Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Андреева С.Н.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, Москва, Россия

Гусаров А.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Фетисов В.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Анализ судебной практики по гражданским делам, связанным с дефектами оказания стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г.

Авторы:

Андреева С.Н., Гусаров А.А., Фетисов В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2690

Загрузок: 144


Как цитировать:

Андреева С.Н., Гусаров А.А., Фетисов В.А. Анализ судебной практики по гражданским делам, связанным с дефектами оказания стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г.. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(3):44‑48.
Andreeva SN, Gusarov AA, Fetisov VA. The analysis of the judicial practice of treating the civil lawsuits concerning the inadequate dental health service appeals launched by the patients in the Russian Federation during the period from 1993 to 2017. Forensic Medical Expertise. 2018;61(3):44‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201861344-48

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
При­чин­но-следствен­ные свя­зи в су­деб­ной ме­ди­ци­не в слу­ча­ях ос­трых ки­шеч­ных ин­фек­ций. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):19-23
Диаг­нос­ти­чес­кие кри­те­рии при­чи­ны смер­ти от действия низ­кой тем­пе­ра­ту­ры на воз­ду­хе и в во­де, ус­та­нав­ли­ва­емые с по­мощью тра­ди­ци­он­ных ме­то­дов эк­спертно­го ис­сле­до­ва­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):29-33
Ят­ро­ген­ная па­то­ло­гия или ред­кая бо­лезнь?. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):45-49
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев утоп­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 год. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):11-15
Ин­но­ва­ции в су­деб­ной ме­ди­ци­не: дос­то­вер­ность, до­ка­за­тель­ность и эф­фек­тив­ность про­во­ди­мых эк­спер­тиз в ус­ло­ви­ях чрез­вы­чай­ной си­ту­ации при мас­со­вой ги­бе­ли лю­дей. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):22-26
Ана­лиз де­фек­тов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи де­тям по ма­те­ри­алам ко­мис­си­он­ных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз, вы­пол­нен­ных в Рес­пуб­ли­ке Уз­бе­кис­тан. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):15-18
О со­вер­шенство­ва­нии нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния под­го­тов­ки кад­ров спе­ци­алис­тов в сфе­ре го­су­дарствен­ной су­деб­но-ме­ди­цин­ской де­ятель­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):62-66
Ис­поль­зо­ва­ние ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та в сов­ре­мен­ной сто­ма­то­ло­гии в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(5):42-45
Из­ме­не­ния в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти в 2024 го­ду и что при этом не­об­хо­ди­мо знать вра­чам — анес­те­зи­оло­гам-ре­ани­ма­то­ло­гам, учас­тву­ющим в про­ве­де­нии ком­плексных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):104-109

Проблема качества оказания медицинской помощи, в том числе стоматологической, остается одной из самых актуальных в отечественной медицине и непосредственно связана с вопросами профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи [1—10]. Категория «качество медицинской помощи» (КМП) достаточно сложна как в определении, так и в оценке. Понятие «качественная медицинская помощь» имеет много составляющих, что обусловливает неоднозначность законодательно закрепленных определений основных ее характеристик: «правильность выбора метода лечения и диагностики», «степень достижения запланированного результата лечения» и т. д. [11—15]. Эти характеристики установлены Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Проблемы оценки качества стоматологической помощи связаны с трудностями формулирования четких, формально определенных критериев ее оценки. Существование объективных сложностей в оценке качества проведенного стоматологического лечения закономерно увеличивает количество пациентов, желающих отстаивать свои права в судебном порядке.

В действительности подобные тенденции отмечаются по всем видам судопроизводства. Так, за 2013—2016 гг. количество гражданских дел, рассмотренных судами общей юрисдикции первой инстанции, увеличилось на 37% [16]. Определенное влияние на состояние дел будет оказывать и вступивший в действие с 01.01.17 Федеральный закон № 220-ФЗ от 23.06.16 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». Этот закон установил для граждан возможность подачи искового заявления в электронном виде через личный кабинет на сайте суда или через портал государственных услуг (п. 1, ст. 6).

Косвенными критериями качества оказываемой в РФ стоматологической помощи могут служить качественные и количественные показатели, характеризующие судебную практику по делам, связанным с дефектами в работе врачей-стоматологов. Системный анализ исковых заявлений, судебных решений, а также судебно-медицинских экспертиз помогает выявить наиболее «слабые места» и проблемные «зоны» в работе врачей-стоматологов, разработать стратегию развития данной специальности и составить необходимый перечень профилактических мероприятий с учетом существующих тенденций в отечественной судебной практике.

Вступивший в силу с 01.07.10 Федеральный закон № 262-ФЗ от 22.12.08 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (далее ФЗ № 262) установил принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов через Интернет-ресурсы. До настоящего времени по причине организационных, кадровых, технических и технологических проблем единой и полной базы данных (БД) еще не существует. Тем не менее уже с начала 2000-х годов в Российской Федерации активно создаются государственные и коммерческие информационные системы и БД, которые реализуют задачи по формированию единого информационного пространства судов.

Цель исследования — выявление характерных особенностей и закономерностей в динамике гражданского судопроизводства по вопросам качества оказания стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г.

Исследовали судебную практику по гражданским делам стоматологического профиля (некачественное оказание хирургической, ортопедической, терапевтической и другой стоматологической помощи) из официально опубликованных судебных решений. Анализировали все дела, рассмотренные в судах общей юрисдикции, начиная с 1993 г. За последнее десятилетие количество таких дел значительно увеличилось. В связи с этим более подробный анализ осуществляли по решениям гражданских судов, принятым за последние 5 лет (2013—2017).

Количество судебных решений, представленных в различных информационных системах за последние годы, остается стабильно большим и имеет тенденцию к росту. Подобная ситуация спровоцирована не столько ухудшением качества оказываемой стоматологической помощи, сколько ростом правосознания российских граждан [17]. Вместе с тем можно отметить комплекс взаимосвязанных причин как нормативно-правового, так и социально-психологического характера, требующих отдельного исследования соответствующими специалистами.

Полученные данные по общему количеству дел о некачественном стоматологическом лечении представлены в структурированном виде по 5-летним и одному 10-летнему периодам (табл. 1).

Таблица 1. Статистика судебных решений по гражданским делам, связанным с некачественным оказанием стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г. (по данным БД «Caselook» на 01.12.17)
Такое распределение обусловлено тем, что до начала 2000-х годов спорные вопросы о качестве стоматологического лечения регулировались главным образом в досудебном порядке и таких дел возбуждалось достаточно мало. При сопоставлении значений по 5-летним периодам четко прослеживается растущая динамика количества таких дел. Так, за последние 5 лет (2013—2017) прирост подобных дел по сравнению с предыдущим периодом составил почти 128%​1​᠎.

Другим важным аспектом данной проблемы является увеличение процента исков, признанных судами обоснованными. Такое положение дел спровоцировано не столько правовой активностью граждан и возможным ухудшением качества стоматологической помощи, сколько отсутствием валидных методик оценки качества и результатов лечения, обосновывающих адекватность примененных методов лечения и полученных результатов в конкретных клинических условиях. Это во многом не позволяет врачам-стоматологам объективно и убедительно отстаивать «свои» интересы в судах. Процесс формирования валидных методик пока далек от завершения, несмотря на наличие утвержденных протоколов лечения (клинические рекомендации) и критериев оценки качества оказания медицинской помощи по некоторым группам стоматологических заболеваний​2​᠎.

Эксперты, проводившие анализ обоснованности претензий пациентов к качеству стоматологического лечения, отмечают высокий процент гражданских дел (до 48), в которых отсутствуют какие-либо дефекты оказания стоматологической помощи и основания для компенсации ущерба [17, 18]. Юристы, занимающиеся делами, связанными с причинением вреда здоровью, также отмечают, что до 30% дел по некачественному оказанию именно стоматологической помощи связаны либо с необоснованным желанием пациентов обогатиться, либо с желанием получить правовую «компенсацию» за невозможность получения результата, на который они рассчитывали [19, 20].

Количественное распределение претензий пациентов по видам стоматологической помощи за период 2013—2017 гг. представлено в табл. 2.

Таблица 2. Распределение гражданских дел с учетом оказанной стоматологической помощи за период 2013—2017 гг. (по данным БД «Правосудие» на 01.12.17)
Из данных табл. 2 видно, что общее количество гражданских дел меньше, чем сумма отдельных претензий, так как при комплексном стоматологическом лечении один иск мог включать претензии к работе нескольких специалистов: например, одновременно к врачу-стоматологу-терапевту и врачу-стоматологу-ортопеду или к врачу-стоматологу-хирургу и врачу-рентгенологу и т. д. Эти результаты вполне ожидаемы и закономерны. Они согласуются с имеющимися данными о том, что оказание именно ортопедической стоматологической помощи вызывает наибольшее число претензий со стороны пациентов. Объясняется это объективными техническими сложностями данного вида лечения и наибольшим риском возникновения неудовлетворенности пациентов достигнутыми результатами лечения протезами, не соответствующими их ожиданиям и представлениям. Стоматологам-ортопедам иногда сложно заранее информировать пациента об индивидуальных параметрах будущих протезов. Различие в процентах неудовлетворенностью работой стоматологов-ортопедов, стоматологов-хирургов и стоматологов-терапевтов очень незначительно, поэтому можно считать, что эта проблема в равной степени затрагивает все стоматологические специальности.

Анализ стоматологической судебной практики по вопросам компенсации морального вреда за некачественно проведенное лечение подтвердил наши предположения о том, что в ближайшее время эта проблема может выйти на первый план положительных судебных решений. Помимо увеличения общего количества дел, иски пациентов, содержащие претензии, связанные с причинением в ходе лечения физической боли, утратой функций, нравственными переживаниями, обострением имеющихся или появлением новых заболеваний, обусловленных неправильным стоматологическим лечением, за последний 5-летний период существенно возросли (табл. 3).

Таблица 3. Статистические данные о судебных делах, связанных с исковыми требованиями о компенсации морального вреда за некачественное оказание стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г. (по данным БД «Caselook» на 01.12.17)
Так, в первой половине 2017 г. оказалось 48,7% полностью удовлетворенных исков о причинении морального вреда за некачественную стоматологическую помощь (39 исков по 80 делам).

Другим важным параметром, характеризующим данную проблему, является существенный рост размеров финансовых компенсаций морального вреда, запрашиваемых истцами. В Интернете из текстов судебных решений часто исключают данные о размере компенсации (в соответствии с п. 3, ст. 15, ФЗ № 262). Нам удалось получить сведения только о 49 делах, связанных с компенсацией морального вреда за некачественную стоматологическую помощь (табл. 4).

Таблица 4. Соотношение гражданских дел, связанных с компенсацией морального вреда за некачественно оказанную стоматологическую помощь за первое полугодие 2017 г. (по данным БД «Правосудие» на 01.07.17)

Из данных табл. 4 невозможно определить явного лидера среди стоматологических специальностей по количеству претензий со стороны пациентов. Совершенно ожидаемо, что наибольшее количество исков (25%) связано с оказанием стоматологической хирургической и ортопедической помощи с использованием дентальных имплантатов. Достаточно часто требования компенсации морального вреда выдвигались по поводу дефектов оказания терапевтического (22,5%), ортопедического (20,5%) и хирургического лечения (16%).

Следует отметить, что не вся стоматологическая помощь оказывалась пациентам только в виде платных услуг. Например, в некоторых делах исковые требования о компенсации морального вреда на сотни тысяч рублей выдвигались пациентами, неудовлетворенными качеством лечения, выполненного по государственным программам бесплатного оказания помощи населению.

Пример № 1. В Ломоносовском районном суде Архангельска рассматривалось гражданское дело по иску гр-на К. (официальный представитель — отец ребенка) к детской стоматологической поликлинике. По мнению гр-на К., его ребенку был причинен вред здоровью, связанный с неправомерным удалением зубов по ортодонтическим показаниям (в рамках программы обязательного медицинского страхования). Размер компенсации морального ущерба родители ребенка оценили в 1 млн руб. Такой размер компенсации объяснялся тем, что врач-стоматолог-ортодонт, составляя план лечения, ввел родителей в заблуждение, обосновав необходимость удаления молочных зубов 5.5, 6.4 и 7.5. После их удаления родители выяснили, что разрушенный зуб (6.4) был не молочным, а постоянным (2.4) и сочли, что ребенку причинен значительный вред. В ходе судебно-медицинской экспертизы было доказано, что родители ребенка были лишены возможности отказаться от лечения, поэтому было принято решение о взыскании в пользу несовершеннолетнего пациента компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Пример № 2. В Красноярском краевом суде гр-ка В. предъявляла требования о взыскании со стоматологической поликлиники морального вреда в размере 1 млн руб. за некачественное эндодонтическое лечение одного зуба (1.1). Осложнения проведенного лечения по поводу гнойно-воспалительного процесса в области трех зубов (1.1, 1.2, 1.3): одонтогенный остеомиелит, сепсис, нисходящая атрофия зрительного нерва и птоз верхнего века правого глаза — привели к потере зрения. Суд пришел к обоснованному выводу, что медицинская помощь была оказана некачественно, однако в ходе судебно-медицинской экспертизы не удалось однозначно установить причину воспалительного процесса. В результате с учетом фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий гр-ки В., степень вины причинителей вреда, суд определил размер компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб.

В 71,5% случаев основными ответчиками были медицинские организации, относящиеся к обществам с ограниченной ответственностью (ООО) и им подобным (ОАО, ЗАО), и только в 26,5% случаев — стоматологические организации государственной и муниципальной форм собственности.

Обращает на себя внимание статистика регионального распределения судебных дел, связанных с некачественным оказанием стоматологической помощи населению страны. Из 85 субъектов Российской Федерации подобные дела за период 2013—2017 гг. рассматривались в 78 регионах (база данных «РосПравосудие»).

Анализ судебной практики по делам, связанным с требованиями компенсации морального вреда, выявил еще одну особенность. В общей структуре проанализированных судебных решений за 2017 г. ни один из исков не был удовлетворен в полном объеме. Чаще всего пациенты выдвигали требования о моральной компенсации в размерах от 10 000 до 150 000 руб. и от 400 000 до 1 млн руб. Удовлетворены иски были частично в размерах, не превышающих, как правило, 50 000 руб. Суммы выплат компенсаций за причиненный некачественным стоматологическим лечением моральный вред были не очень значительными.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 1 от 26.01.10 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» необходимо отметить следующее:

— «не допускается зачет требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, с иными требованиями, в том числе с однородными» (п. 8). Это означает, что наряду с требованиями о компенсации морального вреда пациент может выдвигать требования о возмещении расходов по устранению недостатков, выплате штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, возврате стоимости проведенного лечения и т. д., т. е. общая сумма может увеличиться многократно;

— если будет доказано, что виновные действия потерпевшего (пациента) привели к возникновению или увеличению вреда здоровью, это может служить основанием для пропорционального уменьшения размера выплат (п. 17);

— поскольку при причинении вреда здоровью невозможно отрицать наличие физических и моральных страданий пациента, право на возмещение морального вреда презюмируется (является неоспоримым) и суд лишь устанавливает размер компенсации (п. 32).

Заключение

Анализ судебной практики по гражданским делам, связанным с некачественным оказанием стоматологической помощи населению Российской Федерации за период с 1993 по 2017 г., позволил выявить следующее:

— стойкую тенденцию ежегодного увеличения количества гражданских дел;

— равную степень риска возможного судебного разбирательства в случае неблагоприятных исходов лечения по всем стоматологическим специальностям;

— увеличение количества гражданских исков по поводу качества работы врачей, занятых работой в медицинских учреждениях, относящихся к обществам с ограниченной ответственностью (ООО) и др.;

— увеличение количества дел, в которых исковые заявления пациентов содержат высокие требования по компенсации морального вреда в размере от 400 000 до 1 млн руб. (судами данные требования удовлетворяются частично с выплатой порядка 50 000 руб.).

С учетом повышенного риска судебного разбирательства, возможности введения уголовной ответственности врачей за допущенные ошибки, необходимости соблюдения интересов как медицинского персонала, так и пациентов стратегия развития отечественной стоматологии должна быть направлена на следующее:

— скорейшую разработку и принятие стандартов (клинические рекомендации, протоколы) качества лечения при большинстве заболеваний зубочелюстной системы;

— совершенствование валидных методик оценки результатов лечения и качества оказанной стоматологической помощи;

— проведение мероприятий по внедрению механизмов страхования профессиональной ответственности врачей.

Несомненно, что главным результатом грамотно выстроенной стратегии развития с учетом разумного баланса между имеющимися ресурсами в отрасли и возможностями по удовлетворению спроса населения на стоматологические услуги должно явиться возрастание объема качественной стоматологической помощи населению.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

2e-mail: gusarov_68@mail.ru;
https://orcid.org/0000-0003-4270-1609;

3e-mail: fetisoff@rc-sme.ru;
https://orcid.org/0000-0002-9083-9082

1Данные за последний 5-летний период (2013–2017) наиболее достоверны, так как выполнялись требования ФЗ № 262 по опубликованию решений судов в Интернете.

2Приказ Министерства здравоохранения РФ № 203н от 10.05.17 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.