,01; 0,00

0,069

Выбор лечения

–0,62

–0,89; –0,36

<0,001

–0,75

–1,03; –0,47

<0,001

–1,18

–1,42; –0,94

<0,001

0,00

–0,01; 0,01

0,808

Поощрение

–0,28

–0,52; –0,04

0,021

–0,44

–0,70; –0,19

0,001

–0,94

–1,16; –0,72

<0,001

–0,01

–0,01; –0,00

0,015

Прогноз

–0,29

–0,51; –0,07

0,010

–0,31

–0,55; –0,08

0,010

–0,74

–0,94; –0,54

<0,001

–0,01

–0,01; 0,00

0,050

Терминология

–0,07

–0,29; –0,15

0,540

–0,54

–0,77; –0,30

<0,001

–0,84

–1,05; –0,63

<0,001

0,00

–0,00; 0,01

0,198

Примечание. Все коэффициенты рассчитаны с коррекцией на перемеренные, указанные в таблице, а также на возраст и пол пациента или его законного представителя.

Для оценки уровня удовлетворенности пациентов использована шкала баллов от 0 до 5,0, где уровень от 0 до 1 — критический, от 1,1 до 2,4 — тревожный, от 2,5 до 3,5 — удовлетворительный, от 3,6 до 4,1 — хороший, от 4,2 до 5,0 — превосходный [15]. Анкетирование пациентов проводилось после посещения врача-стоматолога детского, врача-стоматолога-терапевта, врача-стоматолога-хирурга и врача-ортодонта.

Нормальность распределения результативного признака проверяли с помощью квантильных диаграмм и критерия Шапиро—Уилка. Отклонения были незначительными, поэтому на основании относительно большого размера выборочной совокупности, линейного вида квантильных диаграмм и показателя асимметрии для всех зависимых переменных в диапазоне от –1,0 до 1,0 было принято решение использовать параметрические методы анализа. В качестве центральных тенденций рассчитывали средние арифметические, а мер рассеяния — среднеквадратические отклонения. Межгрупповые сравнения проводили с помощью однофакторного дисперсионного анализа (one-way ANOVA). Условие равенства дисперсий проверяли с помощью критерия Levene. При различных дисперсиях применяли критерий Уэлча (Welch test). Независимые связи между уровнем удовлетворенности взаимодействием в диаде «врач — пациент» и специальностью врача, возрастом врача, возрастом и полом пациента оценивали с помощью многомерного линейного регрессионного анализа с проверкой всех условий и ограничений его выполнения. В качестве меры связи представляли коэффициенты регрессии (β) с 95% доверительными интервалами (ДИ). В качестве референтной группы была взята специальность с наивысшими показателями удовлетворенности пациентов (врач-ортодонт). Для минимизации вероятности ошибки первого рода, то есть отклонения верной нулевой гипотезы, считали статистически значимыми только различия на уровне менее 0,005, что в отличие от традиционных 0,05 дает значительно меньшую вероятность ложноположительных результатов и рекомендуется профессиональными биостатистиками в последние годы [16]. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета статистических программ Stata v. 15.0 (Stata Corp, США).

Результаты и обсуждение

Описание выборочной совокупности в зависимости от специальности врача представлено в табл. 3.

Таблица 3. Описание выборочной совокупности

Специальность врача

Число врачей

Число пациентов

Доля пациентов-женщин, %

Стоматолог-терапевт

3

272

59,5

Стоматолог-хирург

2

134

76,1

Стоматолог детский

2

115

56,5

Ортодонт

1

75

72,0

Всего

8

596

60,9

Пациенты оценивали уровень удовлетворенности по всем доменам как хороший и выше (рисунок).

Средние оценки удовлетворенности пациентов после приема в стоматологической поликлинике в зависимости от специальности врача.

По оси абсцисс: домены, обозначающие уровни удовлетворенности пациентов приемом ортодонта, хирурга, детского стоматолога, терапевта. По оси ординат: шкала оценок в баллах от 0 до 5,0, где уровень от 0 до 1 — критический, от 1,1 до 2,4 — тревожный, от 2,5 до 3,5 — удовлетворительный, от 3,6 до 4,1 — хороший, от 4,2 до 5,0 — превосходный.

Вместе с тем в ходе дисперсионного анализа выявлены статистически значимые различия между средними значениями по каждому из доменов как между специальностями, так и между врачами одной специальности (все p<0,001) [17]. Результаты многомерного регрессионного анализа представлены в табл. 2. Удовлетворенность по всем доменам (кроме домена «Прогноз») ниже у пациентов, посетивших врача-стоматолога-терапевта и врача-стоматолога детского, по сравнению с удовлетворенностью взаимодействием с врачом-ортодонтом. «Проявление интереса», «Выбор лечения» и «Объяснение» — это те домены, в которых пациенты менее удовлетворены взаимодействием с врачом-стоматологом-хирургом по сравнению с врачом-ортодонтом.

Высокие показатели удовлетворенности взаимодействием с врачом-ортодонтом можно объяснить рядом факторов. Во-первых, в большинстве случаев, приходя на прием к врачу-ортодонту, пациенты находятся в более располагающем к общению эмоциональном состоянии, оно не может негативно повлиять на оценку происходящего на приеме. Пациенты не находятся в состоянии стресса, вызванного болью, их состояние не требует неотложной медицинской помощи. Во-вторых, на ортодонтическом приеме практически отсутствуют болезненные для пациента манипуляции, что минимизирует уровень стресса и помогает расположить пациента к кооперации. В-третьих, первичный прием врача-ортодонта в большей степени построен на общении с пациентом. У врача-ортодонта гораздо больше времени выделяется на общение с пациентом и его родителями в отличие от стоматологов других специальностей, что позволяет более эффективно выстроить доверительные отношения на приеме. Такие отношения необходимы для того, чтобы собрать жалобы, анамнез, провести диагностику и составить план лечения.

По всем представленным навыкам общения самые низкие показатели у врачей-стоматологов-терапевтов. Из представленных показателей врачей-стоматологов-терапевтов выше остальных оценен навык активного слушания, то есть врач предоставлял возможность рассказывать свою историю, слушал внимательно, задавал точные вопросы, не прерывал пациента; навык прогнозирования дальнейшего развития заболевания, то есть врач объяснял пациенту, что надо знать о возникших проблемах, как и почему они появились и чего ожидать в будущем; навык информирования, то есть врач был правдивым, искренним и откровенным, давал исчерпывающую информацию для пациента. Ниже всего оценены навыки предоставления для пациента возможности выбора метода лечения, проявления интереса к пациенту как к личности, поощрения пациентов задавать возникающие вопросы. Ввиду ограниченного времени на проведение трудоемких лечебных манипуляций и необходимости выполнения диагностических мероприятий в условиях первичного приема врач-стоматолог-терапевт не имеет достаточно времени для выстраивания доверительных отношений в диаде «врач — пациент».

При оценке коммуникативных навыков врачей-стоматологов-хирургов пациенты выше всего оценили используемую врачами терминологию (то есть врачи объясняли любые технические и медицинские термины на понятном языке), информирование пациентов, тон общения, а ниже всего были оценены такие навыки, как предоставление пациенту вариантов лечения на выбор, проявление интереса к пациенту как к личности, общение на равных и поощрение задавать возникающие вопросы. Количество времени, выделенное врачу-стоматологу-хирургу на одного пациента, не позволяет проявить в полной мере интерес к человеку как к личности, проявить внимание и участие. Кроме того, врач-стоматолог-хирург ограничен своей специальностью в предложении выбора метода лечения.

При оценке взаимодействия врача-стоматолога детского с пациентом выявлен высокий уровень таких навыков, как прогнозирование дальнейшего развития заболевания, общение с пациентом на равных, поощрение задавать возникающие вопросы, ниже всего были оценены навыки предложения вариантов лечения, объяснения пациенту своих действий во время осмотра. Общение с детьми и их родителями требует от врача хорошо развитых коммуникативных навыков. В условиях ограниченного времени больше всего страдает аргументация выбора лечения и пояснение действий врача во время приема.

Следует отметить, что статистически значимые различия между врачами-стоматологами-терапевтами выявлены в таких навыках общения врача, как обращение с пациентом на равных, активное слушание, предоставление возможности рассказывать свою историю, объяснение своих действий и сложных медицинских терминов простым языком. Между врачами-стоматологами детскими различия только по таким показателям, как обращение с пациентом на равных и прогнозирование возможного дальнейшего состояния пациента, а между врачами-стоматологами-хирургами — только по обсуждению возможных вариантов лечения пациента.

Возраст врача также влияет на некоторые показатели удовлетворенности. С увеличением возраста врача отмечается ухудшение таких коммуникативных навыков врачей, как общение с пациентом на равных, активное слушание. Возраст и пол пациента не оказал статистически значимого влияния на показатели удовлетворенности при оценке коммуникативных навыков врачей.

Таким образом, возникает проблема создать доверительные отношения с пациентом в условиях ограниченного времени на прием. В современном мире реализация индивидуального подхода к пациенту необходима для успешного взаимодействия в системе «врач — пациент», что особенно сложно обеспечить, используя одинаковые временны́е рамки для приема каждого пациента. Система профессиональной подготовки не предусматривает специальную психологическую подготовку будущих стоматологов к условиям приема. Коммуникативные навыки как основа профессиональной компетентности врача обусловлены исходным набором личных качеств, сформировавшихся в течение жизни, а не в ходе профессионального обучения. Возможность корректирования времени на прием пациента в зависимости от его нужд, а также совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов могли бы повысить уровень удовлетворенности пациентов взаимодействием с врачами-стоматологами.

Заключение

Изучив уровень удовлетворенности взаимодействием пациентов с врачами-стоматологами, мы выявили высокий уровень коммуникативных навыков врачей различных специальностей. Более низкие показатели удовлетворенности пациентов можно объяснить ограничением времени на прием пациента и недостаточной специализированной подготовкой врачей-стоматологов. При этом абсолютные значения свидетельствуют о том, что, несмотря на выявленные различия, показатели удовлетворенности работой всех врачей высокие. Оценка удовлетворенности приемом врача служит важным показателем для определения путей развития образования специалистов и организации оказания медицинской помощи в стоматологии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.